Дело № 2-174/2024
УИД59RS0022-01-2024-000407-51
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июня 2024 года г.Кизел
Кизеловский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Балуевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Пастуховой О.В.,
с участием старшего помощника Кизеловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Баранцова Е.С.,
представителей ответчиков: Киреева И.В., Савельева И.Д.,
представителя третьих лиц ФКУ КП-26 ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю Колчевой Н.А., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кизеловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Альтернатива» о возложении обязанности привести помещения УФИЦ ФКУ КП-26 ГУФСИН России по Пермскому краю в соответствие с требованиями законодательства,
у с т а н о в и л:
Кизеловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Альтернатива» о возложении обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести помещения УФИЦ ФКУ КП-26 в соответствие с требованиями Приказа Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйств Российской федерации от 20.10.2017 № 1454/пр, которым утвержден свод правил «исправительные учреждения и центры уголовно- исполнительной системы. Правила проектирования. СП 308.1325800.2017», а именно, оборудовать УФИЦ при ФКУ КП -26:
ширину коридора КПП(пункта пропуска) не менее 2 кв.м;
помещением дежурной смены площадью не менее 20 кв.м;
комнатой для оформления прибывших осужденных с местом для обыска, площадью не менее 12 кв.м.;
Комнатой подогрева и приема пищи дежурной смены площадью не менее 10 кв.м.;
комнатой отдыха дежурной смены не менее 12 кв.м.;
Гардеробной дежур6ной смены с душевыми(женской) площадью не менее 4 кв.м.4
кабинетом начальника УФИЦ площадью не менее 27 кв.м.;
кабинетом группы специального учета и делопроизводства исходя из требований СП 308.1325800.2017 по 6 кв.м. на одного человека, но не менее 12 кв.м.;
помещением для хранения личных дел осужденных площадью не менее 12 кв.м.;
кабинетом группы организации трудовой деятельности и воспитательной работы площадью не менее 24 кв.м.( в штате УФИЦ 4 сотрудника);
комнатой быта, с учетом лимита наполнения УФИЦ 117 человек, площадью не менее 23,4 кв.м.;
комнатой хранения продуктов питания и приема пищи, с учетом лимита наполнения УФИЦ 117 человек, площадью не менее 140 кв.м.;
комнатой приготовления, подогрева, раздачи пищи, с учетом лимита наполнения УФИЦ 117 человек, площадью не менее 23,4 кв.м.;
комнатой мытья и хранения посуды, с учетом наполнения УФИЦ 117 человек, площадью не менее 17,55 кв.м.;
кладовой чистого белья площадью не менее 4,68 кв.м.;
комнатой грязного белья площадью не менее 4,68 кв.м.;
комнатой воспитательной работы не менее 46,8 кв.м.;
комнатой для отправления религиозных обрядов площадью не менее 29,25 кв.м.;
помещением для хранения личных вещей осужденных площадью не менее 11,7 кв.м.;
обеспечить помещения для содержания осужденных № 1,3,4,5,6,7 самостоятельным выходом непосредственно в общий коридор с отсутствием смежных проходных помещений;
оконным пулестойким блоком класса защиты не ниже Бр4 по ГОСТ 30823 в стене разделяющей помещение дежурной смены и проходной коридор КПП(пункта пропуска) УФИЦ при ФКУ КП-256 в соответствие с требованиями п.25.2.2 СП 308.1325800.2017;
отсекающими перегородками с решетчатыми металлическими дверями на входах в блок помещений для содержания осужденных с учетом требования п.25.3.1.9 СП 308.1325800.2017;
шкафами для хранения продуктов питания с индивидуальными ячейками в комнате приема пищи(столовой), исходя из количества содержащихся в УФИЦ осужденных.
Требования мотивированы тем, что в результате проведения Кизеловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в январе 2024 года проверки деятельности ФКУ КП-26 ГУФСИН России по Пермскому краю были выявлены нарушения требований федерального законодательства Российской Федерации. Проведенная проверка показала, что 30.08.2022г. между ФКУ КП-26 и ООО «Альтернатива», использующим труд осужденных к принудительным работам, находящихся в исправительном центре, заключен договор № 65.
Проведенная проверка показала, что администрацией ООО «Альтернатива» договорные обязательства в отношении ФКУ КП-26 в полной мере не выполняются. Общежитие для проживания осужденных, отбывающих наказание в виде принудительных работ не соответствует действующим нормам. Помещения и имущество УФИЦ при ФКУ УКП-26 не обеспечивает порядок и условия отбывания принудительных работ. В ходе проведенной проверки установлено, что значительная часть требований СП 308.1325800.2017 в данном подразделении не выполняется. В нарушение п.25.2 СП 308.1325800.2017 ширин коридора КПП(пункта пропуска) составлет1,85 м; помещением дежурной смены площадью не менее 14.4 кв.м; комната для оформления прибывших осужденных с местом для обыска, не имеется, обыск осужденных производится в бывшей комнате подогрева и приема пищи дежурной смены, площадью 2.01 кв.м.; отдельной комнаты подогрева и приема пищи дежурной смены нет, подогрев и прием пищи осуществляется в комнате отдыха дежурной смены, при этом площадь комнаты отдыха дежурной смены составляет менее 12 кв.м.; гардеробной дежурной смены с душевыми(женской) не имеется, имеется помещение, в котором находится душевая и туалет, не предусмотренные СП 308.1325800.2017; площадь кабинета начальника УФИЦ площадью составляет менее 27 кв.м.; в кабинете группы специального учета и делопроизводства предназначенном для размещения в нем не более 4 работников(площадь 28.6 кв.м. в действительности оборудовано 6 рабочих мест; помещения для хранения личных дел осужденных площадью не имеется; отдельного кабинета группы организации трудовой деятельности и воспитательной работы не имеется; отдельных комнат хранения продуктов питания и приема пищи, приготовления, подогрева, раздачи пищи, мытья и хранения посуды не имеется; имеется помещение, обозначенное как кухня- столовая. При этом, с учетом лимита наполнения УФИЦ при ФКУ КП-26 117 человек, площадь части этого помещения, где осуществляется хранение и прием пищи, должна составлять не менее 140,4 кв.м., фактически площадь составляет 65,4 кв.м.; кладовых чистого и грязного белья не имеется; площадь комнаты воспитательной работы при лимите наполнения 117 человек и при требуемых 0,4кв.м. на одного осужденного должна составлять не менее 46,8 кв.м., фактически составляет 13.9 кв.м.; комнаты для отправления религиозных обрядов не имеется.; площадь помещения для хранения личных вещей осужденных при лимите наполнения 117 человек и при требуемых 0,1 кв.м. в расчете на одного осужденного должна составлять не менее 11,7 кв.м., фактически составляет 7.8 кв.м.; площадь комнаты быта при лимите наполнения 117 человек и при требуемых 0,2 кв.м. в расчета на одного осужденного должна составлять не менее 23.4 кв.м., фактически составляет10.9 кв.м. В нарушение требований п.25.2.11 СП 308.1325800.2017 помещение для содержания осужденных №3 является проходным: через данное помещение осуществляется проход в кабинет группы специального учета и делопроизводства, а также в этом помещении имеется вход в смежное помещение- кабинет начальника УФИЦ при ФКУ КП-26. В помещении для содержания осужденных №4 имеется вход в смежное помещение- комнату быта. В помещениях для содержания осужденных №1 имеется вход в смежное помещение- помещение для стирки, сушки и глажения одежды. В помещение для содержания осужденных №5 имеется вход в смежное помещение- комнату отдыха дежурной смены. На входе в помещение для содержания осужденных №6 имеется отдельное проходное помещение, рассчитанное на размещение 4 осужденных. Аналогичное нарушение имеется в помещении для размещения осужденных №7.
В соответствии с требованиями п.25.2.2 СП 308.1325800.2017 в стене, разделяющей помещение дежурной смены и проходной коридор КПП(пункт пропуска), предусматривается оконный проем с заполнением оконным блоком из пулестойкого стекла, позволяющий просматривать весь проходной коридор и вход в него. Оконный пулестойкий блок должен соответствовать классу защиты не ниже Бр4 по ГОСТ 30826. В нарушение указанных требований ООО «Альтернатива» в стене, разделяющей помещение дежурной смены и проходной коридор КПП(пункта пропуска) УФИЦ при ФКУ КП -26(согласно представленного сертификата соответствия) установлено защитное ударостойкое стекло, класс защиты которого намного ниже Бр4 по ГОСТ 30826.
В нарушение п.25.3.1.9 СП 308.1325800.2017 на входах в блок помещений для содержания осужденных не установлены отсекающие перегородки с решетчатыми металлическими дверями. Указанные нарушения свидетельствуют о том, что ООО «Альтернатива» обязательства по договорам № 65 и 76 в отношении ФКУ КП-26 не выполняет.
В целях устранения выявленных нарушений генеральному директору ООО «Альтернатива» внесено представление, которое рассмотрено, но не устранено.
Из-за невыполнения со стороны ООО «Альтернатива» договорных обязательств перед ФКУ КП-26 право осужденных, отбывающих наказание в виде принудительных работ в УФИЦ ФКУ КП-26 на надлежащие условия отбывания наказания и право сотрудников УФИЦ на надлежащие условия работы не соблюдаются, поэтому Прокурор обращается в суд для защиты гражданских прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании, участвующий в деле прокурор поддержал иск по доводам искового заявления. Добавил, что в настоящее время устранены нарушения в части помещений для содержания осужденных №1,3,4 установлено, что выходы из помещений не являются смежными и ведут в общий коридор, входы из помещений № 5,6,7 является самостоятельным и ведет на лестничную клетку, установлено ударостойкое стекло, остальные нарушения не устранены.
Представитель ответчика ООО «Альтернатива» И.В. Киреев с иском не согласился, пояснил, что при открытии УФИЦ все условия были согласованы, ООО «Альтернатива» должно было обеспечить всеми нормами это здание, в том числе нормами пожарной безопасности, поскольку назначение его изменилось, привести в соответствие новым назначением это здание. Когда нормативные показатели здания не соответствуют нормам пожарной безопасности, производятся расчет пожарных рисков, соответствующие формулы, существуют расчеты. При отклонении от норм можно ли использовать это здание с допустимой степенью погрешности. Такой расчет произвели. Одним из показателей, который не соответствовал нормативам – это ширина лестничных маршей и ширина лестничных площадок. В связи с этим был заключен договор с ВДПО, был произведен расчет пожарного риска, который находится в пределах нормы. В расчете они так и написали, что в случае внесения конструктивных, технических изменений в здание пожарная безопасность не будет обеспечена. ООО «Альтернатива» вносить изменения в конструкцию здания не может, весь пакет документов был направлен во ФСИН, и при открытии УФИЦ ФСИН и ГУФСИН все было согласовано. Подтвердил, что действительно площадь коридора и других, указанных в представлении кабинетов и помещений меньше установленных Сводом Правил, но эти отклонения находятся в пределах нормы. Часть нарушений устранили. Об этом доводили информацию до прокурора. Кабинет начальника УФИЦ не предусмотрен законодательством, но его организовали в помещении швейной фабрики, о чем есть акты. Комната трудовой адаптации также организована на фабрике, поскольку площадь здания по ул.Крупской не позволяет организовать там эти помещение. Помещения для чистого и грязного белья планируется организовать в отдельном здании. Выходы из общежитий, где живут осужденные не выходят в смежные помещения, у каждого помещения свой выход. Установить решетки не представляется возможным, т.к. для этого нужно расширять лестничные клетки, а это уже требует реконструкции. Если установить отсекающие решетки, то будет нарушение требований пожарной безопасности, поскольку они перекроют лестничные проходы.
Представитель ответчика ООО «Альтернатива» Савельев И.Д. с иском не согласился по доводам, представленного отзыва на иск.
Представитель третьих лиц: ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ КП -26 ГУФСИН России по Пермскому краю Колчева Н.А., действующая на основании доверенностей, с иском не согласилась, пояснила, что полностью поддерживает позицию ответчика. Добавила, что согласно п. 4.17 СП допускается отступать от указанных в нем положений с согласования ФСИН России. При утверждении размещения УФИЦ при ФКУ КП-26 был согласован прием здания по адресу: ул.Крупской, 6, которое находится в безвозмездном пользовании. Некоторые требования прокурора неисполнимы без реконструкции здания с целью увеличения площадей. Решение суда должно быть исполнимым. Кроме того, что было согласовано именно это здание для принятия, ФСИН России считало, что оно соответствует для содержания осужденных в этом учреждении. Но для создания более благоприятных условий пребывания осужденных в УФИЦ и для улучшения условий трудовой деятельности сотрудников УФИЦ ООО «Альтернатива» принимает все действенные меры, которые возможны в данном случае, считает требования прокурора необоснованными.
Представитель третьего лица Администрации городского округа «Город Кизел» Новикова О.Н. исковые требования не признала пояснила, что собственником нежилого здания по адресу ул.Крупской, 6 является администрация города Кизела. 27 декабря 2021 между администрацией города Кизела и ООО «Перспектива» был заключен договор аренды муниципального имущества. По данному договору срок предусмотрен до 21 декабря 2041г. К договору были внесены дополнительные соглашения. 29 декабря 2021 администрация давала согласие на размещение КП-26. На сегодняшний момент, исходя из тех требований, которые заявляет прокуратура, речь касается площади помещений. Считает, что решить данный вопрос без проекта специализированной организации невозможно, в данном случае речь идет о реконструкции. С заявлением о реконструкции ответчик в администрацию не обращался. Там предусмотрен определенный пакет документов в соответствии с административным регламентом, и один из документов – это как раз проект специализированной организации. Когда будет данный проект, можно будет говорить о том, исполнимо будет решение или нет, потому что если невозможно будет увеличить площадь, решение не исполнится. Полагает, что раз полномочия переданы прокуратуре города Кизела, полагает, что истец ненадлежащий.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.
Частью 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации определено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ч. 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации).
В части 1 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации указано, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
Согласно ч. 4 ст. 10 Уголовно- исполнительного кодекса Российской Федерации права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Согласно ч. 1 ст. 60.1 Уголовно- исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.
Частью 3 статьи 60.1 Уголовно- исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что изолированные участки, функционирующие как исправительные центры, могут создаваться при исправительных учреждениях. Порядок создания указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В судебном заседании установлено, что пунктом 1 приказа ФСИН России № 289 от 23 мая 2022 г. создан изолированный участок, функционирующий как исправительный центр, при ФКУ КП-26(л.д.17).
Пунктом 2 названного приказа на ГУФСИН России по Пермскому краю возложена обязанность обеспечить функционирование изолированного участка, функционирующего как исправительный центр, при ФКУ КП-26 ГУФСИН России по Пермскому краю после приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации объекта недвижимого имущества, на базе которого создан участок, в части пригодности для проживания осужденных к принудительным работам.
Приказом Минстроя России от 20.10.2017 N 1454/пр утвержден Свод правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" (в двух частях) (далее - СП 308.1325800.2017), которые согласно п. 1.1 распространяются на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных центров.
Проведенной в феврале 2024 г. прокурорской проверкой были выявлены нарушения условий содержания осужденных в функционирующем с 01.09.2022 г. помещении УФИЦ ФКУ КП-26 по адресу: Пермский край, г.Кизел, ул.Крупской, 6, в том числе нарушения требований п.25.2, 25,2,2,25.3.1.9, Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования. СП 308.1325800.2017» утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 №1454/пр, а также нарушения требований раздела III Приказа ФСИН России от 21.10.2017 г. № 1098 (л.д.45-47).
8 февраля 2024 г. Кизеловским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес генерального директора ООО «Альтернатива» Киреева И.В. направлено представление об устранении нарушений требований законодательства (26-29).
В ответе на представление прокурора генеральным директором ООО «Альтернатива» указано, что представление прокурора рассмотрено, нарушений в части отклонения фактического метража помещений от нормативных значений, установленных СП 308.1325800.2017 не могут быть приняты, поскольку таковыми не являются. Оборудование отдельного кабинета начальника УФИЦ в силу п.25.2 СП. 308.1325800.2017 не требуется. Обустройство гардеробной выполнено в виде шкафа для одежды, установленного в комнате отдыха дежурной смены на 2 этаже, в смежном с комнатой отдыха дежурной смены помещения оборудована душевая площадью 2,6 кв.м.. В части нарушений, выразившихся в несоблюдении п.25.2.11 СП 308.1325800.2017 данное требование исключает наличие смежных проходных помещений для проживания осужденных. Каждое помещение для проживания осужденных в УФИЦ КП-26 имеет самостоятельный выход непосредственно в коридор. В части требований прокурора о создании наиболее благоприятных условий пребывания осужденных в исправительном центре и улучшения условий трудовой деятельности сотрудников УФИЦ полагают возможным изменить функциональное значение отдельных помещений без проведения в них перепланировки и переустройства, е затрагивая при этом конструктивных и других характеристик надежности и безопасности самого здания. Отдельные нарушения, указанные в представлении можно устранить иным, чем указано прокурором способами(л.д.30-34).
В соответствии с пунктом 1.1 Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы», утвержденного приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр, настоящий Свод правил распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных центров, в том числе направленные как на соблюдение прав осужденных на безопасные и благоприятные условия проживания, так и на безопасные и благоприятные условия труда сотрудников УИС.
Согласно договору аренды №5 муниципального имущества от 27.12.2021г. Администрация города Кизела передает, а арендатор( ООО НПО «Перспектива») принимает во временное владение и пользование следующее имущество: нежилое здание, общей площадью <...> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>(п.1.1). В силу п.1.2 договора имущество находится в собственности муниципального образования Городской округ «Город Кизел». В силу п.1.4 сдача в аренду имущества не влечет передачу права собственности на него. В силу п.2.2.2 договора арендатор обязан использовать имущество в силу п.1.3 договора. Пунктом 2.2.4 предусмотрено, что арендатор обязуется не производить без письменного разрешения Арендодателя перепланировок и переоборудования(л..67-71). Имущество передано по акту приема- передачи(л.д.72). Дополнительным соглашением от 22.08.2022 к договору аренды №5 от 27.12.2021г. в связи с изменением наименования юридического лица арендатора, наименование арендатора по тексту договора изложено в следующей редакции: Общество с ограниченной ответственностью «Альтернатива»(ООО «Альтернатива»)(л.д.73).
06.10.2022 г. между ООО «Альтернатива» и ФКУ КП-26 заключен договор безвозмездного пользования помещением № 76, по условиям которого ФКУ КП-26 в безвозмездное пользование, на срок до 26.12.2041 г (доп. соглашение от 06.10.2022 г.), переданы нежилые помещения общей площадью 840,7 кв.м. расположенные в здании по адресу: <адрес>, для размещения изолированного участка, функционирующего как исправительный центр, при ФКУ КП-26, оборудованным имуществом, необходимым для обеспечения установленного порядка и условиям отбывания принудительных работ в соответствии с установленными требованиями, пригодными для использования по его назначении Согласно п. 1.2 договора на момент заключения договора Ссудодатель владеет и пользуется помещениями на основании договора аренды муниципального имущества от 27.12.2021г. №5. Пунктом 2.2.1 предусмотрено, что Ссудодатель обязуется передать Ссудополучателю по акту приема- передачи помещения в состоянии соответствующим условиям договора, требования законодательства РФ о пожарной безопасности, санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам, позволяющим ссудополучателю эксплуатировать помещения по их назначению. В силу п.2.4.3 договора Ссудополучатель обязуется не производить капитальные(затрагивающие несущие конструкции) перепланировки и переоборудование); возвратить Ссудодателю помещения и имущество в том же порядке и в том же состоянии, в каком они были переданы в безвозмездное пользование, и в том же состоянии, в каком он его получил, с учетом нормального износа( л.д.109-116).
Иных обязанностей со стороны ответчика условиями договора не предусмотрено.
30.08.2022г. между ФКУ КП-26 и ООО «Альтернатива» использующим труд осужденных к принудительным работам, находящимся в исправительном центре, заключен договор № 65, пунктом 2.2.2 которого, ООО «Альтернатива» обязуется обеспечивать предоставление общежитий для проживания осужденных по нормам, установленным ч.1 ст.60.5 УИК РФ, а в соответствии с п.2.2.3 договора- предоставлять помещения и имущество, необходимые для обеспечения установленного порядка и условий отбывания принудительных работ. Пунктом 2.2.4 договора оказывать содействие администрации Учреждения в материально- бытовом и медико- санитарном обеспечении осужденных.
Согласно сведениям из ЕГРН, собственником кирпичного здания, 1968 года постройки, площадью 840,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> является Муниципальное образование городской округ «Город Кизел».
Судом принимаются во внимание доводы представителей ответчика о том, что помещение и имущество были переданы ФКУ КП-26 по акту приема- передачи к договору безвозмездного пользования(приложение №2 к договору), в соответствии с которым ФКУ КП-26 передаваемое в безвозмездное пользование Помещение находится в удовлетворительном состоянии, отвечает требованиям законодательства РФ о пожарной безопасности, санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам, позволяющим Ссудополучателю эксплуатировать помещения по назначению(л.д.120).
Из вышеприведенных доказательств, установлено, что ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю, согласовали прием помещения общей площадью 840,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в безвозмездное пользование ФКУ КП-26 для размещения УФИЦ на срок до ДД.ММ.ГГГГ
При этом проведение ремонтных работ, а также проектирование разрешили только за счет средств передающей стороны.
Собственником здания является муниципальное образование городской округ «Город Кизел», которое в лице Администрации муниципального образования передало по договору аренды в пользование ООО «Альтернатива».
В силу п.1 ст.691 Гражданского кодекса Российской Федерации Ссудодатель обязан предоставить вещь, в состоянии соответствующем условиям договора безвозмездного пользования и её назначению.
В материалы дела не представлено доказательств того, что ФКУ КП-26 обращалось к ООО «Альтернатива» с претензиями или разногласиями по заключенным договорам.
Таким образом, суд приходит к выводу, что помещение и имущество по договору безвозмездного пользования, необходимые для проживания осужденных и для обеспечения установленного порядка и условий отбывания принудительных работ, переданы ФКУ КП-26 в соответствие с требованиями ст.691 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состоянии соответствующем условиям договора безвозмездного пользования.
Согласно Уставу ФКУ КП-26 является казенным учреждением, функции и полномочия учредителя осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Имущество учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России. Финансовое обеспечение выполнения Учреждением осуществляется за счет средств федерального бюджета и иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, территория УФИЦ ФКУ КП-26, и здание в котором он размещается, не является федеральной собственностью и не принадлежит учреждению на праве оперативного управления, поскольку передано учреждению в безвозмездное пользование коммерческой организацией, ООО «Альтернатива», которое в свою очередь арендовало здание у администрации г.Кизела.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий, учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.
Согласно Положению о ГУФСИН России по Пермскому краю, утвержденного Приказом ФСИН России N 518 от 11 июня 2015 года, территориальный органом ФСИН России на территории Пермского края является Главное управление ФСИН России по Пермскому краю, который является участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств.
Согласно пункту 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Кроме того, в силу п.4.17 СП 308.1325800.2017 допускаются отклонения, от положения свода правил, не затрагивающих конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и помещений, по согласованию с ФСИН России.
Требования, предъявляемые прокурором, не касаются конструктивных и иных характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и помещений, не приводят к ухудшению условий проживания осужденных и не нарушают условия труда сотрудников учреждения.
Вместе с тем, как уже было указано выше Приказом ФСИН России № 289 от 23 мая 2022 г. создан изолированный участок, функционирующий как исправительный центр, при ФКУ КП-26.
Пунктом 2 названного приказа на ГУФСИН России по Пермскому краю возложена обязанность обеспечить функционирование изолированного участка, функционирующего как исправительный центр, при ФКУ КП-26 ГУФСИН России по Пермскому краю после приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации объекта недвижимого имущества, на базе которого создан участок, в части пригодности для проживания осужденных к принудительным работам.
Стороной ответчика в судебное заседание представлены доказательства того, что выявленные в ходе проверки ФКУ КП-26 в феврале 2024 года нарушения, указанные в представлении прокурора устранены стороной ответчика иными способами, чем указано в представлении. Так со стороны ООО «Альтернатива» закуплено и установлено стекло БР4 класса защиты; установлены и разделены на ячейки шкафчики для личный вещей, создана и функционирует комната для проведения религиозных образов; в общежитии нормы жилой площади соблюдаются, имеется помещение дежурной смены, комната для оформления прибывших осужденных, комната подогрева и приема пищи дежурной смены, комната отдыха дежурной смены, гардеробная дежурной смены, кабинет группы специального учета и делопроизводства, помещение для хранения личных вещей осужденных, комната быта, комната хранения продуктов питания и приема пищи, комната мытья и хранения посуды, комната воспитательной работы, помещение для хранения личных вещей. Кабинет начальника УФИЦ и кабинет группы организации трудовой деятельности и воспитательной работы организованы в помещении, расположенном по <адрес> по месту осуществления трудовой деятельности осужденных. Поскольку площадь помещения по <адрес> не позволяет организовать данные помещения. То обстоятельство, что площадь помещений и коридора имеют отклонения от установленных требований СП 308.1225800.2017, и в силу п.4.6 при проектировании объектов ИУ, ИЦ, ЛИУ, ЛПУ допускается отклонение площадей помещений в пределах 15% нормируемых значений. Таким образом, в большинстве случаев помещения соответствуют требования Свода правил.
Данное обстоятельство подтверждается и представленной прокурором справкой по результатам проверки УФИЦ ФКУ КП-26 от 14 июня 2024г.
Кроме того суд приходит к выводу, что прокурором исковые требования к ООО «Альтернатива» заявлены за пределами его полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, к ненадлежащему ответчику.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (абзац четвертый пункта 3 статьи 22).
В силу пункта 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В силу ст.22 Уголовно -исполнительного кодекса Российской Федерации прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
В силу п.2 ст.1 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе: надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
В соответствии с Приказом Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур"(п.2.1) прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях осуществлять: надзор за исполнением законов и законностью правовых актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания в виде лишения свободы, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при исполнении этого вида наказания, а также применении в исправительных учреждениях назначенных судом принудительных мер медицинского характера;
надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, осуществлении оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний;
надзор за процессуальной деятельностью начальников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы как органов дознания по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений иными лицами;
участие в судебных заседаниях при рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговоров в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.(п.2.2).
В силу ст.32 Закона о прокуратуре предметом надзора являются: законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
В силу ст.33 Закона о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе: посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона; опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами; требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 настоящего Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях.
В силу ст.34 Закона о прокуратуре постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.
В соответствии со ст.1 Уголовно- исполнительного кодекса Российской Федерации задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Исполнение уголовно- исполнительного законодательства Российской Федерации, в том числе и обязанности по обеспечению надлежащих материально- бытовых условий осужденных, соблюдению установленных санитарных требований, обеспечение безопасности осужденных и персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечение охраны здоровья осужденных в силу положений ст.5,7.13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" возложены на учреждения и органы уголовно- исполнительной системы, исполняющие наказание.
В силу ч.7.1 ст.16 Уголовно- исполнительного кодекса Российской Федерации наказание в виде принудительных работ исполняется исправительным центром.
Исходя из исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, Устава ООО «Альтернатива», ООО «Альтернатива» не является учреждением, исполняющим наказание, следовательно, не является субъектом уголовно- исполнительных правоотношений, поэтому не может являться субъектом исполнения вменяемых ему требований.
В соответствии с заключенным между ФКУ КП-26 и ООО «Альтернатива» договором их взаимоотношения носят гражданско - правовой характер и регулируются исключительно условиями по заключенным между ними договорам и гражданским законодательством, и не входят в предмет прокурорского надзора.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что прокурором предъявлен иск не ненадлежащему ответчику, поскольку прокурор не может требовать от ответчика, исполнение обязательств, которые в силу закона возложены на органы уголовно- исполнительной системы.
Таким образом, суд считает, что прокурором, выбран ненадлежащий способ защиты.
На основании изложенного суд приходит к вывозу об отказе в удовлетворении исковых требований Кизеловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Кизеловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Альтернатива», отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 25 июня 2024 года.
Судья Е.В.Балуева