Решение по делу № 2-429/2020 от 06.12.2019

№ 2-429/2020

64RS0047-01-2019-005684-53

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 июля 2020 года                   город Саратов

Октябрьский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Замотринской П.А.,

при секретаре Иванове М.С.,

при участии представителя истца Иванова В.А. – Седовой М.Д., действующей на основании доверенности от <дата>,

представителя ответчика ТСЖ «Советское» - председателя правления Суворовой И.П., действующей на основании Устава,

представителя ответчика ТСЖ «Советское» - Ступникова Д.В., действующего на основании доверенности от <дата>,

представителя ответчика ТСЖ «Советское» - Орешкина В.Н., действующего на основании доверенности от <дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова В.А. к ТСЖ «Советское», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области, Государственная жилищная инспекция Саратовской области, о возложении обязанности произвести ремонтные работы, компенсации морального вреда, штрафа,

установил:

Истец обратился в суд с указанными исковыми требованиями, в обоснование которых указал, что он является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Собственники помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу <адрес>, выбрали способ управления указанным домом - управление товариществом собственников жилья. Управление домом осуществляет ответчик. Истцом в адрес ответчика были направлены заявления с требованиями: произвести замену стояков водоотведения и отопления на полипропиленовые; произвести демонтаж труб неизвестного назначения; произвести ремонт балкона, поскольку бетонные элементы конструкции балкона находятся в состоянии угрожающем жизни и здоровью граждан: установить перемычки для обеспечения нормальной циркуляции теплоносителя. Согласно акту осмотра квартиры от <дата> в туалете и в ванной комнате находятся два канализационных стояка. В ванной с пятого этажа опускается полипропиленовая труба диаметром 50 мм на 2,5 м по высоте от потолка и от пола около 1 метра осталась чугунная труба. В туалете проходит чугунный стояк диаметром 75 мм. Оба стояка находятся в удовлетворительном состоянии. Трещин и подтеков нет. В ванной комнате и в спальне расположены трубы, назначение которых неясно. Согласно ответу ответчика ДЭЗ Октябрьского района никакой документации на дом не передал, в доме несколько раз менялись источники тепла, холодного и горячего водоснабжения, поскольку назначение труб ответчику также неизвестно. Истцу было предложено все трубы неизвестного назначения оставить на месте с открытым доступом к ним. Согласно предписанию от <дата> обязанность по установке перемычек на отводах к батареям ответчик возложил на истца. По поводу балкона, находящегося в аварийном состоянии и требующего незамедлительного проведения ремонта удовлетворительного ответа также от ответчика представлено не было. Согласно Акту инспекционной проверки ГЖИ по Саратовской области от <дата> в помещении раздельного санузла имеются: повреждения покрытия потолка, стен, следы протечек в виде темных пятен, стояк водоотведения имеет повреждения лакокрасочного покрытия, в местах соединения следы потеков темного цвета (пункт 5). В помещении ванной комнаты имеются: повреждение покрытия потолка (штукатурного слоя), стояки холодного, горячего водоснабжения, а также имеются 3 трубопровода неизвестного назначения (пункт 6). Балконная плита <адрес> имеет поверхностные, краевые повреждения (пункт 7). <дата> в адрес ответчика была направлена претензия со следующими требованиями: произвести текущий ремонт общего имущества посредством замены стояков водоотведения и отопления на полипропиленовые в связи с естественным износом чугунных конструкций; произвести демонтаж труб неизвестного назначения; произвести необходимый текущий ремонт балкона; установить перемычки для обеспечения нормальной циркуляции теплоносителя. <дата> от ответчика пришел ответ, в котором также было отказано в удовлетворении требований истца. Моральный вред, причиненный истцу, оценивается в 50 000 рублей 00 копеек, что является разумным при сложившихся обстоятельствах. На основании изложенного, с учетом уточнения заявленных исковых требований истец просит обязать ответчика произвести ремонтные работы по замене инженерных коммуникаций, расположенных в квартире номер по <адрес>, находящихся в неудовлетворительном (частично), аварийном (частично) состоянии, а именно: в помещении жилой комнаты 1 (площадью <данные изъяты> кв.м.) трубопроводы отопления общего пользования, диаметром 25 мм и 40 мм; в помещении жилой комнаты 2 (площадью <данные изъяты> кв.м.) трубопроводы отопления общего пользования, диаметром 25 мм; в помещении кухни трубопроводы отопления общего пользования, диаметром 25 мм и 40 мм; в помещении туалета канализационный трубопровод общего пользования с отводом на унитаз, диаметром 100 мм; в помещении ванной комнаты трубопроводы горячего и холодного водоснабжения общего пользования, диаметром 32 мм; в помещении ванной комнаты канализационный трубопровод общего пользования с подключением к раковине, диаметром 50 мм; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей; штраф в размере 50 % от присужденной судом суммы, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 рублей.

В судебном заседании судом принят отказ от исковых требований в части требований: обязать ответчика в жилом помещении по адресу: <адрес>: произвести текущий ремонт общего имущества посредством замены стояков водоотведения и отопления на полипропиленовые в связи с естественным износом чугунных и стальных конструкций; произвести демонтаж труб неизвестного назначения в ванной комнате и спальне; произвести необходимый текущий ремонт балкона путем усиления несущей способности балконной конструкции стальными тяжами; установить перемычки, обеспечивающие нормальную циркуляцию теплоносителя вне зависимости от пропускной способности радиаторов отопления, между нижним и верхним горизонтальными отводами от подающего стояка к радиаторам отопления, о чем вынесено соответствующее определение, производство по делу в этой части прекращено.

Истец Иванов В.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Седова М.Д. заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержала, просила их удовлетворить, представила письменные пояснения, в которых указано, что согласно Акту инспекционной проверки ГЖИ по Саратовской области от <дата> канализационный стояк в ванной комнате (материал - чугун- полипропилен) имеется разрушение лакокрасочного покрытия; канализационный стояк в туалете (материал - чугун-полипропилен) имеется разрушение лакокрасочного покрытия (пункт 4). Согласно Акту инспекционной проверки ГЖИ по Саратовской области от <дата> в помещении раздельного санузла имеются: повреждения покрытия потолка, стен, следы протечек в виде темных пятен, стояк водоотведения имеет повреждения лакокрасочного покрытия, в местах соединения следы потеков темного цвета (пункт 5). В помещении ванной комнаты имеются: повреждение покрытия потолка (штукатурного слоя), стояки холодного, горячего водоснабжения (пункт 6). В рамках судебного разбирательства по настоящему делу была назначена и проведена судебная экспертиза, которая установила, что следующие инженерные коммуникации систем отопления, водоснабжения и водоотведения в <адрес> дома номер по <адрес>, находящихся в неудовлетворительном (частично), аварийном (частично) состоянии: - в помещении жилой комнаты (площадью <данные изъяты> кв.м.) трубопроводы отопления общего пользования, диаметром 25 мм и 40 мм, -в помещении жилой комнаты (площадью <данные изъяты> кв.м.) трубопроводы отопления общего пользования, диаметром 25 мм; -в помещении кухни трубопроводы отопления общего пользования, диаметром 25 мм и 40 мм; - в помещении туалета канализационный трубопровод общего пользования с отводом на унитаз, диаметром 100 мм; - в помещении ванной комнаты трубопроводы горячего и холодного водоснабжения общего пользования, диаметром 32 мм.; - в помещении ванной комнаты канализационный трубопровод общего пользования с подключением к раковине, диаметром 50 мм. В своем отзыве на исковое заявление от <дата> ответчик указывает на то, что трубы отопления были заменены собственником спорной квартиры на новые полипропиленовые в отсутствие разрешения ответчика, ТСЖ «Советское» к ним не имеет никакого отношения и поэтому за некачественно проведенные работы по замене трубопроводов ответчик ответственности не несет. В судебном заседании <дата> один из представителей ответчика на вопрос представителя истца о том, каким образом и как часто происходит осмотр состояния инженерных коммуникаций дома номер по <адрес> ответил, что профилактический осмотр не проводится, и слесарь ТСЖ «Советское» выезжает только при возникновении аварийных ситуаций (заливы, протечки и т.д.). В соответствии с положениями, установленными частями 1.1, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года № 491, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, на управляющую организацию возлагается обязанность надлежащего содержания общего имущества, в том числе по техническому обслуживанию коммуникаций и оборудования, по поддержанию их в исправности, работоспособности, наладке и регулированию, контролю за состоянием инженерных систем и т.д. Для этих целей осмотры должны проводиться в том объеме и количестве, который обеспечивал бы своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям закона, выработке мер по их устранению, а также своевременное выявление угрозы безопасности здоровью граждан и исключал бы возможность образования разрыва в системе водоснабжения дома. С учетом изложенного, управляющая организация обязана регулярно проводить осмотры внутридомовых инженерных систем, проводить текущий ремонт, содержать внутридомовые инженерные системы. Экспертиза была назначена для обследования инженерных коммуникаций лишь в <адрес> дома номер по <адрес> инженерных коммуникаций других квартир дома номер по <адрес> не проводилась. Именно в <адрес> дома номер по <адрес> были выявлены инженерные коммуникации систем отопления, водоснабжения и водоотведения, находящиеся в неудовлетворительном (частично), аварийном (частично) состоянии. Истец просит заменить отдельные участки трубопроводов, находящихся лишь в его квартире, и которые в соответствии с проведенной судебной экспертизой находятся в неудовлетворительном (частично), аварийном (частично) состоянии. Согласно пункту 2 статьи 138 и части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья обязано осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII Жилищного кодекса РФ. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных законом, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальных услуг. В соответствии с пунктами 10 и 11 Правил по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, главы III Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, в том числе обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. Содержание общего имущества включает в себя в том числе текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов. В соответствии с частью 2 статьи 154 и статьи 156 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги. Согласно п. 3.6.9 МДК 2-04.2004 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда, удельный вес заменяемых элементов жилых зданий в процессе текущего ремонта не должен превышать уровня: кровельные покрытия - 50%, покрытия полов - 20%, остальные конструкции и инженерное оборудование - 15% их общего объема в жилом здании. Согласно Приложению № 7 Перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов Приказа Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года № 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (вместе с «ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения»), текущему ремонту подлежат: - водопровод и канализация, горячее водоснабжение (внутридомовые системы) в эту группировку включаются следующие виды работ: уплотнение соединений, устранение течи, утепление, укрепление трубопроводов, смена отдельных участков трубопроводов, фасонных частей, сифонов, трапов, ревизий; - восстановление разрушенной теплоизоляции трубопроводов, гидравлическое испытание системы, ликвидация засоров, прочистка дворовой канализации, дренажа (пункт 1); - центральное отопление, в эту группировку включаются следующие виды работ: смена отдельных участков трубопроводов, секций отопительных приборов, запорной и регулирующей арматуры (пункт 1); установка (при необходимости) воздушных кранов (пункт 2); - прочие работы, в эту группировку включаются следующие виды работ: наладка всех видов внутридомового оборудования (пункт 6). Приложением № 7 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» предусмотрено, что к работам, относящимся к текущему ремонту, относятся: установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения включая насосные установки в жилых зданиях. Абзац первый пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, предусматривает, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. Конкретизируя положения указанных норм, Правила относят к общему имуществу внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, включая в их состав в том числе первые отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков, первые запорно-регулировочные краны на отводах внутриквартирной разводки от стояков. Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусматривает, что система инженерно- технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подпункт 21 пункта 2 статьи 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 36). На основании вышеизложенного истец просит удовлетворить требования истца в полном объеме.

Представители ответчика ТСЖ «Советское» Суворова И.П., Орешкин В.Н. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных исковых требований.

Представитель ответчика ТСЖ «Советское» Ступников Д.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

В суд предоставлены возражения ответчиков, согласно которым 1. Замена трубопроводов систем отопления, водоснабжения и водоотведения является капитальным ремонтом инженерных систем в <адрес>. Замена трубопроводов систем отопления, водоснабжения и водоотведения длиною несколько десятков метров в <адрес> является капитальным ремонтом в силу следующего. Согласно части 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно - технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов. В соответствии с пунктом 2.2 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 (утв. Госстроем РФ) (далее МДК 2-04.2004) и согласно приложения № 2 МДК 2-04.2004 к перечню работ, входящих в плату за текущий ремонт жилья, в частности относят все виды работ по уплотнению соединений, устранению течи, смене отдельных участков трубопроводов отопления, холодного и горячего водоснабжения, запорной и регулировочной арматуры в помещениях многоквартирного дома. В соответствии с Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 3 июля 2017 г. № 29521-ОГ/04 считается целесообразным при разграничении понятий капитального и текущего ремонта руководствоваться вышеуказанными нормативно-правовыми актами. Далее, в вышеуказанном письме сообщается, что согласно пункту 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 1038 от 18 ноября 2013 г. (далее - Положение), Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с пунктом 6.2. Положения Минстрой России в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства. Из заключения эксперта от <дата> (далее заключение эксперта) при ответе на вопрос следует, что: а) в материалах дела отсутствуют данные о времени первоначального монтажа стальных и чугунных трубопроводов водоснабжения и водоотведения в помещениях <адрес> (согласно прил. , ВСН 58 - 88 (р) продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) для труб оцинкованных составляет - 30 лет, для черных - 15 лет); б) инженерные коммуникации систем отопления, водоснабжения и водоотведения в <адрес> находятся в неудовлетворительном (частично), аварийном (частично) состоянии; в) указанные коммуникации имеют несоответствия требованиям нормативных документов, предъявляемым к работам и материалам: - крепление трубопроводов, установка опор, расстояние между опорами; - установлено наличие отклонений трубопроводов (полипропилен) от вертикали/горизонтали; - материал и диаметр трубопроводов систем водоснабжения, водоотведения, отопления общего пользования должны быть идентичными по всей протяженности и соответствовать проектному решению. Трубы отопления были заменены собственниками <адрес> на новые полипропиленовые, ТСЖ «Советское к ним не имеет никакого отношения. Участки труб металлических длиной по 0.5 и 0.7 метров уходят в нижерасположенную <адрес> ранее собственники этой квартиры не согласились их заменить. Более того, собственники <адрес> при проведении работ по замене трубопроводов систем отопления, водоснабжения и водоотведения не ставили в известность ТСЖ «Советское», а тем более не предоставляли документацию на согласование в товарищество и поэтому за некачественно проведенные работы по замене трубопроводов товарищество ответственности не несет. В соответствии с пунктом 2.2 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 (утв. Госстроем РФ) (далее МДК 2-04.2004) работы по замене трубопроводов не являются текущими, а в соответствии с приложением ВСН 58 - 88 (р) продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) для труб составляет более 30 лет (год постройки дома - 1937 год). Поэтому работы по замене трубопроводов в <адрес> не относятся к текущему ремонту жилья, а являются капитальными. Капитальный ремонт в <адрес> можно провести только на основании решения общего собрания собственников МКД. В протоколе общего собрания собственников МКД от <дата> решено отказать собственнику <адрес> Иванову В.А. в заявленных требованиях по капитальному ремонту канализационных стояков, системы отопления. Учитывая вышесказанное, просит отказать в требовании искового заявления об обязании ТСЖ «Советское» произвести капитальный ремонт общего имущества посредством замены стояков водоотведения и отопления на полипропиленовые в связи с естественным износом чугунных и стальных конструкций в жилом помещении <адрес>. 2. Трубы неизвестного назначения не являются имуществом общего пользования в <адрес>. В заключении эксперта при ответе на вопрос сказано, что ввиду отсутствия проектной документации на системы водоснабжения и отопления жилого <адрес> установить функциональное назначение трубопроводов неизвестного назначения на дату экспертного осмотра не предоставляется возможным, то есть невозможно установить относятся ли они к общедомовому имуществу многоквартирного дома, обслуживаются ли с их помощью другие квартиры. Поэтому просим отказать в требовании искового заявления об обязании ТСЖ «Советское» произвести демонтаж труб неизвестного назначения в ванной комнате и спальне в жилом помещении <адрес>. 3. Работы по ремонту балкона в <адрес> относятся к капитальному ремонту. В заключении эксперта при ответе на вопрос сказано, что техническое состояние балкона <адрес> недопустимое и неудовлетворительное. Работы по ремонту балкона относятся к капитальному ремонту и должны производиться работниками организаций, имеющими допуск на выполнение работ данного вида на основании разрешительной документации с учетом того, что жилой дом является выявленным объектом культурного наследия. В данном случае проведение капитального ремонта балкона в <адрес> возможно провести только на основании решения общего собрания собственников МКД. В протоколе общего собрания собственников МКД от <дата> решено отказать собственнику <адрес> Иванову В.А. в заявленном требовании по капитальному ремонту балконной плиты. Поэтому просят отказать в требовании искового заявления об обязании ТСЖ «Советское» произвести капитальный ремонт балкона, расположенном на 4 этаже многоквартирного дома, в жилом помещении <адрес>. 4. Работы по исправлению неисправностей в системе отопления в <адрес> должны проведены за счет собственника. В заключении эксперта при ответе на вопрос сказано, что имеются неисправности в системе отопления (в батареях) в помещениях жилых комнат и кухни <адрес> установлены стальные радиаторы, запорно-регулирующие устройства (краны), перемычки отсутствуют, то есть собственник <адрес> при перекрытии кранов у радиаторов нарушает работу системы отопления по всему стояку жилого дома. Учитывая, что собственники <адрес> при проведении работ по замене радиаторов системы не ставили в известность ТСЖ «Советское», а тем более не предоставляли документацию на согласование в товарищество, то за проведение ими работ по замене радиаторов отопления с нарушением строительных норм товарищество ответственности не несет. Об этих неисправностях в системе отопления (в батареях) ТСЖ «Советское» узнало только в начале отопительного сезона 2019-2020 годов после жалоб жителей по данному стояку. Сразу же было вручено новым собственникам <адрес>, которые приобрели ее <дата>, предписание от <дата> об устранении неисправностей. Это предписание не было выполнено собственниками <адрес>. Более того, экспертом предложено (вариант ) выполнить монтаж перемычек перед радиаторами. Указанные работы не относятся к обязательным работам по реконструкции, переоборудованию системы отопления жилого дома, то есть работы по монтажу перемычек должны быть выполнены за счет собственников жилого помещения. Поэтому просят отказать в требовании искового заявления об возложении обязанности на ТСЖ «Советское» установить перемычки, обеспечивающие нормальную циркуляцию теплоносителя в жилом помещении <адрес>. Учитывая вышесказанное, просит отказать в требованиях искового заявления собственника квартиры Иванова В.А. к ТСЖ «Советское» в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области в судебное заседание не явился, представил пояснения по делу согласно которым в соответствии с п. 587 Приложения к приказу Министерства культуры Саратовской области от <дата> «Об утверждении списка вновь выявленных объектов историко-культурного наследия, расположенных на территории Саратовской области», многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, является вновь выявленным объектом культурного наследия «<данные изъяты>». Согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 44, п. «д» ч. 1 с. 72 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Специальным законом, регулирующим вопросы охраны памятников истории и культуры, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года -Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Согласно преамбуле Федерального закона № 73-Ф3 в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 ст. 18, предметом охраны объекта культурного наследия является описание особенностей объекта, являющихся основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению. Предмет охраны утверждается органом государственной власти субъекта РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. В отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, предмет охраны не утвержден. В ст. 43 Федерального закона № 73-ФЗ говорится, что реставрация памятника или ансамбля - это научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия. Согласно ст. 42 Федерального закона № 73-ФЗ, ремонт памятника - это научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны. В соответствии с Письмом Минкультуры России от <дата> «Разъяснение о проведении работ по фасадам объектов культурного наследия», для проведения реставрационных работ необходимо согласовать проектную документацию на проведение работ по сохранению на основании акта государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с приказом Минкультуры России от 05 июня 2015 г. № 1749 «Об утверждении Порядка подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия» и получить разрешение на проведение указанных работ в соответствии с пунктом 5.2 Порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденного приказом Минкультуры России от 21 октября 2015 г. № 2625. В отличие от реставрационных работ, ремонт фасада объекта культурного наследия может быть проведен в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны. К ремонтным работам по фасаду и его элементам относят работы, не подразумевающие восполнение утрат, докомпоновку, восстановление крупных элементов и деталей. В случае отнесения к предмету охраны фасада и его декоративных элементов такими работами являются, в том числе, заделка трещин в штукатурном слое, расчистка от штукатурного слоя и старой окраски, штукатурка и окраска фасада и элементов декора в существующий цвет, окраска цоколя, обработка огне- и биозащитными составами, замена или ремонт оконных и дверных приборов, ремонт оконных отливов и водосточных труб, козырьков, сходов, крылец. Согласно Письму Минкультуры России от <дата> «Разъяснение о ремонтных и противоаварийных работах», ремонтом считается, в том числе, замена или восстановление конструкций объекта культурного наследия или элементов таких конструкций, за исключением несущих конструкций, замена или восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объекта культурного наследия или их элементов, чье техническое состояние ухудшилось в процессе эксплуатации (например, устранение протечек в интерьере и на фасадах, ремонт покрытия кровли, покраска фасадов, замена и модернизация устаревшего оборудования инженерно-технического обеспечения, ремонт паркетного пола в случае вывала отдельных плах паркета). При этом применяются аналогичные утраченным материалы, а в случае ремонта (замены) оборудования инженерно-технического обеспечения - оборудование, улучшающее показатели. В Письме Минкультуры РФ от <дата> «Разъяснение о проведении работ по инженерным сетям на территории объекта культурного наследия» дано понятие ремонта инженерных систем и оборудования на объекте культурного наследия, в соответствии с которым, таким ремонтом считаются работы по модернизации существующих коммуникаций по старым трассам в силу их физического износа. Для проведения ремонта необходимо получить разрешение на проведение ремонтных работ в соответствии с пунктом 5.4 Порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденного приказом Минкультуры России от 21 октября 2015 г. № 2625, без прохождения государственной историко-культурной экспертизы производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ. Ст. 45 Федерального закона 73-Ф3 определяет порядок проведения работ на объекте культурного наследия, таким образом, проведение работ по капитальному ремонту возможно по правилам Федерального закона 73-Ф3. Рассмотреть гражданское дело по иску Иванова В.А. к ТСЖ «Советское» о возложении обязанности провести ремонтные работы, компенсации морального вреда в отсутствие представителя Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области на основании имеющихся в материалах дела доказательств с учетом изложенных выше обстоятельств.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственной    жилищной инспекции Саратовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки не известны.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Изучив доводы искового заявления, возражений на исковое заявление, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что истец Иванов В.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 31-33 – выписка).

Управление многоквартирным домом осуществляет ответчик – ТСЖ «Советское».

Иванов В.А. неоднократно обращался с жалобами в ТСЖ «Советское» с жалобами на то, что бетонные конструкции балкона находятся в неудовлетворительном состоянии, над парадным входом нависает вывалившееся витражное стекло, что создает угрозу жизни и здоровью людей, о принятии мер по переоборудованию запорных устройств на батареях в ее квартире (л.д. 15, 17, 18 – жалобы).

ТСЖ «Советское был даны ответы на жалобы (л.д. 16, 21), вынесено предписание Иванову В.А. (л.д. 19), составлен акт осмотра <адрес> (л.д. 20).

ФИО1 даны ответы на ее обращения (л.д. 41, 42, 43 – уведомления, обращения) из прокураторы Октябрьского района г. Саратова (л.д. 22), из Государственной жилищной инспекции Саратовской области (л.д. 23), из Управления по охране объектов культурного наследия правительства Саратовской области (л.д. 24).

Государственной жилищной инспекцией Саратовской области проведены проверки по обращению ФИО1 (л.д. 25-26, 27-28).

В настоящем судебном заседании истец просит суд просит суд (с учетом уточнения заявленных требований) обязать ответчика произвести ремонтные работы по замене инженерных коммуникаций, расположенных в квартире номер по <адрес>, находящихся в неудовлетворительном (частично), аварийном (частично) состоянии, а именно: в помещении жилой комнаты 1 (площадью <данные изъяты> кв.м.) трубопроводы отопления общего пользования, диаметром 25 мм и 40 мм; в помещении жилой комнаты 2 (площадью <данные изъяты> кв.м.) трубопроводы отопления общего пользования, диаметром 25 мм; в помещении кухни трубопроводы отопления общего пользования, диаметром 25 мм и 40 мм; в помещении туалета канализационный трубопровод общего пользования с отводом на унитаз, диаметром 100 мм; в помещении ванной комнаты трубопроводы горячего и холодного водоснабжения общего пользования, диаметром 32 мм; в помещении ванной комнаты канализационный трубопровод общего пользования с подключением к раковине, диаметром 50 мм.

В ходе рассмотрения дела по существу судом была назначена экспертиза, проведенная ООО «<данные изъяты>», в соответствии с заключением которой от <дата> указанные в просительной части уточненного искового заявления трубы (системы отопления, водоснабжения и водоотведения в <адрес> в <адрес>) находятся в неудовлетворительном (частично), аварийном (частично) состоянии, при котором требуется их замена.

Указанные коммуникации относятся к общему имуществу многоквартирного дома, необходимо провести работы по их замене, стоимость работ составляет 38 864 рубля 00 копеек (л.д. 82-139).

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы) (пункт 1), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (пункт 3).

Собственники помещений в многоквартирном доме в силу части 2 статьи 36, части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме, а также несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно статьям 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются в соответствии с частью 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (пункт 16).

В соответствии с пунктами 17 и 18 Правил собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования, по решению общего собрания собственников помещений проводится текущий ремонт общего имущества для устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).

Учитывая вышеприведенные положения, возложение на ответчика как на управляющую организацию обязанностей по содержанию общего имущества в многоквартирном доме не освобождает собственников помещений в этом доме от решения вопросов о содержании этого имущества путем проведения общего собрания по вопросам, отнесенным законом к его компетенции, в том числе по вопросам о проведении текущего ремонта общего имущества и, соответственно, о порядке его финансировании.

Органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в этом доме. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отнесены выбор способа управления многоквартирным домом, а также принятие решения о текущем и капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Текущий ремонт проводится для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов. Капитальный ремонт проводится для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (статья 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 18, 21 Правил N 491).

Проведение работ по замене и (или) восстановлению строительных конструкций, замене отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановлению указанных элементов квалифицируется как капитальный ремонт объектов капитального строительства (пункт 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", пункт 3.7 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1).

В то же время по смыслу вышеуказанных правовых норм ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома проводится по решению общего собрания собственников помещений в этом доме и за счет этих собственников. Решение должно быть основано на акте осмотра, составленного в порядке пунктов 13 и 14 Правил N 491, устанавливающего и подтверждающего необходимость проведения ремонта общего имущества многоквартирного дома. Финансирование расходов по ремонту общего имущества осуществляется собственниками за счет собственных средств. Действующее законодательство допускает привлечение дополнительных бюджетных средств на капитальный ремонт (статья 165 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не принимало решения о необходимости проведения ремонта общего имущества многоквартирного дома и источниках его финансирования.

В соответствии с "Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.

Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 5.8.3 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда.

При ремонтные работы инженерных сетей не входят в утвержденный постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 Перечень работ, относящихся к текущему ремонту.

В Приложении № 3 к Постановлению Госстроя СССР от 29 декабря 1973 № 279 в отношении центрального отопления к работам по текущему ремонту относятся:

1. Промывка трубопроводов и приборов системы центрального отопления (ежегодно по окончании отопительного сезона).

2. Регулировка систем центрального отопления.

3. Устранение течи в трубопроводе, приборах и арматуре путем подтягивания муфт, контргаек, постановка хомутов на резиновых прокладках, обматывание специальной лентой и пр.

4. Смена отдельных секций отопительных приборов и небольших участков трубопроводов при устранении утечек и засоров в трубах.

5. Ремонт (в том числе набивка сальников) и замена в отдельных помещениях регулировочной и запорной арматуры.

6. Укрепление существующих крючков, хомутов, кронштейнов и подвесок, а также постановка дополнительных средств крепления трубопроводов и приборов.

7. Утепление расширительных баков на чердаке, сливных и воздушных труб, а также вантузов.

8. Промывка конденсационных горшков и баков, грязевиков.

9. Покраска трубопроводов и приборов.

К текущему ремонту по водопроводу и канализации относятся:

1. Устранение течи в приборах и соединениях водопроводных и канализационных труб.

2. Укрепление канализационных и водопроводных труб.

3. Утепление водопроводных и канализационных труб в местах охлаждения.

4. Прочистка канализационных трубопроводов и приборов.

5. Смена небольших участков трубопроводов.

6. Ремонт и замена арматуры.

7. Замена отдельных приборов (бачков, унитазов, умывальников, раковин, писсуаров, питьевых фонтанчиков).

По горячему водоснабжению:

1. Очистка бойлеров и змеевиков от накипи и отложений.

2. Мелкий ремонт насосных и моторных установок.

3. Замена водоразборных кранов, утепление труб и другие небольшие по объему работы аналогично перечисленным в предыдущих разделах "Центральное отопление" и "Внутренний водопровод и канализация".

Согласно Приложению № 8 к Постановлению Госстроя СССР от 29 декабря 1973 № 279 в отношении центрального отопления к работам по капитальному ремонту относятся:

1. Смена отдельных секций и узлов отопительных котлов бойлеров, котельных агрегатов или полная замена котельных агрегатов (в том случае, если котельный агрегат не является самостоятельным инвентарным объектом).

2. Ремонт и смена расширителей, конденсационных горшков и другого оборудования сети.

3. Ремонт и перекладка фундаментов под котлы.

4. Автоматизация котельных.

5. Перевод с печного отопления на центральное.

6. Смена отопительных регистров.

7. Присоединение зданий к теплофикационным сетям (при расстоянии от здания до сети не более 100 м).

В отношении водопровода и канализации в работам по капитальному ремонту относятся частичная или полная смена внутри здания трубопровода, включая вводы водопровода и выпуски канализации, в отношении горячего водоснабжения:

1. Смена змеевиков и бойлеров.

2. Смена трубопровода, деталей и в целом насосных агрегатов, баков и изоляции трубопровода.

По трубопроводам и арматурам к работам по капитальному ремонту относятся:

1. частичная или полная смена тепловой изоляции трубопровода.

2. Возобновление гидроизоляции трубопровода.

3. Смена отдельных участков трубопровода (вследствие износа труб) без увеличения диаметра труб.

4. Смена фасонных частей, задвижек, компенсаторов или ремонт их с заменой изношенных деталей.

5. Замена подвижных и неподвижных опор.

Таким образом, те работы о возложении обязанности произвести которые заявлены требования истцом, относятся к работам по капитальному ремонту, и обязанность по их проведению не может быть возложена на ТСЖ или управляющую компанию без соответствующего решения собственников.

Вместе тем, выполнение и текущего, и капитального ремонта в соответствии с подпунктом "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме является одним из видов работ по содержанию общего имущества.

Вместе с тем, отнесение работ по выполнению текущего и капитального ремонта к работам по содержанию общего имущества не может служить основанием для безусловного возложения данной обязанности на управляющую организацию.

В соответствии с частью 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся среди прочего принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1), а также принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме (пункт 4.1).

В соответствии с пунктом 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Как следует из протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> от <дата> предложение Иванова В.А. о проведении ремонта общего имущества в его квартире было рассмотрено на общем собрании, по нему принято отрицательное решение (л.д. 58-60).

При таких обстоятельствах, учитывая, что соответствующих решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении ремонтных работ общего имущества многоквартирного дома в помещении квартиры истца не принималось, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанностей по проведению капитального ремонта инженерных систем в спорном помещении.

Поскольку суд не находит оснований для удовлетворения основных требований истца, то удовлетворению также не подлежат производных требования – о взыскании компенсации морального вреда, штрафа, а также требования о взыскании судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении требований Иванова В.А. к ТСЖ «Советское» отказать.

Взыскать с Иванова В.А. в пользу ООО «<данные изъяты>» расходы на проведение экспертизы в размере 18 000 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись                                      П.А. Замотринская

2-429/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Иванов Вячеслав Анатольевич
Ответчики
ТСЖ "Советское"
Другие
Управление по охране объектогв культурного наследия Правительства Саратовской области
Седова Марина Дмитриевна
Орешкин Вячеслав Николаевич
Суворова Ирина Петровна
Государственная жилищная инспекция Саратовской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратов
Судья
Замотринская Полина Алексеевна
Дело на сайте суда
oktyabrsky.sar.sudrf.ru
06.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2019Передача материалов судье
13.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.12.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.12.2019Судебное заседание
04.02.2020Судебное заседание
25.05.2020Производство по делу возобновлено
25.05.2020Судебное заседание
23.06.2020Судебное заседание
07.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее