РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2019 года г.Иркутск
Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе
председательствующего судьи Глуховой Т.Н.,
при секретаре Куклиной Е.С.,
с участием прокурора Чебуниной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ершовой Марины Викторовны к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 17 по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидатом в депутаты,
У С Т А Н О В И Л:
Ершова М.В. обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным и отменить решение Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 17 по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва от 16.07.2019 № 3/1 «Об отказе в регистрации Ершовой Марины Викторовны кандидатом в депутаты Думы г.Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 17»; обязать Окружную избирательную комиссию по одномандатному избирательному округу № 17 по выборам депутатов Думы г.Иркутска седьмого созыва зарегистрировать Ершову М.В. кандидатом в депутаты Думы г.Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 17.
В обоснование заявленных требований указала следующее.
Решением Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 17 от 16.07.2019 № 3/1 Ершовой М.В. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы г.Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 17 на основании п.7 ч.1 ст.63 Закона Иркутской области от 11.11.2011 N 116-ОЗ (ред. от 27.05.2019) "О муниципальных выборах в Иркутской области". Основанием для отказа в регистрации послужило мнение административного ответчика о том, что в каждом из 71 подписных листов, представленных кандидатом для регистрации, сведения о месте работы Ершовой М.В. не соответствуют действительности, поскольку в каждом из подписных листов сведения в сведениях об её месте работы указано: «Общество с ограниченной ответственностью «Эксперт 01», эксперт, что, по мнению комиссии, противоречит сведениям, содержащимся в справке с места работы Ершовой М.В., где указано, что последняя работает в должности эксперта ООО «Эксперт 01».
Считает обжалуемое решение принятым с нарушением норм действующего избирательного законодательства, поскольку ни Федеральный закон № 67-ФЗ, ни Закон Иркутской области № 116-ОЗ не содержат императивных предписаний об обязанности работодателя указать в сведениях о месте работы кандидата полное официальное наименование юридического лица, в котором осуществляет трудовую деятельность кандидат, и организационно-правовую форму юридического лица в соответствии с учредительными документами и данными, содержащимися в Едином государственно реестре юридических лиц.
Кроме того, в соответствии с абзацем 3 п. 4.12.2 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, утверждённых Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 11.06.2014 № 235/1486-6, в извещении о неполноте или неправильном оформлении представленных документов, которое направляется избирательной комиссией кандидату, должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований ФЗ № 67-ФЗ, иного закона, в чём состоит данное нарушение в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.
Пунктом 4.12.4 этих же Методических рекомендаций предусмотрено, что в случае, если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ, не известила кандидата о выявленных недостатках в представленных о выдвижении и регистрации кандидата документах либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований ФЗ № 67-ФЗ, иного закона и в чём состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным п.п. «в.1» и (или) «в.2» пункта 24, п.п. «б.1» и (или) «б.2» пункта 25, п.п. «з» и (или) «и» пункта 26 ст.38 ФЗ № 67-ФЗ.
В нарушение указанного, административным ответчиком данные требования проигнорированы, Ершова М.В. не была уведомлена о выявленном обстоятельстве, чем была лишена возможности своевременно и полностью устранить недостатки.
На основании изложенного, административный истец полагает, что отказ ей в регистрации в качестве кандидата в депутаты г.Иркутска по одномандатному избирательному округу № 17 не соответствует требованиям законодательства о выборах, нарушает пассивное избирательное право Ершовой М.В., в связи с чем подлежит отмене.
Административный истец Ершова М.В. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала в полном объёме по основаниям, изложенным в административном иске, просила их удовлетворить.
Представитель административного истца Жеребина И.В. в судебном заседании на административном иске также настаивала, просила заявленные требования удовлетворить в полном объёме, указав, что сведения о месте работы Ершовой М.В., указанные в каждом из подписных листов, полностью соответствуют действительности. Несоответствие наименования организации-работодателя, указанного Ершовой М.В. в избирательных документах, наименованию в содержательной части справки с места работы, не может быть признано существенным недостатком избирательных документов, искажающим действительные сведения о месте работы кандидата, и служить достаточным основанием к отказу в регистрации кандидатом в депутаты.
Представитель административного ответчика Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 17 по выборам депутатов Думы г.Иркутска – председатель Окружной избирательной комиссии Достовалова Т.А., в судебном заседании также против заявленных требований возражала, поддержав письменные возражения, в которых полагала оспариваемое решение принятым в соответствии с законодательством о выборах, поскольку указанные Ершовой М.В. в подписных листах сведения о месте работы включают в себя указание на Общество с ограниченной ответственностью «Эксперт 01», однако эти данные не соответствуют указанным в справке с места работы и не являются идентичными. Иных документов о месте работы, которые подтверждали бы указанные в подписных листах сведения, кандидатом не было представлено, при том, что пункт 2.2. ст. 33 ФЗ № 67-ФЗ не ограничивает кандидата в виде и количестве документов, подтверждающих место работы. Считает, что ссылки административного истца на п.п.1 ст.38 ФЗ № 67-ФЗ несостоятельны, поскольку этим же пунктом установлено, что кандидат не вправе вносить какие-либо изменения в подписные листы после их подачи в избирательную комиссию, а также справка с места работы, представленная Ершовой М.В., сама по себе не содержит пороков формы, которые влекли бы отказ в регистрации и требовали бы её замены, в связи с чем у избирательной комиссии отсутствовали основания для уведомления кандидата.
Представитель административного ответчика Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 17 по выборам депутатов Думы г.Иркутска седьмого созыва Сысоев Н.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против заявленных требований также возражал, поддержав ранее представленные письменные возражения административного ответчика в полном объёме.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии г.Иркутска – председатель Избирательной комиссии г.Иркутска Мельников А.А. в судебное заседание не явился, представил письменные возражения в которых против удовлетворения административного иска возражал, считая оспариваемое решение Окружной избирательной комиссии правомерным и основанным на положениях закона по основаниям.
Прокурор Чебунина А.А. в судебном заседании полагала административный иск подлежащим удовлетворению частично, поскольку факт указания административным истцом недостоверных сведений в подписных листах, форма которых полностью соответствует требованиям приложения 8 к Федеральному закону от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не нашёл своего подтверждения, в связи с чем оспариваемое решение об отказе Ершовой М.В. в регистрации кандидатом в депутаты Думы г.Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 17 является незаконным и подлежит отмене.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, их представителей, заключение прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.32 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Согласно ч.1 и 3 ст.1 Закона Иркутской области от 11.11.2011 N 116-ОЗ (ред. от 27.05.2019) "О муниципальных выборах в Иркутской области" (принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 19.10.2011 N 36/13-ЗС), настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, Уставом Иркутской области определяет порядок подготовки и проведения в Иркутской области выборов глав муниципальных образований, иных выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов выборного органа местного самоуправления.
Подготовка и проведение выборов выборных должностных лиц местного самоуправления, не являющихся главами муниципальных образований, осуществляются в порядке, установленном настоящим Законом для выборов глав муниципальных образований, если федеральными законами, настоящим Законом или иными законами области не предусмотрено иное.
Решением Думы г.Иркутска от 13.06.2019 №006-20-580917/9 на 08.09.2019 назначены выборы депутатов Думы г.Иркутска седьмого созыва. Указанное решение опубликовано в газете «Иркутск официальный» от 14.06.2019 № 23 (820). Решениями Избирательной комиссии г.Иркутска от 06.06.2019 № 27/116, от 06.06.2019 № 27/117 и от 14.07.2019 № 38/191 сформирована окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 17, её председателем назначена Достовалова Т.А.
Решением Избирательной комиссии г.Иркутска от 06.06.2019 № 27/153 определено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов в депутаты Думы г.Иркутска седьмого созыва по одномандатным избирательным округам, в случае, если в поддержку выдвижения кандидата осуществляется сбор подписей избирателей.
В соответствии с приложением к указанному выше решению, количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Думы г.Иркутска седьмого созыва, выдвинутого по одномандатному избирательному округу № 17, составляет 65 подписей, максимальное количество подписей, представляемых в избирательную комиссию, составляет 71 подпись. Также указанным решением установлено, что проверке подлежат все представляемые кандидатами подписи.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в заявлении кандидата указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Частью 8 ст.37 Закона установлено, что форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность Президента Российской Федерации, форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов и выдвижения (самовыдвижения) кандидатов по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок заполнения и заверения подписных листов, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются федеральным законом. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
Согласно п.9, 10, 11 ст.33 Закона Иркутской области от 11.11.2011 N 116-ОЗ "О муниципальных выборах в Иркутской области" окружная избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе: принимает документы о выдвижении кандидата по соответствующему избирательному округу, проверяет соблюдение порядка такого выдвижения; проверяет достоверность сведений, представленных кандидатами и избирательными объединениями для выдвижения кандидатов; регистрирует кандидатов, аннулирует регистрацию выбывших зарегистрированных кандидатов.
Частью 1 ст.62 того же Закона при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по мажоритарной или смешанной избирательной системе окружная избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу, обязана принять решение о регистрации этого кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 63 настоящего Закона.Избирательная комиссия, принявшая решение об отказе в регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, исключении кандидата из муниципального списка кандидатов, обязана в течение суток с момента его принятия выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, муниципальный список кандидатов, копию указанного решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа, исключения кандидата из муниципального списка кандидатов (часть 3).
В соответствии с п.19 ч.9 ст.61 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» от 11.11.2011 № 116-ОЗ» недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, не соответствуют действительности.
Также все подписи избирателей в подписном листе признаются недействительными в силу подпункта "з"HYPERLINK consultantplus://offline/ref=510BD3E5A31A06FFF717D004449FBC09CEEA46E5873777D189C851EB4B631CF3F6F997AC2A493106B098DD1DF9D0D12E4C1B95F42729E8F2r0k6E пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ в случае, если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
Судом установлено, что в результате проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, представленных в поддержку кандидата Ершовой М.В. рабочей группой по проверке соблюдения порядка выдвижения, правильности оформления документов, представленных кандидатами, и достоверности содержащихся в них сведений и подписей избирателей 14.07.2019 был составлен итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы г.Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 17.
Согласно данному итоговому протоколу, из общего числа заявленных подписей избирателей, проставленных в подписных листах в поддержку кандидата в количестве 71 подписи, 3 подписи избирателей на основании п.3 ч.9 ст.61 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области» от 11.11.2011 №116-ОЗ признаны недостоверными и (или) недействительными, количество достоверных подписей составило 68, что соответствует установленной норме по количеству подписей, необходимых для регистрации Ершовой М.В. кандидатом в депутаты Думы г.Иркутска седьмого созыва.
Копия указанного протокола была вручена административному истцу в день его составления.
Установлено так же, что 16.07.2019 Окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа № 17 по выборам депутатов Думы г.Иркутска седьмого созыва принято решение № 3/1 об отказе в регистрации Ершовой М.В. кандидатом в депутаты Думы г.Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 17.
Как следует из текста указанного решения, кандидатом Ершовой М.В. были представлены 71 подпись избирателей, из которых для проверки были отобраны все подписи.
Кроме того, на заседании окружной избирательной комиссии № 17 по вопросу о регистрации либо отказе в регистрации Ершовой М.В. кандидатом в депутаты было выявлено, что подлежат признанию недействительными все 71 (100% от числа представленных) подписей избирателей, поскольку было выявлено, что в соответствии со справкой № 16 от 19.06.2019 местом работы кандидата Ершовой М.В. является ООО «Эксперт 01», в то время, как в подписных листах, представленных кандидатом, указано иное место работы: «Общество с ограниченной ответственностью «Эксперт 01».
Согласно оспариваемому решению, данные наименования не являются идентичными либо равнозначными в силу закона, в связи с чем при отсутствии иных документов, представленных кандидатом (например, копии трудовой книжки), у административного ответчика отсутствовали основания для признания сведений об основной месте работы Ершовой М.В. подтверждёнными и достоверными.
Оспариваемое решение было принято единогласно членами Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 17 по итогам заседания, проведенного 16.07.2019, одним из вопросов повестки дня был поставлен вопрос о регистрации (отказе в регистрации) Ершовой М.В. кандидатом в депутаты Думы г.Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 17. В ходе заседания по указанному вопросу была заслушана председатель комиссии Достовалова Т.А., указавшая на недостоверность сведений относительно места работы Ершовой М.В., содержащихся в подписных листах, в части Общества с ограниченной ответственностью вместо аббревиатуры ООО, как указано в справке с места работы кандидата.
Решение принято уполномоченными на то лицами, в соответствии с Положением о рабочей группе окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 17 по проверке порядка соблюдения выдвижения кандидата, правильности оформления документов, представленных кандидатами, и достоверности содержащихся в них сведений и подписей избирателей при проведении выборов депутатов Думы г.Иркутска седьмого созыва.
Пунктами 8 и 13 части 5 указанного Положения, являющегося приложением к решению окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 17 от 21.06.2019 № 2/2 предусмотрено, что рабочая группа проверяет достоверность сведений о выдвинутых кандидатах по одномандатному избирательному округу № 17, готовит проекты решений комиссии о регистрации кандидата, либо об отказе в его регистрации.
Из представленных суду подписных листов в поддержку кандидата Ершовой М.В. установлено, что в графе формы подписного листа, где необходимо указать сведения о месте работы, занимаемой должности или роде занятий, административным истцом указана следующая информация: «Общество с ограниченной ответственностью «Эксперт 01», эксперт».
Из текста справки № 16 от 19.06.2019 за подписью генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Эксперт 01» Уткина И.П. следует, что Ершова Марина Викторовна работает по основному месту работы в ООО «Эксперт 01» в должности эксперта.
Указанная справка выполнена на фирменной бланке, содержащем в себе полное наименование организации как Общество с ограниченной ответственностью «Эксперт 01», подписана генеральным директором и заверена печатью, которая помимо реквизитов Общества также содержит в себе и полное наименование его организационно-правовой формы как Общество с ограниченной ответственностью.
Оснований сомневаться в подлинности данной справки и достоверности сведений, в ней указанных, судом не установлено и административным ответчиком не приведено.
Установлено также, что в заявлении Ершовой М.В. от 21.06.2019, в адрес окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 17, в котором та выражает согласие баллотироваться кандидатом в депутаты Думы г.Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 17 в порядке самовыдвижения, также в качестве основного места работы или службы, занимаемой должности/рода занятий указано: «Общество с ограниченной ответственностью «Эксперт 01», эксперт.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 18.07.2019 в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Эксперт 01», его сокращенным наименованием является: «ООО «Эксперт 01».
В соответствии с абзацами 1 и 2 ч.1 ст.4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "Об обществах с ограниченной ответственностью" Общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью". Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью" или аббревиатуру ООО.
С учётом изложенного, суд находит сведения об основном месте работы и занимаемой должности, указанные административным истцом Ершовой М.В. в подписных листах, достоверными и очевидно соответствующими изложенному в справке с её места работы. Иная их трактовка, подразумевающая, что полное указание организационно-правовой формы Общества как Общество с ограниченной ответственностью не является идентичной её указанию как ООО, представляется надуманной.
Доводы административного ответчика в подтверждение законности принятия обжалуемого решения о непредставлении Ершовой М.В. иных документов, подтверждающих сведения о месте работы и занимаемой должности, которые указаны в подписных листах (например, трудовой книжки), суд считает несостоятельными, поскольку законодательство Российской Федерации о выборах не содержит прямого указания на вид документа, которым должны быть подтверждены сведения об основном месте работы кандидата и занимаемой им должности.
Таким образом, трудовая книжка, копия которой также была исследована судом в ходе рассмотрения настоящего дела и подтверждает достоверность указанных Ершовой М.В. в подписных листах сведений, в данном случае явилась бы дополнительным доказательством, которое могло быть представлено административным истцом по её усмотрению.
В соответствии с п.п. 1.1. Федерального закона N 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Из указанной нормы прямо следует, что после сдачи документов в избирательную комиссию кандидат вправе вносить изменения в сведения о себе как о кандидате, но не вправе вносить какие-либо изменения вообще в подписные листы (в том числе и в отношении себя как сборщика подписей).
В связи с этим, несоблюдение избирательной комиссией положений, предусмотренных пунктами 4.12.2 и 4.12.4 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, утверждённых Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 11.06.2014 № 235/1486-6, выразившееся в ненаправлении Ершовой М.В. извещения о неполноте или неправильном оформлении представленных документов, права административного истца не нарушает.
В силу ч.1 ст.244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав граждан Российской Федерации.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что у административного ответчика отсутствовали основания для признания недействительными всех 71 (100% от числа представленных) подписей избирателей в соответствии с пунктом 19 части 9 ст.61 Закона Иркутской области от 11.11.2011 N 116-ОЗ "О муниципальных выборах в Иркутской области», в связи с чем требование административного истца о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 17 по выборам депутатов Думы г.Иркутска седьмого созыва от 16.07.2019 № 3/1 «Об отказе в регистрации Ершовой Марины Викторовны кандидатом в депутаты Думы г.Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 17» подлежит удовлетворению.
При этом в удовлетворении требования административного истца о возложении на административного ответчика обязанности зарегистрировать Ершову М.В. кандидатом в депутаты Думы г.Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 17 суд полагает необходимым отказать, поскольку данное требование выходит за рамки полномочий суда при рассмотрении настоящего спора, а избирательная комиссия может принять такое решение только в порядке, установленном законодательством.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд полагает необходимым возложить на Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 17 по выборам депутатов Думы г.Иркутска седьмого созыва обязанность рассмотреть вопрос о регистрации Ершовой М.В. кандидатом в депутаты Думы г.Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 17.
В силу ч. 1 ст. 200 КАС РФ при выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение и не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения частного определения направляет его копии в соответствующие органы, организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны сообщить в суд о принятых ими мерах по устранению выявленных нарушений в течение одного месяца со дня вынесения частного определения, если иной срок не установлен в частном определении.
Ходатайство прокурора, заявленное при даче заключения по делу, о вынесении частного определения в адрес административного ответчика не подлежит удовлетворению, поскольку основано на ошибочном толковании процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 –180, 188, 226, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Ершовой Марины Викторовны удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №17 по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва от 16.07.2019 года № 3/1 «Об отказе в регистрации Ершовой Марины Викторовны кандидатом в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №17».
Возложить на Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа №17 по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва обязанность рассмотреть вопрос о регистрации Ершовой Марины Викторовны кандидатом в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №17.
В удовлетворении административного иска Ершовой Марины Викторовны о возложении обязанности на Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа №17 по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва зарегистрировать Ершову Марину Викторовну кандидатом в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №17, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья: Т.Н. Глухова