***
РЕШЕНИЕ
г. Братск 26 апреля 2024 года
Судья Братского городского суда Иркутской области Жидкова С.Г. (665717, Иркутская область, г. Братск, ул. Кирова, 5а), рассмотрев дело *** по жалобе Воронцовой Тамары Александровны на постановление мирового судьи судебного участка № *** Центрального округа г. Братска Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении директора ООО «ВАЗАРИ» Воронцовой Т.А. к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № *** Центрального района г. Братска Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ директор Общества с ограниченной ответственностью «ВАЗАРИ» Воронцова Т.А. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде предупреждения.
Не согласившись с постановлением, Воронцова Т.А. обратилась с жалобой на постановление мирового судьи, указав, что при рассмотрении дела об административном правонарушении совершены существенные нарушения процедуры привлечения административной ответственности. Она является ненадлежащим лицом, привлекаемым к административной ответственности, в её действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения. В материалы дела ею был представлен Договор оказания бухгалтерских услуг, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ВАЗАРИ» и ГУП РК «КРЫМГИПРОДОР», согласно которому ООО «ВАЗАРИ» оказывало услуги для ГУП РК «КРЫМГИПРОДОР» по предоставлению бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы. Данный договор не оспорен, не признан недействительным, более того, в рамках исполнении данного договора ГУП РК «КРЫМГИПРОДОР» выдало доверенность, уполномочив её предоставлять налоговые документы. Договор оказания бухгалтерских услуг, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ВАЗАРИ» и ГУП РК «КРЫМГИПРОДОР», является гражданско-правовым договором, что не было оценено мировым судьей судебного участка № *** Центрального района г. Братска при вынесении обжалуемого судебного акта.
В п. 24 и 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Если ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые представили сведения, необходимые для осуществления налогового контроля с нарушением установленного законодательством срока, то это обстоятельство не освобождает руководителя организации от административной ответственности, предусмотренной статьями 15.6 и 15.11 КоАП РФ, поскольку в соответствии со статьями 6 и 18 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» именно он несет ответственность за организацию бухгалтерского учета. Таким образом, субъектом данного правонарушения является - Ильин А.В., как руководитель ГУП РК «КРЫМГИПРОДОР». Поэтому привлечение её к ответственности за вменяемое нарушение не отвечает принципам законности и справедливости правосудия. Она настаивает на своей невиновности, а поэтому просит по существу проверить и оценить доводы об отсутствии в её действиях состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (часть 3 статьи 30.6, часть 3 статьи 30.9 КоАП РФ), даже при установлении факта истечения срока давности. Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2009 года N 9-П, отказ от административного преследования по основанию истечения срока давности не препятствует лицу, привлекаемому к административной ответственности, добиваться прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения. Просит отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ года о назначении административного наказания директору ООО «ВАЗАРИ» Воронцовой Тамаре Александрове, вынесенное мировым судьей судебного участка № *** Центрального района г. Братска по делу *** Производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
В судебное заседание Воронцова Т.А. не явилась, будучи извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении жалобы в её отсутствие, доводы жалобы поддерживает.
Должностное лицо, главный государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок *** ИФНС России по <адрес> МВВ в судебное заседание не явилась, о дне слушания извещена надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
В случае не предоставления установленной законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную ст. 119 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
По смыслу главы 4 НК РФ, в том числе п. 1 ст. 26 НК РФ субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, лично он участвует в этом правоотношении, либо через законного или уполномоченного представителя.
Процессуальными требованиями (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях) установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом, установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
Согласно ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях обязанность доказывания наличия этих обстоятельств возложена в том числе на судью, вынесшего постановление.
Из протокола по делу об административном правонарушении *** от ДД.ММ.ГГГГ следует, что директор ООО «ВАЗАРИ», являясь уполномоченным представителем ГУП РК «КРЫМГИПРОДОР» на основании доверенности *** от ДД.ММ.ГГГГ не представила в ИФНС России по <адрес> в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2022 г (расчет авансового платежа за отчетный период код 34, который относится к сведениям, необходимым для осуществления налогового контроля). Первичная налоговая декларация по налогу на прибыль за 2022 год (в соответствии с п.3 ст.238 НК РФ предоставляются налогоплательщиками – не позднее ДД.ММ.ГГГГ), подана ГУП РК «КРЫМГИПРОДОР» в ИФНС России по <адрес> средствами телекоммуникационной связи ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в названном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 указанного Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
Решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 и 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ конкурсным управляющим, лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица ГУП РК «КРЫМГИПРОДОР» является ИАВ
В соответствии с пунктом 2 статьи 126, статьей 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» на конкурсного управляющего возлагается обязанность по представлению документации в налоговый орган.
Согласно имеющейся в материалах дела доверенности *** от ДД.ММ.ГГГГ ГУП РК «КРЫМГИПРОДОР» в лице конкурсного управляющего ИАВ уполномочил директора ООО «ВАЗАРИ» Воронцову Т.А., в том числе подписывать налоговую декларацию, предоставлять налоговую декларацию и др., ДД.ММ.ГГГГ между сторонами заключен договор оказания бухгалтерских услуг.
Для привлечения руководителя организации к административной ответственности по статье 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо установить, были ли им допущены какие-либо нарушения, связанные с организацией представления в установленные сроки в налоговый орган налоговых деклараций.
Вместе с тем в ходе рассмотрения настоящего дела данный вопрос, имеющий значение для правильного разрешения дела, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мировым судьей надлежащим образом не исследован, не определен правовой статус Воронцовой Т.А., является ли она субъектом данного правонарушения.
В соответствии со ст. 53 ГК РФ порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.
В соответствии со ст. 273 ТК РФ, руководитель организации - физическое лицо, которое, в частности, в соответствии с учредительными документами юридического лица (организации) осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ конкурсным управляющим, лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица ГУП РК «КРЫМГИПРОДОР» является ИАВ и не содержит сведений о законном представителе Воронцовой Т.А.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ Воронцова Т.А. является директором ООО «ВАЗАРИ», и не является должностным лицом ГУП РК «КРЫМГИПРОДОР», обязанным представить в налоговой орган налоговую декларацию по налогу на прибыль, оказывает услуги на основании договора оказания бухгалтерских услуг от ДД.ММ.ГГГГ, на основании доверенности осуществляет полномочия от имени ГУП РК «КРЫМГИПРОДОР» по представлению интересов в ИФНС.
В п. 24 и 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Если ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые представили сведения, необходимые для осуществления налогового контроля с нарушением установленного законодательством срока, то это обстоятельство не освобождает руководителя организации от административной ответственности, предусмотренной статьями 15.6 и 15.11 КоАП РФ, поскольку в соответствии со статьями 6 и 18 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» именно он несет ответственность за организацию бухгалтерского учета.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая изложенное, постановление мирового судьи судебного участка *** Центрального района г. Братска Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка *** Центрального района г. Братска Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора ООО «ВАЗАРИ» Воронцовой Т.А., подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ *** ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 15.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.