46RS0030-01-2019-006455-61
Дело №2а-5116/27-2019г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2019 года г. Курск
Ленинский районный суд г. Курска в составе:
председательствующего судьи Токмаковой Е.В.,
при секретаре Вагиной Т.Г.,
с участием:
представителя административного истца МИФНС России № 5 по Курской области Зорина В.Г., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, имеющего высшее юридическое образование,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца Межрайонной ИФНС России № 5 по Курской области к административному ответчику Левицкому Сергею Вячеславовичу о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № 5 по Курской области обратилась в суд с административным иском к Левицкому С.В. о взыскании задолженности и пени по земельному и имущественному налогам, в обоснование заявленных требований, указав, что административный ответчик имеет имущество, признаваемое объектом налогообложения. Налоговым органом административному ответчику были исчислены земельный налог и налог на имущество физических лиц за 2017 год. Сумма исчисленных налогов, их расчет, срок уплаты, сумма начисленной пени, срок уплаты, указаны в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ, требовании № от ДД.ММ.ГГГГ, направленных административному ответчику. Направленные налоговым органом уведомление и требование, оставлены административным ответчиком без исполнения. Административный истец обращался к мировому судье судебного участка №2 судебного района Центрального округа г. Курска с заявлением о выдаче судебного приказа, который был выдан ДД.ММ.ГГГГ. Определением от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен. Просили взыскать с Левицкого С.В. задолженность в общей сумме 70 830,80 рублей, в том числе: земельный налог в размере 18 326,00 рублей за 2017 год, пени по земельному налогу в размере 69,03 рублей, налог на имущество в размере 52 239,00 рублей за 2017 год, пени по налог на имущество в размере 196,77 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца МИФНС России № 5 по Курской области Зорин В.Г., требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал, указав, что налог Левицкому С.В. был исчислен на основании сведений, предоставленных Управлением Росреестра по Курской области.
Административный ответчик Левицкий С.В. в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени извещен надлежащим образом, что подтверждается телефонограммой, просил рассматривать дело в его отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
По смыслу ч.1 ст. 45, ч. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, то есть письменного извещения о неуплаченной сумме налога и обязанности уплатить ее в установленный срок.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В силу ч. 4 ст. 57 Налогового кодекса РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно ст.ст. 400, ч.1 401 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается имущество, расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в том числе: жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно п. 1 чт. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с ч.1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия Росреестром и ФНС России подписано Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ № «О взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы» в области информационного обмена сведениями, непосредственно связанными с выполнением возложенных на них задач и функций, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соглашением о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы, а также Федеральным законом от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлен порядок обмена в электронном виде сведениями о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службой. Указанные сведения предоставляются до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года, в объеме сведений, сформированных за предшествующий год.
Из анализа изложенных выше положений закона следует, что налоговые органы не наделены полномочиями по регистрации и учету объектов при исчислении имущественных налогов. На основании сведений, полученных от регистрирующих органов, налоговая инспекция формирует налоговое уведомление, в котором указывается объект имущества, на который был начислен налог. Таким образом, такое уведомление является документом, подтверждающим наличие у должника того либо иного объекта имущества.
Соответственно, вид разрешенного использования земельного участка, а также сведения о назначении помещений, в целях налогообложения определяется на основании представляемых уполномоченными органами в налоговый орган сведений, в частности, указанных в выписках ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Таким образом, действующим налоговым законодательством налоговым органам не предоставлено право по изменению и корректировке сведений, полученных из органов, осуществляющих государственную регистрацию недвижимого имущества и земельных участков.
В судебном заседании установлено, что Левицкому С.В. по состоянию на 2017 год принадлежало на праве собственности имущество, указанное в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ: земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, а также расположенные на нем строения (8 объектов) с назначением иные строения, помещения и сооружения, а также квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Принадлежность такого имущества в указанный период ранее в судебных заседаниях, не отрицалась административным ответчиком.
Также установлено, что административному ответчику было направлено указанное налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате земельного и имущественного налога не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 57 Налогового кодекса РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
В соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч.1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч.2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора ( ч.3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора по процентной ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч.4).
В силу с п. 5 ст.75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно ч. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неполученную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Поскольку административным ответчиком обязанность по оплате земельного налога и налога на имущество за 2017 год не была исполнена, то Левицкому С.В. было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по земельному и имущественному налогам и пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Факт направления налоговых уведомлений, требований подтверждается списком почтовых отправлений.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. мирового судьи судебного участка № судебного района Центрального округа г. Курска по заявлению МИФНС России № 5 по Курской области вынесен судебный приказ №2А-454/2019 года о взыскании с Левицкого С.В. задолженности по налогам по земле, имуществу и пени. Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен по заявлению Левицкого С.В.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец МИФНС России № 5 по Курской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Левицкого С.В. задолженности по налогу на имущество физических лиц взимаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенном в границах городских округов в общей сумме 70 830,80 рублей.
Доказательств оплаты образовавшейся задолженности суду не представлено.
Расчет задолженности по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ судом проверен, признан правильным, контррасчета суду не представлено.
Срок обращения к мировому судье за выдачей судебного приказа соблюден. Срок обращения в суд с административным исковым заявлением после отмены судебного приказа соблюден.
Утверждение Левицкого С.В. о наличии спора в Арбитражном суде Курской области не имеет правового значения, поскольку уточненное исковое заявление было подано 24.05.2019 г. в Арбитражный суд Курской области. Налоговое уведомление и требование не были оспорены налогоплательщиком в установленный законом срок. Тем более, что в соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Административным ответчиком не предоставлено достоверных доказательств свидетельствующих о том, что иная налоговая база в отношении указанных земельных участков.
Таким образом, административный ответчик являясь плательщиком земельного налога и налога на имущество, своих обязательств не выполнил, земельный налог и налог на имущество за 2017 год им не оплачен, в связи с чем, у суда имеются основания для взыскания с административного ответчика недоимки по налоговым платежам за указанный период.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования МИФНС России № 5 по Курской области о взыскании с Левицкого С.В. задолженности в общей сумме 70 830,80 рублей, в том числе: земельный налог в размере 18 326,00 рублей за 2017 год, пени по земельному налогу в размере 69,03 рублей, налог на имущество в размере 52 239,00 рублей за 2017 год, пени по налог на имущество в размере 196,77 рублей, подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ и пп.1 п.1 ст. 333.19 НК РФ с Левицкого С.В. в доход бюджета муниципального образования «город Курск» Курской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 324,92 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Взыскать с Левицкого Сергея Вячеславовича, <данные изъяты>
- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2017 год: налог на имущество в размере 52 239,00 рублей, пени в размере 196,77 рублей;
- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2017 год: налог в размере 18 326,00 рублей, пени в размере 69,03 рублей, а всего в общей сумме 70 830 (семьдесят тысяч восемьсот тридцать) рублей 80 копеек.
Взыскать с Левицкого Сергея Вячеславовича в доход муниципального образования «город Курск» государственную пошлину в размере 2 324 (две тысячи триста двадцать четыре) рубля 92 копейки.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 16 декабря 2019 года.
Судья: