7-140/2023
УИД 38RS0031-01-2023-000663-91
решение
г. Иркутск 21 июня 2023 г.
Судья Иркутского областного суда Карнышов А.И., рассмотрев с участием ФИО1, защитника ФИО3, потерпевшей ФИО5, представителя потерпевшей ФИО4, в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 25 апреля 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
установил:
Постановлением судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 25 апреля 2023 г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок один год шесть месяцев.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, ФИО1 просит об отмене постановления судьи районного суда. Полагает, что наказание в виде лишения права управления транспортными средствами назначено судьёй необоснованно.
Проверив с учётом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, выслушав ФИО1 и защитника ФИО3, поддержавших жалобу, потерпевшую ФИО5 и представителя потерпевшей ФИО4 о законности постановления судьи районного суда, высказавшихся против изменения назначенного административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлёкшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
Согласно пункту 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки.
В силу пункта 1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
В соответствии с пунктом 8.1 Правил дорожного движения Российской Федерации перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 30 сентября 2022 г. в 9 часов 40 минут водитель ФИО1, управляя технически исправным транспортным средством «(данные изъяты)», государственный регистрационный знак Номер изъят, принадлежащим (данные изъяты), следуя в <адрес изъят>, со стороны <адрес изъят>, в направлении <адрес изъят>, в нарушение требований пункта 8.1 ПДД РФ, при начале движения от остановки общественного транспорта «(данные изъяты)» не убедился в безопасности, в результате чего в районе <адрес изъят> допустил наезд на пешехода ФИО5, которая выпала из стоящего транспортного средства «(данные изъяты)» в момент посадки и находилась на проезжей части <адрес изъят> в момент начала движения.
В результате дорожно-транспортного происшествия ФИО5 причинён вред здоровью средней тяжести.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении, составленным 26 января 2023 г. в присутствии ФИО1 (л.д.1-3); сообщением КУСП от 30 сентября 2022 г. Номер изъят о доставлении машиной «скорой помощи» ФИО5 с диагнозом: закрытый перелом костей правой голени, которая пояснила, что 30 сентября 2022 г. на остановке общественного транспорта «(данные изъяты)» при посадке автобус Номер изъят тронулся с места, она упала из автобуса (л.д.11); протоколом осмотра места совершения административного правонарушения (л.д.13-16); схемой места совершения административного правонарушения (л.д.17); объяснениями ФИО1 от 30 сентября 2022 г. об обстоятельствах административного правонарушения (л.д.18-19); сведениями о водительском удостоверении ФИО1 (л.д.27); карточной учёта транспортного средства (л.д.28); сведениями о правонарушениях (л.д.29); объяснениями ФИО5 об обстоятельствах причинения ей телесных повреждений в результате ДТП (л.д.30); медицинской справкой Номер изъят (л.д.33); справкой из ОГБУЗ «Иркутская городская клиническая больница № 3» (л.д.35); объяснениями ФИО5 от 8 декабря 2022 г. об обстоятельствах причинения ей телесных повреждений в результате ДТП (л.д.42); заключением эксперта от 11 января 2023 г. Номер изъят о причинении ФИО5 в результате ДТП 30 сентября 2022 г. средней тяжести вреда здоровью по признаку длительного расстройства здоровья сроком более 3-х недель (л.д.47-48); копией расписки ФИО5 о получении денежных средств (л.д.50); сведениями о дорожно-транспортном происшествии (л.д.51-52) и другими доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Собранные по делу доказательства объективно свидетельствуют о том, что причинённый потерпевшей вред здоровью находится в прямой причинно-следственной связи с нарушением ФИО1 Правил дорожного движения, а потому он обоснованно привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Из представленных материалов не усматривается наличие противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов судьи районного суда о доказанности вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт причинения ФИО5 телесных повреждений, повлекших причинение средней тяжести вред здоровью по признаку длительного расстройства здоровья сроком более 3-х недель, подтверждается заключением эксперта от 11 января 2023 г. Номер изъят, из которого следует, что у ФИО5 выявлены повреждения в виде (данные изъяты).
Представленное в материалы дела заключение эксперта основано на медицинских документах, содержащих результаты обследования потерпевшей, выполнено на основании определения должностного лица ГИБДД, вынесенного с соблюдением требований статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выводы государственного судебно-медицинского эксперта, имеющего высшее медицинское образование, специальную подготовку, соответствующую квалификационную категорию, достаточный стаж работы в указанной области медицины, предупрежденного об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющегося не заинтересованным в исходе дела лицом, содержат ответы на все поставленные перед ним вопросы, данные выводы ФИО1, привлечённым к административной ответственности, не оспариваются.
На основании данных доказательств должностным лицом – инспектором по исполнению административного законодательства ОБДПС ГИБДД МО МВД России «Иркутское» ФИО6, уполномоченной в соответствии с требованиями пункта 6 части 2 статьи 23.3 и части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и приказом МВД России от 30 августа 2017 г. № 685 «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание», 26 января 2023 г. в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № <адрес изъят>.
Действия ФИО1 квалифицированы должностным лицом по части 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с нарушением пункта 8.1 Правил дорожного движения Российской Федерации.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. ФИО1 присутствовал при составлении протокола, права, предусмотренные статьёй 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьёй 51 Конституции Российской Федерации, сотрудником полиции ему разъяснены, отразил своё отношение к вменяемому правонарушению, с нарушением согласился. Сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, событие административного правонарушения должным образом описано, замечаний к протоколу не имелось, а потому он обоснованно признан допустимым доказательством по делу.
Другие материалы дела также составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованием закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.
При рассмотрении настоящего дела судья районного суда правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал правильную юридическую оценку действиям ФИО1 и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришёл к обоснованному выводу о прямой причинно-следственной связи с действиями водителя ФИО1, нарушившего требования пункта 8.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, факта причинения средней тяжести вреда здоровью потерпевшей и о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что наказание в виде лишения права управления транспортными средствами назначено судьёй необоснованно, несостоятелен.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса).
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При разрешении вопроса о назначении административного наказания судья районного суда обоснованно исходил из того, что ФИО1 совершил грубое нарушение Правил дорожного движения, поскольку, управляя источником повышенной опасности, создал аварийную ситуацию, повлёкшую причинение вреда здоровью потерпевшей ФИО5
Вопреки доводам жалобы судьёй районного суда учтено наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств: фактическое признание вины ФИО1, оказание иной помощи потерпевшей, выразившейся в вызове скорой медицинской помощи, принесение извинений, возмещение материального вреда в размере 30 000 рублей, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка, привлечение к административной ответственности впервые.
Судья районного суда правильно не учёл в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, повторное совершение ФИО1 однородного административного правонарушения, поскольку настоящее правонарушение совершено до привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением от 6 апреля 2023 г. за нарушение требований пункта 2.3.1 ПДД РФ при управлении транспортным средством «(данные изъяты)», в результате чего при движении с открытыми дверями ФИО1 допустил падение пассажира ФИО7 из транспортного средства на тротуар с причинением ему средней тяжести вреда здоровью (л.д.63-64).
Доводы жалобы о том, что работа ФИО1 подразумевает наличие у него водительского удостоверения, в связи с чем, в силу возраста (55 лет), лишение его права управления транспортными средствами приведёт к невозможности выполнять данную работу и лишит ФИО1 источника дохода, о нахождении на иждивении несовершеннолетнего ребенка, не являются основаниями для изменения судебного постановления. Сведений о невозможности осуществления ФИО1 трудовой деятельности по иной специальности не имеется.
Принимая во внимание изложенное выше, а также назначение ФИО1 наказания в виде лишения права управления транспортными средствами на минимальный срок, предусмотренный санкцией части 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для смягчения наказания, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Назначенное ФИО1 административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статьи 3.1 Кодекса), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также тяжести содеянного.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела судьёй районного суда всесторонне, полно и объективно исследованы все имеющиеся по делу доказательства, проверена их допустимость и достоверность. Фактические обстоятельства установлены правильно. Судебное разбирательство проведено полно, всесторонне и объективно. Нарушений конституционных и процессуальных прав ФИО1, а также норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регулирующих порядок производства по делам об административных правонарушениях, не допущено.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При таких обстоятельствах состоявшееся судебное постановление является правильным и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 25 апреля 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья А.И. Карнышов