Дело №2-13/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 января 2018 года с. Юкаменское
Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Сабрековой Е.А.,
при секретаре Невоструевой Е.В.,
с участием представителя истца – заместителя прокурора <адрес> Удмуртской Республики Осипова Д.В.,
представителя ответчика - Администрации муниципального образования «<адрес>» – Волкова И.Е., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика - Администрации муниципального образования «Верх-Унинское» в лице Главы муниципального образования «Верх-Унинское» Веретенниковой Н.В., действующей на основании Устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «<адрес>» и Администрации муниципального образования «Верх-Унинское» о возложении обязанности произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения,
установил:
Прокурор Юкаменского района Удмуртской Республики обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «<адрес>» (далее - Администрация МО «<адрес>») о возложении обязанности произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> во исполнение п.8 плана работы на первое полугодие 2017 года проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения на них. Проведенной проверкой установлено, что постановлением Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесение изменений в постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении автомобильных дорог общего пользования в муниципальную собственность <адрес>» утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории муниципального образования «<адрес>». Исходя из указанного постановления дорога по <адрес> находится на территории муниципального образования «Верх-Унинское» (далее - МО «Верх-Унинское») и является собственностью муниципального образования «<адрес>». По информации Администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ указанная дорога не паспортизирована.
Согласно п.5 ч.1 ст.7 Устава МО «<адрес>», утвержденного решением Совета депутатов МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Между Администрацией МО «<адрес>» и Администрацией МО «Верх-Унинское» заключено соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче сельскому поселению части полномочий по решению вопросов местного значения, в частности содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. Однако указанное соглашение действует лишь до ДД.ММ.ГГГГ. Автомобильная дорога, расположенная по адресу: <адрес> УР, протяженностью 0,92 км, имеющая идентификационный № ОП МП 178, отнесена к дорогам общего пользования местного значения МО «<адрес>», не состоит в перечне автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения. Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения. Отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию автомобильных дорог, что находится в причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения, затрагивает интересы граждан, проживающих на территории МО «<адрес>». ДД.ММ.ГГГГ Совету депутатов МО «Верх-Унинское» внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, однако до настоящего времени указанные нарушения закона не устранены.
Правовым основанием иска указаны положения п.6, п.7 ст.3, ч.1, ч. 10 ст.6, ч. 3 ст. 15, ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; ч.4 ст.6, ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; приказ Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №; Ведомственные строительные нормы (ВСН 1-83) «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденные Минавтодором РСФСР ДД.ММ.ГГГГ; пункт 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №; абзац 2 ч. 4 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Прокурор просит обязать Администрацию МО «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенную по адресу: <адрес> УР, протяженностью 0,92 км, имеющую идентификационный № ОП МП 178.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация МО «Верх-Унинское».
В ходе судебного разбирательства заместитель прокурора Осипов Д.В. заявил ходатайство об изменении исковых требований. Ходатайство мотивировано тем, что между Администрацией МО «<адрес>» и Администрацией МО «Верх-Унинское» заключено соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче сельскому поселению части полномочий по решению вопросов местного значения, в частности содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, в пункте п. 4.1 указанного соглашения Администрация поселения несет ответственность за осуществление переданных ей полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены финансовыми средствами, постольку Администрация МО «<адрес>» и Администрация МО «Верх-Унинское» несут совместную обязанность по паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения. Исходя из вышеизложенного прокурор просит: обязать Администрацию МО «Верх-Унинское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по адресу: <адрес> УР, протяженностью 0,92 км, имеющую идентификационный № ОП МП 178; обязать Администрацию МО «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить выделение денежных средств из бюджета для производства паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по адресу: <адрес> УР, протяженностью 0,92 км, имеющую идентификационный № ОП МП 178.
В судебном заседании представители ответчиков - Администрации МО «<адрес>» Волков И.Е. и Администрации МО «Верх-Унинское» Веретенникова Н.В. измененные исковые требования признали в полном объеме.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.7 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.6 ст.3 Закона № 257-ФЗ дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Всоответствии с ч.10 ст.5 Закона №257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
В силу ч.10 ст.6 Закона №257-ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Согласно ч.1 ст. 13 Закона №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Частью 3 статьи 15 Закона № 257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу положений ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
Согласно п.4 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п.5.1 ч.1 ст. 7 Устава муниципального образования «<адрес>» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абз. 2 ч.4 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.7.4. Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ N 42-РЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике" органы местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, вправе в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
Постановлением главы Администрации МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О включении автомобильных дорог общего пользования в муниципальную собственность <адрес>» утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности муниципального образования «<адрес>». Согласно приложению № к данному постановлению в собственности МО «<адрес>» находится дорога по <адрес>, протяженностью 0,92 км.
Постановлением главы МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление главы Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно приложению к указанному постановлению дорога по <адрес>, протяженностью 0,92 км, имеющая идентификационный № ОП МП 178 включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «<адрес>».
Соглашением № о передаче осуществления части полномочий по решению вопроса местного значения района от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что Администрация МО «<адрес>» передает Администрации МО «Верх-Унинское» осуществление полномочий по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Согласно п.4.1 указанного соглашения Администрация поселения несет ответственность за осуществление переданных ей полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены финансовыми средствами. Соглашение действует до ДД.ММ.ГГГГ (п.5.1).
На основании пунктов 1.1, 1.2 Ведомственных строительных норм (ВСН 1-83) «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных Минавтодором РСФСР ДД.ММ.ГГГГ, технический учет и паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
В соответствии с пунктами 2,3 «Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог», утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от форм собственности и значения; оценка технического состояния в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.
В подпункте 4 пункта 9 раздела IV «Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что в состав работ по содержанию дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Ответчики - Администрация МО «<адрес>» и Администрация МО «Верх-Унинское» не оспаривают доводы искового заявления о том, что отсутствие технического паспорта дороги влечет ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию автомобильной дороги, что находится в причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения, затрагивает интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Представителям ответчиков - Администрации МО «<адрес>» и Администрации МО «Верх-Унинское» судом разъяснены последствия признания иска, в своих письменных заявлениях представители ответчиков Волков И.Е. и Веретенникова Н.В. указали, что последствия признания иска им понятны. Письменные заявления представителей ответчиков приобщены к материалам дела. Поскольку признание иска представителями ответчиков не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание иска.
При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора <адрес> Удмуртской Республики, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «<адрес>» и Администрации МО «Верх-Унинское» подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «<адрес>» и Администрации муниципального образования «Верх-Унинское» о возложении обязанности произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Верх-Унинское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, протяженностью 0,92 км, имеющую идентификационный № ОП МП 178.
Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить выделение денежных средств бюджета для производства паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, протяженностью 0,92 км, имеющую идентификационный № ОП МП 178.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения путем подачи жалобы через Юкаменский районный суд Удмуртской Республики.
Судья Е.А.Сабрекова