Решение по делу № 2-585/2021 от 29.12.2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«26» февраля 2021 года                                                           г. Большой Камень

Шкотовский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Качан С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Литвиновым А.В.,

с участием помощника прокурора Баштакова А.Н.,

Рожкова А.А., Рожковой О.С.,

представителя администрации городского округа Большой Камень Пикуль А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Большекаменского межрайонного прокурора Приморского края в защиту интересов Рожкова А.А., Рожковой О.С., Рожкова Е.А., Рожковой А.А., к администрации городского округа Большой Камень о возложении обязанности обеспечения земельного участка инженерной инфраструктурой;

УСТАНОВИЛ:

        Большекаменский межрайонный прокурор Приморского края обратился в суд с данным иском, указав, что в соответствии с требованиями Закона Приморского края от 08.11.2011 - КЗ постановлением администрации городского округа Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ Рожкову А.А. (доля в праве 1/5), Рожковой О.С. (доля в праве 1/5), Рожкову Е.А. (доля в праве 1/5), Рожковой А.А. (доля в праве 1/5), Рожкову А.А. (доля в праве 1/5) предоставлен земельный участок с кадастровым номером . Вместе с тем, с октября 2016 года до настоящего времени земельный участок не обеспечен инженерной инфраструктурой: подъездными путями, системой водоснабжения и водоотведения, сетями электроснабжения. В связи с выявленными нарушениями закона 12.11.2020 прокурором главе городского округа Большой Камень внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого 30.11.2020 главой городского округа Большой Камень дан ответ о том, вышеуказанный земельный участок входит в микрорайон «Восточная Лифляндия и Центральный». По состоянию на 25.12.2020 указанный микрорайон, в том числе земельные участки, предоставленные многодетным семьям в рамках Закона Приморского края от 08.11.2011 № 837-K3, в том числе земельный участок с кадастровым номером объектами инфраструктуры (дорожной, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения) не обеспечены. По вопросу обеспечения указанного микрорайона транспортной инфраструктурой мероприятия по проектированию предполагаются в случае выделения субсидии из краевого бюджета в 2021 году.Мероприятия по обеспечению указанного микрорайона, в том числе земельного участка с кадастровым номером объектами водоснабжения и водоотведения, электроснабжения не предусмотрены, финансирование не заложено, заявки на выделение софинансирования из средств краевого бюджета не направлялись. Таким образом, при рассмотрении представления прокурора меры к устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих администрацией городского округа Большой Камень не приняты. Бездействие администрации городского округа Большой Камень при обеспечении земельных участков, необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой существенно нарушает права многодетных семей, которым предоставлены в качестве меры социальной поддержки земельные участки и, как следствие, за которые семьи несут бремя их содержания, но не имеют возможности использовать их в соответствии с его целевым назначением - для строительства жилых домов, в том числе семьи Рожкова А.А. Кроме того, непринятие администрацией городского округа мер к обеспечению предоставленных многодетным семьям, имеющим трех и более детей, земельных участков инженерной инфраструктурой, нарушает права несовершеннолетних указанных семей, которые в силу своего возраста относятся к социально незащищенной категории граждан и не могут самостоятельно защищать свои права, обращаться в суд за защитой своих законных прав и интересов. Просит суд обязать администрацию городского округа Большой Камень обеспечить земельный участок с кадастровым номером предоставленный многодетной семье, Рожкова А.А., на основании постановления администрации городского округа Большой Камень от 06.10.2016 необходимой инженерной инфраструктурой, а именно: водоснабжением и водоотведением, электроснабжением и дорожной инфраструктурой.

        В судебном заседании помощник Большекаменского межрайонного прокурора Баштаков А.Н. настоял на заявленных требованиях, поддержав их основания.

Рожков А.А. и Рожкова О.С. в судебном заседании также поддержали требования прокурора.

        Представитель ответчика – администрации городского округа Большой Камень Пикуль А.В. с требованиями прокурора не согласился, поскольку администрацией города направлялись заявки на предоставление субсидий из краевого бюджета на обеспечение инженерной инфраструктурой. Средства краевого бюджета на 2021 на данные цели не предусмотрены. Препятствием в обеспечении участков необходимой инфраструктурой в полном объёме является ограниченность доходной части бюджета городского округа и недостаточное финансирование из вышестоящих бюджетов. В настоящее время разработаны дорожные карты по обеспечению инфраструктуры многодетных микрорайонов с поэтапной разбивкой по годам и плановым финансированием. Отсутствует правовая определённость относительно полномочий по обеспечению участков инфраструктурой. Порядок обеспечения объектами инженерной инфраструктуры земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности, на территории Приморского края при предоставлении многодетным семьям не установлен. Считает, что возложение обязанности на муниципальное образование обеспечить за счёт средств местного бюджета земельный участок инфраструктурой понуждает администрацию муниципального образования к установлению расходных обязательств в определенный срок и является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, а также нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. Требования прокурора направлены на предопределение вопроса о расходовании средств бюджета городского округа Большой Камень, в то время как вопрос составления и исполнения бюджета отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления.

        Выслушав участников процесса, оценив доводы прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

        В соответствии с ч. 1 ст. 35 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

        В силу ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны поощрять жилищное строительство, создавать условия для осуществления права на жилище.

        Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» предусмотрено, что основными задачами государственной семейной политики является предоставление многодетным семьям земельных участков.

        Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012№ 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Правительству Российской Федерации совместно с органами услуг», Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

        Статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно.

        Пунктом 6 указанной статьи определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

        Механизм предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей для индивидуального жилищного строительства, на территории Приморского края разработан и утвержден Законом Приморского края от 08.11.2011 № 837-K3 «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае» (далее по тексту - Закон Приморского края № 837-K3).

        В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

        Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 № 1119-р утвержден комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей, в соответствии с которым приказом Минрегиона России от 09.09.2013 № 372 утверждены Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (далее по тексту - Методические рекомендации).

        Пунктом 38 Методических рекомендаций предусмотрено, что рекомендуется учитывать, что согласно п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 15, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЭ вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.

        В соответствии с п. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения у муниципальных образований возникают расходные обязательства.

        Таким образом, обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.

        При этом указанные мероприятия могут быть осуществлены муниципальным образованием в порядке реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с п. 23 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

        Пунктом 39 Методических рекомендаций предусмотрено, что при планировании расходов на строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов рекомендуется принимать во внимание, что строительство таких объектов следует осуществлять синхронизированно, с предоставлением гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства и с освоением таких земельных участков.

        До предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно- технического обеспечения.

        Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 09.11.2017№ 2516-0 «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства.

        Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

        Понятие «организация», используемое в ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003№ 131-ФЭ для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно- властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг.

        В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 131-ФЭ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

        В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

        В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения у муниципальных образований возникают расходные обязательства.

        Пунктом 2 Порядка предоставления и расходования субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой, являющегося Приложением № 9 к государственной программе Приморского края «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно- коммунального хозяйства населения Приморского края» на 2020 - 2027 годы» (далее - Порядок) определены условия предоставления в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципального образования по организации строительства и созданию условий для жилищного строительства в части обеспечения земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой (а именно: электроснабжением, водоснабжением, водоотведением), а также организации электро-, водоснабжения населения и водоотведения на указанных земельных участках.

        Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что для получения субсидий уполномоченные органы местного самоуправления муниципального образования представляют в министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края в срок с 1 июля по 10 июля года, предшествующего году получения субсидии заявку на предоставление субсидий.

        В судебном заседании установлено, что в соответствии с требованиями Закона Приморского края от 08.11.2011 № 837- КЗ постановлением администрации городского округа Большой Камень от 06.10.2016 № 1457 Рожкову А.А. (доля в праве 1/5), Рожковой О.С. (доля в праве 1/5), Рожкову Е.А. (доля в праве 1/5), Рожковой А.А. (доля в праве 1/5), Рожкову А.А. (доля в праве 1/5) предоставлен земельный участок с кадастровым номером 25:36:010202:2455.

        Вместе с тем, с октября 2016 года до настоящего времени земельный участок не обеспечен инженерной инфраструктурой: подъездными путями, системой водоснабжения и водоотведения, сетями электроснабжения.

        В связи с выявленными нарушениями закона 12.11.2020 прокурором главе городского округа Большой Камень внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого 30.11.2020 главой городского округа Большой Камень дан ответ о том, вышеуказанный земельный участок входит в микрорайон «Восточная Лифляндия и Центральный».

        По состоянию на 25.12.2020 указанный микрорайон, в том числе земельные участки, предоставленные многодетным семьям в рамках Закона Приморского края от 08.11.2011 № 837-K3, в том числе земельный участок с кадастровым номером объектами инфраструктуры (дорожной, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения) не обеспечены.

        Данные обстоятельства также подтвердил в судебном заседании представитель ответчика.

        Бездействие администрации городского округа Большой Камень при обеспечении земельных участков, необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой существенно нарушает права многодетных семей, которым предоставлены в качестве меры социальной поддержки земельные участки и, как следствие, за которые семьи несут бремя их содержания, но не имеют возможности использовать их в соответствии с его целевым назначением - для строительства жилых домов, в том числе семьи Рожкова А.А.

Кроме того, непринятие администрацией городского округа мер к обеспечению предоставленных многодетным семьям, имеющим трех и более детей, земельных участков инженерной инфраструктурой, нарушает права несовершеннолетних указанных семей, которые в силу своего возраста относятся к социально незащищенной категории граждан и не могут самостоятельно защищать свои права, обращаться в суд за защитой своих законных прав и интересов.

При этом, ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, что целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе, осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится, в том числе, установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка (ст. 5 указанного закона).

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика об отсутствии финансирования на вышеуказанные цели, не могут служить основаниям для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку не освобождает ответчика от обязанности исполнеия вышеуказанных требований закона.

Вместе с тем, суд считает возможным установить срок исполнения вышеуказанных обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Иск Большекаменского межрайонного прокурора Приморского края в защиту интересов Рожкова А.А., Рожковой О.С., Рожкова Е.А., Рожковой А.А., к администрации городского округа Большой Камень о возложении обязанности обеспечения земельного участка инженерной инфраструктурой, - удовлетворить.

    Обязать администрацию городского округа Большой Камень обеспечить земельный участок с кадастровым номером предоставленный многодетной семье, Рожкова А.А., на основании постановления администрации городского округа Большой Камень № 1457 от 06.10.2016 необходимой инженерной инфраструктурой, а именно: водоснабжением и водоотведением, электроснабжением и дорожной инфраструктурой в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме, то есть с 03.03.2021, путём подачи апелляционной жалобы через Шкотовский районный суд; срок обжалования решения – по 05.04.2021, включительно. Апелляционная жалоба подается по количеству сторон, участвующих в деле.

С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться 02.03.2021.

Судья                                         С.В. Качан

2-585/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Большекаменский межрайонный прокурор в интересах Рожкова А.А., Рожковой О.С., Рожкова Е.А., Рожковой А.А., Рожкова А.А.
Рожков андрей Александрович
Рожкова О.С.
Ответчики
администрация городского округа Большой Камень
Суд
Шкотовский районный суд Приморского края
Судья
Качан Сергей Викторович
Дело на странице суда
shkotovsky.prm.sudrf.ru
29.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.12.2020Передача материалов судье
31.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.02.2021Судебное заседание
26.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее