Решение по делу № 7р-455/2018 от 15.11.2018

Судья Малышева Л.Н.     Дело № 7р-455/2018

РЕШЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 12 декабря 2018 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Медведева И.А.,

при секретаре Романове Р.Е.,

рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Марий Чодра» Мирончука В.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл Попова С.И. от 21 сентября 2018 года № 125 и решение судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 26 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица

Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Марий Чодра», расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, п. Красногорский,
ул. Центральная, д. 73, ИНН 1203000985, ОГРН 1021200559060, ранее привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл Попова С.И. от 12 сентября 2017 года № 122 (вступило в силу 24 января 2018 года),

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл Попова С.И. от 21 сентября 2018 года № 125 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Марий Чодра» (далее – ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра», учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 60 000 рублей.

Решением судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 26 октября 2018 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе в Верховный Суд Республики Марий Эл директор ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» Мирончук В.В. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Выслушав директора ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» Мирончука В.В. и представителя Комарову В.В., поддержавших доводы жалобы, представителей Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе
№ 12-146/2018, судья приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.

Согласно части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.

В силу частей 1, 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу). Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее – Правила), устанавливающие единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).

Запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором (пункт 9 Правил).

В соответствии с пунктом 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Согласно подпункту «б» пункта 17 Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений.

В силу пункта 19 Правил срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра (пункт 20 Правил).

Согласно статье 16 Федерального закона от 14 марта 1995 года
№ 33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 13 Устава ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра», утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации № 368 от 20 мая 2011 года, земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национального парка «Марий Чодра», предоставляются ему в пользование (владение) на правах предусмотренных федеральными законами.

Согласно пункту 7 Положения о Национальном парке «Марий Чодра», утвержденного приказом Минприроды России от 12 марта 2018 года № 91, управление национальным парком осуществляется федеральным государственным бюджетным учреждением «Национальный парк «Марий Чодра».Как следует из материалов дела об административном правонарушении в порядке осуществления плановой выездной проверки соблюдении требований природоохранного законодательства на территории ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра», проведенной в период
с 30 июля 2018 года по 24 августа 2018 года на основании распоряжения и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по Республики Марий Эл Иваницкого С.С. от 23 июля 2018 года № 80-р (ГК), страшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл Щекуриной А.Г., государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл Бурдаковой Е.Ю. в присутствии и.о. участкового лесничего Яльчинского участкового лесничества ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» Л, при натуральном осмотре лесных земельных участков в Яльчинском участковом лесничестве Национального парка «Марий Чодра» 7 августа 2018 года выявлен факт нарушения природоохранного законодательства: в квартале 70 (между 31 и 34 выделами) Яльчинского участкового лесничества под пологом леса обнаружены кучи с порубочными остатками и вершинки срубленных деревьев с сухой хвоей. На вышеуказанной территории в мае 2017 года выявлена незаконная рубка древесины.

Управлением Росприроднадзора по Республике Марий Эл по факту захламления участка порубочными остатками и отсутствия минерализованной полосы 16 июня 2017 года выдано предостережение, в котором ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» предложено в кратчайшие сроки провести мероприятия по очистке от порубочных остатков и некоренной заготовленной древесины, привести лесной участок в состояние пригодное для использования по целевому назначению и обеспечить мероприятия по защите лесных насаждений от пожаров.

На момент осмотра установлено, что ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» выданное предостережение не исполило: порубочные остатки под пологом насаждений не убраны, минерализованные полосы не обновлены; полосы проросли травой, самосевом сосны, местами не очищены от валежника, чем допустило нарушение статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктов 9,19,20 Правил.

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл Попова С.И. от 21 сентября 2018 года № 125 ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» по указанным обстоятельствам признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выводы должностного лица о наличии в действиях ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами: актом проверки от 24 августа 2018 года № 76, протоколом осмотра от 7 августа 2018 года, протоколом об административном правонарушении от 12 сентября 2018 года №173.

С указанными выводами согласился судья Волжского городского суда Республики Марий Эл, оставив постановление должностного лица без изменения.

Вопреки доводам жалобы административное дело не подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения, из материалов дела следует, что уголовное дело, возбужденное 17 октября 2017 года по признакам состава преступления, предусмотренного частью 3 статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации, 5 апреля 2018 год приостановлено на основании пункта 1 части 1 статьи 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с не установлением липа, совершившего преступление. В ходе производства предварительного следствия по данному уголовному делу порубочные остатки вещественными доказательствами не признавались и к уголовному делу не приобщались, на ответственное хранение в
ФГБУ «Национальный парк «Mapи Чодра» не передавались (письмо начальника СО МО МВД РФ «Волжский» Ш от 24 октября 2018 года), в связи с изложенным, доводы о необходимости получения каких-либо разъяснений или ответов по вопросу обращения с порубленными остатками являются надуманными.

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта данным липом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как верно указано судьей Волжского городского суда Республики Марий Эл ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» не представило доказательств объективной невозможности своевременного выполнения требований пожарной безопасности, а также доказательств принятия надлежащих мер по соблюдению действующего законодательства.

Представленные суду наряд-акт №1 от 14 мая 2018 года и акт приемки выполненных работ (без номера и даты) не свидетельствуют о проведении работ по созданию (обновлению) минерализированных полос в месте совершения административного правонарушения и не опровергают доказательств, полученных в ходе проведения мероприятий государственного надзора (контроля).

Постановление о привлечении ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания учтены обстоятельства совершенного административного правонарушения, смягчающих административную ответственность обстоятельств в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено, в качестве отягчающего административную ответственность обстоятельства обоснованно учтено повторное совершение юридическим лицом административного правонарушения.

Нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену принятых по делу решений, не усматривается.

При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу постановление и последующее решение сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными, оснований для их отмены или изменения не усматривается.

Руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл Попова С.И. от 21 сентября 2018 года № 125 и решение судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 26 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Марий Чодра», оставить без изменения, жалобу директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Марий Чодра» Мирончука В.В. – без удовлетворения.

Судья    И.А. Медведева

7р-455/2018

Категория:
Административные
Другие
ФГБУ Национальный Парк "Марий Чодра"
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Медведева Ирина Анатольевна
Статьи

8.32

Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
16.11.2018Материалы переданы в производство судье
10.12.2018Судебное заседание
12.12.2018Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее