Судья Гладкова О.В.
Дело № 33-2826/2022
2-4656/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда
в составе председательствующего Казанцевой Е.С.,
судей Заривчацкой Т.А., Бабиновой Н.А.,
при секретаре Басимовой Н.М.
рассмотрела 16 марта 2022 года в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по апелляционной жалобе акционерного общества «Почта России» в лице Управления Федеральной почтовой службы Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 23 декабря 2021 года, которым постановлено:
«исковые требования прокурора Пермского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Почта России» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры удовлетворить.
Обязать акционерное общество «Почта России» обеспечить беспрепятственный доступ к объекту социального значения – отделению почтовой связи, расположенному по адресу: Пермский край, Пермский район, Двуреченское с/п, пос. Ферма, ул.Строителей, д. 2б, а именно: обеспечить один доступный для маломобильных групп населения вход в здание:
-обустроить пандус с длиной непрерывного марша, не превышающей 9м, уклоном не круче 1:20 (5%), имеющим двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9м и 0,7м, нескользкую поверхность, выделенную цветом или текстурой, контрастную относительно прилегающей поверхности, с устройством горизонтальных площадок длиной не менее 1,5м, предусмотрев в верхнем и нижнем окончании пандуса свободные зоны размерами не менее 1,5м *1,5м, предусмотрев свободные зоны при каждом изменении направления пандуса;
-обустроить подъезд (проход) к пандусу доступный с поверхности земли, обеспечивающий непрерывную связь с внешними, по отношению к участку, транспортными и пешеходными коммуникациями;
-при входе в здание в проеме дверей привести в соответствие порог, который не должен превышать 0,014м;
-в полотнах наружных дверей предусмотреть смотровые панели шириной не менее 0,15м, расположенные в зоне от середины полотна в сторону дверной ручки, заполненные прозрачным и ударопрочным материалом, предусмотрев верхнюю границу смотровой панели на высоте не ниже 1,6 м от уровня пола, нижнюю границу – не выше 1,0м;
-на прозрачных полотнах дверей предусмотреть яркую контрастную маркировку в форме прямоугольника высотой не менее 0,1м и шириной не менее 0,2м или в форме круга диаметром от 0,1 до 0,2м, расположенную на двух уровнях: 0,9-0,1м и 1,3-1,4м.
Установить срок исполнения возложенной обязанности – 6 (шесть) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу».
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Казанцевой Е.С., объяснение представителя ответчика, прокурора, судебная коллегия
установила:
Прокурор Пермского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к АО «Почта России» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к объекту (зданию) социального значения – отделение почтовой связи.
Требования мотивировал тем, что на основании обращения депутата земского собрания Пермского муниципального района Баталова М.А. прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности отделения почтовой связи, расположенного по адресу: с. Ферма ул. Строителей,2б, подведомственного УФПС Пермского края. В ходе проверки выявлены нарушения, которые препятствуют реализации прав граждан с ограниченными возможностями, ограничивают беспрепятственный доступ людей-инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласна по доводам возражений.
Судом постановлено приведенное выше решение, с которым в апелляционной жалобе не согласился представитель ответчика, просит решение отменить, полагает, что положения п.п 5.1.1, 5.1.14, 5.1.15, 5.1.16 Свода правил 59.13330.2016 применимы в случае проектирования объекта недвижимости, соответственно, указанные нормы не распространяются на объекты, уже находящиеся в эксплуатации.
В соответствии с Приказом АО «Почта России» № 634-п от 14.12.2015, маломобильные группы населения имеют реальную возможность вызвать на дом работника почтамта для предоставления индивидуальных услуг на безвозмездной основе. В настоящее время УФСП Пермского края оказывает услуги по доставке почтовых отправлений, периодических изданий, иной продукции, пенсий, пособий непосредственно на дом, поэтому ответчик полагает, что им соблюдаются исполнение требования законодательства о социальной защите инвалидов.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность принятого судом решения в пределах этих доводов (ч. 1 ст.327. 1 ГПК РФ), заслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В силу ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В частности, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются гарантии их социальной защиты, под которыми среди прочего понимается, согласно ст. ст. 2 и 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» создание для инвалидов равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, в том числе обеспечение беспрепятственного доступа названной категории граждан к объектам социальной инфраструктуры.
Так, согласно ч. 3 ст. 2 и ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов регулирования градостроительной деятельности, включая не только строительство, реконструкцию и ремонт зданий и сооружений, но и их эксплуатацию. Поэтому Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» среди минимально необходимых требований к зданиям социальной инфраструктуры, к которым относятся почтовые отделения, в ст. 12 называет требования их доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Конкретные технические требования обустройства входных групп объектов социальной инфраструктуры, используемых маломобильными группами населения, регламентированы Сводом правил СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее – СП 59.13330.2020), утвержденным и введенным в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 №904/пр. с датой начала действия с 01.07.2021.
Судом установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой Пермского района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите маломобильных групп населения Отделением почтовой связи, расположенным по адресу: Пермский край, Пермский район, Двуреченское с/п, пос. Ферма, ул. Строителей, д. 2б, оказывающим услуги связи неограниченному кругу лиц, в том числе инвалидам и другим маломобильным группам населения.
В ходе прокурорской проверки установлены нарушения действующего законодательства в части наличия препятствий доступа маломобильных групп населения в помещение отделения почтовой связи по адресу: п.Ферма, ул.Строителей, 2б. Выявлены следующие факты: отделение почтовой связи расположено в кирпичном здании старой постройки. Стоянка для людей с инвалидностью отсутствует. Перед входом в здание имеются высокие, широкие ступени. Тактильно-контрастные указатели отсутствуют. Слева от входа оборудован поручень. Пандус отсутствует. Справа на стене расположена информационная табличка с указанием времени работы почты и номер телефона для оказания услуг людям с инвалидностью. Дверь в здание на момент проверки была открыта, что препятствует обзору информационной таблички. Текст на табличке написан мелким шрифтом, плохо читается с места перед ступенями. Для слабовидящих людей информация недоступна – нет дублирования информации шрифтом Брайля. Кнопки вызова персонала нет. Входной проем в здание широкий – 90 см, имеется небольшой тамбур с высокими порогами. Дверной проем из тамбура в помещение почты узкий – 78 см. Внутри помещения имеется два окна приема граждан, окна расположены высоко, неудобны для человека на кресле-коляске. Место для разворота кресла-коляски имеется. Помещение санитарно-гигиенического характера отсутствует. У сотрудников почты имеется инструкция по оказанию услуг людям с инвалидностью, но они с ней не ознакомлены. Помещение почтовой связи доступно людям с инвалидностью частично. Недоступно архитектурно для маломобильных групп населения и слабовидящих. Информационная доступность обеспечена частично (л.д. 34).
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд обоснованно пришел к выводу о том, что помещение отделения почтовой связи, расположенное по адресу: Пермский край, Пермский район, Двуреченское с/п, пос. Ферма, ул.Строителей, д. 2б, не отвечает требованиям Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона Пермского края от 04.04.2016 №627-ПК «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур Пермского края».
Исходя из информации, содержащейся на официальном сайте ФНС России, в Едином государственном реестре юридических лиц, с 01.10.2019 года ФГУП «Почта России» реорганизовано в форме преобразования в АО «Почта России».
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, представленной в материалы дела, следует, что с 13.09.2013 собственником нежилого помещения площадью 46,9 кв.м. по адресу: Пермский край, Пермский район, Двуреченское с/п, пос. Ферма, ул.Строителей, д. 2б, является Акционерное общество «Почта России».
Руководствуясь приведенными положениями действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отделения почтовой связи являются объектами социальной инфраструктуры, поэтому должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения.
Как следует из материалов дела, помещением, расположенное в здании по адресу: пос. Ферма, ул.Строителей, д. 2б владеет на праве хозяйственного ведения ФГУП Почта России, данное помещение используется в качестве отделения почтовой связи. В настоящее время беспрепятственный доступ в указанное отделение почтовой связи инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски, не обеспечен, поскольку отсутствует пандус, а также иные альтернативные способы доступности маломобильных групп населения в отделение почтовой связи.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно посчитал, что указанные обстоятельства являются нарушением требований ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в связи с чем возложил на ответчика обязанность устранить имеющиеся нарушения, создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Сводом правил СП 59.13330.2020 введены в действие требования доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
Согласно п. 4.1 СП 59.13330.2020 Требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков.
В случае невозможности при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках «разумного приспособления».
Таким образом, действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения, в связи с чем являются несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что СП 59.13330.2020 не распространяются на объекты, уже находящиеся в эксплуатации.
Доводы жалобы на доступность маломобильным гражданам услуг, оказываемых почтовым отделением, путем предоставления индивидуальных услуг, выводов суда не опровергают и не свидетельствуют о создании условий для беспрепятственного доступа инвалидам к объекту социальной инфраструктуры. Доказательств отсутствия технической возможности для реализации установленных требований с целью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в данное помещение, в материалы дела не представлено.
Доводы апелляционной жалобы были предметом оценки суда первой инстанции, оснований не согласиться с результатами оценки, судебной коллегией не установлено.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при рассмотрении заявленного спора правильно установил юридически значимые обстоятельства для дела, произвел полную и всестороннюю оценку представленных сторонами доказательств по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применил нормы материального права, подлежащие применению к возникшим правоотношениям, и постановил законное и обоснованное решение при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены правильного по существу судебного решения, базируются на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, явившихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции, тогда как у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки собранных по делу доказательств. Каких-либо процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
Иные доводы жалобы не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлиять на исход дела, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Перми от 23 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Почта России» в лице Управления Федеральной почтовой службы Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: