Дело №а-1218/2020
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
19 ноября 2020 года г.Брянск
Брянский областной суд в составе:
судьи областного суда Маклашова В.И.
при секретаре Смольняковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пронченко Григория Николаевича к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, государственному бюджетному учреждению «Брянскоблтехинвентаризация» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Представитель административного истца Пронченко Г.Н. – Мешков С.И. обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости следующих объектов недвижимости:
- нежилого помещения, площадью 696,8 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж №1, этаж №2, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> с кадастровым номером №, в размере его рыночной стоимости – 11 373 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года;
- земельного участка, площадью 1627 +/- 14 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: для эксплуатации таксомоторного парка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №, в размере его рыночной стоимости – 3 086 000 рублей по состоянию на 31 мая 2019 года;
- земельного участка, площадью 4243 +/- 20 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: для эксплуатации таксомоторного парка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №, в размере его рыночной стоимости – 1 236 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года.
В обоснование заявленного требования истец представил отчеты об оценке ИП Кулина Э.В. от 7 июля 2020 года № 121 и №122.
В судебное заседание, лица, участвующие по делу, не явились.
До судебного заседания представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, представитель административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области и ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» - Ребеко О.Е., представили письменные ходатайства и отзывы на административное исковое заявление и просили о рассмотрении дела без их участия.
Представителем административного ответчика управления имущественных отношений Брянской области представлен отзыв, согласно которому Управление возражает по существу заявленного требования, поскольку установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере заявленной рыночной стоимости приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. При этом право административного истца на установление кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости не оспаривает.
Согласно правовой позиции, изложенной в отзыве на административное исковое заявление, представитель административного ответчика ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» просит в удовлетворении иска отказать, так как оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости соответствует анализу предложений представленных на рынке недвижимости Брянской области. Заявленная же административным истцом рыночная стоимость не соответствует действительности, идентичные объекты недвижимости на открытом рынке по данной стоимости приобрести невозможно.
В возражениях на административное исковое заявление представитель управления Росреестра по Брянской области не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. Полагает, что Управление является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в рассмотрении дела, о времени и месте судебного разбирательства по делу, в соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ).
Исходя из положений указанного Федерального закона понятие кадастровая стоимость определяется как стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьями 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (статья 3).
Согласно частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В системе действующего правового регулирования кадастровая стоимость используется в основном для целей налогообложения, и законодательство прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (статья 11 Закона об оценочной деятельности).
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Брянской области утверждены приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года № 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области», а также актами ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация».
Как следует из материалов дела, Пронченко Г.Н. на праве общей долевой собственности принадлежит 54/100 доля нежилого помещения, площадью 696,8 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж №1, этаж №2, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, 46/100 доли принадлежит Бондареву Г.И., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Пронченко Г.Н. является арендатором следующих объектов недвижимости:
- земельного участка, площадью 1627 +/- 14 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: для эксплуатации таксомоторного парка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №, что подтверждается договором аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности №49360Г от 24 апреля 2019 года (л.д. 43-48);
- земельного участка, площадью 4243 +/- 20 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: для эксплуатации таксомоторного парка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №, что подтверждается дополнительным соглашением от 22 января 2019 года к договору аренды №49191 от 3 августа 2018 года земельного участка, находящегося в государственной собственности (л.д. 49-53).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 3 июля 2020 года №КУВИ-002/2020-5183689 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: №, по состоянию на 31 мая 2019 года составляет 9 287 104 рубля 57 копеек (л.д.5).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 3 июля 2020 года №КУВИ-002/2020-5183502 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: №, по состоянию на 1 января 2019 года составляет 2 038 167 рублей 48 копеек (л.д.23).
Кадастровая стоимость помещения, с кадастровым номером: № по состоянию на 1 января 2019 года составляет 22 759 278 рублей 78 копеек, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 3 июля 2020 года №КУВИ-002/2020-5183237 (л.д. 38).
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Брянской области утверждены приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года № 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области».
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: № определена на основании акта ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости №3-Г от 24 марта 2020 года.
В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база налога на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, признаваемым объектом налогообложения.
Согласно условий договоров аренды земельных участков, находящегося в государственной собственности №49360Г от 24 апреля 2019 года, №49191 от 3 августа 2018 года арендатором земельных участков с кадастровыми номерами №, № является административный истец, при этом, расчет арендной платы зависит от удельного показателя кадастровой стоимости за 1кв.м.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости влияют на права и обязанности административного истца, как арендатора, а также, учитывая, что результаты определения кадастровой стоимости нежилого помещения влияют на права и обязанности истца, как плательщика налога на имущество, то Пронченко Г.Н. вправе заявлять требование об оспаривании кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости. При этом выбранный административным истцом способ защиты права соответствует действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457 установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке (пункт 1).
С учетом указанных разъяснений, а также положений Федерального закона № 237-ФЗ о наделении органа регистрации права полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (ст.ст. 9, 13. 14), доводы представителя управления Росреестра по Брянской области о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, суд находит несостоятельными.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
В силу статьей 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.
Административный истец в обоснование заявленных требований об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной представил отчеты об оценке ИП Кулина Э.В. от 7 июля 2020 года № 121 и №122, в соответствии с которыми размер рыночной стоимости:
- нежилого помещения, площадью 696,8 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж №1, этаж №2, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> с кадастровым номером №, составляет – 11 373 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года;
- земельного участка, площадью 1627 +/- 14 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: для эксплуатации таксомоторного парка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №, составляет – 3 086 000 рублей по состоянию на 31 мая 2019 года;
- земельного участка, площадью 4243 +/- 20 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: для эксплуатации таксомоторного парка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №, составляет – 1 236 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, данным в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Принимая во внимание существенную разницу между кадастровой и рыночной стоимостью объектов оценки, в целях проверки доводов сторон и установления юридически значимых обстоятельств, по делу была назначена и проведена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО «РосЭкспертЪ», на разрешение которой были поставлены вопросы о соответствии представленных административным истцом отчетов об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и определении итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости.
Согласно заключению эксперта ООО «РосЭкспертЪ» №257-20 от 21 октября 2020 года отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости ИП Кулина Э.В. от 7 июля 2020 года № 121 и №122, соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям Федеральных стандартов оценки.
Данное заключение эксперта лицами, участвующими в рассмотрении дела, не оспаривается.
Суд принимает заключение эксперта в качестве надлежащего доказательства по делу, поскольку экспертиза назначалась непосредственно судом, эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, и заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
При разрешении дела суд также исходит из того, что в силу части 3 статьи 3 Закона об оценочной деятельности и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановления от 05 июля 2016 года № 15-П, согласно которым кадастровая стоимость как таковая представляет собой не объективно существующую безусловную величину, установленную (исчисленную и проверенную) в качестве действительной цены, обязательной для любых сделок с объектами недвижимости, а их предполагаемую (условную) стоимость, установленную в ходе корректного исполнения законных процедур государственной кадастровой оценки, которая считается достоверной, пока не пересмотрена по правилам оценочной деятельности с установлением в итоге столь же законной рыночной стоимости этих объектов; при этом для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, перед их кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки, поскольку соответствующая рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости; в то же время рыночная стоимость также представляет собой лишь наиболее вероятную, т.е. в любом случае приблизительную и не безусловную, цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на цене сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
При этом имеющиеся допустимые различия в методах оценки делают неизбежными не только несовпадение установленной на основании отчета оценщика стоимости с реальной ценой состоявшейся сделки, но и определенные расхождения между результатами разных оценок в отношении одного объекта недвижимости, при том, что и тот и другой результаты считаются достоверными постольку, поскольку они законно получены либо в процедурах массовой государственной кадастровой оценки, либо в порядке приведения кадастровой стоимости объекта к его рыночной стоимости на основании индивидуальной оценки.
Представители административных ответчиков, заинтересованных лиц, возражая против заявленной истцом рыночной стоимости объекта недвижимости, не представили суду конкретных замечаний на отчеты об оценке ИП Кулина Э.В. от 7 июля 2020 года № 121 и №122 и заключение эксперта ООО «РосЭкспертЪ» №257-20 от 21 октября 2020 года, которые бы свидетельствовали о несоответствии их требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, а также не представили доказательств иного размера рыночной стоимости.
При указанных обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска и установлении кадастровой стоимости следующих объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, установленной в отчетах об оценке ИП Кулина Э.В. от 7 июля 2020 года № 121 и №122:
- нежилого помещения, площадью 696,8 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж №1, этаж №2, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, в размере его рыночной стоимости – 11 373 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года;
- земельного участка, площадью 1627 +/- 14 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: для эксплуатации таксомоторного парка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №, в размере его рыночной стоимости – 3 086 000 рублей по состоянию на 31 мая 2019 года;
- земельного участка, площадью 4243 +/- 20 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: для эксплуатации таксомоторного парка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №, в размере его рыночной стоимости – 1 236 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года..
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов административного дела следует, что представитель административного истца направил путем почтового отправления в Брянский областной суд административное заявление 4 августа 2020 года.
Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Пронченко Григория Николаевича к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, государственному бюджетному учреждению «Брянскоблтехинвентаризация» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения, площадью 696,8 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж №1, этаж №2, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером №, в размере его рыночной стоимости – 11 373 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 1627 +/- 14 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: для эксплуатации таксомоторного парка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №, в размере его рыночной стоимости – 3 086 000 рублей по состоянию на 31 мая 2019 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 4243 +/- 20 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: для эксплуатации таксомоторного парка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №, в размере его рыночной стоимости – 1 236 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года.
Датой обращения о результатах определения кадастровой стоимости считать 4 августа 2020 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Брянского областного суда В.И.Маклашов
Решение в окончательной форме изготовлено 20 ноября 2020 года.