АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Подюкова Л.В.
Дело № 33-7015
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего судьи Судневой В.Н.,
судей Поповой Н.В., Кустовой И.Ю.,
при секретаре Болевой Е.Ю.,
рассмотрев 11 июля 2018 года в открытом судебном заседании г. Перми дело по апелляционной жалобе Земского Собрания Карагайского муниципального района на решение Карагайского районного суда Пермского края от 11 апреля 2018 года, которым постановлено:
Признать незаконным решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению депутатам Земского Собрания Карагайского муниципального района и урегулированию конфликта интересов от 24.11.2017 «О соблюдении депутатом Земского Собрания Карагайского муниципального района Вяткиной Л.В. обязанностей, ограничений и запретов, установленных Федеральным Законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Обязать Земское Собрание Карагайского муниципального района повторно рассмотреть представление прокурора Карагайского муниципального района от 15.11.2017 № 2-16-159-2017 в части решения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Земского Собрания Карагайского муниципального района Вяткиной Любови Васильевны в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Заслушав доклад судьи Поповой Н.В., объяснения прокурора Королевой М.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор Карагайского муниципального района обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов муниципального образования Карагайский муниципальный район с административным исковым заявлением к Земскому Собранию Карагайского муниципального района Пермского края о
- признании незаконным решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению депутатами Земского Собрания Карагайского муниципального района и урегулированию конфликта интересов от 24.11.2017 «О соблюдении депутатом Земского Собрания Карагайского муниципального района Вяткиной Л.В. обязанностей, ограничений и запретов, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
- обязании Земское Собрание Карагайского муниципального района повторно рассмотреть представление прокурора Карагайского района от 15.11.2017 №2-16-159-2017 в части решения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Земского Собрания Карагайского муниципального района Вяткиной Любови Васильевны в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Земское Собрание Карагайского муниципального района просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права, указывает, что денежные средства, полученные от ВПП «Единая Россия» в период избирательной кампании 2016 года были направлены не на оплату, а на благотворительные цели. Денежные средства от АО «***» муж Вяткиной Л.В. получил как предприниматель. Следовательно, бухгалтер представила не достоверную информацию о доходах мужу Вяткиной Л.В. как индивидуальному предпринимателю. Суд не учел, что депутатом устранены нарушения путем подачи уточненной справки о доходах за 2016 год. При рассмотрении нарушения депутатом были выявлены смягчающие обстоятельства: совершение правонарушения впервые, соблюдение депутатом в отчетном периоде других запретов, установленных в целях противодействия коррупции.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не усматривает.
Из материалов дела следует, что Вяткина Л.В. на основании постановления Территориальной избирательной комиссии Карагайского муниципального района Пермского края от 19.09.2016 №23-03/13 является депутатом Земского Собрания Карагайского муниципального района сельского поселения.
Решением прокурора Карагайского района №90 от 09.10.2017 назначена проверка в Земском Собрании Карагайского муниципального района по соблюдению законодательства о противодействии коррупции, исполнение лицами, замещающими муниципальные должности требований антикоррупционного законодательства при предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
По результатам проверки выявлено, что депутатом Вяткиной Л.В. год были представлены неполные и (или) недостоверные сведения о доходах, расходах имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах) за 2016 год:
- скрыты сведения о своем доходе за 2016 год, полученном в региональном отделении всероссийской политической партии «Единая Россия» Пермского края на сумму 5000 руб., сведения о доходе своего супруга В. за 2016 год, полученном в АО «***» на сумму 72001,92 руб.
- не указаны сведения о наличии у депутата и супруга В. в общей долевой собственности, доля в праве 1/2, объекта недвижимости: земельного участка, площадью 202000 кв.м., расположенного по адресу: ****, кадастровый номер **, поставленного на регистрационный учет 23.04.2014.
- скрыты сведения о наличии у супруга депутата В. следующих объектов недвижимости:
- квартиры, находящейся в общей долевой собственности, доля в праве 1/2, площадью 53,8 кв.м., расположенной по адресу: ****, кадастровый номер **, поставленной на регистрационный учет 23.06.2004;
- земельного участка, площадью 2500 кв.м., расположенного по адресу: ****, кадастровый номер **, поставленного на регистрационный учет 15.02.2016.
Наличие указанных доходов и объектов недвижимости у депутата Вяткиной Л.В. и супруга В. подтверждено материалами дела.
Согласно справке Вяткиной Л.В. о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 01.01.2016 – 31.12.2016 указанные выше доходы, объекты недвижимости депутатом не указаны, справка датирована 23.04.2017, имеется отметка о подтверждении Вяткиной Л.В. достоверность и полноты настоящих сведений.
Прокурором Карагайского района в адрес председателя Земского Собрания Карагайского муниципального района внесено представление от 15.11.2017 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» о принятии меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих, решения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Вяткиной Л.В.
Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению депутатами Земского Собрания Карагайского муниципального района и урегулированию конфликта интересов установлено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Вяткиной Л.В. представлены и являются неполными. Комиссией принято решение от 24.11.2017 о неприменении к Вяткиной Л.В. конкретной меры ответственности в связи с допущением депутатом малозначительного правового проступка.
Признавая незаконным решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению депутатами Земского Собрания Карагайского муниципального района и урегулированию конфликта интересов от 24.11.2017, суд пришел к выводу, что члены Комиссии исходили из неправильного толкования законодательства о противодействии коррупции, что привело к неправильной квалификации действий депутата Вяткиной Л.В.
Судебная коллегия признает указанный вывод суда первой инстанции обоснованным и соответствующим установленным по делу обстоятельствам.
Доводы жалобы основаны на неверном толковании материального закона, вследствие этого отмену судебного акта не влекут.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон № 131-ФЗ) депутат является лицом, замещающим муниципальную должность.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Закона № 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Из положений части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» следует, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей впорядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обязанность по предоставлению депутатами Земского Собрания Карагайского муниципального района Пермского края указанных сведений возложена и утвержденным решением Земского собрания от 27.03.2013 Положением о предоставлении гражданами, замещающими муниципальные должности Карагайского муниципального района, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Порядок предоставления этих сведений регламентирован Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03.12. 2012 № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (часть 7.1 статьи 40 Закона № 131-ФЗ).
При этом частью 11 статьи 40 Закона № 131-ФЗ определено, что решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Таким образом, нормативными актами федерального, регионального и местного уровня установлена обязанность по представлению депутатами представительных органов местного самоуправления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, супругу (супруга) и несовершеннолетних детей.
Неисполнение данной обязанности является основанием для досрочного прекращения полномочий депутата.
При рассмотрении дела установлен факт неисполнения депутатом Вяткиной Л.В. указанной обязанности, т.к. представленные Вяткиной Л.В. сведения не отвечают требованиям достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В этой связи, суд пришёл к обоснованному выводу о том, что нарушение депутатом представительного органа местного самоуправления обязанности по предоставлению указанных сведений влечёт безусловное прекращение полномочий депутата путем принятия Собранием решения в соответствии со статьёй 40 Закона № 131-ФЗ.
Каких-либо иных вариантов решения, в частности, непрекращение досрочно полномочий, указанный Закон № 131-ФЗ и его статья 40, касающаяся статуса депутата выборного органа местного самоуправления, не предусматривают.
Представительный орган муниципального образования при наличии соответствующих оснований обязан досрочно прекратить полномочия своего депутата в срок, установленный частью 11 статьи 40 Закона № 131-ФЗ, решение данного вопроса отнесено к исключительной компетенции соответствующего представительного органа муниципальной власти.
Решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению депутатам Земского Собрания Карагайского муниципального района и урегулированию конфликта интересов от 24.11.2017 о не прекращении досрочно полномочий депутата Вяткиной Л.В. не отвечает целям Закона № 131-ФЗ и бесспорно нарушает права жителей муниципального района на осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления.
Как установлено пунктом 4 статьи 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ, профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер: установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Депутатом Вяткиной Л.В. не представлены сведения об имуществе, принадлежащем ей и ее супругу на праве собственности, предоставляя соответствующие сведения, депутат не мог не знать об имуществе (права на которое являлись зарегистрированными), и неотражение данных сведений, следует квалифицировать как предоставление заведомо недостоверных и неполных сведений.
В этой связи, доводы административного ответчика о том, что факт заведомого предоставления недостоверных и неполных сведений депутатом не нашёл своего подтверждения, являются несостоятельными.
Несогласие Земского Собрания с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Карагайского районного суда Пермского края от 11 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Земского Собрания Карагайского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи