Решение по делу № 7.2-252/2019 от 11.11.2019

Судья Парамонов С.П. Дело № 7.2-252/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Мордовия Середа Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании 11 декабря 2019г. жалобу врио главного государственного инспектора труда Государственной инспекции в Республике Мордовия ФИО11 на решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 октября 2019 г.,

установил:

постановлением врио главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Мордовия ФИО12 от 16 сентября 2019 г. <№> (далее – постановление от 16 сентября 2019 г.) акционерное общество «Тандер» (далее – АО «Тандер») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 октября 2019 г. (далее – решение от 17 октября 2019 г.) постановление от 16 сентября 2019 г. отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Республике Мордовия.

Врио главного государственного инспектора труда Государственной инспекции в Республике Мордовия ФИО13 обратилась в Верховный Суд Республики Мордовия с жалобой на решение судьи от 17 октября 2019г., в которой просит решение от 17 октября 2019 г. отменить, постановление от 16 сентября 2019г. оставить без изменения, считает, что выводы судьи районного суда основаны на ошибочном толковании норм КоАП Российской Федерации; указывает, что нормы, содержащей запрет на рассмотрение дела должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, КоАП Российской Федерации не содержит и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27.1 названного Кодекса, от имени Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, вправе должностные лица, указанные в части 2 статьи 23.12 КоАП Российской Федерации.

В возражениях на жалобу представитель АО «Тандер» Алдаркин А.Т. просил оставить решение судьи без изменения, а жалобу врио главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Мордовия Козловой С.Г. - без удовлетворения.

В судебное заседании представитель АО «Тандер», потерпевшая ФИО8, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились. Сведения о причинах неявки и ходатайства об отложении разбирательства дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого решения судьи, прихожу к следующему.

Согласно части 1 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации (в редакции закона на момент совершения административного правонарушения) нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В соответствии с положениями статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК Российской Федерации) работник имеет право, в том числе, на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

В силу статьи 22 ТК Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно статье 212 ТК Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о специальной оценке условий труда) работодатель обязан ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

Как следует из материалов дела, в период с 6 августа 2019 г. по 23 августа 2019 г. по распоряжению врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Мордовия от 1 августа 2019г. <№>, в отношении филиала АО «Тандер» в г.Саранске Республики Мордовия, на основании письменного заявления работника ФИО9 проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой 23 августа 2019 г. составлен акт проверки <№>, из которого следует, что в филиале АО «Тандер» в г. Саранск Республики Мордовия, в нарушение положений статей 21, 22, и 212 ТК Российской Федерации, а также пункта 4 части 2 статьи 4 Закона о специальной оценке условий труда, работник ФИО10 не была ознакомлена с результатами проведенной специальной оценки условий труда на её рабочем месте.

2 сентября 2019 г. в отношении АО «Тандер» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации.

Постановлением от 16 сентября 2019 г. <№> АО «Тандер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации.

Принимая обжалуемое решение в отношении АО «Тандер», судья районного суда исходил из того, что должностным лицом допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившее всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выразившееся в том, что врио главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО3 составила протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица и рассмотрела дело об административном правонарушении по существу. Судья районного суда пришел к выводу, что должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не вправе рассматривать дело о данном административном правонарушении.

Между тем с указанным выводом судьи районного суда согласиться нельзя.

Согласно положениям статьи 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Вывод о недопустимости составления протокола и вынесения постановления одним должностным лицом не основан на законе, поскольку КоАП Российской Федерации соответствующих ограничений не предусматривает.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает запрет на рассмотрение дела об административном правонарушении должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, если при этом указанное должностное лицо, в силу положений соответствующей статьи главы 23 КоАП Российской Федерации, наделено полномочиями по рассмотрению данного дела и им соблюдены требования статей 24.1, 26.1, 26.11 КоАП Российской Федерации.

Согласно положениям части 1 статьи 23.12 КоАП Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 и 6 статьи 5.27, частями 1 - 4 статьи 5.27.1, статьями 5.28 - 5.34, частью 1 статьи 14.54, статьей 15.34 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости», федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 23.12 КоАП Российской Федерации рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе, в том числе, государственные инспекторы труда.

Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП Российской Федерации протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно пункту 12.8 Положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в Республике Мордовия, утвержденного приказом Федеральной службы по труду и занятости от 31 марта 2017 г. № 197, должностные лица Инспекции, при осуществлении соответствующего надзора и контроля, имеют право составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, вывод судьи районного суда о процессуальных нарушениях, выразившихся в составлении протокола и вынесении постановления одним должностным лицом, основан на неправильном толковании норм КоАП Российской Федерации, поскольку государственный инспектор труда, в соответствии со статьями 23.3, 28.3 КоАП Российской Федерации, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации, так и выносить постановления о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.

С учетом изложенного постановление о привлечении АО «Тандер» к административной ответственности вынесено в соответствии с требованиями части 1 статьи 28.3 и частей 1, 2 статьи 23.12 КоАП Российской Федерации уполномоченным должностным лицом.

Изложенное свидетельствует о нарушении судьей районного суда в ходе производства по делу положений статьи 24.1 КоАП Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах обжалуемое заявителем решение судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.

Руководствуясь статьями 30.7 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 октября 2019 г., вынесенное в отношении акционерного общества «Тандер», отменить.

Дело возвратить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.

Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия                     Л.И. Середа

7.2-252/2019

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
АО ТАНДЕР
Другие
Алдаркин А.Т.
Суд
Верховный Суд Республики Мордовия
Дело на странице суда
vs.mor.sudrf.ru
11.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее