Дело № 5-119/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
1 февраля 2022 года город Елец Липецкой области
Судья Елецкого городского суда Липецкой области Чумичева Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Альтаир», юридический адрес: 394019, Воронежская область, г. Воронеж, Ленинский проспект, д. 15, ком. 411А, ОГРН 1143668077453, ИНН 3663065801, КПП 366301001,
у с т а н о в и л:
27.01.2022 главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в г. Ельце, Долгоруковском, Елецком, Измалковском, Становлянском районах ФИО6 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Альтаир». Из протокола следует, что 27.01.2021 при проведении административного расследования на основании определения № 1 от 19.01.2022 по обращению гражданина ФИО7 от 14.01.2022 в ООО «Альтаир», юридический адрес: 394029, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Ленинский проспект, дом 15, офис 411 А; адрес фактического расположения объекта: завод по переработке сельскохозяйственного сырья, Липецкая область, Долгоруковский район, с. Долгоруково, ул. Карла Маркса, д. 28; выявлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, не выполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Согласно проекту санитарно-защитной зоны комплекса по переработке сельскохозяйственного сырья ООО «Альтаир» в результате функционирования предприятия в атмосферу выделяется загрязняющее вещество - пыль зерновая (по массе/по грибам хранения), источником загрязнения атмосферы, в том числе, является выброс при отгрузке отходов из мест хранения отходов в автотранспорт. При хранении зерноотходов выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям хранения отходов - хранилище для зерноотходов находится в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии: крыша и стены хранилища для зерноотходов имеют сквозные отверстия, щели, неплотно заделанные проемы, что создает условия для проникновения атмосферных осадков, животных и птиц; на стенах имеются следы от протекания кровли - наличие пятен, потеков темного цвета, плесени; твердое покрытие пола хранилища имеет выбоины, сколы, трещины, углубления; зерноотходы хранятся россыпью; в хранилище и на территории возле хранилища допущены просыпи зерноотходов; на территории и крыше хранилища для зерноотходов обнаружено скопление голубей, что создает дополнительные условия для загрязнения атмосферного воздуха и почвы предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований создает угрозу причинения вреда здоровью населения и не соответствует требованиям Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Определением начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в г. Ельце, Долгоруковском, Елецком, Измалковском, Становлянском районах от 27.01.2022 указанный протокол об административном правонарушении и другие материалы дела переданы на рассмотрение по подведомственности в Елецкий городской суд.
Главный специалист-эксперт Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в г. Ельце, Долгоруковском, Елецком, Измалковском, Становлянском районах Шевелева Л.Н. при рассмотрении дела в суде подтвердил обстоятельства, изложенные в протоколе, объяснив, что в ходе проведенного административного расследования по факту обращения Калинина В.И. были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в том, что хранение зерноотходов (пыль зерновая) осуществляется в хранилище, которое находится в неудовлетворительном санитарном состоянии, поскольку его крыша, стены и пол имеют сквозные отверстия, щели, неплотно заделанные проемы, что не обеспечивает герметичность и создает условия для проникновения атмосферных осадков, животных и птиц. Кроме того, в хранилище и на территории возле хранилища допущены просыпи зерноотходов, что создает дополнительные условия для загрязнения атмосферного воздуха и почвы, угрозу причинения вреда здоровью населения. Просила назначить наказание в виде приостановления деятельности хранилища для зерноотходов (склада № 4), поскольку ранее в течение 2021 года ООО «Альтаир» многократно привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 6.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель ООО «Альтаир» Лазуренко Н.Н., действующая на основании доверенности, при рассмотрении дела судом обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, не оспаривала, объяснив, что, действительно, ООО «Альтаир» допущены нарушения санитарных норм и правил при хранении зерноотходов, в настоящее время ведутся работы, направленные на их устранение.
Заслушав Шевелеву Л.Н., Лазуренко Н.Н., изучив материалы дела, судья приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Альтаир» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
На основании статьи 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1 статьи 29 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии с пунктом 220 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21
«Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 3, которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
Согласно пункту 3.1. Санитарных правил СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 2 декабря 2020 г. № 40, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, направленные на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника, включают в себя: технологические и технические мероприятия; организационные мероприятия; организацию лечебно-профилактического питания; применение средств индивидуальной защиты.
Из материалов дела следует, что ООО «Альтаир», юридический адрес: 394019, Воронежская область, г. Воронеж, Ленинский проспект, д. 15, ком. 411А, ОГРН 1143668077453, ИНН 3663065801, КПП 366301001, зарегистрировано в качестве юридического лица 26.12.2014, основной вид деятельности – производство масел и жиров.
Фактически ООО «Альтаир» осуществляет деятельность по переработке сельскохозяйственного сырья по адресу: Липецкая область, Долгоруковский район, с. Долгоруково, ул. Карла Маркса, д. 28.
Изложенное подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 25.01.2022, уставом, объяснениями представителя ООО «Альтаир».
14.01.2022 в адрес начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в г. Ельце, Долгоруковском, Елецком, Измалковском, Становлянском районах поступило обращение ФИО9 от 27.12.2021 по факту нарушений, допускаемых ООО «Альтаир» при осуществлении своей деятельности.
19.01.2022 на основании вышеназванного обращения определением главного специалиста-эксперта Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в г. Ельце, Долгоруковском, Елецком, Измалковском, Становлянском районах ФИО10 было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «Альтаир» с проведением по нему административного расследования.
Согласно протоколу осмотра 27.01.2022 был проведен осмотр территории и производственных помещений комплекса по переработке сельскохозяйственного сырья ООО «Альтаир», расположенных по фактическому адресу: Липецкая область, Долгоруковский район, с. Долгоруково, ул. Карла Маркса, д. 28. Установлено, что комплекс расположен на одной площадке, объект в стадии реконструкции. Площадка располагается на семи земельных участках (№***). Производственная площадка предприятия располагается в зоне умеренного метеорологического потенциала загрязнения, граничит: с северо-запада и севера с проезжей частью (ул. 50 лет Советской власти), с северо-востока и востока с нежилой застройкой и проезжей частью (ул. Карла Маркса), с юго-востока и юга с селитебной территорией, с юго-запада и запада с нежилой застройкой. Комплекс по переработке высокопротеиновых масличных культур предназначен для выработки рапсового и льняного масла, а также жмыха для комбикормового производства; включает следующие подразделения: сушильно-очистительный участок; маслопрессовый цех; котельная; маслокстракционный цех; склад масла. В ходе проведения осмотра выявлено нарушение санитарных норм и правил: согласно проекту санитарно-защитной зоны комплекса по переработке сельскохозяйственного сырья ООО «Альтаир» в результате функционирования предприятия в атмосферу выделяется загрязняющее вещество - пыль зерновая (по массе/по грибам хранения), источником загрязнения атмосферы, в том числе, является выброс при отгрузке отходов из мест хранения отходов в автотранспорт. При хранении зерноотходов выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям хранения отходов - хранилище для зерноотходов находится в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии: крыша и стены хранилища для зерноотходов имеют сквозные отверстия, щели, неплотно заделанные проемы, что создает условия для проникновения атмосферных осадков, животных и птиц; на стенах имеются следы от протекания кровли - наличие пятен, потеков темного цвета, плесени; твердое покрытие пола хранилища имеет выбоины, сколы, трещины, углубления; зерноотходы хранятся россыпью; в хранилище и на территории возле хранилища допущены просыпи зерноотходов; на территории и крыше хранилища для зерноотходов обнаружено скопление голубей, что создает дополнительные условия для загрязнения атмосферного воздуха и почвы предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья. Изложенное является нарушением п. 200 СанПиН 2.1.3684-21, п. 3.1. СП 2.2.3670-20 и не соответствует требованиям Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно объяснениям главного специалиста-эксперта ТО Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в г. Ельце, Долгоруковском, Елецком, Измалковском, Становлянском районах Шевелевой Л.Н., представителя ООО «Альтаир» Лазуренко Н.Н. хранение зерноотходов осуществляется в помещении склада № 4.
По факту выявленных нарушений 27.01.2022 главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в г. Ельце, Долгоруковском, Елецком, Измалковском, Становлянском районах ФИО11 был составлен протокол № 6 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Альтаир», в котором отражены вышеперечисленные нарушения.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит все необходимые для рассмотрения дела сведения, составлен и подписан уполномоченным должностным лицом, протокол вручен под роспись директору ООО «Альтаир» ФИО12
Из протокола о временном запрете деятельности от 27.01.2022 № 1 следует, что для предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, в соответствии со статьями 27.16., 28.2., 28.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пунктом 1 статьи 50 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» временно прекращена деятельность хранилища для зерноотходов (склад № 4) ООО «Альтаир» по адресу: Липецкая область, Долгоруковский район, с. Долгоруково, ул. Карла Маркса, д. 28, 1 с 10 часов 00 минут 27 января 2022 года на срок до вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении.
Таким образом, судья полагает доказанным наличие в действиях ООО «Альтаир» признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку оно допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, что ставит под угрозу здоровье населения. Вина ООО «Альтаир» в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 27.01.2022, протоколом о временном запрете деятельности от 27.01.2022, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территории и находящихся там вещей и документов от 27.01.2022, письменными объяснениями директора ООО «Альтаир» ФИО13 от 27.01.2022, фототаблицей к протоколу об административном правонарушении и никем не оспаривалась.
Правонарушение ООО «Альтаир» совершило в форме бездействия по неосторожности, так как не предвидел возможности наступления вредных последствий своих действий, хотя должен был и мог их предвидеть.
Административное правонарушение выявлено 27 января 2022 года и согласно статье 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения ООО «Альтаир» к административной ответственности не истек.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не установлено.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в 2021 году ООО «Альтаир» неоднократно привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренный частью 1 статьи 6.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается объяснениями главного специалиста-эксперта ТО Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в г. Ельце, Долгоруковском, Елецком, Измалковском, Становлянском районах Шевелевой Л.Н., представителя ООО «Альтаир» Лазуренко Н.Н..
Таким образом, в силу части 1 статьи 4.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеется обстоятельство, отягчающее административную ответственность.
При назначении наказания судья учитывает, что согласно статье 3.12. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное приостановление деятельности назначается судьей только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей административного наказания, принимает во внимание характер совершенного административного правонарушения и его возможных последствий.
Принимая во внимание изложенное, учитывая социальную значимость и характер нарушений, отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, наличие отягчающего обстоятельства, судья полагает целесообразным назначение наказания в виде приостановления деятельности, поскольку для устранения причин, послуживших основанием привлечения к административной ответственности, требуется произвести определенные работы и, соответственно, затратить определенное количество времени. Поэтому судья полагает необходимым назначить ООО «Альтаир» административное наказание в виде административного приостановления деятельности помещения для хранения зерноотходов (склад № 4) ООО «Альтаир» по адресу: Липецкая область, Долгоруковский район, с. Долгоруково, ул. Карла Маркса, д. 28, на срок 90 суток.
Коль скоро контролирующим органом применена обеспечительная мера в виде временного запрета деятельности, время фактического приостановления деятельности установлено с 10 часов 00 минут 27.01.2022, то в силу положений части 5 статьи 29.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9-29.11, 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 6.3. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░ № 4) ░░░ «░░░░░░░» ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░ ░░░░░░, ░. 28, ░░ ░░░░ 90 ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 10 ░░░░░ 00 ░░░░░ 27 ░░░░░░ 2022 ░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░ 00 ░░░░░ 27 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░