Дело № 2-110/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2019 г. с. Красноармейское
Красноармейский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Кольцовой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Димитриевой М.В.,
с участием истца Сергеева А.Н. и его представителя Шенгальц Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеева Андрея Николаевича к администрации Убеевского сельского поселения Красноармейского района Чувашской Республики о признании незаконным постановления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
установил:
Истец Сергеев А.Н. обратился в суд с иском к ответчику администрации Убеевского сельского поселения Красноармейского района ЧР о признании незаконным постановления администрации Убеевского сельского поселения Красноармейского района ЧР № 16 от 13.03.2019 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с момента подачи заявления о принятии на учет.
В обоснование своих требований истец указал, что он зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> ЧР, д. <адрес>, <адрес>, совместно с родителями, семьей брата (брат с супругой, их дети). Указанное жилое помещение является жилым домом площадью 87,1 кв.м, которое принадлежит на праве собственности в порядке наследования его матери СВР Истец является инвалидом с детства, в настоящее время установлена инвалидность 3 группы по заболеванию F-07.02 (по международной классификации болезни). Истец не является нанимателем муниципального жилья, членом семьи родителей, в собственности другого жилого помещения не имеет, следовательно он является нуждающимся в жилом помещении, которое должно быть ему предоставлено по договору социального найма. С 2014 г. истец обращался к ответчику с заявлениями о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, однако ответчик в нарушение требований закона неоднократно отказывает в удовлетворении заявлений истца.
Истец СВН в присутствии своего представителя Шенгальц Е.П. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в нем основаниям, дополнительно пояснив, что с рождения прописан в доме по адресу: <адрес> ЧР, д. <адрес>, <адрес>, где проживает с родителями. Его брат с супругой и детьми зарегистрированы по другому адресу, однако семья брата проживает вместе с ними. Он членом семьи своих родителей не является, имеет самостоятельный доход в виде пенсии по инвалидности, бюджет с родителями раздельный, самостоятельно несет расходы на лекарства, одежду, питание, отдает родителям часть денежных средств для оплаты за коммунальные услуги.
Представители Убеевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики Димитриева Н.И., Министерства труда и социальной защиты ЧР КТЮ обратилась в суд с заявлением о рассмотрении дела без их участия.
Представители третьих лиц Министерства финансов ЧР, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ЧР, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Сергеев А.Н. зарегистрирован и проживает по адресу <адрес> ЧР, д. <адрес>, <адрес>.
Согласно справке, выданной главой Убевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, совместно с Сергеевым А.Н. по указанному адресу зарегистрированы отец СНИ, мать СВР, открыт лицевой счет №.
Жилой дом по адресу <адрес> ЧР, д. <адрес>, <адрес>, принадлежит на праве собственности в порядке наследования по закону СВР Площадь дома составляет <данные изъяты> кв.м (свидетельство о государственной регистрации права <адрес>, технический паспорт на жилой дом).
Сергееву А.Н. объекты недвижимого имущества не принадлежат (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно справке серии №, выданной <данные изъяты>, Сергеев А.Н. является <данные изъяты>
Согласно медицинского заключения по результатам принятого решения подкомиссии № врачебной комиссии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ № БУ ЧР «Республиканская психиатрическая больница», имеющееся психическое расстройство (код заболевания F-07.02) у Сергеева А.Н. входит в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н.
Согласно медицинского заключения по результатам принятого решения подкомиссии № врачебной комиссии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ № БУ ЧР «Республиканская психиатрическая больница», имеющееся <данные изъяты> у Сергеева А.Н. не входит в Перечень заболеваний тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-н.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о принятии его на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении и имеющих право на государственную поддержку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил предоставления субвенций из Федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий РФ по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов». В заявлении указал, что состав его семьи состоит из 3 человек, включая его, мать СВР, отца СНИ
Постановлением главы Убеевского сельского поселения Красноармейского района ЧР № 16 от 13.03.2019 Сергееву А.Н. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений на основании постановления главы Убеевского сельского поселения от 11.01.2011 № 2 «Об учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилого помещения по договору социального найма» в связи с обеспеченностью площадью жилого помещения по норме предоставления.
Конституция РФ, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, в том числе установленными нормами, содержащимися в частях 2 и 3 ст. 49 ЖК РФ условиями реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), наличие же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции РФ.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализацию его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (статья 17). До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в Убеевское сельское поселение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то право истца на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Наличие заболевания, входящего в установленный Правительством Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
В соответствии с постановлением главы Убеевского сельского поселения Красноармейского района № 2 от 11.01.2011 установлена учетная норма для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях равная 12,0 кв.м общей площади на каждого члена семьи. Учетная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на каждого члена семьи установлена в размере 16 кв.м общей площади.
Обеспеченность истца и членов его семьи площадью жилого помещения составляет 29,03 кв.м на человека, поскольку семья истца на троих человек занимает отдельный жилой дом площадью жилого помещения 87,1 кв. м.
С учетом положений ст. 69 ЖК РФ, к членам одной семьи относятся все лица, проживающие по одному адресу, за исключением случая подтверждения проживания в квартире разных семей по договорам, на основании которых граждане вселены в жилое помещение, а также супруги и несовершеннолетние дети всех вышеуказанных лиц независимо от места их жительства. Лица, зарегистрированные по месту жительства в одном жилом помещении, учитываются в составе членов семьи независимо от того, ведут ли они совместное хозяйство или имеют ли самостоятельный доход.
Как следует из материалов дела жилой дом по адресу <адрес> ЧР, д. <адрес>, <адрес>, принадлежит на праве собственности СВР на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, по указанному адресу Сергеев А.Н. был вселен с рождения как член семьи СВР и СНИ (сын).
В заявлении о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку, адресованном в Убеевское сельское поселение ДД.ММ.ГГГГ Сергеев А.Н. указал, что состав его семьи состоит из 3 человек, включая мать СВР, отца СНИ
Доказательств того, что по адресу <адрес> ЧР, д. <адрес>, <адрес>, проживает так же брат истца со своей семьей (супругой и детьми) материалы дела не содержат и истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Поскольку истец обеспечен жилой площадью более учетной нормы, правовых оснований для возложения на Убеевское сельское поселение обязанность включить его в список и поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений у суда не имеется.
Одно лишь условие, что Сергеев А.Н. является инвалидом, что дает ему право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, основано на не неверном толковании норм материального права. Необходимым условием для предоставления такой меры социальной поддержки является признание лица данной категории нуждающимся в улучшении жилищных условий.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о законности действий ответчика об отказе в принятии Сергеева А.Н. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений.
Соответственно, требования иска Сергеева А.Н. о признании незаконным постановления администрации Убеевского сельского поселения Красноармейского района ЧР № 16 от 13.03.2019 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с момента подачи заявления о принятии на учет удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Сергеева Андрея Николаевича к администрации Убеевского сельского поселения Красноармейского района Чувашской Республики о признании незаконным постановления администрации Убеевского сельского поселения Красноармейского района ЧР № 16 от 13 марта 2019 г. об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с момента подачи заявления о принятии на учет отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его изготовления в мотивированной форме через Красноармейский районный суд Чувашской Республики.
Судья Е.В.Кольцова
Мотивированное решение составлено 27 мая 2019 г.