Дело № 12--235/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Салехард 23 июня 2022 года
Судья Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Снайдерман Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Стороженко Л.В. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Ямало-Ненецкому автономному округу Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Мишукова Д.А. от 31.08.2021, вынесенное в отношении Стороженко Л.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ,
установил:
постановлением по делу об административном правонарушении от 31.08.2021 Стороженко Л.В. привлечена по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, Стороженко Л.В. обратилась в Салехардский городско суд Ямало-Ненецкого автономного округа с жалобой.
Она просит постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В ходе судебного разбирательства представители Стороженко Л.В. - Самусенко И.И. и адвокат Палладий Г.Н. доводы жалобы поддержали и выступили в соответствии с её содержанием.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Как следует из обжалуемого постановления: 17.06.2021 сотрудниками Администрации города Салехарда в соответствии с Административным регламентом осуществления муниципального земельного контроля в муниципальном образовании город Салехард (утвержден постановлением Администрации города Салехарда от 12.05.2020 №), в соответствии с распоряжением №-р от 08.06.2021 «О проведении внеплановой выездной (документарной) проверки использования физическим лицом земель (земельного участка)» проведена внеплановая выездная проверка в отношении Стороженко Л.В. на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации в области земельных отношений, а также требований к использованию земель, содержащихся в правоустанавливающих документах (при наличии) на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: дом №, улица Восточная, город Салехард.
По результатам проверки установлено, что территория земельного участка с кадастровым номером № по адресу: дом №, улица Восточная, город Салехард загрязнена отходами производства и потребления, а именно: отходы от сноса и разборки зданий; лом бетонных изделий, отход бетона в кусковой форме; древесные отходы от сноса и разборки зданий и др.
В соответствии с выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, земельный участок с кадастровым номером № по адресу: дом №, улица Восточная, город Салехард на праве собственности принадлежит Стороженко Л.В. и относится к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В соответствии с ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Доказательствами по делу являются: протокол об административном правонарушении от <дата>, акт проверки № от 17.06.2021 с приложением фототаблицы, которыми зафиксирована территория земельного участка с кадастровым номером № по адресу: дом №, улица Восточная, город Салехард с отходами производства и потребления, а именно: отходы от сноса и разборки зданий; лом бетонных изделий, отход бетона в кусковой форме; древесные отходы от сноса и разборки зданий и др.
Указанный земельный участок на праве собственности принадлежит Стороженко Л.В.
При таких данных Стороженко Л.В. обоснованно привлечена по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Вместе с этим как следует из жалобы, в 2015 году на указанном выше земельном участке во время строительства спортивного зала для прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа была демонтирована дренажная канава, что создало угрозу подтопления дома Стороженко Л.В.
Стороженко Л.В. обращалась в прокуратуру Ямало-Ненецкого автономного округа и департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации города Салехарда.
На её обращения был дон ответ о том, что подрядная организация ООО «Спецстройинвест» выполнит водоотводные монолитные лотки, которые должны обеспечить отведение талых вод.
Однако после проведения работ подрядная организация оставила на её участке яму, которая наполнялась талыми водами.
В июне 2021 года она планировала строительные работы в связи с этим для отсыпки оставленной ямы таковая была засыпана строительным мусором.
После этого подрядной организацией были проведены работы по разравниванию строительного мусора и проведана отсыпка земельного участка песком и щебнем.
В подтверждении доводов жалобы о том, что были проведены работы по разравниванию строительного мусора и проведана отсыпка земельного участка песком и щебнем, Самусенко И.И. в судебном заседании представила акт проверки от 22.10.2021 № составленный должностными лицами департамента строительства, архитектуры и земельных отношений.
Как следует из акта, в ходе проверки нарушений в области земельного законодательства выявлено не было.
В ходе судебного разбирательства Самусенко И.И. сообщила, что указанные работы фактически выполнялись в августе - сентября 2021 года, а проверка с составлением акта проведана в октябре 2021 года.
Самусенко И.И. сообщила, что Стороженко Т.В. какие-либо действия по организации выполнения работ связанных с разравниванием строительного мусора и отсыпке земельного участка не могла выполнить по состоянию здоровья.
Оценивая приведенные выше доводы, а также обстоятельства, установленные в обжалуемом постановлении, суд находит правильным дать оценку выявленному правонарушению на предмет возможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит указаний на невозможность применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении какого-либо административного правонарушения, в том числе, состав которого имеет формальный характер.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15.04.2008 № 248-О-О, из статьи 2.9 КоАП РФ, рассматриваемой с учетом смысла, придаваемого ей сложившейся правоприменительной практикой, следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды должны исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Как установлено в ходе судебного разбирательства на территории земельного участка с кадастровым номером № по адресу: дом №, улица Восточная, город Салехард обнаружены отходы производства.
Данный участок является частной территорией и принадлежит Стороженко Л.В.
Строительный мусор был завезен на участок с целью отсыпки ямы.
В ходе судебного разбирательства не было установлено, что совершенное правонарушение создало существенную угрозу общественным отношениям в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Отсутствуют такие сведения, как в материалах дела, так и в обжалуемом постановлении.
В настоящее время нарушение устранено.
При таких данных, исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил назначения наказания, характера совершенного нарушения, в том числе степени вины правонарушителя, усматриваются основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Ямало-Ненецкому автономному округу Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Мишукова Д.А. от 31.08.2021, вынесенное в отношении Стороженко Л.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
Освободить Стороженко Л.В. от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Настоящее решение может быть обжаловано или опротестовано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течении 10 дней с момента получения его копии заинтересованным лицом.
Председательствующий /подпись/
Копия верна:
Судья Г.В. Снайдерман