34RS0002-01-2024-002523-44 Дело № 2-2089/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 августа 2024 года город Волгоград
Дзержинский районный суд города Волгограда в составе председательствующего судьи Щетинкиной Н.А.,
при секретаре судебного заседания Абрамовой К.А.,
помощника судьи Разыкова Ф.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по исковому заявлению Мартыновой Оксаны Андреевны к Администрации города Волгограда о возмещении ущерба причиненного затоплением, компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Мартынова О.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ТСЖ «Жилгородок», администрации города Волгограда, ООО «Концессии водоснабжения» о взыскании ущерба, причиненного затоплением, компенсации морального вреда, судебных расходов.
Определением от 16 августа 2024 года производство по иску Мартыновой О.А. к ТСЖ «Жилгородок», ООО «Концессии водоснабжения» о возмещении ущерба причиненного затоплением, компенсации морального вреда, судебных расходов прекращено в связи с отказом истца от иска.
В обоснование исковых требований указав, что Мартынова О.А. является собственником нежилого помещения (подвал) с кадастровый номером №, площадью 77,3 кв. м, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <адрес>А н/п 5 5005/1.Управляющей организацией, осуществляющей содержание и текущий ремонт общего имущества собственников помещений указанного многоквартирного дома, является ООО «ТСЖ «Жилгородок». В свою очередь, являясь потребителями услуг, оказываемых Управляющей организацией по договору управления многоквартирным домом, истец оплату за коммунальные услуги и иные обязательные платежи
ДД.ММ.ГГГГ произошло затопление принадлежащего ей имущества, в результате которого образовались многочисленные повреждения внутренней отделки помещения. Согласно Акту обследования вышеуказанного нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, составленному Комиссией управляющей организации, затопление произошло в результате прорыва трубы, подключенной к централизованному водоснабжению, находящейся за пределами внешней стены МКД в связи с отсутствием в колодце доступа для выхода аварийной воды в канализационную систему. Для определения стоимости материалов и услуг, необходимых для восстановительного ремонта истец обратилась к ИП Самохину Д.С. Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЭ12-2023 стоимость восстановительного ремонта нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>А составляет 370 400 рублей. Стоимость услуг эксперта по определению рыночной стоимости восстановительного ремонта для возмещения ущерба, причиненного в результате затопления, составила 15 000 рублей, что подтверждается договором от ДД.ММ.ГГГГ №. платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ №. Таким образом, общая сумма убытков, причиненных в результате затопления, составила 385 400 рублей. ДД.ММ.ГГГГ истец в адрес ТСЖ «Жилгородок» было направлено претензионное письмо о возмещении ущерба нежилого помещения, причиненного затоплением. ДД.ММ.ГГГГ указанное письмо было получено Управляющей организацией, вместе с тем, до настоящего времени ответа не последовало, материальный ущерб возмещен не был, каких-либо действий со стороны работников управляющей компании по факту устранения вышеуказанных последствий не совершено.
В последующем по ходатайству представителя истца в качестве соответчиков привлечены администрация <адрес>, ООО «Концессии водоснабжения».
С учетом уточненных исковых требования просила взыскать с администрации <адрес> в пользу истца денежные средства в размере 385 400 рублей в счет возмещения ущерба, причиненного в результате затопления нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>А н/п 5 5005/1 из которых: 370 400 рублей - стоимость восстановительного ремонта нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>А н/п 5 5005/1, получившего повреждения в результате затопления; 15 000 рублей - денежные средства, затраченные на проведение оценки рыночной стоимости восстановительного ремонта. Взыскать с администрации Волгограда в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей, штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя за отказ в удовлетворении в добровольном порядке требований потребителя, расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 рублей. В отношении ТСЖ «Жилгородок», ООО «Концессии водоснабжения» заявленные требования просила прекратить в связи с отказом от иска в данной части.
Истец Мартынова О.А. в судебное заседания не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, доверила представление интересов представителю.
Представитель истцов Скобелева Г.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточнила исковые требования, просила взыскать с администрации <адрес> в пользу Мартыновой О.А. денежные средства в размере 385 400 рублей в счет возмещения ущерба, причиненного в результате затопления нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>А н/п 5 5005/1 из которых: 370 400 рублей - стоимость восстановительного ремонта нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>А н/п 5 5005/1, получившего повреждения в результате затопления; 15 000 рублей - денежные средства, затраченные на проведение оценки рыночной стоимости восстановительного ремонта. Взыскать с администрации Волгограда в пользу Мартыновой О.А. компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей, штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя за отказ в удовлетворении в добровольном порядке требований потребителя, расходы на оплату услуг представителя в размере 30000 рублей. В отношении ТСЖ «Жилгородок», ООО «Концессии водоснабжения» заявленные требования просила прекратить, в связи с отказом от иска в данной части.
Представитель ответчика ТСЖ «Жилгородок» Попышкина С.А., действующая на основании доверенности, председатель правления ТСЖ «Жилгородок» Губко В.А., в судебном заседании просили отказать в удовлетворении требований заявленных к ним, поскольку после осмотра колодца, установлено, что течь образовалась из-за прорыва трубы водоснабжения диаметром 100см.. находящаяся вне зоны ответственности ТСЖ «Жилгородок», за пределами внешней стены МКД и подключенная к централизованному водоснабжению Многоквартирных домов по <адрес> инженерная система находилась в исправном состоянии, соответствующие системы защиты, перекрыты, исходя из проведенной фотофиксации, усматривается, что затопление спровоцировало поступление воды, через внешнею стену дома. Истцом не представлено доказательство причинно-следственной связи между действием ТСЖ «Жилгородок» и причиненного ущерба. Не возражали против прекращения производства по делу к ТСЖ «Жилгородок» в связи с отказам истца от заявленных требований.
Представитель ответчика ООО «Концессии водоснабжения» Языков В.Е., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, указав, что не являются надлежащим ответчиком, не возражал против прекращения производства требований заявленных к ООО «Концессии водоснабжения».
Представитель администрации <адрес> Дубовская О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать, поскольку сеть теплоснабжения не признана бесхозяйным имуществом.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с положениями ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучие населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имуществ. юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение требований к безопасному использованию и содержанию внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме (если такое оборудование установлено); оступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорнорегулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях, внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Согласно пункту 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и т.д.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 11, пункта 13 и пункта 14 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый в зависимости от способа управления многоквартирным домом собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (далее - акт осмотра). При этом, внеочередные осмотры проводятся в течение одних суток после произошедших аварий, опасного природного процесса или явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия (пункт 13 Правил).
Согласно пункту 42 Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Мартынова О.А. является собственником нежилого помещения (подвал) с кадастровый номером 34:34:030008:1141, площадью 77,3 кв. м, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <адрес>А н/п 5 5005/1.
Управляющей организацией, осуществляющей содержание и текущий ремонт общего имущества собственников помещений указанного многоквартирного дома, является ООО «ТСЖ «Жилгородок». В свою очередь, являясь потребителями услуг, оказываемых Управляющей организацией по договору управления многоквартирным домом, истец оплату за коммунальные услуги и иные обязательные платежи
ДД.ММ.ГГГГ произошло затопление принадлежащего Мартыновой О.А. имущества, в результате которого образовались многочисленные повреждения внутренней отделки помещения. Согласно Акта обследования вышеуказанного нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, составленному Комиссией управляющей организации, затопление произошло в результате прорыва трубы, подключенной к централизованному водоснабжению, находящейся за пределами внешней стены МКД в связи с отсутствием в колодце доступа для выхода аварийной воды в канализационную систему.
Для определения стоимости материалов и услуг, необходимых для восстановительного ремонта истец обратилась к ИП Самохину Д.С. Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЭ12-2023 стоимость восстановительного ремонта нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>А составляет 370 400 рублей. Стоимость услуг эксперта по определению рыночной стоимости восстановительного ремонта для возмещения ущерба, причиненного в результате затопления, составила 15 000 рублей, что подтверждается договором от ДД.ММ.ГГГГ №. платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ Мартынова О.А. в адрес ТСЖ «Жилгородок» направила претензионное письмо о возмещении ущерба нежилого помещения, причиненного затоплением. ДД.ММ.ГГГГ указанное письмо было получено Управляющей организацией, вместе с тем, до настоящего времени ответа не последовало.
Установлено, что течь образовалась из-за прорыва трубы водоснабжения диаметром 100 см. находящаяся вне зоны ответственности ТСЖ «Жилгородок», за пределами внешней стены МКД и подключенная к централизованному водоснабжению Многоквартирных домов по <адрес>.
Согласно пунктам 2, 10, 11 Правил N 491, общее имущество, включая крыши, должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, постоянную готовность инженерных коммуникаций.
В пункте 5 Правил N 491 конкретизирован состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Так, в состав такого имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационнотелекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил N 491).
В силу пункта 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации. Принимая во внимание буквальное толкование приведенных положений ЖК РФ и Правил N 491 и Правил N 170 участок коммуникаций, находящаяся за внешней стеной дома по <адрес>А, и не относится к общему имуществу многоквартирного дома
Согласно письма Администрации <адрес> № ДЖКХ/03-3127 от 07.03.2019г. заказаны технические планы, необходимые для постановки на кадастровый учет и учет в качестве бесхозного недвижимого имущества в Управлении Россреестра по <адрес>.
Письмами ТСЖ «Жилгородок» уведомил Администрацию <адрес> о наличии бесхозяйных сетей водоснабжения, в том числе, примыкающих к многоквартирным домам на <адрес> ЗА,5А. Несмотря на обращения, предусмотренные законом мероприятия органами местного самоуправления не проведены, распоряжение об определении Общества эксплуатирующей организацией в отношении выявленного бесхозяйного объекта теплоснабжения не издано.
Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491 (далее - Правила N 491), внешней границей сетей водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Участки сетей, находящиеся за пределами внешних стен многоквартирного дома, не могут быть отнесены к общему имуществу того или иного многоквартирного дома в отсутствие доказательств принятия собственниками помещений решений о включении спорных участков сетей в состав общего имущества многоквартирного дома (подпункт "а” пункта 1 Правил N 491).
Согласно п. 4 ст. 5 Устава <адрес> к вопросам местного значения городского округа Волгоград относятся: организация в границах городского округа Волгоград электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
По общему правилу ответственность за содержание имущества несет его собственник (ст. 210 ГК РФ). Обязанность муниципалитета по содержанию бесхозяйного имущества или имущества, которое еще не признали бесхозяйным вытекает из общих положений гражданского законодательства, в том числе статьи 225 ГК РФ.
Таким образом отсутствие доказательств принадлежности сетей каким-либо лицам ответственность за их содержание несет муниципалитет. При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что орган местного самоуправления не подал заявление о признании сетей бесхозяйным имуществом.
Орган местного самоуправления обязан своевременно выявлять бесхозяйное имущество и принимать меры по оформлению государственной регистрации прав на него.
Вред личности или имуществу должен полностью возместить тот, кто его причинил (ст. 1064 ГК РФ). Если вред возник из-за ненадлежащего содержания имущества, его должен возместить владелец имущества.
Таким образом ответственность за вред, причиненный третьим лицам в результате ненадлежащего содержания бесхозяйного имущества, возлагается на органы местного самоуправления. Находятся эти объекты во владении муниципалитета или нет, значения не имеет.
В силу статьи 308 ГК РФ обязательство не создает каких-либо прав и обязанностей для лиц, не участвующих в этом обязательстве. Поэтому за находящееся на переданном на обслуживании бесхозяйное имущество перед третьими лицами должен отвечать собственник, то есть муниципалитет. Он же отвечает и за надлежащее содержание.
Орган местного самоуправления должен поддерживать бесхозяйное имущество в надлежащем состоянии.
Выявление бесхозяйного и бесхозяйственно содержимого имущества, а также проведение с ним работы, в том числе по оформлению прав и приведению его в надлежащий вид, являются прямыми полномочиями органов местного самоуправления (статья 225 Гражданского кодекса Российской Федерации). Ответственность за работу с бесхозяйным и бесхозяйственно содержимым имуществом возложена на Главу администраций соответствующих муниципальных образований (городской округ, муниципальный район, городское поселение, сельское поселение).
В силу положений пунктов 4, 8 части 1 статьи 16 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Орган местного самоуправления, как орган, на котором лежит обязанность по организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, обязан выявлять бесхозяйные объекты недвижимого имущества, в том числе объекты водоснабжения населения, водоотведения, принимать их на учет, и до перехода к нему права собственности на такие объекты в установленном законодательством Российской Федерации порядке обязан организовать управление такими бесхозяйными объектами.
Постановлением Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок взаимодействия структурных подразделений Администрации Волгограда по выявлению, постановке на учет и регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, находящееся на территории Волгограда.
Стороной ответчика суду не представлено доказательств отсутствия вины в причинении материального вреда истцу. Кроме того, вышеуказанное заключение эксперта № ЗЭ12-2023 ИП Самохин Д.С. никем не оспорен и не опровергнут. Ходатайств о назначении судебной экспертизы от сторон по делу не поступало.
В силу части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые ссылается.
Поскольку, как было указано судом, обязанность администрации <адрес>, по принятию бесхозяйного имущества в муниципальную собственность возникла в силу закона, в связи с чем, с ответчика администрации <адрес> в пользу Мартыновой О.А. подлежит взысканию ущерб, причиненный в результате затопления нежилого помещения, в размере 370 400 рублей.
Согласно части 1 и части 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Истцом в результате причинения вреда затоплением нежилого помещения понесены расходы на производство независимой экспертизы в размере 15 000 рублей, что подтверждается квитанцией. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчика администрации <адрес> в пользу Мартыновой О.А. судебных расходов на производство независимой экспертизы в размере 15000 рублей.
В силу ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
По смыслу закона к ходатайству стороны о возмещении расходов на оплату услуг представителя должны быть приложены доказательства, подтверждающие эти расходы.
При этом обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
При толковании разумности пределов оплаты помощи представителя, суд должен исходить из объема и характера защищаемого права, продолжительности рассмотрения спора, его сложности, конкретных обстоятельств рассмотренного иска, в том числе количества и продолжительности судебных заседаний, в которых участвовал представитель, документы, которые были составлены представителем.
Как установлено судом, Мартыновой О.А. понесены расходы на оплату услуг представителя в размере 30000 рублей, что квитанцией о несении расходов № КА № от ДД.ММ.ГГГГ.
В этой связи, исходя из результата разрешения судом спора, в соответствии с объемом выполненной представителем истца работы, характером спора, объемом и категорией дела, его правовой сложностью, длительностью его нахождения в суде, а также с учетом требования разумности, суд полагает необходимым взыскать с администрации города Волгограда в пользу Мартыновой О.А. расходы на оплату услуг представителя частично в размере 20 000 рублей.
Разрешая требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда и штрафа, то суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку заявленные требования.
По смыслу ст. ст. 151 и 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред подлежит взысканию в случаях, предусмотренных законом или если нарушены неимущественные права гражданина. Однако в данном случае имело место нарушение имущественных прав взыскателя. Кроме того, отношения между взыскателем и администрацией города Волгограда не являются потребительскими, а потому компенсация морального вреда за ненадлежащее исполнение обязанностей на основании Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-I "О защите прав потребителей" также не подлежала взысканию.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Мартыновой Оксаны Андреевны к администрации города Волгограда о возмещении ущерба причиненного затоплением, компенсации морального вреда, судебных расходов – удовлетворить частично.
Взыскать с администрации города Волгограда в пользу Мартыновой Оксаны Андреевны сумму ущерба в виде стоимости восстановительного ремонта нежилого помещения в размере 370 400 рублей, расходы на проведении оценки в размере 15000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Мартыновой Оксаны Андреевны к администрации города Волгограда о возмещении компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд г. Волгограда в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения с учетом выходных дней изготовлен 22 августа 2024 года.
Судья Н.А.Щетинкина