Решение от 26.11.2020 по делу № 2а-913/2020 от 21.02.2020

УИД 22RS0067-01-2020-000724-98

№ 2а-913/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Барнаул 26 ноября 2020 года

Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Герлах Н.И.,

при секретаре Руф Е.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Назарова Анатолия Валерьевича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю об оспаривании решения органа государственной власти,

УСТАНОВИЛ:

Назаров А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - ГУ МВД РФ по Алтайскому краю) от ДД.ММ.ГГГГ о депортации, и об оспаривании распоряжения Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания (проживания) -рн от ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что вышеуказанным распоряжением Министерства юстиции РФ его пребывание на территории РФ признано нежелательным. На основании данного распоряжения ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о депортации. С данными решениями не согласен, поскольку в настоящее время на территории РФ проживают его мать Назарова В.В., сестра Шмакова (Назарова) Н.В., которые являются гражданами РФ, он имеет положительные характеристики, длительно проживал на территории РФ, в <адрес> не имеет места жительства и родственников. Полагает, что депортация будет нарушать его права, предусмотренные ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, нарушит устойчивую семейную связь. Просил восстановить срок на обжалование вышеперечисленных решений, поскольку отбывал наказание, не был осведомлен о сроках и порядке их обжалования, был ограничен в получении квалифицированной юридической помощи, копию распоряжения не получал.

Определением Октябрьского районного суда г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление в части оспаривания распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) -рн от ДД.ММ.ГГГГ - прекращено.

В судебное заседание Назаров А.В. не явился, извещен по последним известным адресам места жительства и пребывания.

Представитель Назарова А.В. по ордеру Тренькин Р.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - ГУ МВД РФ по Алтайскому краю) по доверенности Лапина Е.Ю. возражала против удовлетворения иска, указывая, что решение о депортации вынесено на основании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому принято в пределах полномочий, соответствует требованиям закона и является обоснованным.

Представитель административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о месте и времени слушания дела.

Суд, с учетом мнения представителя административного истца и представителя административного ответчика, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца и представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Назаров А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ур. Казахской ССР является гражданином Республики Казахстан. Указанные обстоятельства подтверждены копией его паспорта, имеющейся в материалах дела.

Следовательно, на отношения, участником которых он является, распространяется Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), который определяет правовое положение иностранных граждан (лиц без гражданства) в Российской Федерации, а также регулирует отношения между ними, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в том числе в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан (лиц без гражданства) в Российской Федерации.

Российская Федерация как самостоятельное государство, обладая суверенитетом, воспользовалась своим правом ограничивать пребывание на своей территории иностранных граждан, приняв Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Федерального закона N 114-ФЗ, въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если: иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

На основании части 4 статьи 25.10 Федерального закона N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". Порядок принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

Федеральный закон N 115-ФЗ под депортацией понимает принудительную высылку иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (статья 2).

В соответствие с пунктами 9, 9.3, 9.4 статьи 31 Федерального закона N 115-ФЗ, иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации. Помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его заместителя. За исключением случая, предусмотренного пунктом 9.3 настоящей статьи, помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством Юстиции Российской Федерации принято распоряжение о нежелательном пребывании (проживании) в Российской Федерации Назарова Анатолия Валерьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца Казахской ССР, являющегося гражданином Республики Казахстан. Распоряжение принято в соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ Назарову А.В. вручено ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Замоскворецкого районного суда г.Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, административные исковые требования Назарова А.В. о признании незаконным распоряжения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, оставлены без удовлетворения.

В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 31 Федерального закона N 115-ФЗ, в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии. Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

Решением ГУ МВД России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным врио заместителя начальника – начальника полиции ГУ МВД России по Алтайскому краю, постановлено депортировать гражданина Республики Казахстан Назарова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за пределы территории Российской Федерации.

Поскольку Распоряжение Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ является законным и послужило основанием для принятия в соответствии с пунктом 11 статьи 31 Федерального закона N 115-ФЗ решения о депортации административного истца за пределы Российской Федерации, оснований для признания решения ГУ МВД России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о депортации Назарова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за пределы территории Российской Федерации незаконным и его отмене, у суда не имеется.

В качестве довода незаконности оспариваемого решения Назаров А.В. ссылался на наличие близких родственников, являющихся гражданами РФ и проживающих на территории РФ.

Оценивая данные доводы, суд принимает во внимание, что в силу статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. При этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Однако, в силу пункта 3 статьи 12 Международного пакта от 16 декабря 1966 года о гражданских и политических правах и пункта 3 статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г.Страсбург 16 сентября 1963 года) право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.

Реализуя нормы международного права, Конституция Российской Федерации также предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).

Из этого же исходит и Конституционный Суд Российской Федерации, отмечая, что непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки личности и совершенных ею преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможность закрепления федеральным законом определенных дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены в том числе общественной опасностью таких лиц, адекватны ей и связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение (постановление от 19 марта 2003 года N 3-П "По делу о проверке конституционности положений Уголовного кодекса Российской Федерации, регламентирующих правовые последствия судимости лица, неоднократности и рецидива преступлений, а также пунктов 1 - 8 постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в связи с запросом Останкинского межмуниципального (районного) суда города Москвы и жалобами ряда граждан").

При рассмотрении дела установлено, что на территории РФ проживают мать административного истца Назарова В.В., являющаяся гражданкой РФ. На территории Республики Казахстан у него родственные связи отсутствуют. Также им указано о проживании на территории РФ его сестры Шмаковой Н.В., гражданки РФ.

Однако, исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 628-О, семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.

Таким образом, само по себе наличие родственников у иностранного гражданина, проживающих в Российской Федерации и являющихся гражданами РФ, не влечет в безусловном порядке признание принудительных мер в сфере миграционной политики, принятых в отношении него, нарушающими право на уважение его личной и семейной жизни, поскольку такие меры направлены на защиту интересов государства и его граждан через принятие соответствующих мер органами государственной власти в отношении иностранного гражданина, пребывающего в Российской Федерации и нарушающего порядок пребывания.

Назаров А.В. имеет непогашенную судимость за совершение нескольких преступлений средней тяжести, данное обстоятельство является основанием для оценки его поведения, как представляющего общественную опасность, и в таком случае при принятии решения о его депортации, необходимо отдать приоритет интересам Российской Федерации, здоровью и безопасности населения страны.

Оценивая данные обстоятельства, суд полагает, что наличие родственных связей в Российской Федерации у Назарова А.В., не влечет в безусловном порядке признания оспариваемого акта нарушающим его право на уважение личной и семейной жизни, поскольку данный акт принят с учетом степени общественной опасности совершенного Назаровым А.В. преступления, исходя из приоритета интересов населения Российской Федерации, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у иностранного гражданина, имеющего непогашенную судимость за совершение преступления, семейных связей в Российской Федерации, отсутствии родственников на территории Республики Казахстан и его нежелания покидать страну.

При изложенных обстоятельствах у государственного органа имелись достаточные основания для вынесения соответствующего решения от ДД.ММ.ГГГГ о депортации, в связи с чем, суд приходит к выводу о признании решения соответствующим нормативно-правовым актам.

Кроме того, согласно частям 1,7,8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Назаров А.В. указал, что ему стало известно об оспариваемом решении о депортации ДД.ММ.ГГГГ, когда он был переведен в Центр временного содержания, между тем с настоящим административным иском он обратился только ДД.ММ.ГГГГ, спустя более 5 месяцев, то есть с нарушением срока на обращение в суд.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование указанного решения, в качестве уважительных причин указано на незнание о сроках и порядке обжалования такого решения, нахождение в местах изоляции.

Между тем, суд на основе имеющихся доказательств полагает, что срок на обращение с административным исковым заявлением об оспаривании решения о депортации от ДД.ММ.ГГГГ Назаровым А.В. пропущен без уважительных причин, поскольку проживая длительное время на территории РФ, административный истец обязан знать и соблюдать законы РФ, а потому незнание срока и порядка обжалования решения не является при рассматриваемом случае уважительной причиной пропуска срока. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ, зная о вынесенном решении о депортации, находясь в центре временного содержания и действуя через адвоката Тренькина Р.В., административный истец обратился в Центральный районный суд г.Барнаула с административным иском об оспаривании распоряжения Министерства юстиции от ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует об отсутствии препятствий для получения необходимой квалифицированной юридической помощи для подачи рассматриваемого иска в срок до ДД.ММ.ГГГГ (до истечения срока для обращения в суд), в связи с чем, в ходатайстве о восстановлении такого срока суд ему отказывает.

Отказ Назарову А.В. в восстановлении срока на обжалование решения о депортации от ДД.ММ.ГГГГ и пропуск срока без уважительных причин на его обжалование являются самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении административных исковых требований.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что решение Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о депортации принято уполномоченным государственным органом, в соответствии с действующим порядком принятия такого решения, а также, что принимая оспариваемый акт, государственный орган руководствовался нормами как национального законодательства, так и международного права, и с учетом интересов населения Российской Федерации, оснований для признания оспариваемого решения незаконным и его отмене у суда не имеется, кроме того, срок для его оспаривания пропущен и судом отказано в его восстановлении, а потому в удовлетворении административных исковых требований Назарову А.В. следует отказать.

Руководствуясь ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01.12.2020

2а-913/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Назаров Анатолий Валерьевич
Ответчики
ГУ МВД России по Алтайскому краю
Министерство юстиции Российской Федерации
Другие
Тренькин Роман Владимирович
Суд
Октябрьский районный суд г. Барнаул
Судья
Герлах Надежда Ивановна
Дело на сайте суда
oktabrsky.alt.sudrf.ru
21.02.2020Регистрация административного искового заявления
25.02.2020Передача материалов судье
25.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2020Судебное заседание
26.11.2020Производство по делу возобновлено
26.11.2020Судебное заседание
01.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2020Дело оформлено
26.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее