ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Доржиева Л.Б.
УИД: 04RS0001-01-2023-000617-50
№ дела в суде 1 инстанции 2-482/2023
Поступило 11.09.2023 г.
дело № 33-3549/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Улан-Удэ 27 сентября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Вагановой Е.С.,
судей коллегии Базарова В.Н., Чупошева Е.Н.
при секретаре Масловой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Баргузинского района в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ «Баргузинская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Республики Бурятия о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства здравоохранения Республики Бурятия по доверенности Осокиной И.А. на решение Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 25.07.2023 г., которым исковые требования удовлетворены и постановлено:
Обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия обеспечить финансирование мероприятий по строительству нового здания структурного подразделения ГБУЗ «Баргузинская центральная районная больница» врачебной амбулатории в с. Улюн Баргузинского района в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать ГБУЗ «Баргузинская центральная районная больница» обеспечить строительство нового здания его структурного подразделения врачебной амбулатории в с. Улюн Баргузинского района в течение восемнадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Вагановой Е.С., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, возражениями на неё, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, прокурор Баргузинского района Республики Бурятия, с учетом уточнений, просил обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия обеспечить финансирование мероприятий по строительству нового здания структурного подразделения ГБУЗ «Баргузинская центральная районная больница» врачебной амбулатории в с. Улюн Баргузинского района; ГБУЗ «Баргузинская центральная районная больница» обеспечить строительство нового здания его структурного подразделения врачебной амбулатории в с. Улюн Баргузинского района.
Требования мотивированы тем, что в уходе проведенной прверки установлено, что здание врачебной амбулатории в <...> возведено в ... году. Согласно заключению ООО «<...>» техническое состояние покрытия пола, техническое состояние деревянных окон определено как аварийное; состояние инженерных систем техническое состояние системы холодного водоснабжения - ограниченно работоспособное близкое к аварийному. В соответствии СП 31-114-2004 оценка технического состояния здания ограничено пригодное 3-й категории - когда общие затраты на реабилитацию объекта составят от 50% до 80% стоимости объекта обследования. Учитывая то, что приведение здания врачебной амбулатории в нормативное техническое состояние потребует выполнения большого объема работ по восстановлению и заменен его несущих конструкций сопоставимых с возведением нового, рекомендовано демонтировать сруб и возвести новое здание врачебной амбулатории соответствующее современным требованиям. Эксплуатация здания указанной врачебной амбулатории в настоящем неудовлетворительном техническом состоянии несет потенциальную угрозу для жизни и здоровья граждан: пациентов, работников учреждения здравоохранения и иных лиц, посещающих учреждение.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Зарубин И.Н. исковые требования в части сроков исполнения решения суда уточнил, просил обязать ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ» обеспечить строительство нового здания его структурного подразделения врачебной амбулатории в с. Улюн Баргузинского района в течение восемнадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ» по доверенности Худякова А.В. в судебном заседании исковые требования не признала и суду пояснила, что Министерством Здравоохранения Республики Бурятия была подана заявка на выделение финансирования для строительства врачебной амбулатории с.Улюн, однако Народным Хуралом Республики Бурятия данная заявка была отклонена. Финансированием для строительства нового здания нет. Уставом ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ» не предусмотрен вид деятельности «строительство». ЦРБ может только осуществлять капитальный и текущий ремонт здания.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Бурятия по доверенности Осокина И.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в их отсутствие, представила письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении исковых требований прокурора Баргузинского района отказать.
В судебное заседание представитель третьего лица Правительства Республики Бурятия в судебное заседание не явился, надлежаще извещены.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Бурятия по доверенности Осокина И.А. просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение в части отказа в удовлетворении исковых требований к Минздраву Республики Бурятия и ГАУЗ «Баргузинская ЦРБ», либо изменить формулировку резолютивной части решения суда в отношении Минздрава Республики Бурятия, обязав обеспечить финансирование больницы в течение шести месяцев с момента соответствующего внесения изменения в бюджет республики. Суд в нарушение ст.198 ГПК РФ не дал надлежащую правовую оценку доводам Минздрава Республики Бурятия. В решении суда не отражены обстоятельства, не приведены доводы (доказательства), в соответствии с которыми необходимо обязать Минздрав Республики Бурятия осуществить финансирование больницы в указанных целях, учитывая, что Минздравом Республики Бурятия приняты исчерпывающие меры для финансирования больницы. Минздрав Республики Бурятия полностью финансируется за счет средств республиканского бюджета. С 2018 года Минздравом Республики Бурятия и ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ» проводятся мероприятия по исполнению решения Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 04.12.2017 года, проводились расчеты для финансирования исполнения требований, подавались бюджетные заявки на дополнительное финансирование больницы в 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 годах. 13.04.2023 года была подана бюджетная заявка на поставку и монтаж быстровозводимого модульного здания врачебной амбулатории, которая была отклонена 13.06.2023 года. Считает, что требования истца к Минздраву Республики Бурятия являются неисполнимыми, поскольку оно находится в зависимости от Правительства Республики Бурятия, которое принимает решения об отклонении или удовлетворении бюджетных заявок. Требования к ГАУЗ «Баргузинская ЦРБ» не подлежат удовлетворению, так как больница не может осуществлять строительство, данный вид деятельности не является уставной для учреждения. Считает, что резолютивная часть решения суда не отвечает конституционному принципу исполнимости решения суда, поскольку не содержит четкой формулировки, какие действия должен совершать ответчик.
В возражениях на апелляционную жалобу И.о. прокурора Баргузинского района Республики Бурятия Толстихин К.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчика Министерства здравоохранения Республики Бурятия и третьего лица Правительства Республики Бурятия не явились, направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель истца прокурор Сметанина И.Г. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Проверив решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, здание врачебной амбулатории в с. Улюн, расположенной по адресу: <...>, общей площадью 375,8 кв.м., находится в оперативном управлении ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ».
Структурное подразделение ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ» врачебная амбулатория в с. Улюн оказывает медицинскую помощь населению МО СП «Улюнское».
Население, обслуживаемое Улюнской врачебной амбулатории с прикрепленными к нему ФАПами, составляет 2 318 человек, также прилегает к дороге Республиканского значения.
Собственником данного имущества является Республика Бурятия.
Полномочия собственника по управлению имуществом ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ» от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.
В марте 2022 года ООО «Эксперт» проведено инженерное обследование технического состояния объекта Баргузинской ЦРБ - здания врачебной амбулатории в с. Улюн по адресу: ул<...> о чем составлено соответствующее заключение.
Согласно заключению указанное здание возведено в ... год. 1. Фундамент имеет многочисленные трещины, характер трещин – силовой. Отмостка вокруг здания отсутствует. Не соответствует требованиям п.6.15.13 СП 14.13330.2018 Строительство в сейсмических районах. 2. Теплозащитные свойства стен не соответствуют требованиям закона об энергосбережении № 261 –ФЗ от 23.11.2009. Причина: во время продолжительной эксплуатации не было проведено ни одного комплексного капитального ремонта здания во время которого, в первую очередь, должны были осуществить утепление здания. 3. Повреждение грибком и гниение древесины перекрытия и стен сруба. Перекрытие в местах протечек с кровли имеют участки утраченной штукатурки, ремонт которого производится задеркой листами фанеры и ДВП. 4. Кровля волнистого шифера имеет трещины, сколы, утраты. Шиферная кровля с момента строительства ни разу не менялась. Отсутствие ремонта кровли более 52 лет нарушает требования ВСН 58-88 (р).
Из выводов экспертной оценки следует, что с учетом выявленных несоответствий общестроительным и антисейсмическим нормамтехническое состояниездания врачебной амбулатории в соответствии с ГОСТ 31937-2011 может быть определено как ограниченно работоспособное близкое к аварийному.В соответствии с терминами и определениями СП 13-102-2003 оценка технического состояния здания ограниченно работоспособное - категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации.В соответствии СП 31-114-2004 оценка технического состояния здания ограничено пригодное 3-й категории - когда общие затраты на реабилитацию объекта составят от 50% до 80% стоимости объекта обследования.
Учитывая то, что приведение здания врачебной амбулатории в нормативное техническое состояние потребует выполнения большого объема работ по восстановлению и заменен его несущих конструкций сопоставимых с возведением нового, рекомендовано демонтировать сруб и возвести новое здание врачебной амбулатории соответствующее современным требованиям.
Установив, что здание врачебной амбулатории является ограниченно работоспособным, что не оспаривалось в судебном заседании сторонами, районный суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия с такими выводами соглашается, исходя из следующего.
Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одним из полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан является организация оказания населению субъекта Российской Федерации медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании Постановления Правительства Республики Бурятия от 15 октября 2007 года N 319 «О министерстве здравоохранения Республики Бурятия» данное министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения на территории Республики Бурятия.
Основными задачи Министерства здравоохранения РБ являются: разработка в пределах своей компетенции основ государственной политики в области охраны здоровья населения на территории Республики Бурятия, организации охраны здоровья населения, обеспечение доступности медицинской помощи в объеме государственных гарантий, организация контроля за качеством предоставляемой населению медицинской помощи, разработка и представление в Правительство Республики Бурятия проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере здравоохранения.
В соответствии со ст.6.19.3 ст.6.19.4 Положения Минздрав РБ осуществляет финансирование, учет и контроль финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций (каковым и является ГАУЗ «Баргузинская центральная районная больница), организует мероприятия по укреплению материально-технической базы медицинских организаций за счет средств республиканского и федерального бюджетов.
В соответствии со ст.6.18 Распоряжения Минздрав РБ Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство полномочий, а также функций администратора доходов республиканского бюджета, главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных организаций (каковым и является ГАУЗ «Баргузинская ЦРБ»).
Таким образом, поскольку финансовое обеспечение, как и функции полномочия учреждения ГАУЗ «Баргузинская ЦРБ» от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство здравоохранения Республики Бурятия, суд приходит к выводу о том, что обязанность по финансированию мероприятий по капитальному ремонту структурного подразделения ГАУЗ «Баргузинская ЦРБ» должна быть возложена на Министерство здравоохранения Республики Бурятия.
Доводы жалобы о недостаточности средств в бюджете отклоняются судебной коллегией. Наличие обращений с бюджетной заявкой в Правительство Республики Бурятия о принятии необходимых мер для дополнительного финансирования ГАУЗ «Баргузинская ЦРБ», безусловно, свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны ответчика. Однако указанные обстоятельства не являются основанием для отмены решения, учитывая, что право граждан на охрану здоровья и благоприятную среду в условиях, исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов, не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств или иных обстоятельств.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости изложения резолютивной части решения в иной редакции и неисполнимости решения суда, судебной коллегией отклоняются, поскольку резолютивная часть решения не допускает двоякого толкования и суд, с учетом уставных целей и задач Минздрава РБ, обоснованно возложил на него обязанность по осуществлению финансирования мероприятий по строительству нового здания, что предполагает доведение до ГАУЗ «Баргузинская ЦРБ» денежных средств в требуемом для строительства объеме.
Доводы апелляционной жалобы направлены на повторное изложение своей позиции по делу, и по существу сводятся к несогласию с выводами суда, но не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 25 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) в течение трех месяцев, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Апелляционное определение в мотивированном виде изготовлено 03.10.2023 г.
Председательствующий:
Судьи коллегии: