Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерацииг. Тамбов 26 ноября 2018 года
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
председательствующего судьи Воронцовой Е.С.,
при секретаре Дмитриевой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2462/18 по административному иску Полякова Андрея Геннадьевича, Михалева Алексея Владимировича к Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области о признании незаконным приказа от 26.06.2018 № 168 об отказе во включении ансамбля зданий в перечень выявленных объектов культурного наследия Тамбовской области,
У С Т А Н О В И Л:
Поляков А.Г., Михалев А.В. обратились с заявлениями в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области о включении ансамбля административных зданий комиссариатской комиссии/интендантства первой половины XIX – начала XX века, включающего: здание управления комиссариатской комиссии/интендантства (г.Тамбов, ул. Советская/Студенецкая набережная, 107в/21); склад – магазин (ул. Московская, 90б); два двухэтажных здания складов (г.Тамбов, ул. Московская, 90а), в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Приказом Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области от 26.06.2018 № 168 в заявленных требованиях Полякову А.Г., Михалеву А.В. отказано, о чем им сообщено письмами от 27.06.2018.
Поляков А.Г., Михалев А.В. обратились с административным иском в суд, в котором просят признать указанный приказ Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области незаконным.
В административном иске указано, что решением исполнительного комитета Совета народных депутатов Тамбовской области от 13.03.1991 № 56 «Об утверждении проекта зон охраны памятников истории и культуры г.Тамбова» утверждены зоны охраны памятников, которые учитывались при разработке генеральных планов г. Тамбова 1991, 2009 и 2017 годов. Территория ансамбля административных зданий комиссариатской комиссии/интендантства первой половины XIX – начала XX века согласно генеральных планов отнесена к территории объектов культурного наследия.
Здание бывшего интендантства (военного комиссариатского комиссионерства – ранее имело иной почтовый адрес: г.Тамбов, ул. Студенецкая набережная, бывшая ул. Катина и Кузнецова, 21) было поставлено на государственную охрану в качестве выявленного объекта культурного наследия по согласованию с Министерством культуры РФ на основании письма от 10.11.1992 № 14-22-уе. Список объектов культурного наследия был утвержден Тамбовским областным Советом народных депутатов.
Кроме того, 30.10.2017 на официальном сайте Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области были размещены для публичного обсуждения проекты зон охраны федеральных памятников Преображенского собора и Гостиного двора. Государственная историко-культурная экспертиза проекта была проведена экспертами Домбровским А.А., Дорохиной О.В., Ивашовой Н.Д. 15.12.2016, которыми подтверждается историко-культурная ценность здания интендантства.
Также в конце 2017 года была проведена работа по установлению историко-культурной ценности ансамбля зданий, в результате которой было получено положительное заключение государственного эксперта Горячевой М.Ю. об историко-культурной ценности ансамбля зданий комиссариатской комиссии/интендантства.
Административные истцы считают, что двух вышеуказанных экспертных заключений достаточно для включения ансамбля зданий в реестр объектов культурного наследия. Между тем, административный ответчик безосновательно принял оспариваемый отказ.
В судебном заседании Поляков А.Г. требования административного иска поддержал по изложенным в нем основаниям. Считал, что оспариваемый отказ нарушает его права и законные интересы на доступ к культурным ценностям, на сохранение и развитие историко-культурной среды Тамбовской области.
Михалев А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Его представитель по доверенности Потемков А.В. административное исковое заявление поддержал, дополнительно указав, что историческую ценность ансамбля административных зданий комиссариатской комиссии/интендантства первой половины XIX – начала XX века подтверждают выводы исторического исследования рабочей группы по сбережению культурно-исторического наследия при Общественной палате Тамбовской области, книга архитектора Юстовой Е.Н., опубликованная в сборнике «Архитектура и градостроительство г.Тамбова. Сохранение историко-культурного наследия. Межрегиональная научно-практическая конференция 27-28 апреля 2015 года» статья Шорбан Е.А., заключение государственного эксперта Горячевой М.Ю. Градостроительная ценность указанного объекта подтверждается проектом объединенной охранной зоны федеральных памятников Преображенского собора, Гостиного двора и Державинского моста. Считал, что административный ответчик не имеет полномочий самостоятельно без проведения соответствующей государственной историко-культурной экспертизы принимать решение об отказе в принятии на государственную охрану памятников истории и культуры. Кроме того, в силу действующего законодательства для принятия решения региональный орган охраны объектов культурного наследия обязан провести работы по определению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, для чего привлекает специалистов в области охраны объектов культурного наследия. Относительно рассматриваемого объекта как ансамбля выводы сделаны только экспертом Горячевой М.Ю., которая рекомендует включить ансамбль в перечень выявленных объектов культурного наследия. При таких обстоятельствах Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области должно было руководствоваться заключением Горячевой М.Ю. и не имело право выносить оспариваемый отказ. Обращал внимание суда на то, что из текста представленного протокола заседания Научно-методического совета по культурному наследию от 22.06.2018 неясно рассматривалось ли заключение Горячевой М.Ю.
Представитель Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области по доверенности Татарников В.В. с заявленными требованиями административных истцов не согласился по изложенным в представленных в письменном виде возражениях основаниям. Указал, что 22.06.2018 состоялось заседание созданного приказом Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области от 22.03.2016 № 72 Научно-методического совета по культурному наследию при Управлении, на котором было принято решение признать, что ансамбль административных зданий комиссариатской комиссии/интендантства первой половины XIX – начала XX века не обладает достаточной историко-культурной, в том числе: исторической, архитектурной и градостроительной ценностью необходимой для принятия его на государственную охрану в качестве памятника истории и культуры и рекомендовать Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области отклонить поданные Поляковым А.Г., Михалевым А.В. заявления. На основании данного решения Научно-методического совета по культурному наследию Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области принято решение об отказе во включении ансамбля административных зданий интендантства в перечень выявленных объектов культурного наследия Тамбовской области.
Изложенное в административном иске утверждение о том, что одно из зданий ансамбля, расположенное по адресу: г.Тамбов, ул. Советская, 107в, имело иной почтовый адрес, не отвечает действительности, так как по адресу: г.Тамбов, ул. Студенецкая набережная, бывшая Катина-Кузнецова, 21, располагался памятник истории и культуры местного значения «Жилой дом усадьбы», который был утрачен при пожаре в начале 90-х годов 20 века. Указанный объект снят с государственной охраны на основании распоряжения Совета Министров РФ от 24.07.1995 № 0397-84619.
Актом государственной историко-культурной экспертизы проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных в г.Тамбове, от 15.12.2016, выполненным экспертами Домбровским А.А., Дорохиной О.В., Ивашовой Н.Д., не устанавливалась историко-культурная ценность спорных зданий. Объектом экспертизы был проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия федерального значения – «Преображенский собор» (пл. Соборная, 4), «здание Гостиного двора» (ул. Советская, 101) и регионального значения – «памятник воинам землякам погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (пл. Соборная), «здание главного почтампа» (ул. Октябрьская, 1), «ансамбль зданий Носовской богадельни» (ул. Советская, 122, 122а, 122б, 122в, ул. Советская/ул. Студенецкая, 124/2), «жилой дом – дом купца Толмачева, Госбанк» (ул. Советская, 120) и др.
В ходе проведенных Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области исследований установлено, что объект рассмотрения, заявленный как архитектурный ансамбль, таковым на сегодняшний день не является. Большинство строений, входящих в комплекс Тамбовского интендантского вещевого склада на начало XX века, были утрачены в 60-х годах XX века. Здание, расположенное по ул. Советская, 107в утрачено, объект по ул. Московской 90б перестроен и фактически утратил свой первоначальный облик. Градостроительной доминантной является здание государственного архива, возведенное на месте, где ранее располагалась постройка интендантского склада. Единое пространственное решение архитектурного ансамбля нарушено.
Таким образом, заявленный объект «ансамбль административных зданий комиссариатской комиссии/интендантства первой половины XIX – начала XX века» не обладает достаточной историко-культурной ценностью, необходимой для принятия его на государственную охрану в качестве памятника истории и культуры.
Представитель заинтересованного лица администрации г.Тамбова по доверенности Бабыкина Л.Г. в судебном заседании возражала против административного иска, поддерживая позицию Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области.
Представитель заинтересованного лица ТОГБУК «Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области» по доверенности Кольцова П.А. возражала против административного иска, указав, что на основании письма Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области ТОГБУК организовало за счет бюджетных средств проведение экспертных работ Горячевой М.Ю. и Дроздова А.В. по оценке историко-культурной ценности здания по ул. Советская 107В г.Тамбова. В дальнейшем результаты исследования указанных экспертов были представлены в Управление.
Представитель заинтересованного лица Управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области по доверенности по доверенности Кручинина А.С. в судебном заседании пояснила, что Генеральный план муниципального образования городского округа – город Тамбов не устанавливает территории и зоны охраны объектов культурного наследия. Согласно выкопировки из Генерального плана относительно улиц Советская, Студенецкая набережная, Московская установлена общественно-деловая зона, которая к территориям объектов культурного наследия не относится.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях данного Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, государственный учёт объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия; проведение историко-культурной экспертизы; организацию исследований, необходимых для исполнения полномочий федерального органа охраны объектов культурного наследия, регионального органа охраны объектов культурного наследия, муниципального органа охраны объектов культурного наследия; установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с данным Федеральным законом.
В силу пп. 15 п. 2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с полномочиями органов государственной власти Тамбовской области, регулирует Закон Тамбовской области от 05.10.2015 №572-З «О регулировании отдельных вопросов в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Тамбовской области».
Согласно ч.3 ст.3 данного закона меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Тамбовской области осуществляет орган исполнительной власти Тамбовской области, уполномоченный в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - региональный орган охраны объектов культурного наследия).
В соответствии с п.п. 1.1 и 2.1.2 Положения об Управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области, утвержденного постановлением главы администрации Тамбовской области от 20.11.2015 № 390, Управление является органом исполнительной власти Тамбовской области, задачей которого является обеспечение сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Тамбовской области, и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и федерального значения;
В силу п.1 ст.16.1 Федерального закона № 73-ФЗ региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей3 настоящего Федерального закона (далее - объект, обладающий признаками объекта культурного наследия).
Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, устанавливается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Организация проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, может осуществляться также иными заинтересованными физическими или юридическими лицами.
Согласно п. 2 ст. 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ федеральный орган охраны объектов культурного наследия, муниципальный орган охраны объектов культурного наследия, физическое или юридическое лицо вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности.
В соответствии с п. 3 ст. 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ региональный орган охраны объектов культурного наследия, в который направлено заявление о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, организует в срок не более девяноста рабочих дней со дня регистрации в региональном органе охраны объектов культурного наследия указанного заявления работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия.
Порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
По истечении срока, установленного п.3 настоящей статьи, региональный орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень и в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения информирует о принятом решении заявителя с приложением копии такого решения (п. 4 ст. 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ).
Статьей8 Закона Тамбовской области от 05.10.2015 №572-З «О регулировании отдельных вопросов в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Тамбовской области» предусмотрен аналогичный порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурной ценности.
В силу ч. 4 ст. 8 Закона Тамбовской области № 572-З по истечении срока, установленного частью 3 настоящей статьи, региональный орган охраны объектов культурного наследия с учетом мнения специалистов и (или) решения экспертно-консультативного органа, указанного в части 2 настоящей статьи, принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень и в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения информирует о принятом решении заявителя с приложением копии такого решения.
Региональный орган охраны объектов культурного наследия принимает решение об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия по следующим основаниям:
неподтверждение историко-культурной ценности объекта;
со времени возникновения или с даты создания объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, либо с даты исторических событий, с которыми такой объект связан, прошло менее сорока лет (за исключением мемориальных квартир и мемориальных домов, которые связаны с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, имеющих особые заслуги перед Россией, и которые могут быть отнесены к объектам культурного наследия до истечения указанного срока после смерти таких лиц).
Таким образом, Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области, являющееся региональным органом охраны объектов культурного наследия, правомочно принять решение о включении или об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Из материалов дела следует, что 03.04.2018 Поляков А.Г., Михалев А.В. обратились с заявлениями в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области о включении ансамбля административных зданий комиссариатской комиссии/интендантства первой половины XIX – начала XX века, включающего: здание управления комиссариатской комиссии/интендантства (г.Тамбов, ул. Советская/Студенецкая набережная, 107в/21); склад – магазин (ул. Московская, 90б); два двухэтажных здания складов (г.Тамбов, ул. Московская, 90а), в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Приказом Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области от 26.06.2018 № 168 в заявленных требованиях Полякову А.Г., Михалеву А.В. отказано, о чем им сообщено письмами от 27.06.2018.
Данный отказ был принят на основании решения Научно-методического совета по культурному наследию при Управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области (протокол от 22.06.2018).
Согласно ч. 2 ст. 8 Тамбовской области № 572-З региональный орган охраны объектов культурного наследия в целях установления историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, вправе привлекать специалистов в области охраны объектов культурного наследия, в том числе путем создания экспертно-консультативного органа.
Полномочия, состав и порядок деятельности экспертно-консультативного органа устанавливаются региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Научно-методический совет по культурному наследию при Управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области создан Управлением во исполнение вышеуказанных норм областного закона приказом от 22.03.2016 № 72.
В соответствии с утвержденным данным приказом Положением о Научно-методическом совете по культурному наследию при Управлении по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области Совет является постоянно действующим экспертно-консультативным и совещательным органом, образованным для рассмотрения актуальных вопросов в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Тамбовской области, выработки рекомендаций и предложений по их эффективному решению.
Согласно п. 3.1. Положения Совет по предложению Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области рассматривает вопросы о включении либо об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Из протокола заседания Научно-методического совета по культурному наследию от 22.06.2018 следует, что при рассмотрении вопроса о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, - «ансамбль административных зданий комиссариатской комиссии/интендантства первой половины XIX – начала XX века» в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации членами Совета оценивалось современное использование и состояние объекта.
Установлено, что здание по ул. Советская/Студенецкая набережная, 107в/21 является муниципальной собственностью, находится в руинированном состоянии; здание по ул. Московской 90б является муниципальной и частной собственностью, состояние неудовлетворительное; здание по ул. Московская 90а является частной собственностью, находится в удовлетворительном состоянии.
На основании рассмотренных материалов, представленных Поляковым А.Г., Михалевым А.В., материалов проекта зон охраны федеральных памятников Преображенского собора и Гостиного двора, справок ГАТО, архивных материалов из фондов РГИА, в том числе планов г.Тамбова 1803, 1832, 1856, 1889 годов, заключений и иных материалов, подготовленных ТГУ им Г.Р. Державина, Общественной палатой Тамбовской области, Центром по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области членами Совета решено признать, что заявленный объект «ансамбль административных зданий комиссариатской комиссии/интендантства первой половины XIX – начала XX века» не обладает достаточной историко-культурной, в том числе: исторической, архитектурной и градостроительной ценностью необходимой для принятия его на государственную охрану в качестве памятника истории и культуры. Рекомендовать Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области отклонит поданные заявления и отказать во включение объекта «ансамбль административных зданий комиссариатской комиссии/интендантства первой половины XIX – начала XX века» в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Данное решение принято членами Совета единогласно.
В судебном заседании начальник отдела сохранения, государственной охраны и учета объектов культурного наследия Тамбовской области Толмачева Н.М., являющаяся секретарем Совета пояснила, что на заседании Совета рассматривались материалы и заключения экспертов Горячевой М.Ю., Бондарь В.В., Дроздова А.В., Климковой и Поповой Т.И., Канищева В.В. и Мизисом Ю.А. Административные истцы неверно трактуют заключение эксперта Горячевой М.Ю. Данный эксперт рассматривал вопрос о целесообразности включения здания, расположенного по адресу: г.Тамбов, ул. Советская, д. 107В, в перечень выявленных объектов культурного наследия Тамбовской области. Эксперт сделал выводы, что возможно поставить на государственный учет дом 107В только в составе ансамбля вместе со зданиями, расположенными по ул. Московская, 90А, 90Б. По состоянию на июнь 2018 года здание по ул. Советская 107В находилось в руинированном состоянии. Здание по ул. Московской 90Б перестроено и утратило свой первоначальный архитектурный облик. Фактически единственным зданием, которое сохранило свой внешний исторический вид, является дом по ул. Московской 90А. Но один дом не может быть ансамблем. Ссылка административных истцов в подтверждение своих требований на проект охранной зоны федеральных памятников Преображенского собора, Гостиного двора и Державинского моста является необоснованной, поскольку данным проектом не оценивается историческая ценность зданий бывшей комиссариатской комиссии, перед экспертами стояла другая задача. В рамках этого проекта более 50 зданий оценены как градоформирующие объекты, но это не означает, что все они должны быть под государственной охраной.
По ходатайству представителя административного истца Михалева А.В. в судебном заседании были заслушаны пояснения эксперта Общественной палаты Тамбовской области Поповой Т.И., которая указала, что предметом ее исторического исследования был дом 107В по ул. Советская г.Тамбова. По мнению данного эксперта, указанное здание имеет историческую ценность, поскольку связано с выдающимися личностями Тамбовской области. Хотя здание не является мемориальным, оно полезно для экскурсионного дела. В рамках исследования рассматривались и другие здания бывшего военного ведомства. Какие конкретно здания входят в ансамбль пояснить затрудняется, но считает, что данный вопрос требует дальнейшего исторического изучения.
Разрешая дело по существу, суд приходит к выводу, что Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области принят оспариваемый приказ от 26.06.2018 № 168 по результатам работы по установлению историко-культурной ценности спорного объекта, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия, как это предписывают нормы ч. 2 ст. 8 Тамбовской области № 572-З.
В основу данного приказа положено решение Научно-методического совета по культурному наследию при Управлении, выводы которого сделаны на историко-культурном исследовании объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия.
Не согласиться с решением Научно-методического совета по культурному наследию при Управлении у суда оснований не имеется. Доказательств, опровергающие выводы указанного решения, административными истцами не представлено.
Таким образом, административный иск удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, обращающееся с требованием, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. При этом целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Заявленные требования в настоящем деле не влекут восстановления прав, которые административные истцы считают нарушенными, поскольку на момент рассмотрения дела здание по ул. Советская 107В снесено, т.е. по факту заявленный объект административных зданий комиссариатской комиссии/интендантства первой половины XIX – начала XX века как ансамбль не существует.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Полякова Андрея Геннадьевича, Михалева Алексея Владимировича о признании незаконным приказа Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области от 26.06.2018 № 168 об отказе во включении ансамбля административных зданий комиссариатской комиссии/интендантства первой половины XIX – начала XX века, включающего: здание управления комиссариатской комиссии/интендантства (г.Тамбов, ул. Советская/Студенецкая набережная, 107в/21); склад – магазин (ул. Московская, 90б); два двухэтажных здания складов (г.Тамбов, ул. Московская, 90а) в перечень выявленных объектов культурного наследия Тамбовской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С. Воронцова
Решение в окончательной форме изготовлено 30.11.2018
Судья Е.С. Воронцова