Дело №
УИД: 91RS0№-43
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
15 мая 2023 года <адрес>
Железнодорожный районный суд <адрес> Республики Крым в составе: председательствующего судьи Цыгановой Г.Ю., при секретаре судебного заседания Космачёвой А.А., с участием заявителя помощника прокурора <адрес> ФИО5, истца ФИО4, представителя ответчика Администрации <адрес> ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора <адрес> ФИО7 в интересах ФИО4 к Администрации <адрес>, Муниципальному казенному учреждению Департамент жилищной политики администрации <адрес>, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о признании решения незаконным и обязании совершить определенные действия, -
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора <адрес> в интересах ФИО4 обратился в Железнодорожный районный суд <адрес> Республики Крым с исковым заявлением к Администрации <адрес> Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению Департамент жилищной политики администрации <адрес> о признании незаконным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ФИО4 во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также возложении обязанности на администрацию <адрес> включить ФИО4 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.03 имеет временную регистрацию. Решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО4 определен в государственное интернатное учреждение с содержанием за счет государства.
В период с ДД.ММ.ГГГГ году за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 186 УК Украины ФИО4 был осужден и отбывал наказание в виде лишения свободы сроком 4 года в колонии усиленного режима ИК-<адрес>, откуда освободился в 2013 году.
В последующем, приговором Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № приговорен к 7 годам лишения свободы за причинение тяжких телесных повреждений. Освободился из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО4, проживает по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение общей площадью 52,4 кв.м, на праве общей долевой собственности 1/4 доли принадлежит ФИО8
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости сведения о регистрации прав ФИО4 на объекты недвижимости отсутствуют.
После освобождения в июле ДД.ММ.ГГГГ года из мест лишения свободы ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию <адрес> с давлением о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
По результатам рассмотрения указанного заявления постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО4 отказано во включении в Список. Основанием для принятия указанного решения послужил факт не обращения истца с заявлением о включении в Список до достижения 23- летнего возраста.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.
В судебном заседании прокурор, истец исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Администрации <адрес> Республики Крым против удовлетворения иска возражала, представила письменные возражения, а также пояснила, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные законодательством меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодательством условий получения такой социальной поддержки. Истец обратился в администрацию <адрес> с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по достижению 31 года., таким образом утратил право на обеспечение жилым помещением из специального жилищного фонда, в связи с чем постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № является законным и обоснованным.
Ответчик Муниципальное казенное учреждение Департамент жилищной политики администрации <адрес>, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, явку уполномоченных представителей в суд не обеспечили, о дате и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц на основании статьи 167 ГПК РФ.
Заслушав пояснения прокурора, истца, представителя ответчика Администрации <адрес>, изучив доводы иска, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО3, лишены родительских прав в отношении ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ (повторное).
Решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО4 определен в государственное интернатное учреждение с содержанием за счет государства.
ДД.ММ.ГГГГ за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 186 УК Украины ФИО4 был осужден и отбывал наказание в виде лишения свободы сроком 4 года в колонии усиленного режима ИК-<адрес>, откуда освободился в 2013 году.
Приговором Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № приговорен к 7 годам лишения свободы за причинение тяжких телесных повреждений. Освободился из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО4, зарегистрирован по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение общей площадью 52,4 кв.м, на праве общей голевой собственности 1/4 доли принадлежит ФИО8
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости сведения о регистрации прав ФИО4 на объекты недвижимости отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию <адрес> с давлением о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
По результатам рассмотрения указанного заявления постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО4 отказано во включении в Список со ссылками на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также на Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации». Основанием для принятия указанного решения послужил факт не обращения истца с заявлением о включении в Список до достижения 23- летнего возраста.
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с положением ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещении по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими (пункт 2 ст. 8 указанного Федерального закона).
В соответствии с пунктом 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании п. 2 ст. 3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>» формирование и ч ведение Списка осуществляется органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (далее - органы местного самоуправления) в отношении лиц, перечисленных в части 1 настоящей статьи, проживающих на территории соответствующего муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
В абзаце третьем п. 3 Правил формирования списка установлено, что лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Таким образом, новый порядок обеспечения жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, и достигли возраста 23 лет, если они имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на жилищный учет или имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список после ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, ФИО4 относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имел право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, но в установленном порядке не был постановлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий или нуждающегося в жилых помещениях и не реализовал это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имел право на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, но не был включен в список.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что постановление Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ФИО4 во включении в Список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями следует признать незаконным и возложить на Администрацию <адрес> Республики Крым обязанность включить ФИО4 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 320-321 ГПК РФ, суд -
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Заместителя прокурора <адрес> ФИО7 в интересах ФИО4 - удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ФИО4 во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Обязать Администрацию <адрес> Республики Крым включить ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение месяца со дня изготовления полного текста судебного решения путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд <адрес> Республики Крым.
Решение в окончательной форме принято 19.05.2023г.
Судья Г.Ю. Цыганова