Решение по делу № 2а-2126/2020 от 16.07.2020

Дело № 2а-2126/2020

УИД 55RS0006-01-2020-003139-14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Омск                                                  «12» августа 2020 года

Советский районный суд г. Омска в составе судьи Ляшенко Ю.С., при секретаре судебного заседания Мелехиной Е.Б., при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Потюпкиной В.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Омского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 8» Управления федеральной службы исполнения наказания по Омской области о признании незаконным бездействия по проведению ремонтных работ в штрафном изоляторе и помещениях камерного типа, обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Омский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с вышеназванным административным иском, в обоснование требований указал, что в марте 2020 года Омской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в Федеральном казенном учреждении Исправительная колония № 8 Управления федеральной службы исполнения наказания по Омской области (далее по тексту – ФКУ ИК-8 УФСИН России по Омской области) проведена проверка соблюдения федерального законодательства. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст. ст. 82, 115 УИК РФ, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 № 295, приказа Министерства юстиции РФ от 27.07.2007 № 407 «Об утверждении каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России», Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ № 130 - ДСП от 02.06.2003, а также приказа Министерства строительства и ЖКХ РФ от 20.10.2017 № 1454/пр «Об утверждении свода правил «Исправительные учреждения и центры УИС. Правила проектирования», штрафной изолятор и помещения камерного типа исправительного учреждения находятся в непригодном для эксплуатации состоянии.

Согласно справке администрации ФКУ ИК-8 УФСИН России по Омской области, штрафной изолятор и помещения камерного типа не эксплуатируются с 14.01.2019, находятся в неудовлетворительном состоянии – демонтирована система канализации, водопровода, деревянный пол, отсутствует камерная мебель, частично решетки на окнах. В связи с этим проводится капитальный ремонт данных помещений.

Проверкой установлено, что фактически частично ремонтные работы в указанных помещениях начаты только 14.01.2020. Таким образом, в течение года каких-либо мероприятий по приведению их в надлежащее техническое и санитарно-бытовое состояние не велось.

Согласно дефектной ведомости, составленной лишь в декабре 2019, для приведения в эксплуатацию штрафного изолятора и помещений камерного типа, необходимо выполнить более 40 различных мероприятий, в том числе, закупить и осуществить монтаж дверей металлических камерных, решеток оконных, плитки керамической, гипсовой штукатурки, песка, цемента и досок для пола.

На момент проверки в марте 2020 года при проведении ремонтных работ затрачены 18 431 рубль при общей потребности, составляющей не менее 2 395 000 рублей.

В соответствии с объяснением начальника исправительного учреждения от 07.05.2020 срок окончания ремонтных работ был запланирован до 01.08.2020.

Согласно информации начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Омской области, по состоянию на 26.06.2020 заключены государственные контракты для проведения ремонтных работ лишь в апреле и мае 2020 года на сумму 700 000 рублей. Срок окончания ремонтных работ запланирован на 31.12.2020.

Таким образом, сроки завершения ремонтных работ четко не определены и в ранее предусмотренные даты не выполняются. На это указывает непроведение мероприятий по дополнительному приобретению необходимых строительных материалов.

В настоящее время в исправительном учреждении отсутствуют условия для применения к осужденным мер дисциплинарного воздействия в виде водворения в штрафной изолятор и помещение камерного типа.

Ввиду невозможности эксплуатации указанных помещений ФКУ ИК-8 УФСИН России по Омской области не соблюдаются в полной мере требования, установленные уголовно-исполнительным законодательством в части режима в исправительном учреждении, а также в части воспитательной работы с осужденными.

Таким образом, непринятие мер дисциплинарного воздействия в виде помещения в штрафной изолятор, переводе в помещения камерного типа в отношении нарушителей установленного порядка отбывания наказания влечет формирование у них чувства безнаказанности, что негативно влияет на других положительно настроенных осужденных, тем самым нарушая их право на исправление.

Кроме того, не обеспечивается реализация целей уголовно-исполнительного законодательства, чем нарушаются интересы РФ.

С учетом изложенного, просит: признать незаконным бездействие ФКУ ИК-8 УФСИН России по Омской области по проведению ремонтных работ в помещении штрафного изолятора, помещениях камерного типа и обязать привести штрафной изолятор и помещения камерного типа в соответствие требованиям Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ № 130 - ДСП от 02.06.2003 для их функционирования в срок до 01.10.2020.

Помощник Омского прокурора по надзору за соблюдением законом в исправительных учреждениях Целько Е.В. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить иск по указанным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-8 УФСИН России по Омской области - Дровалёва Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала, указала, что бездействие отсутствует, поскольку исправительным учреждением была подготовлена и направлена 16.01.2019 дефектная ведомость в УФСИН России по Омской области для рассмотрения и выделения финансирования для проведения капитального ремонта. Лимиты бюджетных обязательств были доведены в марте 2020 года в сумме 700 000 рублей, после чего учреждением были проведены аукционы на закупку строительных материалов, заключены контракты. В настоящее время вся сумма в размере 700 000 рублей освоена учреждением. Кроме того в период с января 2019 года по август 2020 года учреждение за счет приносящей доход деятельности учреждению приобрело строительные материалы и изделия на сумму 51 711 рублей 54 копейки.

Меры дисциплинарного воздействия в виде помещения в ШИЗО, перевод в ПКТ в отношении нарушителей установленного порядка отбывания наказания принимаются начальником исправительного учреждения, это его право, а не обязанность. В настоящее время осужденные не содержатся в помещениях камерного типа. Помещение осужденных в непригодные условия влечет угрозу для их здоровья, формирование чувства озлобленности, препятствующее реализации целей УИС.

В настоящее время помещения камерного типа полностью готовы к эксплуатации, штрафной изолятор не готов к эксплуатации: необходимо установить двери (заключен государственный контракт с ФКУ ИК-9 УФСИН России по Омской области на изготовление дверей), оборудовать двор прогулочный, докупить предметы мебели, часть строительных материалов. Срок завершения строительных работ не смогла уточнить. Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Представитель административного ответчика УФСИН России по Омской области и УФСИН России - Мурашова Т.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала, что заявленные требования удовлетворению не подлежат. Учреждение обязано соблюдать требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что требует временных затрат. В настоящий момент лимиты бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг в целях осуществления капитального ремонта отсутствуют. Программа капитального ремонта утверждается на 3 года, внесение корректировок затруднительно. В декабре 2019 года поступила заявка ФКУ ИК-8 УФСИН России по Омской области на выделение денежных средств, в результате корректировки были выделены денежные средства и их довели до исправительного учреждения в 2020 году. Работы были начаты до подачи настоящего иска в суд, бездействие со стороны ФКУ ИК-8 УФСИН России по Омской области отсутствует. Помещения камерного типа готовы к эксплуатации, ШИЗО требует доработки, данные помещения могут функционировать раздельно. Административный иск необоснован.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы, являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании действия (бездействия), решения незаконными.

Согласно ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний (часть 1). При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ (часть 2).

В соответствии с подпунктами 3, 6 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, основными задачами ФСИН России являются, в том числе обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов.

Основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, определены Законом РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

В соответствии со ст. 13 указанного Закона учреждения, исполняющие наказания, обязаны: 1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства РФ; 2) создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; 4) обеспечивать охрану здоровья осужденных; 5) осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Согласно п.п. 6 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 82 УИК РФ, режим в исправительных       учреждениях    установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня (ч. 1 ст. 109 УИК РФ).

Положениями ч. 1 ст. 115 УИК РФ предусмотрено, что за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться, в частности, такие меры взыскания как водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего режима, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до шести месяцев.

В марте 2020 года Омской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Омской области проведена проверка соблюдения федерального законодательства.

ФКУ ИК-8 УФСИН России по Омской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

Согласно пунктам 1.7, 1.9 Устава ФКУ ИК-8 УФСИН России по Омской области Учреждение является самостоятельным юридическим лицом, вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (л.д. 11-25).

Пунктом 4.3 Устава предусмотрено, что УФСИН России по Омской области в отношении учреждения осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и внесение в них изменений.

Кроме того, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст. ст. 82, 115 УИК РФ, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 № 295, приказа Министерства юстиции РФ от 27.07.2007 № 407 «Об утверждении каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России», Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ № 130 - ДСП от 02.06.2003, а также приказа Министерства строительства и ЖКХ РФ от 20.10.2017 № 1454/пр «Об утверждении свода правил «Исправительные учреждения и центры УИС. Правила проектирования» штрафной изолятор и помещения камерного типа исправительного учреждения находятся в непригодном для эксплуатации состоянии.

Так, согласно справке администрации ФКУ ИК-8 УФСИН России по Омской области, штрафной изолятор и помещения камерного типа не эксплуатируются с 14.01.2019, находятся в неудовлетворительном состоянии - демонтирована система канализации, водопровода, деревянный пол, отсутствует камерная мебель, частично решетки на окнах. В связи с этим проводится капитальный ремонт данных помещений (л.д. 40-41).

Проверкой также установлено, что фактически частично ремонтные работы в указанных помещениях начаты только 14.01.2020. Таким образом, в течение года каких-либо мероприятий по приведению их в надлежащее техническое и санитарно-бытовое состояние не велось (л.д. 38-39).

На момент проверки в марте 2020 года при проведении ремонтных работ затрачены 18 431 рубль, что отражено в справке ответчика (л.д. 40).

В соответствии с объяснением начальника исправительного учреждения Михалищева М.М., срок окончания ремонтных работ был запланирован до 01.08.2020 (л.д. 54).

Проверкой установлено, что в настоящее время в исправительном учреждении отсутствуют условия для применения к осужденным мер дисциплинарного воздействия в виде водворения в штрафной изолятор и помещение камерного типа.

Изложенное свидетельствует о невозможности эксплуатации указанных помещений ФКУ ИК-8 УФСИН России по Омской области с соблюдением в полной мере требований, установленных уголовно-исполнительным законодательством в части режима в исправительном учреждении, а также в части воспитательной работы с осужденными.

С учетом положений уголовно-исполнительного законодательства, целью применения мер дисциплинарного воздействия к осужденным направлено их исправление, в том числе предупреждение совершения ими новых нарушений установленного порядка отбывания наказания, однако данная цель не реализуется.

В частности, осужденные Молчков С.А. и Цурцумия В.Г. систематически нарушают установленный порядок отбывания наказания, за что привлекаются к различным видам дисциплинарной ответственности (л.д. 68-73).

Таким образом, непринятие мер дисциплинарного воздействия в виде помещения в ШИЗО, переводе в ПКТ в отношении нарушителей установленного порядка отбывания наказания влечет формирование у них чувства безнаказанности, что негативно влияет на других положительно настроенных осужденных, тем самым нарушая их право на исправление.

Кроме того, не обеспечивается реализация целей уголовно-исполнительного законодательства, чем нарушаются интересы РФ.

Согласно дефектной ведомости на капитальный ремонт в помещении штрафного изолятора и помещениях камерного типа в исправительном учреждении и расцененной описи на капитальный ремонт по состоянию на 24.12.2019, общая стоимость работ составляет 2 395 067 рублей 53 копейки.

Учитывая, что в настоящее время учреждением «освоены» на ремонт 700 000 рублей (лимиты бюджетных обязательств), и 51 711 рублей 54 копейки (за счет приносящий доход деятельности учреждения), при общей стоимости работ свыше 2 000 000 рублей, при этом доказательства обращения исправительного учреждения в 2020 году за выделением денежных средств в сумме достаточной для завершения капитального ремонта ответчиком не представлены, суд приходит к выводу, что административный ответчик не в полной мере предпринял все зависящие от него меры для завершения ремонтных работ.

Критически суд относится и к пояснениям представителя административного ответчика о завершении ремонтных работ в помещениях камерного типа, поскольку административным ответчиком не представлено бесспорных и допустимых доказательств того, что выполнение ремонтных работ в помещениях камерного типа в исправительном учреждении обеспечено в полном объеме (акт приема в эксплуатацию приемочной комиссией законченного капитального ремонтом объекта и т.п.).

В судебном заседании установлено и не оспаривалось административными ответчиками, что на сегодняшний день в нарушение действующего законодательства, штрафной изолятор исправительного учреждения находится в непригодном для эксплуатации состоянии.

Ни в ходе проведения прокурорской проверки, ни в ходе рассмотрения настоящего дела по существу судом, достоверных доказательств, подтверждающих отсутствие объективной возможности по проведению ремонтных работ в помещении штрафного изолятора и помещениях камерного типа в исправительном учреждении, ответчиком представлено не было.

Доводы представителя административного ответчика ФКУ ИК-8 УФСИН России по Омской области Дровалёвой Е.А. и представителя административных ответчиков УФСИН России по Омской области, ФСИН России Мурашовой Т.В., об отсутствии возможности приведения штрафного изолятора и помещения камерного типа в соответствие с требованиями законодательства для его функционирования ввиду отсутствия финансирования, суд не принимает во внимание, поскольку реализация целей уголовно-исполнительного законодательств должна обеспечиваться ФКУ ИК-8 УФСИН России по Омской области независимо от финансовых трудностей.

С учетом изложенных обстоятельств, заявленные требования Омского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях подлежат удовлетворению в полном объеме.

При определении срока исполнения решения, суд полагает возможным установить срок - в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, поскольку данный срок является разумным с учетом необходимости в кратчайшие сроки исполнить возложенные на исправительное учреждение законом обязанности в соответствии с требованиями законодательства. Установление более длительного срока исполнения решения в рассматриваемой ситуации суд считает не целесообразным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 8» Управления федеральной службы исполнения наказаний по Омской области по проведению ремонтных работ в штрафном изоляторе и помещениях камерного типа.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 8» Управления федеральной службы исполнения наказаний по Омской области привести штрафной изолятор и помещения камерного типа в соответствие требованиям «Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ № 130 - ДСП от 02.06.2003» для их функционирования в срок – в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Советский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                         Ю.С. Ляшенко

Решение в окончательной форме изготовлено 17.08.2020.

2а-2126/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Омский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ
Ответчики
Федеральное казенное учреждение Исправительная колония №8 УФСИН России по Омской области
Другие
ФСИН России
УФСИН России по Омской области
Суд
Советский районный суд г. Омск
Судья
Ляшенко Юлия Сергеевна
Дело на странице суда
sovetsky.oms.sudrf.ru
28.07.2020Регистрация административного искового заявления
28.07.2020Передача материалов судье
28.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.07.2020Судебное заседание
03.08.2020Регистрация административного искового заявления
03.08.2020Передача материалов судье
03.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2020Судебное заседание
28.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее