Решение по делу № 2а-78/2021 от 14.04.2021

Дело № 2а-78/2021

УИД 57RS0013-01-2021-000111-60

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 мая 2021 года г.Малоархангельск

Малоархангельский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Беликовой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тетеревой О.Н.,

с участием административного истца заместителя прокурора Малоархангельского района Орловской области Удаловой С.А., действующей по поручению от 12.05.2021 Орловского природоохранного межрайонного прокурора,

административного ответчика администрации Малоархангельского района Орловской области по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Фроловой Наталии Александровны,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда, административное дело № 2а-78/2021 по административному исковому заявлению Орловского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Малоархангельского района Орловской области о признании незаконным бездействия по исполнению законодательства в области безопасного обращения с отходами, санитарно-эпидемиологического законодательства,

установил:

в рамках надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления области требований законодательства, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами I и II классов опасности.

В результате проверки установлено, что администрацией Малоархангельского района Орловской области нарушены требования законодательства об обращении с особо опасными отходами в части первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержат положения об обращении с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются на пять классов опасности, из которых к I классу опасности относятся чрезвычайно опасные отходы (статья 4.1 Закона об отходах).

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, с учётом положений Приказа Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов», лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, относятся к I классу опасности.

В соответствии с пунктом 2.1 Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления (СанПиН 2.1.7.1386-03) и являются чрезвычайно опасными по степени воздействия на человека и окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2314 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.

Согласно данным Правилам к потребителям ртутьсодержащих ламп отнесены юридические лица или индивидуальные предприниматели, физические лица, эксплуатирующие ртутьсодержащие лампы.

Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов, не допускается совместное накопление поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют операторы в местах накопления отработанных ртутьсодержащих ламп.

В силу п.5 Правил обращения с отходами производства и потребления органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе, в случаях, когда организация таких мест накопления в соответствии с пунктом 5 Правил не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.

Административный истец считает, что в обязанность органов местного самоуправления входит организация сбора и определение мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений, договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах).

Статьей 7 Устава Малоархангельского района Орловской области, утвержденного постановлением Малоархангельского районного Совета народных депутатов от 23.06.2005 № 26/164-РФ, установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории района.

Также органы местного самоуправления в силу ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участвуют в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соотвествующих муниципальных районов.

Проверкой установлено, что на территории Малоархангельского муниципального района сбор отработанных ртутьсодержащих ламп не организован, места первичного сбора ламп, не определены, граждане, проживающие на территории муниципального района, надлежащим образом о наличии мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, не уведомлены, договоры об оказании услуг по сбору, транспортированию, обезвреживанию чрезвычайно опасных отходов со специализированной организацией, не заключались. Указанные обстоятельства подтверждаются информацией временно исполняющего обязанности главы администрации Малоархангельского района от 17.03.2021 за № 700.

Таким образом, органом местного самоуправления меры, направленные на организацию создания мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Малоархангельского района Орловской области, не приняты.

Административный истец просит признать бездействие администрации Малоархангельского района Орловской области по организации создания мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Малоархангельского района Орловской области и обязать администрацию Малоархангельского района Орловской области организовать создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Малоархангельского района Орловской области в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», «ГОСТ 12.3.031-83.Система стандартов безопасности труда. Работы с ртутью. Требования безопасности», СаНПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

В судебном заседании административный истец заместитель прокурора Малоархангельского района Орловской области Удалова С.А., действующая по поручению от ДД.ММ.ГГГГ Орловского природоохранного межрайонного прокурора административный иск поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в нем.

Административный ответчик представитель администрации Малоархангельского района Орловской области по доверенности от 11.05.2021 Фролова Наталия Александровна исковые требования признала и пояснила, что заявленного двухмесячного срока для исполнения требований административного иска, не будет достаточным и просила увеличить срок для исполнения решения суда до 10 месяцев.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом, на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из ч. 2 ст. 11 названного Закона следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Одним из важнейших условий реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Отношения по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения урегулированы Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии со ст. 2 указанного Закона органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены Законом об отходах, которые в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности. Чрезвычайно опасные отходы по степени воздействия на человека и окружающую среду, к которым относятся ртутьсодержащие лампы, относятся к I классу опасности.

Из системного толкования приведенных положений действующего законодательства следует, что они преследуют своей целью обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Судом установлено, что Орловским природоохранным межрайонным прокурором проведена проверка требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования в сфере обращения с отходами производства.

Из представленного суду Устава Малоархангельского района Орловской области, утвержденного постановлением Малоархангельского районного Совета народных депутатов от 23.06.2005 № 26/164-РС, следует, что Малоархангельский район Орловской области наделен статусом муниципального района законом Орловской области от 12.08.2004 № 414-ОЗ «О статусе, границах и административных центрах муниципальных образований на территории Малоархангельского района Орловской области».

К вопросам местного значения района относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального района (л.д.9-38).

Таким образом, в соответствии с требованиями Устава, сбор, вывоз, утилизация отходов и заключение государственных контрактов на оказание услуг по обезвреживанию отработанных ртутьсодержащих ламп - является обязанностью административного ответчика администрации Малоархангельского района Орловской области.

Орловским природоохранным межрайонным прокурором в адрес главы Малоархангельского муниципального района Орловской области 15.03.2021 направлен запрос о предоставлении сведений о создании мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп для населения на территории сельских поселений муниципального района, где определены такие места с предоставлением фотографий этих мест, каким образом осуществляется информирование населения о наличии таких мест, какому оператору по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами передаются накапливаемые ртутьсодержащие лампы, имеется ли договор на передачу таких ламп с оператором, переданы ли полномочия по участию в обращении с отходами на уровень сельских поселений (л.д.7).

Административным истцом получен ответ из администрации Малоархангельского района Орловской области от 17.03.2021, в котором сообщено об отсутствии на территории Малоархангельского района Орловской области мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп для населения, отсутствии в 2021 году договоров с организациями по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами. Также сообщается о возможности информирования населения о наличии мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп через районную газету «Звезда» (л.д.8).

На основании вышеизложенного, административным ответчиком допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер по утилизации опасных отходов в виде ртутьсодержащих ламп, в связи с чем, суд приходит к выводу о возложении на администрацию Малоархангельского района Орловской области обязанности по организации мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Малоархангельского района Орловской области в соответствии с действующим законодательством в заявленный административным истцом двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Оснований для увеличения срока исполнения решения суда судом не усматривается, административным ответчиком объективных доказательств невозможности исполнения решения суда в указанный срок, не представлено.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска Орловского природоохранного межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 - 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Орловского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Малоархангельского района Орловской области о признании незаконным бездействия по исполнению законодательства в области безопасного обращения с отходами, санитарно-эпидемиологического законодательства-удовлетворить.

Признать бездействия администрации Малоархангельского района Орловской области, выразившиеся в отсутствии организации создания мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Малоархангельского района Орловской области - незаконными.

Обязать администрацию Малоархангельского района Орловской области организовать создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Малоархангельского района Орловской области в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых, может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» в соответствии с «ГОСТ 12.3.031-83.Система стандартов безопасности труда. Работы с ртутью. Требования безопасности», СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Орловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Малоархангельский районный суд Орловской области.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 17 мая 2021 года.

Судья И.А.Беликова

2а-78/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Орловский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация Малоархангельского района Орловской области
Другие
заместитель прокурора Малоархангельского района Орловской области Удалова С.А.
Управление Роспотребнадзора по орловской области
Фролова Наталия Александровна
Фалеева Олеся Ивановна
Суд
Малоархангельский районный суд Орловской области
Судья
Беликова Ирина Аркадьевна
Дело на странице суда
maloarhangelsky.orl.sudrf.ru
14.04.2021Регистрация административного искового заявления
14.04.2021Передача материалов судье
15.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
15.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2021Подготовка дела (собеседование)
22.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2021Судебное заседание
17.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее