Дело № 2а-5043/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 апреля 2018 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Морозовой Л.С.,
при секретаре Мороз Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Осипова Александра Васильевича к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
установил:
Осипов А.В. обратился в суд с административным иском к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа от 28 декабря 2017 года № № в предварительном согласовании предоставления земельного участка, и обязании ответчика предварительно согласовать предоставление ему земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>. Требования мотивировал тем, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, право на которое зарегистрировано в установленном законом порядке. Земельный участок был представлен ему постановлением администрации Солонцовского сельсовета № 28 от 11.09.1992. В 2005 году был подписан акт согласования границ земельного участка. При обращении к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, на котором расположен жилой дом на кадастровом плане территории, он получил отказ, так как испрашиваемый земельный участок частично расположен в зоне объектов автомобильного транспорта, частично в границах красных линий и является землями общего пользования, которые утверждены на основании Постановления администрации г. Красноярска от 28.04.2017 № 278 и постановления № 833 от 25.12.2015. Кроме того, основанием для отказа послужило несоответствие параметров земельного участка данной территориальной зоны. Считает данный отказ незаконным, так как он является собственником дома и имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность. Земельный участок не превышает предельных размеров на момент предоставления земельного участка и соответствует максимальным и минимальным размерам земельных участков под ИЖС в г. Красноярске.
В судебное заседание административный истец Осипов А.В., его представитель Талаленко М.Н. не явились, о слушании дела извещены надлежаще. Представитель Талаленко М.Н. представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в суд не явился, о слушании дела извещен надлежаще, о причинах неявки не уведомил.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ, одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Если иное не установлено настоящей статей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ).
Согласно п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В силу пп. 1, 2 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса, земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п. 3, 4 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ 16. основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам, несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Подпунктом 7 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (п. 19 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ).
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 8 ст. 1, п. 3 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ).
В силу Градостроительного кодекса РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1). Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (пункты 1. 2, 3 ч. 2 и ч. 4 ст. 30).
В силу ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, но и для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Иное означало бы снижение уровня правовых гарантий прав и законных интересов правообладателя земельного участка по существующему и планируемому использованию земельного участка.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из материалов дела следует, что Осипов А.В. с 31.10.2017 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
С целью оформления права на земельный участок, на котором расположен жилой дом, Осипов А.В. обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлениями о предварительном согласовании предоставлении земельного участка, общей площадью 961.0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
28 декабря 2017 года № № Департамент на основании п.п. 1, 2 п. 8ст. 39.15, п.п. 3, 4 п. 16 ст. 11.10, п. 19. ст. 39.16 Земельного кодекса РФ отказал истцу в его заявлении, указав, что согласно Правилам землепользования и застройки городского округа города Красноярска, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122, испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), зоны территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ). Кроме того, испрашиваемый земельный участок расположен за границами красных линий и является землями общего пользования. Красные линии утверждены в составе проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярск от 25.12.205 № 833 (внесены изменения постановлением администрации города от 28.04.2017 № 278). Представленная схема не соответствует проекту планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск.
Вместе с тем, судом установлено, что решением Солонцовского малого Совета народных депутатов № 2 от 02.09.1992 постановлено: установить предельно-допустимую норму приусадебного участка (включая участки в поле) для с. Солонцы – 25 соток, с. Дрокино – 30 соток, и с. Песчанка – 30 соток, с. Бадалык – 25 соток. Существующие приусадебные участки в черте населенного пункта оставить неизменными и закрепить их за владельцами в личную собственность, с выдачей свидетельства на право пользование землей.
Постановлением администрации Солонцовского сельского совета н.д. № 28 от 11.09.1992 истцу предоставлен земельный участок с возложением обязанности о выдаче свидетельства на право пользования землей. На основании акта от 17.07.2005 согласованы границы земельного участка, расположенного: <адрес>
Согласно представленной в материалы дела выписки из адресного реестра от 27.06.2013 объекту недвижимости присвоен адрес: <адрес>
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был возведен в 1995 году, решением Советского районного суда г. Красноярска от 24 августа 2017 года за Осиповым А.В. признано право собственности на указанный дом, его право в установленном законом порядке зарегистрировано в Управлении Росреестра по Красноярскому краю. При этом площадь земельного участка 961 кв.м. не превышает предельных размеров на момент предоставления земельного участка и соответствуют максимальным и минимальным размерам земельных участков под ИЖС в г. Красноярске.
Поскольку испрашиваемый земельный участок не изъят из оборота, не ограничен в обороте, то он не мог быть отнесен к землям общего пользования.
Таким образом, поскольку указанные выше проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования, правила землепользования и застройки приняты без учета фактического (существующего) землепользования, их наличие само по себе не может служить правовым препятствием для предоставления земельного участка, поскольку, в противном случае, заявитель лишается гарантированной ему законом возможности оформить права на земельный участок под принадлежащим ему на праве собственности объектом недвижимости.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение департамента об отказе Осипову А.В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы земельного участка, является незаконным.
В целях устранения нарушения прав истца на Департамент следует возложить обязанность принять решение о предварительном согласовании предоставления Осипову А.В. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> и утвердить схему расположения земельного участка по указанному адресу на кадастровом плане территории.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
признать незаконным отказ от 28 декабря 2017 года исх. № № департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
Обязать департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска принять решение о предварительном согласовании предоставления Осипову А.В. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> и утвердить схему расположения земельного участка по указанному адресу на кадастровом плане территории.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Л.С. Морозова
Решение в окончательной форме изготовлено: 08.04.2018