Дело № 12-67/2023
УИД 11RS0006-01-2023-001672-34
Р Е Ш Е Н И Е
г. Усинск 26 октября 2023 года
Судья Усинского городского суда Республики Коми Маляганов В.В.,
с участием представителей привлеченного к административной ответственности АО «Комнедра» ТОА и СДВ, действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Комнедра», ИНН 7717125479, ОГРН 1021100897564 на постановление Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от дд.мм.гггг. вынесенного в отношении АО «Комнедра» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, начальника отдела государственного геологического надзора по ... и Ненецкому автономному округу ПАВ от дд.мм.гггг. АО «Комнедра» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, АО «Комнедра» в лице представителя ТОА обратилось с жалобой, в которой просит принятое постановление отменить, в связи с отсутствием в действиях АО «Комнедра» состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы, ссылаясь на нормы налогового законодательства Российской Федерации, Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», постановление Правительства РФ от 30.06.2021 №1095 «Об утверждении Положения о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре)», а также положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе ст.23.22 КоАП РФ, указывает, что по отношению к платежам за пользование недрами применяется Закон «О недрах», а по отношению к налогам и сборам – законодательство о налоговых сборах, что следует из системного толкования ст.39 Закона «О недрах», которой установлено два вида финансовой нагрузки недропользователя: платежи за пользование недрами, включающими разовый платеж за пользование недрами, регулярные платежи за пользование недрами и сбор за участие в аукционе, а также другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, что соотносится с положением пункта 6.3 Приложения к Лицензии СЫК 12640 НЭ, согласно которым пользователь недр также обязан уплачивать иные, установленные законодательством платежи, налоги и сборы при пользовании недрами. При этом, п.10 ч.2 ст.22 Закона «О недрах» установлена обязанность своевременно и правильно вносить платежи за пользование недрами, конкретной обязанности по оплате налогов Закон «О недрах» на недропользователя не возлагает.
Указывает, что функция контроля и надзора за соблюдением налогового законодательства о налогах и сборах в соответствии с Налоговым кодексом РФ и ФЗ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 №943-1 отнесена к ведению Федеральной налоговой службы Российской Федерации. К полномочиям органов, осуществляющих государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, функция контроля за оплатой недропользователем налогов и сборов не относится, в связи с чем, неуплата в установленный срок налога на добычу полезных ископаемых не может быть расценена как нарушение условий, предусмотренных Лицензией на пользование недрами, и соответственно, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 КоАП РФ.
В подтверждение своих доводов, ссылается на позицию Федерального Арбитражного Суда Уральского округа по делу №А50-15636/2010, согласно которой, выводы о неуплате (несвоевременной уплате) налога на добычу полезных ископаемых могут быть сделаны только при анализе состояния расчетов налогоплательщика с бюджетом в целом по налогу, само по себе указание на неуплату указанного налога без исследования фактических налоговых обязательств не свидетельствуют о таком нарушении.
Административный орган Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу, не согласившись с доводами жалобы, представило в суд отзыв, в котором просило постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представители привлеченного к административной ответственности Общества ТОА и СДВ жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
Административный орган Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу, вынесший постановление о привлечении к административной ответственности Общества, извещенный надлежащим образом о рассмотрении жалобы представителя для участия в деле не направил, просил рассмотреть жалобу без участия представителя Управления.
Суд определил, рассмотреть жалобу при имеющейся явке лиц.
Заслушав представителей привлеченного к административной ответственности Общества, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
Как следует из материалов дела и установлено государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, начальником отдела государственного геологического надзора по ... и Ненецкому автономному округу ПАВ, АО «Комнедра» является владельцем лицензии на пользование недрами СЫК 12640 НЭ с целевым назначением и видами работ: «доразведка и добыча углеводородного сырья на Восточно-Рогозинском и Рогозинском месторождениях из нижнесилурийской залежи». Лицензия выдана МПР РОССИИ 01.04.2024, регистрационный номер №, дата окончания действия лицензии 31.12.2099. Неотъемлемыми составными частями лицензии являются: изменения к лицензии на пользование недрами СЫК 12640 НЭ, зарегистрированные РОСНЕДРА Департаментом по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу от 16.02.2016 №; изменения, вносимые в лицензию на пользование недрами СЫК 12640 НЭ, зарегистрированные 02.09.2022; изменения, вносимые в лицензию на пользование недрами СЫК 12640 НЭ, зарегистрированные 16.11.2022.
Пунктом 6.3 Условий пользования недрами Изменений к лицензии на пользование недрами установлено обязательство недропользователя уплачивать иные, установленные законодательством Российской Федерации, платежи, налоги и сборы при пользовании недрами, земельными участками, акваториями.
По результатам проведения плановой документарной проверки АО «Комнедра» проведенной Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу на основании Решения о проведении плановой документарной проверки от дд.мм.гггг. № по объекту государственного геологического надзора Восточно-Рогозинское нефтяное месторождение, лицензия СЫК 12640 НЭ установлено, что по состоянию на 26.06.2023 у Общества имеется задолженность по налогу на добычу полезных ископаемых (нефть): по сроку уплаты 28.03.2023 на сумму ... рублей, по сроку уплаты 28.04.2023 на сумму ... рублей, по сроку уплаты 28.05.2023 на сумму ... рублей; из них, по Восточно-Рогозинскому месторождению, по состоянию на 27.06.2023 неоплаченная налоговая задолженность в сумме составляет ... рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении АО «Комнедра» протокола об административном правонарушении № от дд.мм.гггг..
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Вина АО «Комнедра» в совершении административного правонарушения подтверждается имеющимися доказательствами: решением Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ... и Ненецкому автономному округу от дд.мм.гггг. № о проведении плановой документарной проверки в отношении АО «Комнедра» по объекту геологического надзора – Восточно-Рогозинское нефтяное месторождение; актом плановой документарной проверки от дд.мм.гггг. №, по результатам которой выявлены факты неисполнения АО «Комнедра» пункта 6.3 условий лицензии СЫК 12640 НЭ; лицензией на право пользования недрами СЫК 12640 НЭ с целевым назначением и видами работ «доразведка и добыча углеводородного сырья на Восточно-Рогозинском и Рогозинском месторождениях из нижнесилурийской залежи», исходя из условий которой (п.6.3) недропользователь обязан уплачивать иные, установленные законодательством Российской Федерации, платежи, налоги и сборы при пользовании недрами; письмом межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам № от дд.мм.гггг. № и справкой АО «Комнедра» от дд.мм.гггг. о наличии задолженности у АО «Комнедра» по налогу на добычу полезных ископаемых по срокам уплаты 28.03.2023, 28.04.2023 и 28.05.2023; протоколом об административном правонарушении в отношении АО «Комнедра» №/УВС-61юл от дд.мм.гггг..
Признавая АО «Комнедра» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо отдела государственного геологического надзора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу, дав надлежащую оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждающим вышеприведенные обстоятельства пришел к обоснованному выводу о том, что АО «Комнедра» не обеспечило выполнение условия лицензионного соглашения лицензии СЫК 12640 НЭ, выразившееся в неисполнении обязанности по уплате налога на добычу полезных ископаемых по Восточно-Рогозинскому месторождению.
Обязанность пользователя недр обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами установлена Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона).
Согласно пункта 2 «Положения о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 №1095 (в ред. от 26.02.2022), предметом геологического надзора в отношении участков недр, за исключением участков недр местного значения, является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом Российской Федерации «О недрах», Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами.
Геологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами обязательных требований, в том числе по вопросам выполнения условий, установленных лицензией на пользование недрами или соглашением о разделе продукции, своевременного и правильного внесения платежей за пользование недрами за исключением требований, являющихся предметом государственного горного надзора в соответствии со статьей 38 Закона «О недрах».
Согласно пункта 5 Положения, геологический надзор в соответствии с настоящим Положением осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
Факт невыполнения АО «Комнедра» условий лицензионного соглашения лицензии СЫК 12640 НЭ, выразившегося в неисполнении обязанности по уплате налога на добычу полезных ископаемых, установлен материалами дела, и Обществом не оспаривается.
Исходя из вышеуказанных положений Закона, следует, что к ведению надзорного органа за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр относится осуществление контроля за соблюдения условий, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, которые (лицензии) являются правоустанавливающим документом их владельца на пользование участком недр, в том числе и контроль по оплате недропользователем налогов и сборов, обязанность по уплате которых установлена Пунктом 6.3 Условий пользования недрами Приложения к лицензии СЫК 12640 НЭ, являющихся неотъемлемой частью Лицензии, в связи с чем, доводы, приводимые в защиту Общества не могут быть приняты во внимание.
Сведений о том, что допущенное АО «Комнедра» нарушение было вызвано объективными причинами, и Обществом были приняты все зависящие от него меры по недопущению выявленного надзорным органом нарушения, в деле об административном правонарушении не имеется, и суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах прихожу к выводу, что постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, начальника отдела государственного геологического надзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу ПАВ от дд.мм.гггг. в отношении АО «Комнедра» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено в установленные законом сроки, является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих прекращение производства по делу судом не установлено.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
р е ш и л :
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, начальника отдела государственного геологического надзора по ... и Ненецкому автономному округу ПАВ от дд.мм.гггг. в отношении АО «Комнедра» по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу АО «Комнедра» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Усинский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья В.В. Маляганов