Именем Российской Федерации
19 февраля 2019 года сел. Касумкент
Сулейман-Стальский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Айбатова М.М.,
при секретаре: Аминове И.К.,
с участием представителя истца-администрации сельского поселения «село Орта-Стал» по доверенности Пирмагомедова ФИО13 представителя администрации МР «Сулейман-Стальский район» по доверенности Исмаилова ФИО14., представителя МБУ «УМИЗ» администрации МР «Сулейман-Стальский район» Мугудинова ФИО15 представителя ответчика по доверенности ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации сельского поселения «<адрес>» к администрации МР «Сулейман-Стальский район», МБУ «УМИЗ» администрации МР «Сулейман-Стальский район», ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Дагестан, ФИО1 о признании Распоряжения МБУ «УМИЗ» № от 18.08.2016г., Постановления № администрации СП «село Орта-Стал» от 01.12.2017г., Постановления № АСП «село Орта-Стал» от 16.03.2017г., Постановления № АМР «Сулейман-Стальский район» от 27.10.2016г., незаконными; аннулировании права собственности ФИО1 за № от 30.12.2016г. и кадастровый учет на земельный участок с кадастровым номером 05:13:000095:42; признании договора купли-продажи № от 18.10.2017г., заключенного между ФИО1 и ФИО2 недействительным, и аннулировании права собственности ФИО2 на земельный участок 05:13:000095:42-05/027/2017г.-2 от 25.10.2017г.
установил:
Глава администрации сельского поселения «<адрес>» обратился в суд с иском к администрации МР «<адрес>», МБУ «УМИЗ» администрации МР «<адрес>», ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, ФИО1 о признании Распоряжения МБУ «УМИЗ» № от 18.08.2016г., Постановления № администрации СП «<адрес>» от 01.12.2017г., Постановления № АСП «<адрес>» от 16.03.2017г., Постановления № администрации МР «<адрес>» от 27.10.2016г., незаконными, и аннулировании права собственности ФИО1 за № от 30.12.2016г. и кадастровый учет на земельный участок с кадастровым номером 05:13:000095:42.Кроме того, с учетом того, земельный участок с кадастровым номером 05:13:000095:42 по договору купли-продажи от 18.10.2017г. продан ФИО2, чем нарушены права и охраняемые законно интересы истца, просит признать договор купли-продажи <адрес>4 от 18.10.2017г., заключенный между ФИО1 и ФИО2 недействительным, и аннулировать право собственности ФИО2 на земельный участок за №г.-2 от 25.10.2017г.
Иск обоснован тем, что Распоряжением от 18.08.2016г., № и.о. директора МБУ «УМИЗ» <адрес> был сформирован земельный участок в <адрес> в местности «Векеляр», которому в последующем ФГБУ «ФКП Росреестра» по РД присвоен кадастровый №. При формировании данного земельного участка УМИЗ, указал категорию данного земельного участка, как категорию «земли населенных пунктов». Согласно геодезическим координатам, а также сведениям МБУ «УМИЗ» данная территория находится, на землях сельскохозяйственного назначения. Жителями поселения Орта-Стал данные территории использовались как сельскохозяйственные угодья. По факту формирования и предоставления депутаты сельского поселения «<адрес>» неоднократно обращались в правоохранительные и надзорные органы Российской Федерации, к Главе МО «<адрес>», на предмет законности предоставления данного земельного участка, а также на предмет законности и обоснованности определения категории и вида разрешенного использования земельного участка под кадастровым номером 05:13:0000:95:42.
Постановлением № от 27.10.2016г. «О передаче земельного участка в муниципальную собственность администрации СП «<адрес>», Администрация МР «<адрес>» передало в собственность администрации СП «<адрес>» земельный участок из земель населенных пунктов площадью 3934 кв.м., расположенный в <адрес>, с кадастровым номером 05:13:0000:95:42. Постановлением главы администрации СП «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, данный земельный участок с кадастровым номером 05:13:0000:95:42 был предоставлен ФИО3 для ведения личного подсобного хозяйства.
Договором купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ, данный земельный участок был продан гражданину ФИО1, который ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка под кадастровым номером 05:13:0000:95:42, общей площадью 3934 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства на вид разрешенного использования для размещения объектов предпринимательской деятельности.
Постановлением администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, вид разрешенного использования «для ведения лично подсобного хозяйства» был изменен на вид разрешенного использования «для размещения объектов предпринимательской деятельности».
Земельным законодательством установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Этим нарушены нормы земельного, гражданского, градостроительного законодательства, тем самым нарушены права и законные интересы истца - сельского поселения «<адрес>».
Представитель истца по доверенности ФИО11 в судебном заседании иск поддержал и просил требования удовлетворить в полном объеме. Кроме того, в обоснование иска указал, что спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения. Распоряжение директора МБУ «УМИЗ» от ДД.ММ.ГГГГ № вынесено в нарушение процедур, предусмотренных статьей 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и статьей 28ГрК РФ, поскольку не проводились публичные слушания по вопросу изменения границ населенного пункта и не вносились соответствующие изменения в генеральный план сельского поселения. Изменение категории земель данного земельного участка осуществлено с нарушением требований ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Согласно ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ, до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ст.7 Закона N 172-ФЗ, перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, и в данном случае для изменения категории земель сельхоз назначения в категорию земель населенных пунктов, спорный земельный участок не отнесен. В соответствии со ст. 5 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ № «О земле» перевод земель сельскохозяйственного назначения из одной категории в другую, находящихся в муниципальной собственности производится Правительством Республики Дагестан.
Кроме того, представитель истца - ФИО11 в судебном заседании сослался навступившее в законную силу решение Сулейман-Стальского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ, которым проведенные строительные работы на земельном участке в кадастровом квартале 05:13:000095 в <адрес> РД (участок Векеляр), признаны незаконными, обязывает их снести и привести земельные участки в первоначальное состояние. На момент рассмотрения дела и вынесения решения ДД.ММ.ГГГГ, собственником земельного участка с кадастровым номером 05:13:000095:42, по адресу: РД, <адрес>, на котором возведены объекты незавершенного строительства, являлся ФИО4 А.А. При этом, зная, что по данному земельному участку имеется спор, ответчик ФИО4 А.А. на основании договора купли-передачи, незаконно оформил данный земельный участок на ФИО2,
Представитель ответчика ФИО1 - ФИО6, действующий на основании доверенности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признал, ссылаясь на то, что истец- администрация сельского поселения не представила суду доказательств того, чем они руководствуются, нормативные документы, что они имеют право контролировать данный земельный участок. Кроме того, истец не учитывает, что земельный участок был передан в собственность ФИО3 Ответчик ФИО4 А.А. пользуется земельным участком с кадастровым номером 05:13:000095:42, расположенным по адресу: РД, <адрес>, площадью 3934 кв.м обоснованно и законно.
В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 заявил, что он в настоящее время в суде представляет только интересы ФИО2, к которому истцом был предъявлен иск о признании договора купли-продажи от 18.10.2017г. недействительным. В этой части просил в удовлетворении иска отказать за необоснованностью, ссылаясь на письменные возражения на иск, из которых следует, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом РФ. Оспариваемый земельный участок администрацией района передан в собственность администрации СП «<адрес>», в последующем предоставлен ФИО3 для ведения личного подсобного хозяйства. Договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ был продан ФИО1, который обратился с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка и постановлением администрации СП «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования изменен- для размещения объектов предпринимательской деятельности. На сегодняшний день, его доверитель ФИО2 на основании договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером 05:13:000095:42. На данном земельном участке занимается разведением птиц, что не противоречит нормам ст. 78 ЗК РФ.
Ответчиком - директором МБУ «УМИЗ» администрации МР «<адрес>» в суд представлен отзыв, из которого следует, что исковые требования администрации СП «<адрес>» являются обоснованными, со ссылкой на следующие обстоятельства:
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № МБУ «УМИЗ» администрации МР «<адрес>» проведены кадастровые работы по формированию земельного участка общей площадью 3922 кв.м. в кадастровом квартале 05:13:000095, расположенный на участке «Векеляр» сельского поселения «<адрес>» указав категорию земель - «земли населенных пунктов».
В решении МБУ «УМИЗ» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка» также указана в графе категория земель - «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования -для ведения личного подсобного хозяйства и ДД.ММ.ГГГГ осуществлен его государственный кадастровый учет с присвоением земельному участку кадастрового номера 05:13:000095:42.
Постановлением администрации муниципального района «<адрес>» от 27.10.2016г. №, данный земельный участок передан в собственность сельского поселения «<адрес>».
Указанные действия осуществлены с нарушениями требований законодательства Российской Федерации.
На момент осуществления вышеуказанных действий по формированию земельного участка, государственного кадастрового учета, и передачи его в собственность сельского поселения такого согласованного и утвержденного генерального плана сельского поселения «<адрес>» с указанием границ существующего или вновь образуемого населенного пункта, расположенного на участке «Векеляр» в кадастровом квартале 05:13:000095 не существовало и в настоящее время также не существует.
Следовательно, осуществление действий по формированию земельного участка общей площадью 3934 кв.м в составе земель населенных пунктов в кадастровом квартале 05:13:000095, расположенном на участке «Векеляр», его государственного кадастрового учета с присвоением земельному участку кадастрового номера 05:13:000095:42 и передачи его в собственность СП «<адрес>» при отсутствии согласованного и утвержденного генерального плана СП на участке «Векеляр», нарушает требования статьей 83,84 ЗК РФ.
Кроме того согласно земельно-учетным данным <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ случаев перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов путем установления или изменения границ населенных пунктов на территории сельского поселения «<адрес>», внесения изменений в схему территориального планирования муниципального района «<адрес>» или включения земельного участка с кадастровым номером 05:13:000095:42 общей площадью 3934 кв.м в границы населенного пункта в порядке, установленном Земельным и Градостроительным кодексами Российской Федерации, также не имеется.
Согласно пункту 3 статьи 8 ЗК РФ нарушение установленного кодексом, Федеральным законом порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительным актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Представитель администрации МР «<адрес>» по доверенности ФИО7 и представитель МБУ «УМИЗ» администрации МР «<адрес>» ФИО8 в судебном заседании исковые требования признали за обоснованностью, ссылаясь на основания указанные в письменном отзыве, а также пояснили, что категория земельного участка с кадастровым номером 05:13:0000:95:42, площадью 3934 кв.м, расположенный по адресу: РД, <адрес> на участке «Векелар» - «земли сельскохозяйственного назначения». Данная категория необоснованно переведена в другую категорию - «для ведения личного подсобного хозяйства». Перевод земель сельскохозяйственного значения, из одной категории в другую осуществляется органом исполнительной власти, т.е. в данном случае - это прерогатива Правительства Республики Дагестан. В рассматриваемом случае, администрацией МР «<адрес>» Постановление № от 27.10.2016г. вынесено в нарушение законодательства, т.е. нарушена процедура сформирования земельного участка.
Нотариус Сулейман -Стальского нотариального округа РД ФИО9, удостоверившая договор купли-продажи <адрес>4 от 18.10.2017г., в суд не явилась, ограничившись направлением заверенной копии оспариваемого договора, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, разрешение вопроса оставила на усмотрение суда.
Ответчики ФИО4 А.А. и ФИО2, представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> и заинтересованное лицо ФИО3, будучи надлежащим образом, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явились,не сообщили суду причины своей неявки и ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявили.
Частью 1 статьи 113 ГПК РФ установлено, что лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно почтовым уведомлениям и отчету об отслеживании отправления Почта России, судебные заказные письма, направленные в адрес ответчиков и заинтересованных лиц, получены адресатами.
В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
С учетом этого, суд счел рассмотреть дело в отсутствие ответчика ФИО1, ФИО2, ФИО3, а также представителяФГБУ «ФКП Росреестра» по РД, которые надлежащим образом извещены судом о разбирательстве дела.
Настоящее дело рассмотрено по правилам искового производства с соблюдением требований ст. 57 ГПК РФ.
Судом в соответствии со ст. 12 ГПК РФ при рассмотрении данного дела были созданы условия для реализации прав сторонами.
Суд, выслушав доводы сторон, проверив и исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
По заявлению истца в соответствии со ст. 139, 140 ГПК РФ судом приняты меры по обеспечению иска.
Определением Сулейман-Стальского районного суда РД от 08.12.2017г. ответчику ФИО1 запрещено пользоваться, распоряжаться и совершать любые регистрационные действия по отчуждению земельного участка с кадастровым номером 05:13:000095:42, расположенного по адресу: <адрес> Республики Дагестан.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 7 (п. 1) ЗК РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Как следует из ст. 8 ЗК РФ порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется ЗК РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Как следует из ч. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Согласно п. 2 ст. 37 ГрК РФ определено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч. 3 ст. 37 ГрК РФ).
Исходя из смысла приведенных положений закона для изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования необходимо изменение градостроительного регламента.
Частью 3 ст. 85 ЗК РФ также предусмотрено, что собственники земельных участков могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Данное положение конкретизировано в части 4 статьи 37 ГрК РФ, которой предусмотрено, что без дополнительных разрешений и согласования правообладателями выбираются основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Следовательно, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
Земельным кодексом установлены различный порядок и процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством.
Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам оборота земель.
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 названного Закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).
В соответствии с п. 2 ст. 7 этого Кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
ГрК РФ определяет градостроительное зонирование, как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Согласно ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 ГрК РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных положений и правил п. 2 ст. 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов".
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта, с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования, может осуществляться в порядке чч. 1 и 2 ст. 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Аналогичные по содержанию разъяснения действующего законодательства изложены в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных п. 5 настоящей части и ст. 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Согласно абзацу 1 подпункта 4 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Вопрос о переводе земель сельскохозяйственного назначения, не находящихся в собственности Российской Федерации, в иную категорию в соответствии со ст. 2, 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" должен рассматриваться органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 7 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается только в исключительных случаях.
В соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Материалами дела установлено, что земельный участок на кадастровом квартале 05:13:000095, по адресу: РД, <адрес>, участок Векелар, находится в ведении администрации муниципального образования СП «<адрес>», категории земель: - земли сельскохозяйственного назначения разрешенный вид использования –для ведения личного подсобного хозяйства.
Также материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 администрацией СП «<адрес>» проведены публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка общей площадью 3934 кв.м с кадастровым номером 05:13:000095:42, расположенном в <адрес>, ранее используемого «для ведения личного подсобного хозяйства» на разрешенный вид использования «для размещения объектов предпринимательской деятельности».
На основании Распоряжения, вынесенного и.о. директором МБУ «УМИЗ» администрации МР «<адрес>» за № от ДД.ММ.ГГГГ, сформирован земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 3922 кв.м в кадастровом квартале 05:13:000095, расположенный в <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.22, 46).
Постановлением администрации МР «<адрес>» за № от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче земельного участка в собственность администрации СП «<адрес>»», земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 3934 кв.м с кадастровым номером 05:13:000095:42, расположенный в <адрес> передан в собственность администрации сельского поселения «<адрес>» <адрес> (л.д.19, 47).
Постановлением главы администрации СП «<адрес>» за № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность земельного участка», гр. ФИО3 в собственность бесплатно предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 3934 кв.м с кадастровым номером 05:13:000095:42, расположенный в <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.20, 43).
Постановлением главы администрации СП «<адрес>» за № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером 05:13:000095:42», вид разрешенного использования земельного участка площадью 3934 кв.м с кадастровым номером 05:13:000095:42 из земель населенных пунктов расположенного в <адрес> изменен на вид разрешенного использования «для размещения объектов предпринимательской деятельности» (л.д.21).
Согласно Договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 3.3. продал указанный земельный участок ФИО1 и согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, собственником земельного участка площадью 3934 кв.м с кадастровым номером 05:13:000095:42, расположенного по адресу: РД, <адрес>, на основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ является ФИО1 (л.д.18).
Согласно распоряжению от 18.08.2016г., № директора МБУ «УМИЗ» <адрес> был сформирован земельный участок в <адрес> в местности «Векеляр», которому в последующем ФГБУ «ФКП Росреестра» по РД присвоен кадастровый №. При формировании данного земельного участка, УМИЗ указана категория данного земельного участка - «земли населенных пунктов». В то же время материалами дела установлено, данная территория находится, на землях сельскохозяйственного назначения.
Соответственно, до изменения категории земель сельскохозяйственного назначения на иную категорию земли спорный земельный участок сельскохозяйственного назначения не мог быть сформирован и представлен для ведения личного подсобного хозяйства, в последующем продан ответчику ФИО1
При принятии МБУ «УМИЗ» <адрес> решения о сформировании земельного участка из земель населенных пунктов общей площадью 3922 кв.м в кадастровом квартале 05:13:0000:95, расположенном в <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, не были учтены, что цели использования земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения, не соответствуют целям использования территории.
При этом суд считает, что само по себе изменение администрацией сельского поселения «<адрес>» земельного участка сельскохозяйственного производства с одного вида разрешенного использования на другой противоречит федеральному законодательству, так как для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие чего исключается возможность их изменения и использования для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применения порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливают и не определяют порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ.
Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения разрешенного использования земель для возделывания сельскохозяйственных культур в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
В силу вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые постановления не соответствуют требованиям вышеуказанного федерального законодательства.
При этом, суд исходил из того, что в соответствии с принципом целевого использования земельных участков и правил их оборота, установленного статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и статьями 7, 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации (действующими на момент издания постановления о предоставлении земельного участка), земельный участок сельскохозяйственного назначения не мог быть предоставлен администрацией СП «<адрес>» ФИО3, поскольку действующее законодательство не допускает возможности использования земельного участка сельскохозяйственного назначения не по целевому назначению до его перевода из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель.
С учетом приведенных норм Земельного законодательства Российской Федерации, правовых оснований для изменения вида разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером 05:13:000095:42, не имелось.
Таким образом, суд считает, что изменение вида разрешенного использования для ведения ЛПХ в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию (земли населенных пунктов).
Изменение вида разрешенного использования земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья), без изменения категории земель, в составе которых данные участки находятся, противоречит приведенным нормам.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для признания незаконными оспариваемых постановлений, влекущим за собой их отмену.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Из ст. 304 ГПК РФ следует, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Пунктом 2 ст. 166 ГК РФ предусмотрено, что требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В соответствии со статьей 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 ЗК РФ не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления, а также восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения.
Статья 168 ГК РФ предусматривает, что недействительна сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрен ст. 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Истцом заявлены требования об аннулировании права собственности ФИО1, о признании недействительным договора купли-продажи, заключенного между ФИО1 и ФИО2 и аннулировании его права собственности, на земельный участок с кадастровым номером 05:13:000095:42.
Между тем, оспаривание зарегистрированного права означает оспаривание тех оснований, по которым возникло конкретное право конкретного лица. Оспаривание права понимается как предъявление требований о признании права лицом, обращающимся в суд, так и требование о признании недействительными оснований возникновения права у ответчика, а также использование иных, прямо указанных в законе способов защиты права: истребование имущества из чужого незаконного владения, применение последствий недействительности ничтожной сделки.
Из материалов дела следует, что документом, подтверждающим право собственности ФИО3 на спорный земельный участок, является постановление органа местного самоуправления- администрации СП «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 05:13:000095:42 площадью 3934 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с Орта-Стал принадлежал ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с ФИО3, совершенной в простой письменной форме, в чем в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.
Из материалов дела усматривается, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, на основании Договора купли- продажи (купчая) земельного участка серии <адрес>4 от ДД.ММ.ГГГГ, является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 05:13:000095:42 площадью 3934 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 05:13:000095 по адресу: <адрес>, с Орта-Стал, является ответчик ФИО2.
Исследованными материалами также установлено, что Решением Сулейман-Стальского районного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ (гражданское дело №), исковые требования администрации сельского поселения «<адрес>», удовлетворены и постановлено: «Признать проведенные ответчиком ФИО1 строительные работы на земельном участке в кадастровом квартале 05:13:000095 в <адрес> РД (участок Векеляр), незаконными.
Обязать ФИО1 снести самовольно возведенные объекты незаконного капитального строительства на земельном участке в кадастровом квартале 05:13:000095 по адресу: <адрес> (участок Векеляр) и привести земельные участки в первоначальное состояние.
В случае неисполнения решения суда ответчиком добровольно в течение 20 дней с момента вступления решения в законную силу, представить истцу право снести объекты незаконного капитального строительства за счет ответчика. Взыскать с ФИО1 госпошлину в доход государства в сумме 6 000 (шесть тысяча) рублей».
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, решение Сулейман-Стальского районного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба- без удовлетворения.
Материалами гражданского дела № установлено, что на момент рассмотрения дела и вынесения решения ДД.ММ.ГГГГ, собственником земельного участка с кадастровым номером 05:13:000095:42, по адресу: РД, <адрес>, на котором возведены объекты незавершенного строительства, являлся ФИО1.
Вступившим в законную силу решением Сулейман-Стальского районного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, проведенные ответчиком ФИО1 строительные работы на земельном участке в кадастровом квартале 05:13:000095 в <адрес> РД (участок Векеляр), признаны незаконными, обязывает их снести и привести земельные участки в первоначальное состояние.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Сулейман-Стальского районного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ (дело №), в удовлетворении исковых требований ФИО2 к администрации МР «<адрес>» о признании права собственности на объект незавершенного строительства, площадью 202.4 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 05:13:000095:42, по адресу: <адрес> – отказано.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку суд пришел к выводу, чтооспариваемые постановления не соответствуют требованиям федерального законодательства, по основаниям нарушения установленного законом порядка передачи земельного участка сельскохозяйственного назначения, признав их недействительными,следовательно, все последующие документы, полученные на основании недействительных постановлений, и сделки заключенные на основании этих постановлений являются недействительными, тоимеются основания для аннулирования права собственности ФИО1, за № от 30.12.2016г. и кадастровый учет на земельный участок с кадастровым номером 05:13:000095:42, а также для признания недействительным договора купли-продажи <адрес>4 от 18.10.2017г., заключенного между ФИО1 и ФИО2 и аннулирования права собственности ФИО2 на земельный участок за 05:13:000095:42-05/027/2017г.-2 от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления
Совокупность доказательств, представленных истцом в соответствии с положениями 56 ГПК РФ, оцененных с учетом положений ст. 67 ГПК РФ, суд находит достаточными для вывода обоснованности требований истца.
Настоящее дело рассмотрено в пределах заявленных требований, в соответствии с ч.3 ст. 196 ГПКРФ.
В соответствии с частью 1 статьи 154 ГПК РФ гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, если иные сроки рассмотрения и разрешения дел не установлены настоящим Кодексом.
Определением Сулейман-Стальского районного суда РД ДД.ММ.ГГГГ производство по настоящему гражданскому делу №г. было приостановлено до рассмотрения судом апелляционной инстанции Верховного суда Республики Дагестан гражданского дела №г. по иску администрации сельского поселения «<адрес>» к ФИО1 о приостановлении незаконных строительных работ и об обязании снести самовольно возведенные объекты капитального строительства.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ, после рассмотрения судом апелляционной инстанции и поступления гражданского дела №г., производство возобновлено. Стороны просили истребовать дополнительные документы, необходимые для разрешения вопросов, обозначенных в исковых требованиях, в том числе были истребованы документы, связанные с постановкой на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:13:000095:42, в последующем неоднократно просили об отложении рассмотрения дела, что привело к затягиванию рассмотрения дела, которое вместо установленного ч. 1 ст. 154 ГПК РФ срока, рассмотрено в течение более двух месяцев.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования администрации сельского поселения «<адрес>» <адрес> РД, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Распоряжение, вынесенное и.о. директором МБУ «УМИЗ» администрации МР «<адрес>» за № от ДД.ММ.ГГГГ «О сформировании земельного участка из земель населенных пунктов общей площадью 3922 кв.м в кадастровом квартале 05:13:000095, расположенный в <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства».
Признать незаконным и отменить постановление администрации МР «<адрес>» за № от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче в собственность администрации СП «<адрес>» земельного участка из земель населенных пунктов общей площадью 3934 кв.м с кадастровым номером 05:13:000095:42, расположенном в <адрес>».
Признать незаконным и отменить Постановление главы администрации СП «<адрес>» за № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность гр. ФИО3 земельного участка из земель населенных пунктов общей площадью 3934 кв.м с кадастровым номером 05:13:000095:42, расположенный в <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства.
Признать незаконным и отменить Постановление главы администрации СП «<адрес>» за № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении разрешенного вида использования земельного участка площадью 3934 кв.м с кадастровым номером 05:13:000095:42 расположенного в <адрес> на вид разрешенного использования «для размещения объектов предпринимательской деятельности».
Аннулировать право собственности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за № от 30.12.2016г. и кадастровый учет на земельный участок с кадастровым номером 05:13:000095:42, расположенный по адресу: <адрес>.
Признать договор купли-продажи земельного участка общей площадью 3934 кв.м с кадастровым номером 05:13:000095:42, расположенного в <адрес> Республики Дагестан <адрес>4 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО1 и ФИО2, недействительным.
Аннулировать право собственности ФИО2 на земельный участок за №г.-2 от ДД.ММ.ГГГГ.
Определение Сулейман-Стальского районного суда РД от 08.12.2017г. о принятия мер по обеспечению иска, которым ответчику ФИО1 запрещено пользоваться, распоряжаться и совершать любые регистрационные действия по отчуждению земельного участка с кадастровым номером 05:13:000095:42, расположенным по адресу: <адрес> Республики Дагестан, по вступлении решения в законную силу - отменить.
Резолютивная часть решения суда объявлена ДД.ММ.ГГГГ, мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий по делу
Судья подпись М.М.Айбатов