Решение по делу № 2а-629/2019 от 15.11.2019

Дело № 2а-629/2019

64RS0018-01-2019-000784-91

Решение

Именем Российской Федерации

24 декабря 2019 года                          г. Красный Кут

Краснокутский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Ситниковой Т.А.,

при ведении протокола помощником судьи Лузановской И.С.,

с участием административного истца Попова В.И.,

представителя административного ответчика по доверенности Кучминой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Попова В.И. к призывной комиссии Краснокутского района военного комиссариата Краснокутского, Советского и Федоровского районов Саратовской области, военному комиссариату Краснокутского, Советского и Федоровского районов Саратовской области, военному комиссариату Саратовской области о признании незаконным решения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, возложении обязанности рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, выдаче военного билета,

установил:

Административный истец Попов В.И. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Краснокутского района военного комиссариата Краснокутского, Советского и Федоровского районов Саратовской области от 16.05.2019г., протокол №6/у, которым он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и зачислен в запас. 06.06.2019г. ему военным комиссариатом выдана справка взамен военного билета и выписка из книги протоколов решений призывной комиссии Краснокутского района. Свои требования мотивирует тем, что указанное решение призывной комиссии Краснокутского района от 16.05.2019г., протокол №6/у, 17.06.2019г. он обжаловал в порядке подчиненности в призывную комиссию Саратовской области, однако призывной комиссией Саратовской области указанное заключение призывной комиссии Краснокутского района от 16.05.2019г. утверждено (выписка из протокола №1у от 26.06.2019г.). С указанным решением призывной комиссии Краснокутского района он не согласен, считает его незаконным, нарушающим его право на получение военного билета и влекущим за собой ограничения, предусмотренные действующим законодательством к лицам, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, поскольку выдача справки взамен военного билета указывает на то, что ему запрещено проходить государственную гражданскую службу, то есть обжалуемым решением к нему применяются ограничения в правах. В период с 2007 по 2012 г. он обучался по очной форме обучения в Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина и в соответствии со ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» имел право на отсрочку от призыва на военную службу. После истечения срока отсрочки он подлежал призыву на военную службу на общих основаниях, однако военным комиссариатом Краснокутского, Советского и Федоровского районов Саратовской области в отношении него не совершалось никаких действий, направленных на проведение мероприятий по призыву на военную службу, повестки о необходимости явки в отдел военного комиссариата ему не направлялись. К административной либо уголовной ответственности за неисполнение обязанностей, возложенных на граждан Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», он не привлекался, основания для привлечения отсутствуют. Указывает, что он не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, в результате ненадлежащего выполнения своих должностных обязанностей сотрудниками военного комиссариата. В связи с этим просил признать незаконным решение призывной комиссии Краснокутского района военного комиссариата Краснокутского, Советского и Федоровского районов Саратовской области от 16.05.2019г., оформленное протоколом №6/у, о признании Попова В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, возложить на призывную комиссию Краснокутского района военного комиссариата Краснокутского, Советского и Федоровского районов Саратовской области обязанность рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении Попова В.И. в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как не подлежащего призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет, возложить на военный комиссариат Краснокутского, Советского и Федоровского районов Саратовской области обязанность по выдаче Попову В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, военного билета.

    Административный истец Попов В.И. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснив, что призыву на военную службу он подлежал в период с 05.05.2006г. по 05.05.2015г., при этом в указанный период он имел право на отсрочку, так как обучался по очной форме обучения в высшем учебном заведении, до 01.07.2012г. ему протоколом №33,31/1531 от 30.11.2007г. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для получения высшего образования. Обучаясь в г. Москве, он 23.04.2012г. он написал заявление председателю призывной комиссии по месту своего нахождения с просьбой призвать его на военную службу в морскую пехоту после окончания обучения в ВУЗе, указанное заявление имеется в личном деле призывника. Согласно карте медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, он 02.07.2012г. прошел медицинское освидетельствование, о чем в личном деле призывника имеется медицинская карта, получил повестку о явке в военный комиссариат для отправки в войска для прохождения военной службы. Родители организовали ему проводы в армию. В назначенное время он прибыл в военный комиссариат, однако в войска отправлен не был, как пояснили ему сотрудники военкомата, по причине отсутствия его в списках подлежащих отправке в войска. Из материалов личного дела призывника следует, решением призывной комиссии г. Москвы указанное решение призывной комиссии отменено как нереализованное, протокол №25 от 13.07.2012г., в указанный период действовала предоставленная ему ранее отсрочка от призыва при отсутствии его заявления об отказе от отсрочки от призыва. После окончания ВУЗа он вернулся домой, некоторое время побыл дома, ожидая призыва, а поскольку его в военный комиссариат не вызывали, 18.01.2013г. он трудоустроился в ООО «Король диванов» в г. Саратове, о чем в устной форме незамедлительно поставил в известность военный комиссариат. В материалах личного дела призывника имеется извещение работодателя ООО «Король диванов» в военный комиссариат о его трудоустройстве с указанием фактического местонахождения, мобильного номера телефона. Данное извещение направлено на запрос военного комиссариата от 24.01.2013г., что подтверждает факт уведомления им военного комиссариата о месте своей работы. В материалах личного дела призывника отражены также результаты медицинского освидетельствования призывника Попова В.И. и заключения врачей от 12.03.2013г., что подтверждает факт его явки в военный комиссариат по вызову. При этом повестка, выписанная на его имя о явке в военный комиссариат на 18.02.2013г., подписана не военным комиссаром, а специалистом ВУС, что противоречит требованиям действующего законодательства, в частности, п. 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007г. №400. Объяснительная специалиста ВУС от 15.02.2013г. носит противоречивый характер. Именно на военный комиссариат возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку гражданам, подлежащим призыву. Согласно сообщению прокурора Краснокутского района Саратовской области от 12.11.2019г. №134ж-2019, военной прокуратурой Саратовского гарнизона выявлен факт непривлечения Попова В.И. к мероприятиям, связанным с призывом на военную службу, в период осенней 2013 года, а также весенней и осенней 2014 года призывных компаний должностными лицами военкомата Краснокутского и Питерского районов Саратовской области, в связи с чем исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

    Представитель административного ответчика военного комиссариата Краснокутского, Советского и Федоровского районов Саратовской области Кучмина Н.В. против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала в полном объеме, указав, что решением призывной комиссии от 16.05.2019 года Попов В.И. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Считает, что правовых оснований для выдачи ему военного билета о признании незаконным решения призывной комиссии не имеется, так как административный истец в период с 2012 по 2015 год фактически уклонялся от прохождения военной службы, что подтверждается его объяснениями от 02.11.2016 года, согласно которым Попов В.И. в период с 2012 по 2015 год работал в г. Москва не официально. После окончания учебного заведения Попов В.И. до достижения им 27 летного возраста в военный комиссариат не являлся, никаких сведений о наличии права на отсрочку не представлял. Истец злоупотребил представленными ему правами, уклоняясь от призыва в армию, что в силу ч. 1.1 ст. 28 ФЗ №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» давало призывной комиссии основание к вынесению оспариваемого решения. Часть 1 ст. 59 Конституции РФ установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. В силу п. 1.1 ст. 28 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при зачислении в запас граждан, подлежащих призыву на военную службу и не прошедших военную службы ее до достижения ими возраста 27 лет, призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службы по призыву, не имея на то законных оснований. Сведений о наличии предусмотренных ч. 2 ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» обстоятельств, освобождающих от призыва на военную службы за период с 2014 по 05.05.2015годы, а так же оснований, предусмотренных законодательством для не прохождения военной службы в указанный период Поповым В.И. не представлено. Полагает, что решение призывной комиссии вынесено в соответствии с имеющейся у нее информацией в пределах компетенции военного комиссариата по невыдаче Попову В.И. военного билета соответствует указанным выше нормам. При этом до настоящего времени сам Попов В.И. с заявлением о выдаче ему документа воинского учета в военный комиссариат не обращался, военно-врачебную комиссию с целью установления категории годности к военной службе, не проходил, каких-либо документов не представил. Указанные истцом обстоятельства о ненадлежащей организации призыва военным комиссариатом, отсутствие сведений о его привлечении к административного или уголовной ответственности за уклонение от прохождение военной службы, не свидетельствуют о наличии у него оснований для освобождения от призыва на военную службу в указанный выше период, для не прохождения военной службы и о незаконности обжалуемых действий должностных лиц военного комиссариата. В удовлетворении исковых требований Попову В.И. просила отказать.

Административные ответчики призывная комиссия Краснокутского района Саратвоской области, военный комиссариат Саратвоской области о дате, времени и месте судебного заседания извещались судом надлежащим образом, в суд не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

    Как следует из ч. 6 ст. 226 КАС РФ, лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителей административного ответчика.

Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, обозрев личное дело призывника Попова В.И., суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме.

Как следует из ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 ст. 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.

При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 названного Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).

Пунктом 17 этого же Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 названного выше Положения).

Согласно пункту 19 этого же Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.

Организация призыва граждан на военную службу регламентирована положениями статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", согласно пункту 1 которой призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 указанной статьи).

В соответствии со статьей 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).

Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к настоящей инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.

Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.

Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений законодательства возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате; явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.

В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 этого же федерального закона).

Следовательно, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанное в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 30 октября 2014 года N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики", неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает, как правило, совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.

Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем - поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), - предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018 в редакции от 26.12.2018 закреплено, что в случае, если после прекращения действия предоставленной отсрочки от призыва на военную службу мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в отношении административного истца не проводились, у военного комиссариата отсутствовали правовые основания для принятия решения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (Определение N 5-АПУ18-16СП).

Согласно ст.22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Граждане, указанные в пункте 2 статьи 23 и пункте 2 статьи 24 настоящего Федерального закона и отказавшиеся от реализации своего права на освобождение от призыва на военную службу или права на отсрочку от призыва на военную службу, призываются на военную службу.

Отказ от реализации права на освобождение от призыва на военную службу или права на отсрочку от призыва на военную службу осуществляется посредством подачи гражданином заявления о таком отказе в призывную комиссию. Указанное заявление приобщается к протоколу заседания призывной комиссии.

Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.

Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет.

Из материалов дела следует, что Попов В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоял на воинском учете в отделе военного комиссариата по Кранокутскому и Питерскому районам Саратовской области (в настоящее время- отдел военного комиссариата Краснокутского, Советского и Федоровского районов Саратовской области), подлежал призыву на военную службу в период с 05 мая 2006г. (достижения 18-летнего возраста) по 05 мая 2015 г. (достижения 27-летнего возраста).

Решением призывной комиссии района ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30.06.2007г.

Суду на запрос представлены для обозрения в судебном заседании два личных дела призывника Попова В.И.

Из материалов личного дела призывника следует, что приказом №598 от 27.07.2007г. Попов В.И. был зачислен студентом 1 курса факультета зоотехнологий и агробизнеса по очной дневной форме обучения федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина»

14.11.2007г. Попов В.И. был принят на воинский учет отделом военного комиссариата Кузьминского района ЮВАО г. Москвы по месту регистрации по месту пребывания на срок обучения в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина» до 01.07.2012г., решением призывной комиссии района №33.31/1531 от 30.11.2007г. ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 01.07.2012г.

Из личного дела призывника также следует, что 23.04.2012г. Попов В.И. подал заявление председателю призывной комиссии Выхино-Жулебино г. Москвы о призыве на военную службу в морскую пехоту по окончанию обучения в 2012 г., в связи с чем в апреле 2012г. прошел медицинскую комиссию.

26.06.2012г. Попов В.И. был отчислен из федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина» и подлежал призыву на военную службу, сообщение об отчислении принято отделом военного комиссариата по Кузьминскому району ЮВАО г. Москвы 05.07.2012г. для исполнения.

Из материалов личного дела призывника следует, решением призывной комиссии г. Москвы указанное решение призывной комиссии отменено как нереализованное, протокол №25 от 13.07.2012г., в указанный период действовала предоставленная ему ранее отсрочка от призыва при отсутствии заявления Попова В.И. об отказе от отсрочки от призыва.

Вместе с тем из материалов личного дела призывника также следует, что 15.01.2013г. Попов В.И. снят с воинского учета в указанном отделе военного комиссариата и 12.02.2013г. принят на учет Краснокутским районным военным комиссариатом Саратовской области.

Также в личном деле призывника имеется извещение работодателя ООО «Король диванов» в военный комиссариат о трудоустройстве Попова В.И. с указанием фактического местонахождения, мобильного номера телефона.

Данное извещение направлено на запрос военного комиссариата от 24.01.2013г., что подтверждает факт уведомления им военного комиссариата о месте своей работы.

В материалах личного дела призывника содержатся также результаты медицинского освидетельствования призывника Попова В.И. и заключения врачей от 12.03.2013г., что подтверждает факт его явки в военный комиссариат по вызову.

При этом повестка, выписанная на его имя о явке в военный комиссариат на 18.02.2013г., подписана не военным комиссаром, а специалистом ВУС, что противоречит требованиям действующего законодательства, в частности, п. 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007г. №400.

Сведений о мерах, направленных на своевременное личное вручение под расписку Попову В.И. как гражданину, подлежащему призыву, материалы личного дела призывника не содержат, тогда как именно на отдел военного комиссариата возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку гражданам, подлежащим призыву.

Согласно сообщению прокурора Краснокутского района Саратовской области от 12.11.2019г. №134ж-2019, военной прокуратурой Саратовского гарнизона выявлен факт не привлечения Попова В.И. к мероприятиям, связанным с призывом на военную службу, в период осенней 2013 года, а также весенней и осенней 2014 года призывных компаний должностными лицами военкомата Краснокутского и Питерского районов Саратовской области.

При этом решением призывной комиссии Краснокутского района от 16 мая 2019 года, протокол N 6/у, заявитель признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и зачислен в запас с выдачей справки взамен военного билета, что оформлено протоколом заседания призывной комиссии.

Административным ответчиком не оспаривалось, что к мероприятиям, связанным с призывом на военную службу, в период осенней 2013 года, а также после 1 января 2014 года, то есть в период весенней и осенней 2014 года призывных компаний должностными лицами военкомата Краснокутского и Питерского районов Саратовской области Попов В.И. по 05 мая 2015 года (дата достижения им возраста 27 лет) не привлекался, в отношении административного истца призывной комиссией не совершалось действий, направленных на проведение мероприятий по призыву на военную службу, повестки о необходимости явки в отдел военного комиссариата ему не направлялись.

Таким образом, установленные по административному делу обстоятельства свидетельствуют о том, что Попов В.И. не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам.

Доказательств обратного административным ответчиком вопреки требованиям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.

К ссылке представителя ответчика на объяснения Попова В.И. суд относится критически и во внимание ее не принимает, поскольку судом достоверно установлено, что после прекращения действия предоставленной отсрочки от призыва на военную службу мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в отношении административного истца не проводились, у военного комиссариата отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения.

С учетом изложенного административные исковые требования Попова В.И. суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,

решил:

Административные исковые требования Попова В,И. к призывной комиссии Краснокутского района военного комиссариата Краснокутского, Советского и Федоровского районов Саратовской области, военному комиссариату Краснокутского, Советского и Федоровского районов Саратовской области, военному комиссариату Саратовской области о признании незаконным решения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, возложении обязанности рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, выдаче военного билета – удовлетворить.

Признать незаконным решение призывной комиссии Краснокутского района военного комиссариата Краснокутского, Советского и Федоровского районов Саратовской области от 16.05.2019г., оформленное протоколом №6/у, о признании Попова В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Возложить на призывную комиссию Краснокутского района военного комиссариата Краснокутского, Советского и Федоровского районов Саратовской области обязанность рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении Попова В.И. в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как не подлежащего призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет.

Возложить на военный комиссариат Краснокутского, Советского и Федоровского районов Саратовской области обязанность по выдаче Попову Василию Ивановичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, военного билета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца через Краснокутский районный суд Саратовской области.

Судья: подпись                                     Т.А.Ситникова

Мотивированное решение изготовлено 25.12.2019г.

2а-629/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Попов Василий Иванович
Ответчики
Военный комиссариат Саратовской области
Военный коммиссариат Краснокутского и Питерского районов
Призывная комиссия Краснокутского района
Суд
Краснокутский районный суд Саратовской области
Судья
Ситникова Татьяна Анатольевна
Дело на сайте суда
krasnokutsky.sar.sudrf.ru
15.11.2019Регистрация административного искового заявления
15.11.2019Передача материалов судье
20.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
20.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2019Судебное заседание
29.11.2019Судебное заседание
06.12.2019Судебное заседание
15.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее