Решение от 17.05.2019 по делу № 2-5/2019 (2-555/2018;) от 21.05.2018

Дело № 2-5/2019

                     Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2019 года             город Сосногорск Республика Коми

Сосногорский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Дудиной О.С., при секретаре Бохоновой Н.А, с участием прокурора Карчевской Р.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора города Сосногорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Сосногорск», администрации городского поселения «Нижний Одес», Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о возложении обязанности организовать работы по ликвидации несанкционированного размещения отходов,

установил:

И.о. прокурора города Сосногорска обратился в Сосногорский городской суд Республики Коми с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «Сосногорск», администрации ГП «Нижний Одес», впоследствии привлеченному определением суда в качестве соответчика Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, с учетом уточнений просил обязать ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить действия по ликвидации свалки твердых бытовых отходов на общей площади до <данные изъяты> га, расположенной <адрес> произвести инвентаризацию нарушенных в результате размещения и захоронения отходов земель, разработать проект рекультивации нарушенных в результате размещения и захоронения отходов земель, сдать рекультивированные земли Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель, расположенных на территории муниципального района «Сосногорск».

Требования мотивированы тем, в ходе проведенной прокуратурой города Сосногорска проверки исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также осуществления контрольно- надзорной деятельности в указанной сфере органами исполнительной власти всех уровней, в районе <адрес> установлена несанкционированная свалка на участке, ориентировочной площадью <данные изъяты> га. На указанном участке несанкционированного размещения отходов выявлены малоопасные отходы IV класса опасности (мусор из жилищ); практически неопасные отходы V класса опасности (древесные отходы, лом черных металлов, пищевые отбросы).

Согласно информации отдела архитектуры и градостроительства администрации МР «Сосногорск» указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда на территории МО МР «Сосногорск». Указанная свалка является несанкционированной, принадлежность свалки не определена, ответственное лицо за ее содержанием отсутствует, порядок эксплуатации свалки не установлен, контроль за состоянием свалки, а также по недопущению скопления мусора вдоль дороги на въезде на свалку и выявлению виновных лиц не организован. В связи с не исполнением органами местного самоуправления обязанностей по содержанию и обслуживанию свалки до строительства межпоселенческого полигона, не принятию мер по ликвидации свалки, нарушаются положения Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2012 «Об охране окружающей среды», Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Прокурор в суде на уточненных исковых требованиях настаивал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации МР «Сосногорск» и ранее администрации ГП «Нижний Одес» Стрыкова А.В., действующая на основании доверенности, в суде с исковыми требованиями к ответчикам, которых представляет, не согласилась, просила в их удовлетворении отказать. Указала, что в ДД.ММ.ГГГГ на основании заочного решения Сосногорского городского суда РК обязанность по обезвреживанию, утилизации отходов возложена на ООО «Водоканал» пгт.Нижний Одес, поскольку земельный участок, на который вывозились отходы, был закреплен за указанной организацией, и с ней же заключался договор администрацией ГП «Нижний Одес». В настоящее время обязанности по утилизации и транспортировке возложены на регионального оператора. Кроме того, указала, что вынесено постановление о закрытии свалки в отношении свалки, расположенной на территории ГП «Сосногорск», администрации ГП «Нижний Одес» также рекомендовано вынести соответствующее постановление. В настоящее время ТКО вывозит региональный оператор. Подтвердила, что имеется свалка на <адрес> но ввоз мусора запрещен. Считает, что в соответствии с действующим законодательством администрацией МР «Сосногорск» исполнена обязанность по приведению места сбора мусора в надлежащее состояние и установлению контейнеров. Согласилась, что ранее в соответствии с требованиями законодательства, на администрацию МР «Сосногорск» была возложена обязанность по организации деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТБО на территории муниципального района. Согласно инвентаризации, спорный земельный участок расположен на территории ГП «Нижний Одес», однако принадлежит лесному фонду, поскольку земли не передавались, то обязанность, указанная в иске, не может быть возложена на администрацию МР «Сосногорск» и администрацию ГП «Нижний Одес». Указала, что в случае возложения обязанности по иску на администрацию МР «Сосногорск», то срока для ликвидации несанкционированного размещения отходов, как заявлено в иске, недостаточно, просила срок увеличить до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и представитель 3-го лица – ГУ РК «Сосногорское лесничество» Гавшина Н.А., действующая на основании доверенности, в суде с иском Министерству не согласилась, просила в его удовлетворении отказать. Считает, что поскольку ранее решением поссовета Нижний Одес выделен земельный участок под свалку для населения на <адрес> то обязанность, указанную в иске, следует возложить на администрацию МР «Сосногорск» и администрацию ГП «Нижний Одес», так как это территория района. Проведение инвентаризации и разработку проекта рекультивации возложить на ГП «Нижний Одес» и МР «Сосногорск». Министерством не выделялась спорная земля под свалку для нужд населения. Свалка существует с ДД.ММ.ГГГГ закрыта только в ДД.ММ.ГГГГ Указала, что в случае возложения обязанности по иску на Минприроды РК, срока для ликвидации несанкционированного размещения отходов, как заявлено в иске, недостаточно, просила срок увеличить до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель 3-го лица Сосногорского районного отдела по охране окружающей среды Дикунец И.А., действующая на основании доверенности, в суде с иском к Министерству не согласилась, считает, что обязанность, указанную в иске, следует возложить на администрацию МР «Сосногорск» и администрацию ГП «Нижний Одес».Указала, что земельный участок принадлежит муниципальному району, но полномочия распоряжаться землей у городского поселения «Нижний Одес». Считает, что кем организована свалка, тот и должен принимать меры по её ликвидации.

Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования и.о. прокурора подлежат удовлетворению.

Из материалов дела следует, что прокуратурой г.Сосногорска совместно с руководителем Сосногорского городского комитета по охране окружающей среды проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также осуществления контрольно-надзорной деятельности в указанной сфере органами исполнительной власти всех уровней, и установлено, что на территории земельного участка, относящегося к землям лесного фонда, расположенного вглубь лесного массива от автодороги <адрес> расположена свалка бытовых отходов.

Согласно акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ что площадь свалки ориентировочно составляет <данные изъяты> га, визуально на свалке в основном размещаются твердо-коммунальные отходы, мусор расположен отвалами по всей территории, заезд свободный, ограждение отсутствует, отходы складируются хаотично, технологический цикл по изоляции отходов не осуществляется, горения не наблюдается, при въезде имеется шлагбаум, обслуживающего персонала нет. Объект (свалка) не внесена в ГРОРО.

Из искового заявления, материалов дела следует, что указанная свалка является несанкционированной, принадлежность свалки не определена, ответственное лицо за ее содержанием отсутствует, порядок эксплуатации свалки не установлен, контроль за состоянием свалки, а также по недопущению скопления мусора вдоль дороги на въезде на свалку и выявлению виновных лиц не организован.

Ранее на основании решения исполкома Нижнеодесского поселкового Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении земельного участка ЖКХ ТНГДУ под свалку бытового мусора» отведено место для свалки бытового мусора в <адрес> площадью <данные изъяты>

Решением Нижнеодесского поселкового Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О закрытии существующей свалки» существующая свалка бытового мусора в районе вертолетной площадки закрыта с ДД.ММ.ГГГГ и открыта новая свалка на <адрес>

Согласно информации Комитета по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» спорный земельный участок в реестре муниципальной собственности МО МР «Сосногорск» не числится. Фактически территория лесного массива от автодороги <адрес> находится на землях лесного фонда и является федеральной собственностью, что в суде не оспаривалось.

В соответствии со статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу положений статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, размещение отходов производства и потребления (п.2 ст.16 указанного Закона).

Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

По результатам проведенной прокуратурой г.Сосногорска проверки соблюдения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления установлено, что на территории г.Сосногорска и Сосногорского района Республики Коми имеется 8 свалок бытовых отходов, в том числе свалка бытовых отходов, расположенная вглубь лесного массива от <адрес> Собственник свалок не установлен.

Из мнения допрошенного в качестве специалиста главного архитектора администрации МР «Сосногорск» ДЕН следует, что согласно документам, в кадастровой карте спорный участок лесного фонда находится в государственной собственности, то есть указанный земельный участок не относится к земельному участку муниципального образования, но распоряжаться им могут. Обращений, чтобы включить земельный участок в земли промышленного назначения или передать в частную собственность, не поступало. В муниципальном районе «Сосногорск» нет межселенных территорий, городское поселение «Нижний Одес» поставлено на кадастр в твердых координатах. Спорный земельный участок в границы городского поселения «Нижний Одес» не входит, земельный участок относится к землям лесного фонда. Считает, что обязанность, как просит прокурор в иске, следует возложить на Минприроды РК, которым не поднимался вопрос почему образовалась свалка, много лет не предпринимало мер. У Сосногорского лесничества также не возникало вопросов по образованию свалки.

    В соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Исходя из положений статьи 16.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» ответственность за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, несут юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Согласно части 5 статьи 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 50.7, статьями 51,53 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.

Пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417 установлено, что запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

Следовательно, в целях предупреждения лесных пожаров должен осуществляться сбор и вывоз таких отходов с территории лесного фонда.

Пунктом 4 названных Правил предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации- в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ.

В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 №607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса (п.14).

В силу пунктов 2,3 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводства лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.

    Пунктом 1 ст.19 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

    На основании п.4 ст.83 Лесного кодекса РФ полномочия Российской Федерации в области таких лесных отношений как организация использования лесов, их охрана (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защита и воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на таких землях отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    В Республике Коми таким органом согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Республики Коми от 24.08.2017 №452, является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, основными задачами которого являются- обеспечение воспроизводства (восстановления) природных ресурсов; повышение защищенности природной среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия; сохранение полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение охраны и защиты лесов (пункты 5,6,8 и 12 пункта 9 Положения).

    Согласно ч.1 ст.84 Лесного кодекса РФ полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности.

    Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории муниципального района, но не находящихся в его собственности, относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

    Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что возложение на органы местного самоуправления и/или органы исполнительной власти обязанности по созданию условий для устранения причиненного природным объектам вреда и обеспечению проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории отходами возможно в случае, если выявленный факт загрязнения не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным землепользователем, землевладельцем своих обязанностей по защите и охране земель или такое лицо не установлено.

    При этом следует учитывать, что в данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, обязательным условием которой является наличие вины, а устанавливается факт выполнения пользователем, землевладельцем предусмотренной законом обязанности по содержанию, защите и охране земельного участка.

    Так как земельный участок, на котором выявлено несанкционированное складирование отходов, относится к землям лесного фонда и находится в федеральной собственности, лиц, осуществивших несанкционированное складирование отходов на спорном земельном участке, не установлено, то обязанность по принятию мер по организации ликвидации свалки, размещенной на территории земельного участка лесного фонда- вглубь лесного массива от автодороги <адрес> а также по обеспечению разработки проекта и осуществлению рекультивации этого земельного участка следует возложить на Министерство природных ресур<данные изъяты>

    Вместе с тем, согласно статье 3 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что содержание территорий поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Пунктом 2 статьи 12 ЗК РФ установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения отнесено к вопросам местного значения городского поселения в силу п. 20 части 1 статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ от 06.10.2003.

В соответствии с п.1 ст.14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов; в соответствии с п.1 ст.15 к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с Уставом МО МР «Сосногорск» административными территориями на территории города республиканского значения Сосногорска с подчиненной ему территорией является в том числе пгт.Нижний Одес с подчиненной ему территорией. В состав муниципального района «Сосногорск» входит территория поселения Нижний Одес.

Согласно Уставу к вопросам местного значения МР «Сосногорск» относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды (пп.9 п.1 ст.7); участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории МР «Сосногорск» (пп.13 п.1 ст.7).

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156, накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.

Как следует из положений ст.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

В силу положений пункта 5 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

На основании статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.

В силу примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, введенному Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст, в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, с созданием в Российской Федерации как социальном государстве благоприятных, в том числе с точки зрения состояния экологии, условий для жизнедеятельности человека (преамбула; статья 7, часть 1 статьи 58 Конституции Российской Федерации) связано и осуществление - на основе взаимодействия территориальных уровней публичной власти, включая местное самоуправление как наиболее приближенный к населению уровень публичной власти, - надлежащих мер по обращению с отходами производства и потребления с целью предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также по вовлечению таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Характер и пределы участия местного самоуправления в решении этих вопросов – при том, что одним из основополагающих принципов охраны окружающей среды является принцип «загрязнитель платит», получивший свое нормативное выражение, в частности, в статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», - обусловливаются как необходимостью обеспечения с помощью эффективных организационно-

правовых средств оперативного устранения причин и ограничения последствий негативного воздействия на окружающую среду и природные объекты, так и ответственностью местного сообщества за предотвращение и устранение вреда, причиняемого им в процессе жизнедеятельности населения.

Тем самым предполагается, что законом - с соблюдением требований формальной определенности в разграничении соответствующих полномочий и гарантирования местному самоуправлению необходимых источников доходов - на органы местного самоуправления могут быть возложены как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения (т.е. имеющими, по сути, местное, коммунальное происхождение), если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования (Постановление Конституционного Суда РФ от 13 октября 2015 года № 26-П ).

То есть органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.

Данные задачи решаются, в том числе, посредством муниципального земельного контроля.

В соответствии с п.п.1-3 ст.72 Земельного кодекса РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

Следовательно, если лица, виновные в причинении вреда, в несанкционированном размещении отходов, не установлены, вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению несанкционированных свалок на расположенных на территории муниципального образования земельных участках должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка.

Из муниципального контракта , заключенного ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ГП «Нижний Одес» и победителем открытого конкурса МУП «Коммунальные энергосистемы» следует, что администрацией переданы, а предприятием приняты обязательства по содержанию и обслуживанию объектов внешнего благоустройства пгт. Нижний Одес, в том числе содержание свалки.

Ранее в ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор между администрацией ГП «Нижний Одес» и МУП «Коммунальные энергосистемы» на выполнение этих же обязательств.

Решением Сосногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ с учетом определения Верховного суда РК от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР «Сосногорск», постановлено : признать незаконным бездействие администрации МО МР «Сосногорск» в области организации утилизации и переработки бытовых отходов на территории района, в силу положений ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» администрация МО МР «Сосногорск» обязана организовать утилизацию и переработку бытовых отходов в г.Сосногорске, п.Нижний Одес, п.Войвож, п.Ираель, п.Керки, п.Поляна, с.Усть-Ухта, п.Лыа-Ель и привести полигоны (свалки) для таких отходов в соответствие с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства РФ.

Из имеющейся многочисленной переписки в исследованных материалах дела следует, что Сосногорский городской комитет по охране окружающей среды Минприроды РК направлял ДД.ММ.ГГГГ информацию в адрес Главы МО МР «Сосногорск» о нарушениях природоохранного законодательства при эксплуатации свалок ТБО на территории МО МР «Сосногорск», включая свалку в п.Нижний Одес, указывая, что эксплуатируются 40-50 лет, но являются фактически бесхозными, установлены только организации, их эксплуатирующие, обустройство свалок ТБО не соответствует требованиям природоохранного законодательства и правилам, требованиями принять соответствующие меры (имеются ссылки на материалы проверок от ДД.ММ.ГГГГ акты проведения мероприятий по госконтролю в области природопользования и охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ и т.п.), по аналогичным требованиям вынесены представления прокурором г.Сосногорска от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и т.д.

Впоследствии, в частности в ДД.ММ.ГГГГ заключались договоры между ООО «Водоканал Нижний Одес» и управляющими компаниями (ООО»Мегаполис», ООО «Жилсервис») на утилизацию и захоронение ТБО. Из условий договоров следует, что исполнитель обязуется принимать и утилизировать (захоронение) твердых бытовых отходов в соответствии с технологическим регламентом, а заказчик выгрузку производить в пределах территории свалки ТБО, расположенной на 5 километре по Ухтинской дороге.

Постановлением Сосногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу ООО «Водоканал Нижний Одес» привлечено к административной ответственности по ст.8.2.КоАП РФ, т.к. при эксплуатации свалки твердых бытовых отходов пгт.Нижний Одес, расположенной в <адрес> нарушены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, которые были выявлены ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что в рамках республиканской целевой программы «Отходы» по МР «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ была включена разработка проектной документации по строительству нового полигона твердых бытовых и промышленных отходов межпоселенческого значения в МО «Сосногорск» на ДД.ММ.ГГГГ и в дальнейшем его строительства. Однако сведений о завершении строительства нет.

Принимая во внимание тот факт, что несанкционированная свалка, образованная в 1981 году на основании решения исполнительного комитета Нижнеодесского поселкового Совета народных депутатов, и действующая до ДД.ММ.ГГГГ (более 35 лет), то есть с разрешения администрации городского поселения «Нижний Одес» выделен земельный участок, на который вывозились отходы жизнедеятельности населения пгт.Нижний Одес и предприятий, и на протяжении длительного времени на несанкционированную свалку осуществлялась вывозка отходов муниципальными предприятиями, в том числе по муниципальному контракту, договору, заключенному с администрацией ГП «Нижний Одес», что подтверждается материалами дела, мер по оформлению данной свалки, включению в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), либо ликвидации свалки, ни администрацией МР «Сосногорск», ни администрацией ГП «Нижний Одес» не предпринималось, свалка на момент рассмотрения дела не ликвидирована, что приводит к загрязнению и захламлению территории поселения, в результате к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека. Дальнейшее бездействие может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, возникновению пожаров на данной территории, причинению вреда окружающей среде, что создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Кроме того, суд также принимает во внимание, что в ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации МР «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа МО МР «Сосногорск» на ДД.ММ.ГГГГ задачами которой являлась в том числе ликвидация и рекультивация несанкционированных объектов размещения ТБО поселений.

Учитывая изложенное, принятое решение Нижнеодесским поссоветом о предоставлении земельного участка под свалку бытовых отходов, впоследствии не принятию мер для оформления земельного участка надлежащим образом, перевода в иную категорию, использование свалки в течение длительного времени более 35 лет для вывоза ТКО, принятие муниципальной программы администрацией МР «Сосногорск» с задачами по ликвидации и рекультивации несанкционированных объектов размещения ТБО поселений, то в целях восстановления нарушенного права суд полагает необходимым возложить на администрацию МР «Сосногорск» и администрацию ГП «Нижний Одес» обязанность выполнить действия по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной вглубь лесного массива от автодороги Ухта-Нижний Одес в 5 км от посёлка в квартале 176 выдел 15,12,9,4 Нижнеодесского участкового лесничества.

Ссылка представителя ответчика администрации МР «Сосногорск» на принятое заочное решение Сосногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым по иску Роспотребнадзора РК на ООО «Водоканал Нижний Одес» возложена обязанность прекратить нарушения санитарного законодательства при эксплуатации свалки со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ – не является основанием для отказа в иске, требований о ликвидации свалки не заявлялось и не возлагалось.

В настоящее время обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Из информации администрации ГП «Нижний Одес» следует, что свалка не эксплуатируется, мусор не вывозится, оказанием услуг по обращению с ТКО занимается региональный оператор ООО «Ухтажилфонд».

Перераспределение полномочий, в том числе по участию в организации деятельности по сбору и транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, поселений между муниципальными органами и органами государственной власти не освобождает ни органы местного самоуправления, ни органы исполнительной власти от исполнения своих предусмотренных законом обязанностей.

С учетом изложенных выше норм Закона, поскольку выявленный факт загрязнения не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным землепользователем, землевладельцем своих обязанностей по защите и охране земель и такое лицо не установлено, то обязанности по созданию условий для устранения причиненного природным объектам вреда и обеспечению проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории отходами следует возложить на органы местного самоуправления и органы исполнительной власти.

В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд принимает доводы сторон об установлении большего срока для исполнения решения суда и определяет срок до ДД.ММ.ГГГГ, который с учетом объема выполнения необходимых работ является разумным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░, ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 24 ░░░ 2019 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░          ░░░░░░ ░.░.

░░░░░ ░░░░░: ░░░░░     ░░░░░░ ░.░.

2-5/2019 (2-555/2018;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.о. прокурора по г. Сосногорску
Ответчики
Администрация МО МР "Сосногорск"
администрация ГП "Нижний Одес"
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды республики Коми
Другие
Сосногорский комитет по охране окружающей среды Минприроды РК
ГУ РК "Сосногорское лесничество"
УЖКХ Администрации МР "Сосногорск"
Суд
Сосногорский городской суд Республики Коми
Судья
Дудина О.С.
Дело на сайте суда
sosnsud.komi.sudrf.ru
21.05.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.05.2018Передача материалов судье
23.05.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.06.2018Предварительное судебное заседание
07.06.2018Предварительное судебное заседание
21.06.2018Предварительное судебное заседание
21.06.2018Предварительное судебное заседание
22.06.2018Предварительное судебное заседание
22.06.2018Предварительное судебное заседание
05.09.2018Предварительное судебное заседание
05.09.2018Предварительное судебное заседание
20.12.2018Предварительное судебное заседание
20.12.2018Предварительное судебное заседание
18.02.2019Предварительное судебное заседание
18.02.2019Предварительное судебное заседание
25.02.2019Судебное заседание
25.02.2019Судебное заседание
01.03.2019Судебное заседание
01.03.2019Судебное заседание
05.03.2019Судебное заседание
05.03.2019Судебное заседание
18.03.2019Судебное заседание
18.03.2019Судебное заседание
16.05.2019Судебное заседание
16.05.2019Судебное заседание
17.05.2019Судебное заседание
17.05.2019Судебное заседание
24.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2019Дело оформлено
22.10.2019Дело передано в архив
02.09.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
03.09.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
20.09.2024Судебное заседание
23.09.2024Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
17.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее