Судья Оголихина О.М. Дело № 33-12364/2017
А-141г
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 декабря 2017 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе
председательствующего – Тихоновой Ю.Б.
судей – Потехиной О.Б., Харитонова А.С.
при секретаре – Чикун О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Тихоновой Ю.Б.
гражданское дело по иску Российской Федерации в лице Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярской крае, Республике Хакасия и Республике Тыва к Портнову Александру Ивановичу об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, возложении обязанности освободить земельный участок
по апелляционной жалобе представителя Портнова А.И. - Шереметьевой М.А.
на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 31 мая 2017 года, которым постановлено:
«Исковые требования Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (в настоящее время - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия, Республике Тыва) - удовлетворить.
Истребовать из чужого незаконного владения Портнова Александра Ивановича <дата> рождения, в собственность Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>.
Обязать Портнова Александра Ивановича, <дата> рождения, освободить земельный участок с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>.
Взыскать с Портнова Александра Ивановича в пользу Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю (Филиал ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект» лицевой счет № расходы по проведению экспертизы – 11745 рублей».
Выслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
РФ в лице Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярской крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (до реорганизации Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае) обратилась в суд с иском к Портнову А.И. об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, возложении обязанности освободить указанный земельный участок.
Требования мотивированы тем, что земельный участок № с кадастровым номером № по адресу: <адрес> полностью расположен на землях лесного фонда РФ и особо охраняемой природной территории Красноярского края, в связи с чем, в силу прямого указания законодательства РФ, является собственностью РФ. При этом, администрация Емельяновского района Красноярского края не обладала полномочиями по распоряжению указанным земельным участком.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Портнова А.И. – Шереметьева М.А. просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Указывает на процессуальные нарушения, выразившиеся в том, что суд возобновил производство по настоящему делу, приостановленному до рассмотрения дела № Арбитражным судом, без учета того, что Арбитражным судом дело № на дату возобновления настоящего дела рассмотрено не было. Указывает на то, что в адрес стороны ответчика не были направлены определения о возобновлении производства по делу, о назначении экспертизы, иные извещения. В решении отсутствуют сведения о приостановлении и возобновлении производства по делу. Судом в нарушении правил подсудности и пределов заявленных требований была дана оценка сделки. Судом удовлетворены требования ненадлежащего истца. Не рассмотрен довод ответчика об отсутствии ходатайства истца о процессуальном правопреемстве. Выражает несогласие с заключением эксперта, указывая на многочисленные недостатки. Указывает на то, что истцом не представлено доказательств зарегистрированного права на спорный земельный участок до 2015 года, доказательства наличия установленных на местности границ спорного земельного участка, поскольку межевание спорного земельного участка на местности не проводилось. Кроме того, не представлено доказательств наличия у ответчика сведений о незаконности сделки по отчуждению земельного участка, как на дату совершения сделки, так и на дату подачи искового заявления. Указывает на истечение срока исковой давности.
В силу п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Как следует из материалов дела, в обоснование исковых требований об истребовании земельного участка из владения Портнова А.И. указано, что спорный земельный участок относится к лесному фонду РФ, а также к особо охраняемым природным территориям Красноярского края, вместе с тем, Краевое государственное казенное учреждение «Дирекция по особо охраняемым природным территориям» Красноярского края к участию в деле не привлечено.
В этой связи, судом первой инстанции допущено нарушение норм процессуального законодательства, являющееся безусловным основанием к отмене постановленного решения и в силу ч. 5 ст. 330 ГПК РФ повлекло за собой рассмотрение дела судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции.
Определением от 18.09.2017 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда перешла к рассмотрению дел по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Краевое государственное казенное учреждение «Дирекция по особо охраняемым природным территориям» Красноярского края.
Определением от 25.10.2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, Департамент лесного хозяйства по Сибирскому Федеральному округу, Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации.
Рассмотрев дело по правилам суда первой инстанции, выслушав представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Министерства лесного хозяйства Красноярского края - Клюева А.И., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Краевого государственного казенного учреждения «Дирекция по особо охраняемым природным территориям» Красноярского края - Воронова Д.Н., считающих решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, и, считая возможным в силу ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие остальных участвующих в деле лиц, надлежаще уведомленных о времени и месте судебного заседания, но не явившихся и не представивших доказательств уважительности причин неявки, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли лесного фонда.
В соответствии со ст. 27 ЗК РФ земельные участки из состава лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу ч.1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (ч.2 ст. 69 ЛК РФ).
Согласно ст. 4.2 Федерального закона № 201-ФЗ от 04.12.2006 года «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии с п. 6 ст. 47 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости», участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
В соответствии с п.3 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 данного кодекса.
Согласно п.1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае в соответствии с положением, утвержденным приказом № 63 от 05.03.2009 года, осуществляет полномочия собственника имущества Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации – Красноярский край.
Как следует из материалов дела, постановлением от 25.10.2011 года № 102 администрацией Емельяновского района предварительно согласовано СНТ «Добрый» место размещения земельного участка для ведения садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 387711,0 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения. Указанным постановлением утвержден акт выбора и обследования земельного участка для ведения садоводства от 24.08.2011 года.
Постановлением администрации Емельяновского района от 22.06.2012 года № 1956 земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для ведения садоводства, общей площадью 387711 кв.м., с кадастровым номером №, предоставлен СНТ «Добрый» в аренду сроком на 1 год.
На основании указанного постановления 26.06.2012 года между МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» и СНТ «Добрый» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № сроком на 1 год.
03.06.2013 года администрацией Емельяновского района в лице МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» и СНТ «Добрый» подписано соглашение о расторжении договора аренды указанного земельного участка с кадастровым номером №.
Постановлением администрации Емельяновского района от 03.06.2013 года № 895 прекращено право аренды СНТ «Добрый» на земельный участок общей площадью 387711 кв.м., из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>. Данным актом постановлено: предоставить в собственность за плату членам СНТ «Добрый» земельные участки из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для ведения садоводства.
Согласно данным кадастрового паспорта, 04.07.2013 года земельный участок с кадастровым номером № снят с кадастрового учета, в связи с его разделением на 164 земельных участка, в том числе, участок с кадастровым номером №.
28.07.2014 года между администрацией Емельяновского района в лице МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» и Шереметьевой М.А. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 12.08.2014 года.
29.10.2014 года между Шереметьевой М.А. и Портновым А.И. заключен договор дарения земельного участка с кадастровым номером №. Право собственности Портнова А.И. на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке 13.11.2014 года.
На основании ответа филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект» от 17.06.2015 года за исходящим номером 03-70/650, адресованного Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края, земельный участок с кадастровым номером № относится к землям лесного фонда Российской Федерации Емельяновского лесничества, Емельяновского участкового лесничества, совхоз «Элита».
Согласно заключению экспертизы, выполненной ООО «ВостсибНИИгипрозем», земельный участок с кадастровым номером № относится к лесному фонду, располагается <адрес> и числятся в составе КГБУ «Емельяновское лесничество», согласно лесохозяйственному регламенту, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и лесного комплекса от 22.12.2008 года № 139-о, а также согласно материалов проведенного лесоустройства.
При проведении исследования учтены таксационные материалы Емельяновского лесничества, планы лесных насаждений и планшеты Емельяновского лесничества, кадастровая выписка о земельном участка, свидетельство о государственной регистрации права в отношении объекта с кадастровым (условным) номером №.
Данное свидетельство о государственной регистрации права от 25.03.2015 года указывает на то, что на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 02.03.2015 года № 5/321-глр/р, а также п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ, органами Росреестра по Красноярскому краю произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на объект с кадастровым (условным) номером № - лесной участок категории земель – земли лесного фонда, разрешенное использование - для освоения лесов в соответствии с видами, разрешенными лесохозяйственным регламентом Емельяновского лесничества, площадь 153422,7278 га, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, в том числе, Емельяновское участковое лесничество, совхоз «Элита», квартал (ы) (выд) 3, 5, 6 (за искл. части выд. 21), 7, 8 (за искл. части выд. 34), 10 (за искл. части выд 2,3), 11 (за искл. части выд. 1, за исключением части выд. 30, 39, 41, 41", 47, 47", 48,49, 51, 52, 53), 12 (за искл. части выд. 16,35,40).
Из представленной в дело Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края информации из государственного лесного реестра, лесной участок, расположенный <адрес> числится в составе КГБУ «Емельяновское лесничество», согласно лесохозяйственному регламенту, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и лесного комплекса от 22.12.2008 года № 139-0, и входит в состав лесного участка, категория земель: земли лесного фонда, площадью 153422,7278 га, с номером учетной записи в государственном лесном реестре №, условным номером № от 25.03.2015 года.
По заключению судебной землеустроительной экспертизы ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект», установлено, что имеется наложение земельного участка с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, на земли государственного лесного фонда (<адрес>) с кадастровым (условным) номером №. Площадь наложения на земли лесного фонда составляет 0,12 га.
При натурном обследовании земельного участка с кадастровым номером № объекты капитального строительства на территории участка не обнаружены.
В результате совмещения границ земельного участка с кадастровым номером № и земель государственного лесного фонда (<адрес>) с кадастровым (условным) номером № выявлено пересечение с землями государственного лесного фонда в каталоге координат поворотных точек наложения границ: 1(Х636627,98, Y 85728,94), 2(Х636623,82, Y 85758,65), 3(Х636584,21, Y 85753,10),4 (Х636588,37, Y 85723,39).
Поскольку из материалов дела усматривается, что лесной участок с кадастровым (условным) номером № является ранее учтенным объектом недвижимого имущества, экспертным заключением ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект» установлен факт наложения земельного участка с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, на земли государственного лесного фонда (<адрес>) с кадастровым (условным) номером №, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный объект выбыл из владения собственника - Российской Федерации помимо его воли, отчуждение участка лесного фонда произведено органом местного самоуправления в отсутствие у него полномочий на распоряжение таким участком, входящим в состав земель лесного фонда Российской Федерации, что свидетельствует о незаконности возникновения права собственности у Портнова А.И.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции истребовал из чужого незаконного владения Портнова А.И. земельный участок с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, а также обязал Портнова А.И. освободить указанный земельный участок.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении заявленных исковых требований, при этом считает необходимым отметить следующее.
11.08.2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель».
Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7). Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» также было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
При этом частью 6 Федерального закона от 29.07.2017 года № 280-ФЗ, закреплено, что положения части 3 статьи 14 не распространяется на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия.
В соответствии с частью 1 ст. 94 Земельного кодекса РФ, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Согласно ответу КГКУ «Дирекция по ООПТ» от 28.10.2015 года, спорный земельный участок расположен в границах государственного комплексного заказника краевого значения «Красноярский» (далее по тексту - заказник) (Кластер1).
Пунктом 4 ст. 5 закона Красноярского края от 28.09.1995 года № 7-175 «Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае» установлено, что границы, задачи и особенности режима конкретной особо охраняемой природной территории краевого и местного значения определяются положениями о них, утверждаемыми в порядке, предусмотренном действующим законодательством для их создания.
Постановлением правительства Красноярского края от 20.04.2010 года № 196-п «Об образовании особо охраняемой природной территории - государственного комплексного заказника краевого значения «Красноярский» (далее- Положение о заказнике) на территории Березовского, Балахтинского, Емельяновского, Майского районов и муниципального образования г. Дивногорск Красноярского края, общей площадью 348 314 гектаров, с целью сохранения биологического и ландшафтного разнообразия Красноярского края, а также лесов вокруг города Красноярска в целях улучшения качества атмосферного воздуха, защиты лесных насаждений, почв и водных объектов от неблагоприятных природно-климатических и антропогенных факторов, повышения их санитарно-гигиенических, рекреационных, оздоровительных и средозащитных функций образован Государственный комплексный заказник краевого значения «Красноярский».
В соответствии с п. 1 ст. 5 закона Красноярского края от 28.09.1995 года № 7-175 «Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае» установлено, что создание государственных природных заказников и памятников природы краевого значения может осуществляться как с изъятием земельных участков (акваторий), так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников этих участков (акваторий).
Государственный комплексный заказник краевого значения «Красноярский» образован на землях лесного фонда без изъятия земельных участков у пользователей, владельцев и собственников этих участков и не являются юридическим лицом (п.1.2. Положения о заказнике).
Пунктом 1.3 Положения о заказнике установлено, что заказник учитывается при разработке схем территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, иных видов градостроительной и землеустроительной документации, лесного плана Красноярского края, лесохозяйственных регламентов, схем комплексного использования и охраны водных объектов.
Пунктом 3.2 Положения о заказнике определен перечень кварталов лесного фонда, входящих в заказник.
Границами заказника являются в соответствии со ст. 4.1. Положения о заказнике Кластер 1: северная: от юго-западного угла кв. № 35 АОЗТ «Майское» граница огибает с запада кв. № 35 АОЗТ «Майское»; огибает с севера кв. 33, 36 АОЗТ «Майское», кв. № 143, 144, 140 Никольского участкового лесничества; огибает с востока - кв. № 183, 184, 196, 197 Устюгского участкового лесничества, кв. 37, 39 АОЗТ «Майское»; огибает с севера кв. № 213, 214 Устюгского участкового лесничества, кв. № 4 АОЗТ «Устюгское», кв. № 200, 187 - 189, 203, 149 Устюгского участкового лесничества. Пересекает по дороге кв. № 5, 12 АОЗТ «Устюгское». Огибает с севера и востока кв. № 14, АОЗТ «Устюгское». Огибает с севера кв. № 2 АОЗТ «Шуваевское» по дороге до п. Красный Пахарь, далее по дороге через кв. №1,2 АОЗТ «Логовик» до границы Сухобузимского района; огибает с востока кв. № 1 АОЗТ «Частоостровское». По границе с Сухобузимским районом доходит до р. Енисей; восточная: вверх по левому берегу р. Енисей до границы с землями г. Красноярск; южная: по границе с землями г. Красноярск до пересечения с Караульным участковым лесничеством; западная: огибает с юга земли АОЗТ «Элита» и АОЗТ «Соболевский»; огибает с юга и запада кв. № 46, 45, 44, 39 Еловского участкового лесничества, кв. № 12, 11 Крутокачинского участкового лесничества; огибает с юга кв. N 22, 21 Еловского участкового лесничества; огибает с востока кв. № 8, 7, 19, 31 Крутокачинского участкового лесничества; огибает с юга кв. № 31, 30, 17, 28 Крутокачинского участкового лесничества; огибает с запада и севера кв. № 28, 16, 4 - 8 Крутокачинского участкового лесничества, кв. № 21, 15, 8, 1 - 3 Еловского участкового лесничества, кв. № 176, 175, 157, 143, 122, 94, 75, 76, 77 Кемчугского участкового лесничества; кв. № 10, 2, 1 АОЗТ «Емельяновское»; огибает с юга кв. № 40 АОЗТ «Майское», кв. № 230 Кемчугского участкового лесничества; огибает с запада кв. № 38 АОЗТ «Майское» до начальной точки северной границы.
Лесохозяйственным регламентом, утвержденным приказом министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 22.12.2008 года № 139-0 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Емельяновского лесничества» установлено, что общая площадь земель лесного фонда лесничества составляет 326154 га и в административно - хозяйственном отношении подразделяется на семь участковых лесничеств: Кемчугское, Мало-Кемчугское, Михайловское, Мостовское, Никольское, Устюгское и Емельяновское (п. 1.1.2). Согласно п. 1.1.8, кварталы 4-12 совхоза «Элита» Емельяновского участкового лесничества (1-й кластер ГКЗ «Красноярский») входят в перечень особо охраняемых природных территорий.
Положением о заказнике установлен его режим охраны и природопользования, который обязаны соблюдать все без исключения лица, осуществляющие деятельность на территории заказника.
Так, в соответствии с разделом 5 Положения о заказнике, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов на территории заказника могут осуществляться по проектам, получившим положительные заключения государственных экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации; предоставление в пользование земельных участков и природных ресурсов на территории заказника осуществляется в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях, гражданским, земельным, водным, лесным и иным законодательством Российской Федерации и Красноярского края.
Вместе с тем, в период с 2010 года по настоящее время заявочная документация от администрации Емельяновского района Красноярского края и от СНТ «Добрый» для подготовки заключения о предоставлении в пользование испрашиваемых земельных участков для ведения садоводства и осуществления строительства в КГКУ «Дирекция по ООПТ» не поступала.
Принимая во внимание, что государственный комплексный заказник краевого значения «Красноярский» организован на землях лесного фонда без изъятия земельных участков у пользователей, владельцев и собственников этих участков, в силу п. 2 ст. 9 Федерального закона от 04.12.2006 года N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, спорный земельный участок располагается в границах заказника, на землях лесного фонда <адрес>, что подтверждается, в том числе, и схемой расположения земельных участков в разрезе Емельяновского лесничества, до начала осуществления процедур (мероприятий) по выдаче акта выбора и обследования земельного участка для ведения садоводства для СНТ «Добрый», постановке на кадастровый учет земельного участка садового некоммерческого товарищества, снятии этого земельного участка с кадастрового учета как объекта недвижимости и образованием в старых границах новых земельных участков в количестве 164 участков, в том числе и спорного земельного участка, заинтересованные лица, осуществляющие данные процедуры, имели возможность установить принадлежность земельного участка к категории особо охраняемых территорий, расположенных на землях лесного фонда, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы ответчика о том, что границы особо охраняемых территорий не установлены, не состоят на учете в государственном кадастре недвижимости, а потому оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, судебной коллегией отклоняются, поскольку границы заказника установлены в соответствии с нормами действующего законодательства: законом Красноярского края от 28.09.1995 года № 7-175 «Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае», согласно которому границы особо охраняемой природной территории определяются положениями о них, утверждаемыми в порядке, предусмотренном действующим законодательством для их создания, Положением о заказнике, утвержденном Постановлением правительства Красноярского края от 20.04.2010 года № 196-п.
Согласно пунктам 1, 3 части 1 ст. 10 указанного федерального закона, положения федеральных законов, измененных настоящим Федеральным законом, не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия.
При этом положения федеральных законов, измененных настоящим Федеральным законом, применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции настоящего Федерального закона), в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.
Согласно ч.4 ст. 60.2 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Исходя из указанных положений Федерального закона от 29.07.2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель», принимая во внимание, что спорный земельный участок расположен в границах особо охраняемых природных территорий, настоящий иск подан до вступления в силу указанного Федерального закона, доводы ответчика о том, что к спорным правоотношениям применяются положения указанного Федерального закона, с учетом ч.3 ст. 10, не состоятельны, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с заключением судебной землеустроительной экспертизы, выводы которой положены в основу решения суда, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку заключение ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект» мотивировано, соответствует материалам дела, эксперты дали конкретные ответы на поставленные вопросы, имеют достаточный опыт и обладают необходимой квалификацией для установления указанных в экспертном заключении обстоятельств, предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, а данных, свидетельствующих об их личной заинтересованности в исходе дела, не имеется.
Судебная коллегия не может согласиться с доводом апелляционной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
К искам об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ, составляющий три года.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 года N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» исходя из указанной нормы, под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица. Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Из материалов дела усматривается, что право собственности Портнова А.И. на спорный земельный участок зарегистрировано 13.11.2014 года, с настоящим иском истец обратился в суд 15.02.2016 года.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что срок исковой давности истцом не пропущен.
Судебной коллегией установлено и подтверждается материалами дела, что экспертиза, проведенная ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект», сторонами не оплачена. Ее стоимость составляет 11 745 рублей.
Исходя из положений статей 88, 94, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также из того, что данная экспертиза принята как надлежащее доказательство при удовлетворении требований РФ в лице Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярской крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, с Портнова А.И. в пользу Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю (Филиал ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект» лицевой счет №) подлежат взысканию расходы по проведению экспертизы в размере 11 745 рублей.
С учетом допущенных судом первой инстанции нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного постановления, решение суда первой инстанции подлежит отмене по п.4 ч.4 ст. 330 ГПК РФ с принятием нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 31 мая 2017 года отменить. Принять по делу новое решение.
Исковые требования Российской Федерации в лице Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярской крае, Республике Хакасия и Республике Тыва к Портнову Александру Ивановичу об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, возложении обязанности освободить земельный участок, удовлетворить.
Истребовать из чужого незаконного владения Портнова Александра Ивановича в собственность Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>.
Обязать Портнова Александра Ивановича освободить земельный участок с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>.
Взыскать с Портнова Александра Ивановича в пользу Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю расходы по проведению экспертизы в размере 11 745 рублей.
Председательствующий: Тихонова Ю.Б.
Судьи: Потехина О.Б.
Харитонов А.С.