Решение по делу № 12-449/2022 от 15.07.2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД

    РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

    РЕШЕНИЕ

                                          по делу № 12-449/2022

    г. Уфа                                                                             25 июля 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Ахмеджанов Х.М.

при секретаре Даминовой Р.И.

с участием защитников должностного лица – начальника Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан Полстовалова О.В. Ширгазиной Э.Р., Давлетшина Р.М. на основании доверенностей от 16 мая 2022 года, представителя Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу Горбухова И.С. на основании доверенности № 12 от     1 апреля 2022 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Полстовалова О.В. на постановление судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан Полстовалов О.В.,

                    УСТАНОВИЛ:

    18 апреля 2022 года консультантом юридического отдела Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу (далее Управление Минкультуры России по ПФО), советником государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Костарной М.Г. в отношении должностного лица - начальника Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан (далее Управление) Полстовалова О.В. составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому начальнику УГООКН РБ Полстовалову О.В. вменено совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

    18 апреля 2022 года руководителем Управления Петуховым Г.А. протокол об административном правонарушении и материалы дела переданы на рассмотрение в Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.

    Постановлением судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 июня 2022 года начальник Управления Полстовалов О.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, подвергнут административному штрафу в размере ... рублей.

В настоящей жалобе начальник Управления Полстовалов О.В. ставит вопрос об отмене вышеуказанного постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, указывая, что согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Салавату Юлаеву», изготовленной экспертами, подписано и.о. начальника Управления ФИО18, а не Полстоваловым О.В.; положениями ст.ст. 9.1, 9.2, 33 Федерального закона № 73-ФЗ, Порядком определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со ст. 64 Федерального закона № 73-ФЗ, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13 января 2016 г. № 28, не установлена обязанность органа охраны памятников утверждать предмет охраны памятника, руководствуясь исключительно представленным предметом охраны. Кроме того, полагает, что по данному нарушению истек срок привлечения к административной ответственности, а также обращает внимание, что все согласования подписаны заместителем начальника; разрешение ООО «Альбит» на ремонт и приспособление объекта культурного наследия народов РФ от 16 сентября 2020 года (ремонт фасадов) на объект культурного наследия федерального значения «Здание сельскохозяйственного института» Полстовалов О.В. не подписывал; о совершении противоправных деяний в отношении объектов культурного наследия федерального значения «Тятерь-Арслановское II поселение», расположенного по адресу: Республика Башкортостан, адрес, «Мавзолей Тура-хана», расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Чишминский район, д. ..., 1,5 км северо-западнее деревни, левый берег р...., «Япрыковская I стоянка», расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Туймазинский район, с. Япрык, правый берег р. Ик, Управлением в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от дата № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в органы внутренних дел направлены материалы для проведения мероприятий по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к их компетенции; в связи с изменениями с 1 июля 2021 г. действующего законодательства в области государственного контроля (надзора), в том числе с увеличением видов контрольных (надзорных) мероприятий, усложнились процедуры их проведения, отсутствуют достаточные разъяснения компетентных органов по вопросам организации и осуществления государственного контроля (надзора), ряд необходимых типовых форм документов, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора); по итогам проведенной Управлением внеплановой документарной проверки в отношении АО «Белорецкий металлургический комбинат», являющегося правообладателем объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс Белорецкого металлургического завода», указанное юридическое лицо было привлечено к административной ответственности по ч.18 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение ранее выданного предписания. 9 февраля 2021 г. (до завершения указанной проверки) юридическое лицо обратилось в Управление с заявлением о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс Белорецкого металлургического завода» (на разработку проектной документации по сохранению объекта культурного наследия). 25 февраля 2021 года Управлением утверждено и выдано задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс Белорецкого металлургического завода», а именно задание на разработку проектной документации по консервации объекта культурного наследия (в том числе противоаварийным работам). В связи с чем, Управлением в адрес правообладателя указанного объекта культурного наследия предписание об устранении выявленных нарушений не выдавалось; 26 апреля 2019 г. должностными лицами Управления составлены акты технического состояния объектов культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, №№ 26-04-19-01 и 26-04-19-02 в отношении объектов «Памятник Салавату Юлаеву» и «Монумент «Дружба», сооруженный в честь 400-летия добровольного присоединения Башкирии к России», соответственно; порядок формирования и изменения программы проверок устанавливается положением о государственном контроле (надзоре). Программа проверок формируется федеральным органом охраны объектов культурного наследия, региональными органами охраны объектов культурного наследия на основании разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, выданного данным органом, а также на основании истечения срока (завершения периода) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, установленного обязательством собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия. Приказами Управления от 18 мая 2018 г. №№ 125 и 127 утверждены охранные обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения «Монумент «Дружба», сооруженный в честь 400-летия добровольного присоединения Башкирии к России» и «Памятник Салавату Юлаеву»; у большинства вменяемых должностному лицу нарушений требований законодательства истек срок давности привлечения к административной ответственности. Должностные лица, допустившие большинство указанных нарушений требований законодательства уволены с занимаемых должностей. Полстовалов О.В. приступил к работе с 28 октября 2019 года, а ему вменяют нарушения, совершенные ранее или иными лицами.

Выслушав защитников Ширгазину Э.Р., Давлетшина Р.М., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу Горбухова И.С., изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2 и 3 этой статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

В силу части 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом N 73-ФЗ.

Из диспозиции п.1 ст.9.1 Федерального закона № 73-ФЗ следует, что Управлению Российской Федерацией передано осуществление следующих полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации): государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия.

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1093 утверждено Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (далее - Положение о надзоре за охраной объектов культурного наследия). Согласно п.2 Положения о надзоре за охраной объектов культурного наследия государственный контроль (надзор) осуществляется:

- Министерством культуры РФ, его территориальными органами в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, Перечень которых устанавливается Правительством РФ, и установленных для таких объектов культурного наследия зон охраны объектов культурного наследия или защитных зон объектов культурного наследия;

- органами исполнительной власти субъекта РФ, которым переданы полномочия РФ по государственному контролю (надзору), за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, зон охраны объектов культурного наследия, защитных зон объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Ранее аналогичные нормы содержало Положение о Федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2015 г. N 740, утратившее силу с 1 июля 2021 г.

Управление Минкультуры России по ПФО осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий (п.6 ст.9.1 Федерального закона № 73-ФЗ).

Таким образом, на Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, как органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, возложены полномочия по принятию необходимого комплекса мер, направленного на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, предусмотренных требованиями Федерального закона № 73-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2015 г. N 740, утратившее силу с 1 июля 2021 г. (действовавшим до 1 июля 2021 г.), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1093.

Распоряжением Главы Республики Башкортостан от 28 октября 2019 г. №РГ-328 начальником Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан назначен Полстовалов О.В.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных полномочий создает угрозу разрушения или причинения вреда объектам культурного наследия.

Следовательно, Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, должностные лица, отвечающие за соблюдение законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, являются субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из материалов дела, в период с 15 по 25 февраля 2022 года на основании распоряжения руководителя Управления Минкультуры России по ПФО от 26 января 2022 г. №14 осуществлена плановая документарная и выездная проверка качества и эффективности осуществления переданных Российской Федерации полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; нормативно-правового регулированиям (далее - переданные полномочия), осуществляемого органом государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам государственной охраны объектов культурного наследия (далее - региональный орган охраны памятников), в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Региональным органом охраны памятников допущены нарушения федерального законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а именно:

- Управлением, согласно сводке предложений от 22 сентября 2021 года б/н принято решение о согласии с выводами экспертов, изложенными в акте государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Салавату Юлаеву», 1967 г., расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Чишминская ул. (ул. Гафури, сквер им. Салавата Юлаева/площадь Салавата Юлаева (современный адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 26), подготовленном экспертами С.Н. Пичугиным, В.В. Тарновским, С.Е. Муштаковым-Лентовским (период экспертизы: с 30 июня по 24 августа 2021 г.), руководитель ИП Майорова Н.Р., не имеющими лицензии на разработку проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

-Управлением письмом от 22 сентября 2021 г. № 03-07/3750 согласована проектная документация, предполагающая проведение реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Салавату Юлаеву», 1967 г., расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Чишминская ул. (ул. Гафури, сквер им. Салавата Юлаева/площадь Салавата Юлаева (современный адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 26), выполненная ИП Майорова Н.Р., не имеющей соответствующей аттестации Минкультуры России, то есть с нарушениями требований с нарушением требований, содержащихся в ст.ст. 40, 42, 43 и п. 6 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ;

- в нарушение подп. 2 п. 1 ст. 9.1, подп. 10 ст. 33, ст. 56.2 Федерального закона № 73-ФЗ, п. 8 Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 13 января 2016 г. № 28 «Об утверждении порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Порядок № 28) отсутствует предмет охраны на утраченный объект культурного наследия федерального значения «Нагайбакская церковь». Управлением предметы охраны утверждены на 12 объектов культурного наследия федерального значения, относящихся к памятникам архитектуры; на три ОКН ФЗ размещены проекты предметов охраны на общественное обсуждение. По всем предметам охраны в наличии проекты предметов охраны. Между тем, утвержденные предметы охраны не соответствуют разработанным проектам:

«Комплекс Белорецкого металлургического завода» - в утвержденный предмет охраны (Приказ Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 13 сентября 2019 г. № 356) не включено визуальное восприятие объекта, предусмотренное проектом предмета охраны;

«Комплекс Воскресенского медеплавильного завода» - в утвержденный предмет охраны (Приказ Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 16 сентября 2019 г. № 361) не включено визуальное восприятие объекта, предусмотренное проектом предмета охраны;

     «Дом, в котором жили Ленин Владимир Ильич и Крупская Надежда Константиновна в 1900 г.» - в утвержденный предмет охраны (Приказ Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 13 сентября 2019 г. № 357) не включена обшивка фасадов «вагонкой», предусмотренная проектом предмета охраны;

«Здание Дворянского собрания» - в утвержденный предмет охраны (Приказ Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 6 сентября 2019 г. № 360) не включены центральный зал второго этажа, дверные полотна помещений первого этажа, коридорная система помещений боковых объемов здания, пол лестничных площадок и т.д. (в полном объеме не вошли в утвержденный предмет охраны стр. 35-37 проекта), предусмотренные проектом предмета охраны;

«Памятник Салавату Юлаеву» - в утвержденный предмет охраны (Приказ Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от 26 августа 2020 г. № 232) не включены составные части композиции объекта: «Композиция, состоящая из двухуровневой смотровой площадки, площадки памятника (курган), постамента и скульптуры Салавата Юлаева», материал постамента (железобетонный), вид чугуна (бронзированный).

Проект предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «памятник Салавату Юлаеву», представлен в Управление в 2019 г., предмет охраны утвержден 26 августа 2020 г., то есть с нарушением срока в 30 рабочих дней;

- в нарушение подп. 2 п. 1 ст. 9.1, подп. 12 п. 2 ст.33, п.4 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ; подп.5 п. 6 Порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденного Приказом Минкультуры России от 21 октября 2015 г. N 2625 (далее - Порядок № 2625); подп. 5 п. 20.2 Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, утвержденного Приказом Минкультуры России от 30 июля 2012 г. N 811 (далее Административный регламент № 811) Управлением выдано ООО «Альбит» разрешение на ремонт и приспособление объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации (ремонт фасадов) от 16 сентября 2020 г. № 03-07/3752 на объект культурного наследия федерального значения «Здание сельскохозяйственного института», срок - до 1 декабря 2020 г. в отсутствие информации о проектной документации (рабочей) либо рабочих чертежах на проведение локальных ремонтных работ с ведомостью объемов таких работ; лицах, осуществляющих авторский надзор и научное руководство; в комплекте документов, приложенных к разрешению;

- в нарушение подп. 3 п. 1 ст. 9.1, подп. 1 п. 2, п. 3, абз. 3 и 4 п. 5, подп. 4 п. 6 ст. 11, п.п. 1, 7 ст. 45, п. 4 и абз.2 подп.3 п. 6 ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ; главы V Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1093 (далее - Положение № 1093): абз. 2 подп. «б» п. 11 Положения о федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2015 г. № 740 (далее - Положение № 740; утратило законную силу 1 июля 2021 г.) Управлением по итогам внеплановой документарной проверки по контролю за исполнением АО «Белорецкий металлургический комбинат», являющимся правообладателем объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс Белорецкого металлургического завода» (Республика Башкортостан, г. Белорецк, ул. Блюхера, д. 1), предписания от 13 февраля 2020 г. № 02-07/660, проведенной на основании приказа от 1 февраля 2021 г. № 20, предписание об устранении выявленных нарушений АО «Белорецкий металлургический комбинат», выдано не было;

- в нарушение подп. 1 п. 2 ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ в результате причинения объектам культурного наследия федерального значения, в частности «Мавзолей Тура-хана», «Тятерь-Арслановское II поселение», «Япрыковская 1 стоянка» вреда Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан все соответствующие контрольные (надзорные) мероприятия проведены не были;

- в нарушение абз. 3 и 4 п.5 ст.11, п.9 ст.47.6 Федерального закона № 73-ФЗ Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Республики Башкортостан не осуществлены соответствующие мероприятия по федеральному государственному контролю (надзору) в связи с истечением срока (завершения периода) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, установленного охранным обязательством собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, в частности в отношении объектов культурного наследия федерального значения «Памятник Салавату Юлаеву», 1967 г. (современный адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 2б), «Монумент «Дружба», сооруженный в честь 400-летия добровольного присоединения Башкирии к России» (Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район);

- в нарушение подп. 3 п.2 ст.9.1, п.п. 1 и 7 ст.45, подп.4 п.6 ст.11 Федерального закона № 73-ФЗ Управлением не приняты меры реагирования, а также меры по предотвращению правонарушения в связи с непредставлением отчетной документации лицами, осуществляющими научное руководство и авторский надзор, в частности по Разрешению № 03-07/3913 от 25 сентября 2019 г., выданному ООО «Ромул» на ремонт и приспособление объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации (фасадные и кровельные работы) на объект культурного наследия федерального значения «Здание губернской земской управы», срок до 30 марта 2020 г. (научное руководство и авторский надзор директор ООО «Ромул» Липатов С.В., договор от 5 сентября 2019 г. № 19.08).

Указанные обстоятельства послужили основанием к составлению протокола об административном правонарушении с последующим привлечением должностного лица Управления к административной ответственности.

Виновность начальника Управления подтверждается материалами дела:

- актом проверки от 25 февраля 2021 г. № 03/15/10, из которого следует, что в ходе проверки выявлены нарушения действующего законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения (т.1, л.д.54-73);

- актом государственной историко-культурной экспертизы проектной документации по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Салавату Юлаеву» от 24 августа 2021 г. (т.1, л.д.170-205);

- заявлением Управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 9 сентября 2021 г. № 86-04-06274 о согласовании проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Памятник Салавату Юлаеву» (т.1, л.д.109-111);

- письмом-согласием с выводами государственной историко-культурной экспертизы и согласованием вышеуказанной проектной документации, как соответствующей требованиям Федерального закона №73-ФЗ, от дата №... (т.1, л.д.206-207);

- согласованием проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «ФИО2» от дата №... (т.1, л.д.208-210);

- приказом с приложением от дата №... об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия (ФИО2 истории и культуры) федерального значения «ФИО2», 1967 г. (Республика Башкортостан, адрес (Сквер имени ФИО2); современный адрес: Республика Башкортостан, адрес) (т.1, л.д.93-100);

- разрешением на проведение ООО «АЛЬБИТ» работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (ФИО2 истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия от дата исх. №... (т.1, л.д.89-91);

- актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от дата №... ВПЮ в отношении АО «Белорецкий металлургический комбинат» (т.1, л.д.74-77);

- приказом органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой, документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от дата в отношении АО «Белорецкий металлургический комбинат» с целью проверки предписания Управления от дата №... (т.1, л.д.78-81);

- заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (ФИО2 истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия от дата №..., утвержденным заместителем начальника Управления (т.1, л.д.82-88);

- приказом от дата №... в отношении объекта культурного наследия федерального значения Монумент «Дружба», сооруженный в честь 400-летия добровольного присоединения Башкирии к России» (Республика Башкортостан, адрес), с актом технического состояния от дата №..., на основании которого в срок до 2021 г. собственник и (или) иной законный владелец объекта культурного наследия обязан подготовить проектную документацию по укреплению фундамента и несущих конструкций объекта культурного наследия, а также проектную документацию по проведению работ по его сохранению; провести данные работы (т.1, л.д.107-113, 136-137);

- приказом от дата №... в отношении объекта культурного наследия федерального значения ФИО2», 1967 г. (Республика Башкортостан, адрес (Сквер имени ФИО2); современный адрес: Республика Башкортостан, адрес), с актом технического состояния от дата №..., на основании которого в срок до 2021 г. собственник и (или) иной законный владелец объекта культурного наследия обязан подготовить проектную документацию по укреплению фундамента и несущих конструкций объекта культурного наследия, а также проектную документацию по проведению работ по его сохранению; провести данные работы (т.1, л.д.114-115, 128-135);

- разрешением на проведение ООО «Ромул» работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (ФИО2 истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия от дата исх. №...;

- распоряжением Главы Республики Башкортостан от дата №РГ-328, которым начальником Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан назначен Полстовалов О.В., другими материалами дела.

Представленным в деле доказательствам судьей суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с правилами ст. 26.11 КоАП РФ. Указанные доказательства обоснованно признаны относимыми, допустимыми и достаточными для рассмотрения дела и принятия по нему судебного постановления.

При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что не все нарушения совершены Полстоваловым О.В., исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, приказом начальника Управления Полстовалова О.В. №236 от 4 сентября 2020 г. утверждено распределение обязанностей между начальником Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан и его заместителем.

Согласно распределению обязанностей заместитель Управления в рамках компетенции подписывает от имени Управления, в том числе

- ответы на обращения граждан и организаций,

- документы, связанные с выполнением функции по государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства об охране объектов культурного наследия, учетом, производством работ по сохранению объектов культурного наследия и др.

Из материалов дела следует, что Сводку предложений от дата б/н о принятии решения о согласии с выводами экспертов, изложенными в акте государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «ФИО2», 1967 г., и согласование проектной документации, предполагающей проведение реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «ФИО2», 1967 г., выполненной ИП ФИО16 подписал и.о. начальника управления ФИО18, являющийся заместителем начальника Управления (т.1, л.д.206-211).

Предметы охраны в отношении - «Комплекс Белорецкого металлургического завода» (Приказ Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от дата №...),

- «Комплекс Воскресенского медеплавильного завода» (Приказ Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от дата №...),

- «Дом, в котором жили ФИО3 и ФИО4 в 1900 г.» (Приказ Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от дата №...),

- «Здание Дворянского собрания» (Приказ Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от дата №...)

утверждены должностным лицом Управления до вступления Полстовалова О.В. в должность начальника (дата).

Разрешение, выданное ООО «Альбит» на ремонт и приспособление объекта культурного наследия (ФИО2 истории и культуры) народов Российской Федерации (ремонт фасадов) от дата №... на объект культурного наследия федерального значения «Здание сельскохозяйственного института», срок - до дата в отсутствие информации о проектной документации (рабочей) либо рабочих чертежах на проведение локальных ремонтных работ с ведомостью объемов таких работ; лицах, осуществляющих авторский надзор и научное руководство; в комплекте документов, приложенных к разрешению, подписано заместителем начальника Управления ФИО18 (т.1, л.д.91).

Указанные нарушения суд первой инстанции обоснованно исключил из объема предъявленного должностному лицу Полстовалову О.В. обвинения.

Доводы апелляционной жалобы явились предметом проверки суда первой инстанции, часть из которых удовлетворены с уменьшением объема предъявленного должностному лицу Управления обвинения, остальные обоснованно отвергнуты с приведением мотивов в обжалуемом постановлении, направлены на переоценку правильных выводов судьи суда первой инстанции, оснований для которой по материалам дела об административном правонарушении не усматривается.

Иных доводов, имеющих правовое значение, являющихся основанием для отмены или изменения постановления судьи районного суда, апелляционная жалоба не содержит.

В соответствии с требованиями ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Виновные действия начальника Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан Полстовалова О.В., выразившиеся в несоблюдении требований законодательства об охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является длящимся.

Следовательно, согласно ч.2 ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, датой совершения правонарушения будет дата обнаружения административного правонарушения.

Доводы стороны защиты о малозначительности правонарушения являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Как разъяснено в абз.3 п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Применение ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу. Между тем, оснований, позволяющих признать совершенное начальником Управления правонарушение малозначительным, не имеется.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является формальным, административная ответственность за совершение данного правонарушения наступает независимо от факта наступления каких-либо последствий, их отсутствие само по себе не может свидетельствовать о малозначительности совершенного административного правонарушения.

Обстоятельствами для освобождения начальника Управления от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля названного юридического лица, при той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

В рассматриваемой ситуации доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение начальником Управления, как малозначительное, не представлено. Допущенные нарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, складывающихся в связи с охраной объектов культурного наследия, что свидетельствует о существенном нарушении охраняемых общественных отношений.

Таким образом, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения должностного лица от административной ответственности на основании ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Несогласие заявителя с оценкой установленных судом первой инстанции обстоятельств правовым основанием к отмене принятого по делу постановления не является.

Выводы судьи основаны на полно, всесторонне, объективно исследованных и приведенных в постановлении доказательствах, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Административное правонарушение было выявлено путем непосредственного обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, степени общественной опасности, что соответствует задачам, установленным ст. 1.2 КоАП РФ, назначенное наказание является справедливым и соразмерным содеянному.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный КоАП РФ, соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение оспариваемого постановления судьи районного суда, не имеется.

Постановление вынесено с соблюдением срока давности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1           статьи 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении начальника Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан Полстовалов О.В. оставить без изменения, его жалобу – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанных судов.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан        п/п        Х.М. Ахмеджанов

Справка: судья районного суда Егорова Ю.С.;

Дело р/с № 5-701/2022.

12-449/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Начальник Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан Полстовалов Олег Владимирович
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Ахмеджанов Хаким Мамадалиевич
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
15.07.2022Материалы переданы в производство судье
25.07.2022Судебное заседание
29.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.08.2022Дело оформлено
25.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее