Решение по делу № 2-21/2018 от 04.09.2017

Дело в„– 2-21/2018         

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 января 2018 РіРѕРґР°          РіРѕСЂРѕРґ Тверь

Калининский районный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Василенко Е.К.,

при секретаре Пушняковой О.С.,

с участием: представителя истца помощника прокурора Калининского района Тверской области Солуяновой Е.А.,

представителя ответчика Администрации МО Тверской области «Калининский район» по доверенности – Андреевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Калининского района Тверской области, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Третьяковой Л. А., Администрации муниципального образования «Красногорское сельское поселение» Калининского района Тверской области, Администрации муниципального образования Тверской области «Калининский район» о признании незаконными постановлений администрации муниципального образования «Красногорское сельское поселение» Калининского района Тверской области «О предоставлении в собственность земельного участка под объектом недвижимого имущества Третьяковой Л. А.» №, №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ, признании недействительными четырех договоров купли-продажи земельного участка №, №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ, применении последствий недействительности сделок, признании недействительными четырех деклараций об объектах недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

И.о. прокурора Калининского района Тверской области обратился в суд с исковым заявлением, поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Третьяковой Л. А., Администрации муниципального образования «Красногорское сельское поселение» Калининского района Тверской области (далее по тексту – администрации МО «Красногорское сельское поселение»), в котором, с учетом уточнений, на основании пункта 6 части 2 статьи 39.3, части 1 статьи 39.20 земельного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статей 12, 130, 131, 166, 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил:

признать незаконными постановления администрации МО «Красногорское сельское поселение» «О предоставлении в собственность земельного участка под объектом недвижимого имущества Третьяковой Л. А.» №, №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ,

признать недействительными четыре договора купли-продажи земельного участка №, №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ,

применить последствия недействительности ничтожных сделок №, №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ,

признать недействительными четыре декларации об объектах недвижимого имущества с кадастровыми номерами <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

    Р’ обоснование требований указано, что РІ С…РѕРґРµ РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєРѕР№ проверки соблюдения требований земельного законодательства РїСЂРё предоставлении земельных участков, проведенной РїРѕ обращению жителей <адрес>, ДД.РњРњ.ГГГГ установлен факт незаконной передачи РІ собственность Третьяковой Р›.Рђ. четырех земельных участков без проведения торгов.

    Р”Р”.РњРњ.ГГГГ постановлениями администрации РњРћ «Красногорское сельское поселение» в„–, в„–, в„–, в„– предварительно согласовано предоставление земельных участков РІ аренду Третьяковой Р›.Рђ. Рё утверждены схемы расположения земельных участков РЅР° кадастровом плане территории – РїРѕ <данные изъяты> каждый, СЃ разрешенным использованием для огородничества, категории - земли населенных пунктов.

    Р”Р”.РњРњ.ГГГГ между администрацией РњРћ «Красногорское сельское поселение» Рё Третьяковой Р›.Рђ. заключены РґРѕРіРѕРІРѕСЂС‹ аренды в„–, в„–, в„–, в„– земельных участков СЃ кадастровыми номерами <данные изъяты>

    Р’ этот Р¶Рµ день (ДД.РњРњ.ГГГГ) Третьяковой Р›.Рђ. РІ Управление Росреестра РїРѕ <адрес> поданы декларации РѕР± объектах недвижимого имущества – хозяйственных постройках площадью 2 РєРІ.Рј, расположенных РЅР° указанных участках. Право собственности РЅР° хозпостройки зарегистрировано РІ ЕГРН, хозпостройкам присвоены кадастровые номера <данные изъяты>

Затем ДД.ММ.ГГГГ от Третьяковой Л.А. поступили в администрацию поселения заявления о приобретении в собственность участков, на которых расположены хозпостройки.

    Р’ этот Р¶Рµ день (ДД.РњРњ.ГГГГ) администрацией РњРћ «Красногорское сельское поселение» приняты оспариваемые постановления Рѕ предоставлении РІ собственность земельных участков РїРѕРґ объектами недвижимого имущества Третьяковой Р›.Рђ. в„–, в„–, в„–, в„– – четырех земельных участков СЃ кадастровыми номерами <данные изъяты> РїРѕРґ хозпостройками.

    РўРѕР№ Р¶Рµ датой (ДД.РњРњ.ГГГГ) заключены между администрацией РњРћ «Красногорское сельское поселение» Рё Третьяковой Р›.Рђ. оспариваемые РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° купли-продажи земельных участков без проведения торгов в„–, в„–, в„–, в„–, цена Р·Р° каждый участок определена <данные изъяты> рублей.

    Р”Р”.РњРњ.ГГГГ РІ С…РѕРґРµ осмотра участков, РїСЂРё проведении проверки СЃ привлечением специалиста Управления Росреестра РїРѕ Тверской области, выявлено, что РЅР° участке СЃ кадастровым номером <данные изъяты> хозпостройка отсутствует, Р° РЅР° участках СЃ кадастровыми номерами <данные изъяты> имеются деревянные объекты РЅР° кирпичной РѕСЃРЅРѕРІРµ, РЅРµ имеющие прочной СЃРІСЏР·Рё СЃ землей, СЃ возможностью перемещения объектов без несоразмерного ущерба РёС… назначению. Соответственно данные объекты РЅРµ являются объектами недвижимости Рё РЅРµ подлежат государственной регистрации. РџСЂРё проверке РІ августе ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° хозпостройки РЅР° указанных участках отсутствовали.

Предоставление земельных участков в собственность без проведения торгов при таких обстоятельствах лицу, не имеющему соответствующего права и законных оснований, противоречит законодательству, нарушает законные интересы граждан, обладающих первоочередным или внеочередным правом приобретения земельных участков, а также права неопределенного круга лиц на равный доступ к приобретению в собственность земельных участков.

Протокольным определением от 26 октября 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация муниципального образования Тверской области «Калининский район».

В судебном заседании помощник прокурора Солуянова Е.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что спорные участки выделялись под огородничество, что не предполагает строительство на них капитальных строений. Деревянные сооружения типового вида были размещены на многих земельных участках, выделенных под огородничество, установлены на кирпичи, после регистрации права собственности на участки, сооружения были убраны. Летом ДД.ММ.ГГГГ года этих сооружений уже не имелось на участках. Таким образом, данные временные сооружения, не являющиеся объектами недвижимости, были использованы для приобретения права собственности на участки в упрощенном порядке без проведения торгов, чем нарушен принцип законности при предоставлении участков на определенном праве, права неопределенного круга лиц.

Ответчик Третьякова Л.А. в судебное заседание не явилась. Извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала.

    Р’ предыдущих судебных заседаниях представитель ответчика Третьяковой Р›.Рђ. РїРѕ доверенности Беляев Рђ.Рќ. возражал против исковых требований РїРѕ доводам, изложенным РІ письменном отзыве. РџРѕ его мнению, РёСЃРє РЅРµ направлен РЅР° защиту неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, поскольку даже РїСЂРё его удовлетворении, иные лица РЅРµ вправе претендовать РЅР° спорные участки РґРѕ истечения СЃСЂРѕРєР° аренды. Выезд РЅР° участки Третьяковой Р›.Рђ. РЅРµ осуществлялся, факты, изложенные РІ РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении, РЅРµ подтверждены. Оспаривание постановлений нельзя рассматривать как надлежащий СЃРїРѕСЃРѕР± защиты права, поскольку РѕРЅРё РЅРµ являются основаниями предоставления участков РІ собственность. РџСЂРё этом утверждал, что РЅР° участках ответчика имелись объекты недвижимого имущества, РЅР° которые РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ было зарегистрировано право собственности Третьяковой Р›.Рђ. Подтвердил, что данных объектов РЅР° участках СѓР¶Рµ нет.

Представитель ответчика Администрации МО Тверской области «Калининский район» по доверенности Андреева Ю.А. в судебном заседании возражала против исковых требований, пояснила, при решении вопроса о выкупе земельных участков собственниками расположенных на нем строений, сооружений, зданий, специалистами районной администрации осуществляется выезд на место, хотя законом это прямо не предусмотрено. Относительно наличия, характера хозпостроек на спорных участках информаций не располагают, так как на момент заключения оспариваемых сделок соответствующие полномочия имелись у администрации поселения. В 2017 году эти полномочия переданы органам местного самоуправления района. Арендная плата по арендуемым участкам, как и по другим договорам аренды в отношении подобных участков, перечислялась в период действия договора в районный бюджет, потом распределялась 50% в бюджет поселения.

Ответчик Администрация МО «Красногорское сельское поселение» Калининского района Тверской области в судебное заседание представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. В предыдущем судебном заседании представитель администрации поселения Акопян Э.А. возражал против исковых требований, полагая, что права неопределенного круга лиц оспариваемыми постановлениями, сделками не нарушены, участки предоставлены в собственность в соответствии с законом.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований Управление Росреестра по Тверской области надлежащим образом извещенное о дате и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и частью 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Передача земельного участка из государственной или муниципальной собственности в собственность либо в аренду физических лиц возможна только в случаях и на основаниях предусмотренных действующим законодательством.

При этом, соблюдение общеправового принципа законности применительно к данным правоотношениям, в силу особой значимости земли как пространственного базиса соответствующих территорий, имеет первоочередное значение.

В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Согласно части 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ года, действующей на ДД.ММ.ГГГГ года) для предоставления земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, прилагаются следующие документы: документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРН; документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН (при наличии соответствующих прав на земельный участок; Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю; кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка либо кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке; кадастровый паспорт здания, сооружения, расположенного на испрашиваемом земельном участке; кадастровый паспорт помещения, в случае обращения собственника помещения, в здании, сооружении, расположенного на испрашиваемом земельном участке; выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок и расположенных на нем объектов недвижимого имущества либо уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений.

В соответствии со статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимает соответствующее решение.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 61 Земельного кодекса Российской Федерации, ненормативный акт органа местного самоуправления не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина в области использования и охраны земель, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    РЎРѕРіР»Р°СЃРЅРѕ пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации сделка недействительна РїРѕ основаниям, установленным законом, РІ силу признания ее таковой СЃСѓРґРѕРј (оспоримая сделка) либо независимо РѕС‚ такого признания (ничтожная сделка)

В соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

    РЎС‚атьей 168 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации установлено, что Р·Р° исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или РёРЅРѕРіРѕ правового акта, является РѕСЃРїРѕСЂРёРјРѕР№, если РёР· закона РЅРµ следует, что должны применяться РґСЂСѓРіРёРµ последствия нарушения, РЅРµ связанные СЃ недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или РёРЅРѕРіРѕ правового акта Рё РїСЂРё этом посягающая РЅР° публичные интересы либо права Рё охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если РёР· закона РЅРµ следует, что такая сделка РѕСЃРїРѕСЂРёРјР° или должны применяться РґСЂСѓРіРёРµ последствия нарушения, РЅРµ связанные СЃ недействительностью сделки.

Исходя из системного толкования пункта 1 статьи 1, пункта 3 статьи 166 и пункта 2 статьи 168 ГК РФ иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки

    Р˜Р· разъяснений, изложенных РІ пункте 84 Постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 23 РёСЋРЅСЏ 2015 РіРѕРґР° в„– 25 «О применении некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», согласно абзацу второму пункта 3 статьи 166 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации допустимо предъявление РёСЃРєРѕРІ Рѕ признании недействительной ничтожной сделки, если истец имеет законный интерес РІ признании такой сделки недействительной.

Под лицом, заинтересованным в предъявлении иска о признании недействительной ничтожной сделки, следует понимать лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой. Заинтересованным в судебной защите является лицо, имеющее законное право или охраняемый законом интерес, а предъявленный этим лицом иск выступает средством защиты его нарушенного права и законных интересов.

В данном случае иск прокурора направлен на защиту прав, законных интересов неопределенного круга лиц на равный доступ к приобретению в собственность земельных участков из земель населенных пунктов, которыми распоряжаются органы местного самоуправления, которое он полагает нарушенным в связи с необоснованным предоставлением земельных участков в собственность определенному лицу в преимущественном порядке.

Правом на обращение с таким иском прокурор наделен в соответствии с со статьями 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-I и частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, неопределенного круга лиц, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Ранее, согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

С 01 января 2017 года Федеральным законом от 03 июля 2016 № 334-ФЗ абзац третий пункта 2 статьи 3.3 излагается в новой редакции, согласно которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, то есть муниципальные органы поселений утрачивают полномочия по распоряжению землей.

Таким образом, на момент передачи участков в аренду, вынесения оспариваемых постановлений, заключения договоров купли-продажи, соответствующими полномочиями в отношении распоряжения спорными земельными участками обладала администрация МО «Красногорское сельское поселение», с 01 января 2017 года полномочия по распоряжению земельными участками, прекратились у администрации МО «Красногорское сельское поселение» Тверской области и возникли в силу закона у органа местного самоуправления муниципального района - Администрации МО «Калининский район», чем обусловлено привлечение Администрации МО Тверской области «Калининского района» в качестве ответчика, как стороны спорных правоотношений.

Из материалов дела следует, что на основании заявлений Третьяковой Л.А. от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6, статей 39.14, 39.15, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации администрацией МО «Красногорское сельское поселение» приняты четыре постановления «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду Третьяковой Л.А.» от ДД.ММ.ГГГГ №, №, №, №. Указанными постановлениями утверждены схемы расположения земельных участков в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), предоставлено право Третьяковой Л.А. осуществить государственный кадастровый учет четырех участков, предварительно согласовано предоставление четырех участков в аренду с разрешенным использованием «для ведения огородничества».

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Красногорское сельское поселение» и Третьяковой Л.А. заключены:

- договор аренды № находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с разрешенным использованием- ведение огородничества, площадью <данные изъяты> кв.м;

- договор аренды № находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с разрешенным использованием- ведение огородничества, площадью <данные изъяты> кв.м;

- договор аренды № находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с разрешенным использованием- ведение огородничества, площадью <данные изъяты> кв.м;

- договор аренды № находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с разрешенным использованием- ведение огородничества, площадью <данные изъяты> кв.м;

Срок аренды по договорам установлен до ДД.ММ.ГГГГ. В пунктах 1 договоров аренды указано, что на земельных участках строений нет. Законность предоставления участков в аренду, договоры аренды предметом оспаривания по настоящему делу не являлись.

В этот же день (ДД.ММ.ГГГГ) Третьякова Л.А. обратилась в регистрирующий орган с 04 декларациями об объектах недвижимого имущества:1) на здание, вид объекта - хозяйственная постройка (согласно обозначению «5» - здание вспомогательного использования, не являющееся домом или гаражом), в техническом описании объекта указаны характеристики как деревянная, год создания ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь <данные изъяты>, этажность 01, объект расположен на земельном участке с кадастровым номером: <данные изъяты>

На основании декларации и договора аренды зарегистрировано право собственности Третьяковой Л.А. на хозяйственную постройку с кадастровым номером, назначение нежилое здание кадастровый <данные изъяты>;

2) на здание, вид объекта - хозяйственная постройка (согласно обозначению «5» - здание вспомогательного использования, не являющееся домом или гаражом), в техническом описании объекта указаны характеристики как деревянная, год создания 2016, общая площадь 2 кв.м, этажность 01, объект расположен на земельном участке с кадастровым номером: <данные изъяты>.

На основании декларации и договора аренды зарегистрировано право собственности Третьяковой Л.А. на хозяйственную постройку с кадастровым номером, назначение нежилое здание кадастровый номер <данные изъяты>;

3) на здание, вид объекта - хозяйственная постройка (согласно обозначению «5» - здание вспомогательного использования, не являющееся домом или гаражом), в техническом описании объекта указаны характеристики как деревянная, год создания 2016, общая площадь 2 кв.м, этажность 01, объект расположен на земельном участке с кадастровым номером: №

На основании декларации и договора аренды зарегистрировано право собственности Третьяковой Л.А. на хозяйственную постройку с кадастровым номером, назначение нежилое здание кадастровый №;

4) на здание, вид объекта - хозяйственная постройка (согласно обозначению «5» - здание вспомогательного использования, не являющееся домом или гаражом), в техническом описании объекта указаны характеристики как деревянная, год создания ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь <данные изъяты>, этажность 01, объект расположен на земельном участке с кадастровым номером: №.

На основании декларации и договора аренды зарегистрировано право собственности Третьяковой Л.А. на хозяйственную постройку с кадастровым номером, назначение нежилое здание кадастровый №;

Изложенное подтверждено документами, имеющимися в делах правоустанавливающих документов, предоставленных Управлением Росреестра по Тверской области.

ДД.ММ.ГГГГ Третьякова Л.А. обратилась в администрацию МО «Красногорское сельское поселение» с заявлениями о предоставлении в порядке подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность без проведения торгов за плату указанных четырех арендуемых ею земельных участков для ведения огородничества, указав, что на каждом из участков имеется по строению – хоз. постройке.

Следует обратились внимание, что в приложении к заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ не были указаны документы, подтверждающие принадлежность заявителю хозпостроек на праве собственности, документов, подтверждающих существование объектов. Нет данных, что администрация сельского поселения запрашивала дополнительные сведения, документы для рассмотрения данных заявлений. Несмотря на это принято администрацией поселения решение об удовлетворении заявлений.

В эту же дату ДД.ММ.ГГГГ администрацией Красногорского сельского поселения Калининского района Тверской области приняты:

- постановление № «О предоставлении в собственность земельного участка под объектом недвижимого имущества Третьяковой Л. А.», из содержания которого следует, что Третьяковой Л.А. предоставлен в собственность земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером № под огородничество;

- постановление № «О предоставлении в собственность земельного участка под объектом недвижимого имущества Третьяковой Л. А.», из содержания которого следует, что Третьяковой Л.А. предоставлен в собственность земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером № под огородничество;

- постановление № «О предоставлении в собственность земельного участка под объектом недвижимого имущества Третьяковой Л. А.», из содержания которого следует, что Третьяковой Л.А. предоставлен в собственность земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером № под огородничество;

- постановление № «О предоставлении в собственность земельного участка под объектом недвижимого имущества Третьяковой Л. А.», из содержания которого следует, что Третьяковой Л.А. предоставлен в собственность земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером № под огородничество;

В этот же день ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Красногорское сельское поселение» и Третьяковой Л.А. заключены договора:

- договор купли-продажи земельного участка №, из которого следует, что предметом договора является земельный участок с кадастровым номером №, цена договора – <данные изъяты> рублей;

- договор купли-продажи земельного участка №, из которого следует, что предметом договора является земельный участок с кадастровым номером №, цена договора – <данные изъяты> рублей;

- договор купли-продажи земельного участка №, из которого следует, что предметом договора является земельный участок с кадастровым номером №, цена договора – <данные изъяты> рублей;

- договор купли-продажи земельного участка №, из которого следует, что предметом договора является земельный участок с кадастровым номером №, цена договора – <данные изъяты> рублей;

Как указано в пунктах 1.2 договоров, со ссылкой на выписку из ЕГРН, на каждом из участков расположено по хозяйственной постройке. Сторонами подписан передаточный акт.

Как следует из актов об установлении выкупной цены земельных участков, заявленных на приобретение в собственность, от ДД.ММ.ГГГГ учитывалось, что осуществляется выкуп земельных участков собственником объектов недвижимости (строений и сооружений), расположенных на них.

Право собственности Третьяковой Л.А. на земельные участки с кадастровыми номерами №, категории: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения огородничества, зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выписками из ЕГРН, копиями правоустанавливающих документов.

ДД.ММ.ГГГГ доверенным лицом Третьяковой Л.А. подано в Управление Росреестра по Тверской области заявление о снятии с учета, прекращении права в отношении хозпостроек. ДД.ММ.ГГГГ эти объекты сняты с кадастрового учета, о чем имеются сведения в выписках из ЕГРН.

Из приведенных положений закона следует, что для возникновения у арендатора земельного участка права на его приобретение в собственность без проведения торгов обязательным условием является наличие на арендуемом земельном участке здания, сооружения, на которые зарегистрировано право собственности арендатора участка.

Из содержания справки по результатам осмотра земельных участков в <адрес>, проведенного в рамках прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ и приложенных фотоматериалов следует, что на земельных участках с кадастровыми номерами № расположены деревянные объекты на кирпичной основе, похожие друг на друга, небольшие по размеру дощатые сооружения. Визуально их назначение определить невозможно. При этом на участке с кадастровым номером №, хозпостройка вообще отсутствовала, а на двух других участках имелись такие же деревянные объекты на кирпичной основе, не имеющие прочной связи с землей, с возможностью их перемещения.

Из показаний свидетеля Федосеева Г.В. следует, что он осведомлен о выделении администрацией участков, являлся очевидцем того, как в ДД.ММ.ГГГГ года на грузовом автомобиле были привезены «туалеты из досок», непонятного назначения, их расставили по участкам. Всего привезли 4, один такой «туалет из досок» зимой от ветра завалился. Привезли централизованно, так и увезли.

Оснований не доверять показаниям свидетеля у суда не имеется, они согласуются с письменными доказательствами, фотоматериалами.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к объектам капитального строительства (ОКС) относятся здание, сооружение, строение, за исключением временных построек и других подсобных построек.

Право на использование объекта капитального строительства возникает после ввода объекта в эксплуатацию в порядке, установленном статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Исходя из содержания приведенных выше норм земельного законодательства, предоставление прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности строение, здание, сооружение, в преимущественном порядке без проведения торгов вызвано необходимостью обслуживания и использования этих объектов недвижимости по целевому назначению.

Для квалификации таких объектов как объектов недвижимости они должны иметь прочную связь с земной поверхностью, предполагающую невозможность перемещения без физического разрушения и приведения в непригодное для использования состояние, функциональное назначение, определенную долговечность и ценность, и соответствовать целевому назначению использования.

В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков вид использования огородничество предполагает осуществление деятельности, связанной с выращиванием сельскохозяйственных культур; размещение некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений, предназначенных для хранения сельскохозяйственных орудий труда и выращенной сельскохозяйственной продукции.

Доказательств надлежащего использования земельных участков в соответствии с разрешенным видом ответчиком не представлено.

Не представлено доказательств обоснования, целесообразности использования земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м для эксплуатации и обслуживания здания – хозпостройки <данные изъяты> кв.м.

Кроме того доказательств того, что на момент совершения юридически значимых действий на спорных земельных участках располагались строения, здания, сооружения, дающие право арендатору участка без проведения торгов приватизировать земельный участок, суду не представлено.

Суд исходит из того, что для квалификации таких объектов как объектов недвижимости они должны иметь прочную связь с земной поверхностью, предполагающую невозможность перемещения без физического разрушения и приведения в непригодное для использования состояние, функциональное назначение, определенную долговечность и ценность, и соответствовать целевому назначению использования.

Сама по себе регистрация на основании деклараций за Третьяковой Л.А. права собственности на объекты поименованные как хозпостройки, размерами <данные изъяты> кв.м значения для разрешения спора не имеет.

Спорные постройки, исходя их габаритов, описания, непонятного назначения, к объектам недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит государственной регистрации, и дает преимущественное право на приватизацию земельного участка, не относятся. Прочной связи с землей не имели, легко возводимые, легко демонтировались, что подтверждено их появлением на следующий день после заключения договора аренды и «исчезновением» после оформления права собственности Третьяковой Л.А. на земельные участки, снятием с кадастрового учета на основании заявлений представителя правообладателя от ДД.ММ.ГГГГ.

Изложенное позволяет сделать вывод о незаконной передаче спорных земельных участков в собственность Третьяковой Л.А. без проведения торгов, то есть в преимущественном перед неопределенным кругом лиц порядке. У администрации муниципального образования поселения не имелось оснований для предоставления поименованных выше земельных участков Третьяковой Л.А. в собственность в порядке, предусмотренном подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 и статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Из хронологии событий следует, что ДД.ММ.ГГГГ (пятница) заключены договоры аренды, в этот же день подано заявление арендатора о регистрации права собственности на строения на них, хотя в договорах аренды указано было на отсутствие строений, ДД.ММ.ГГГГ (вторник) заключены оспариваемые договора купли-продажи, то есть на 11-й день. Таким образом, на момент договора купли-продажи из 3 лет (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), на которые заключены договора аренды, истекло 10 дней (ДД.ММ.ГГГГ).

Целевым назначением спорных хозпостроек являлось оформление права собственности Третьяковой Л.А. на земельные участки.

Формально правомерные действия сторон сделок, в частности арендатора, в данном случае нарушили права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц участников земельных правоотношений, поскольку были совершены для обхода публично-правовых процедур, содержащихся в земельном законодательстве, вопреки смыслу, целям и задачам земельного законодательства. Подобные действия являются злоупотреблением правом, что прямо запрещено законом (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Предоставление без проведения торгов земельных участков лицам, не имеющим соответствующего права и законных оснований, прямо противоречит действующему законодательству, нарушает законные интересы граждан, обладающих первоочередным или внеочередным правом приобретения земельных участков, а также права неопределенного круга лица на равный доступ к приобретению прав на земельные участки.

С учетом приведенных норм материального права и установленных судом обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что нарушенные права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц подлежат восстановлению путем признания соответствующих постановлений администрации поселения и сделок недействительными в силу ничтожности, поскольку право на предоставление ответчику Третьяковой Л.А. в собственность земельных участков по основаниям возведения на них хозпостроек, в период действия договоров аренды не возникло, указанные сделки нарушают требования закона и при этом посягают на публичные интересы в области равного доступа граждан к приобретению прав на земельные участки, права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц.

Вопреки мнению представителя ответчика, оспариваемые постановления в силу статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации являются решениями органа местного самоуправления по распоряжению земельными участками, соответственно порождают правовые последствия и могут являться предметом оспаривания. При этом в связи со спором о праве, их оспаривание возможно в порядке гражданско-процессуального судопроизводства Российской Федерации в исковом порядке.

Мнение представителей ответчиков, что на защиту прав неопределенного круга лиц иск не направлен, поскольку удовлетворение иска предполагает возврат участков в пользование Третьяковой Л.А. на условиях аренды, суд находит ошибочным. В данном случае право аренды носит временный характер, заинтересованные лица обладают правом заявить о своих притязаниях на указанные земельные участки по истечении срока аренды, либо после его досрочного расторжения, соответственно иск направлен на устранение нарушений прав, угрозы нарушения прав неопределенного круга лиц. Само по себе отсутствие публично-правовых процедур, предусмотренных земельным законодательством, при предоставлении земельного участка в собственность при указанных обстоятельствах нарушает права неопределенного круга лиц.

Частью 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о применении последствий недействительности ничтожных сделок путем возврата каждой из сторон всего полученного по сделке.

Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы органам местного самоуправления муниципального района.

Учитывая, что спорные земельные участки, расположенные на землях, государственная собственность, на которые не разграничена, выбыли из распоряжения уполномоченного органа в результате недействительных сделок, суд удовлетворяет требование об их возврате в распоряжение уполномоченного органа, в пользование Третьяковой Л.А. на условиях ранее заключенного договора аренды, который по настоящему делу не являлся предметом оспаривания, а денежные средства, полученные от Третьяковой Л.А. по договорам купли-продажи, подлежат возврату ей из соответствующего муниципального бюджета.

Из пояснений и документации, предоставленных представителями администрации района и поселения, следует, что арендные платежи, цена за выкупаемые участки, зачислены были в бюджет района, с последующим распределением части поступлений в бюджет поселения. Вопросы межбюджетных взаиморасчетов значения для разрешения спора в этой части не имеют, не могут являться препятствием для применения последствий недействительности сделок в части взаиморасчетов сторон по оплаченным по ничтожным договорам денежным суммам.

Суд не находит оснований для признания недействительными деклараций, поданных Третьяковой Л.А. об объектах недвижимого имущества, недействительными. Данный способ защиты права, при рассматриваемых правоотношениях является ненадлежащим, поскольку оспорено может быть только зарегистрированное право, а не запись о регистрации права, или технический документ. Декларации в данном случае являются техническими документами, впоследствии право собственности на данные объекты (хозпостройки) прекращено, в связи с их снятием с кадастрового учета по заявлению правообладателя.

Настоящее решение после вступления в законную силу в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» является основанием для исключения из ЕГРН соответствующих сведений о праве собственности Третьяковой Л.А. на земельные участки на основании договоров купли-продажи, которые признаны судом недействительными.

При предъявлении иска совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие) распределение судебных издержек производится с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них (статья 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), указанное разъяснение содержится в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела».
С учетом указанной правовой позиции, судебные расходы на оплату госпошлины, от уплаты которой прокурор в силу закона освобожден, на основании статьей 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с ответчика Третьяковой Л.А. в размере <данные изъяты> рублей из расчета по <данные изъяты> рублей за каждое из требований об оспаривании правоустанавливающих документов по четырем сделкам (исчислено по правилам статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из цены по договору купли-продажи участка). Оснований для взыскания данных судебных расходов солидарно или в долях с ответчиков- органов местного самоуправлений нет, с учетом того, что они не являются солидарными ответчиками, за создание обстоятельств, послуживших основанием выкупа земельных участков, инициативу выкупа несет арендатор участков. Привлечение органов местного самоуправления в качестве ответчиков обусловлено характером спорных материальных правоотношений, полномочиями данных органов по распоряжению земельными участками.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о. прокурора Калининского района Тверской области, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Красногорское сельское поселение» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № под объектом недвижимого имущества Третьяковой Л. А.».

Признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Красногорское сельское поселение» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № под объектом недвижимого имущества Третьяковой Л. А.».

Признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Красногорское сельское поселение» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № под объектом недвижимого имущества Третьяковой Л. А.».

Признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Красногорское сельское поселение» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № под объектом недвижимого имущества Третьяковой Л. А.».

Признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером №, заключенный между администрацией муниципального образования «Красногорское сельское поселение» Калининского района Тверской области и Третьяковой Л. А..

Применить последствия недействительности ничтожной сделки - договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, приведя стороны в первоначальное положение: возвратить земельный участок с кадастровым номером № в распоряжение органа местного самоуправления Калининского района Тверской области, в пользование Третьяковой Л. А. на условиях ранее заключенного договора аренды, возвратить (взыскать) Третьяковой Л. А. из муниципального бюджета 5 136,48 рублей, оплаченных по договору.

Признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером №, заключенный между администрацией муниципального образования «Красногорское сельское поселение» Калининского района Тверской области и Третьяковой Л. А..

Применить последствия недействительности ничтожной сделки - договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, приведя стороны в первоначальное положение: возвратить земельный участок с кадастровым номером № в распоряжение органа местного самоуправления Калининского района Тверской области, в пользование Третьяковой Л. А. на условиях ранее заключенного договора аренды, возвратить (взыскать) Третьяковой Л. А. из муниципального бюджета 5 136,48 рублей, оплаченных по договору.

Признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером №, заключенный между администрацией муниципального образования «Красногорское сельское поселение» Калининского района Тверской области и Третьяковой Л. А..

Применить последствия недействительности ничтожной сделки - договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, приведя стороны в первоначальное положение: возвратить земельный участок с кадастровым номером № в распоряжение органа местного самоуправления Калининского района Тверской области, в пользование Третьяковой Л. А. на условиях ранее заключенного договора аренды, возвратить (взыскать) Третьяковой Л. А. из муниципального бюджета <данные изъяты> оплаченных по договору.

Признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером №, заключенный между администрацией муниципального образования «Красногорское сельское поселение» Калининского района Тверской области и Третьяковой Л. А..

Применить последствия недействительности ничтожной сделки - договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, приведя стороны в первоначальное положение: возвратить земельный участок с кадастровым номером № в распоряжение органа местного самоуправления Калининского района Тверской области, в пользование Третьяковой Л. А. на условиях ранее заключенного договора аренды, возвратить (взыскать) Третьяковой Л. А. из муниципального бюджета 5 136,48 рублей, оплаченных по договору.

В удовлетворении заявленных требований в части признании недействительными деклараций об объектах недвижимого имущества отказать.

Данное решение после вступления в законную силу является основанием для исключения из ЕГРН соответствующих сведений о праве собственности Третьяковой Л.А. на земельные участки с кадастровыми номерами №

Взыскать с Третьяковой Л. А. в доход муниципального образования Тверской области «Калининский район» государственную пошлину размере 1600 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Калининский районный суд Тверской области.

РЎСѓРґСЊСЏ                                    Р•.Рљ. Василенко

Решение в окончательной форме составлено 30 января 2018 года.

Судья Е.К. Василенко

2-21/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Калининского района
Ответчики
Администрация Крансногорского с/п
Администрация Калининского района
Третьякова Л. А.
Другие
Управление федеральной службы гос. регистрации
Суд
Калининский районный суд Тверской области
Судья
Василенко Евгения Константиновна
Дело на странице суда
kalininsky.twr.sudrf.ru
04.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.09.2017Передача материалов судье
07.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.09.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.10.2017Судебное заседание
29.11.2017Судебное заседание
10.01.2018Судебное заседание
25.01.2018Судебное заседание
30.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее