Дело № 33а-2874/2022 Докладчик Астровко Е.П.
Дело № 2а-628/2022 (суд I инст.) Судья Глазкова Д.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Морковкина Я.Н.,
судей Астровко Е.П. и Семенова А.В.,
при секретаре Мамедове Т.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 9 августа 2022 года административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Вязниковский район на решение Вязниковского городского суда Владимирской области от 5 мая 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления администрации МО Вязниковский район Владимирской области об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Владимирской области Гроза Е. Н. в рамках исполнительного производства от 21 марта 2022 г. №50914/20/33021-ИП,
Заслушав доклад судьи Астровко Е.П., выслушав объяснения представителя администрации МО Вязниковский район, поддержавшего жалобу, судебная коллегия
установила:
Администрация муниципального образования Вязниковский район обратилась в суд с административным исковым заявлением к ведущему судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Владимирской области Гроза Е.Н., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Владимирской области и просила признать незаконным постановление о возобновлении исполнительного производства от 21 марта 2022 г. №50914/20/33021-ИП в связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства и обязать устранить допущенные нарушения путем отмены вышеуказанного постановления.
В обоснование заявления указано, что на исполнении ведущего судебного пристава Межрайонного ОСП находится вышеуказанное исполнительное производство, в соответствии с которым на администрацию района возложена обязанность привести водоотведение в д.Паустово Вязниковского района в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологических и природоохранных норм. В рамках данного производства судебным приставом 25.02.2022 вынесено постановление о приостановлении исполнительного производства, в связи с подачей администрацией в суд заявления об отсрочке исполнения решения суда. Определением Вязниковского городского суда Владимирской области от 25.02.2022 заявление об отсрочке оставлено без движения для устранения недостатков. В настоящее время (на дату обращения в суд с настоящим административным иском) сведений о рассмотрении заявления об отсрочке администрация не имеет. Однако 21.03.2022 судебный пристав-исполнитель возобновил исполнительное производство в связи с отменой судом отсрочки, с чем администрация не согласна, поскольку полагает, что обстоятельства, послужившие основанием для приостановления исполнительного производства, не устранены.
Представитель административного истца администрации муниципального образования Вязниковский район по доверенности Семенова С.Ю. в судебном заседании поддержала доводы заявления. Указала, что в настоящее время заявление об отсрочке судом рассмотрено, на него администрацией подана частная жалоба, поскольку в отсрочке отказано.
Ведущий судебный пристав-исполнитель Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по Владимирской области Гроза Е.Н. в судебном заседании требования не признала, указав, что оснований для приостановления исполнительного производства не имелось, соответственно, норма статьи 42 Федерального закона «Об исполнительном производстве» не может быть принята во внимание, поскольку отсутствуют основания для устранения обстоятельств, послуживших приостановлению.
Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Владимирской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель заинтересованного лица Владимирской природоохранной прокуратуры, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, также в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв, в котором возражал против требований административного истца, указывая на отсутствие оснований для их удовлетворения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Вязниковский район просит решение суда отменить, полагая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, а также ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
В судебное заседание апелляционной инстанции надлежащим образом извещенные представители административного ответчика УФССП России по Владимирской области, заинтересованного лица Владимирской природоохранной прокуратуры, административный ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайнного ОСП по ИОИП Гроза Е.Н. не явились, ходатайств об отложении не заявляли.
В соответствии с ч. 6 ст. 226, ч. 1 ст. 307 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 ст. 218, ст. 360 КАС РФ, часть 1 ст. 121 Закона об исполнительном производстве).
Согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В силу статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 40 Федерального закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрены случаи приостановления исполнительного производства судебным приставом-исполнителем.
В силу части 1 статьи 42 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство приостанавливается судом или судебным приставом-исполнителем до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства.
Согласно части 2 указанной статьи суд или судебный пристав-исполнитель возобновляет приостановленное исполнительное производство после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.
После устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства, оно возобновляется по заявлению взыскателя или по инициативе судебного пристава-исполнителя (часть 7 статьи 45 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Судом установлено, на исполнении в Межрайонном ОСП по ИОИП УФССП России по Владимирской области находится исполнительное производство №50914/20/33021-ИП возбужденное 27.01.2014 на основании исполнительного листа, выданного Вязниковским городским судом Владимирской области по делу №2-112/2009 с предметом исполнения: возложение обязанности привести водоотведение в д.Паустово Вязниковского района в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологических и природоохранных норм в срок до 01.08.2011 в отношении должника администрация МО Паустовское в пользу взыскателя: Владимирская природоохранная прокуратура.
В ходе исполнительного производства, на основании определения Вязниковского городского суда Владимирской области от 14.01.2015 произведена замена должника по исполнительному производству с администрации МО Паустовское Вязниковского района на администрацию МО Вязниковский район.
03.02.2022 администрацией МО Вязниковский район в адрес Межрайонного ОСП по ИОИП направлено ходатайство о приостановлении исполнительного производства до окончания строительства станции очистки сточных вод в юго-западной части д.Паустово.
Не усмотрев оснований для приостановления исполнительного производства, ведущим судебным-приставом исполнителем Гроза Е.Н. отказано в приостановлении исполнительного производства.
25.02.2022 администрацией МО Вязниковский район в адрес Межрайонного ОСП по ИОИП вновь направлено заявление о приостановлении исполнительного производства до вступления в законную силу определения Вязниковского городского суда об отсрочке исполнения судебного акта, поскольку 16.02.2022 администрацией МО Вязниковский район в суд направлено заявление о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.
Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по ИОИП Гроза Е.Н. от 25.02.2022 со ссылкой на п.6 ч.1 ст. 40 Федерального закона №229-ФЗ исполнительное производство №50914/20/33021-ИП приостановлено до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства, по причине принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
21.03.2022 постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по ИОИП Гроза Е.Н. ввиду отказа суда в предоставлении отсрочки, на основании ст.45 Федерального закона №229-ФЗ исполнительное производство возобновлено.
Рассматривая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», разъяснениями, изложенными в постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», исходил из того, что ввиду отсутствия оснований для приостановления исполнительного производства, предусмотренных ст. 40 Федерального закона №229-ФЗ у судебного пристав-исполнителя не имелось оснований для приостановления исполнительного производства. В связи с чем, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление о возобновлении исполнительного производства принято судебным приставом, обосновано в виду отсутствия обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства. При этом, как отмечено судом, отсутствие у судебного пристава-исполнителя информации о вступлении в законную силу судебного постановления, принятого по результатам рассмотрения заявление об отсрочке исполнения решения суда, не свидетельствует о незаконности постановления судебного пристава-исполнителя о возобновлении исполнительного производства, поскольку основания для его вынесения отсутствовали.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, так как они сделаны на основании всесторонне исследованных доказательствах и установленных обстоятельствах, которым судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ была дана надлежащая правовая оценка. Нормы материального права применены верно, исходя из существа спорных правоотношений.
Статья 40 Федерального закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых судебный пристав-исполнитель обязан либо вправе приостановить полностью или частично исполнительное производство.
Как усматривается из материалов исполнительного производства, обращаясь 25.02.2022 к судебному приставу-исполнителю с заявлением о приостановлении исполнительного производства, администрацией МО Вязниковский район в качестве оснований для приостановления исполнительного указано на подачу в суд заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта (решения суда по делу №2-112/2009).
Таким образом, оснований для принятия постановления о приостановлении исполнительного производства в соответствии с п.6 ч.1 ст. 40 Федерального закона №229-ФЗ у судебного пристава-исполнителя не имелось, поскольку предоставление должнику отсрочки не связано с взысканием исполнительского сбора.
Отсутствие оснований для приостановления исполнительного производства подтверждено и самим судебным приставом-исполнителем в ходе рассмотрения административного дела.
Учитывая вышеприведенные нормы права и обстоятельства административного дела, судебная коллегия соглашается с правильностью вывода суда первой инстанции о законности постановления судебного пристава-исполнителя от 21.03.2022 о возобновлении исполнительного производства, и наличии у судебного пристава-исполнителя законных оснований для вынесения оспариваемого постановления.
Доводы апелляционной жалобы, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется. Оснований не соглашаться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, так как они соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении закона, регулирующего спорные правоотношения.
Каких-либо нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющимися основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено, в связи с чем оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Вязниковского городского суда Владимирской области от 5 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Вязниковский район – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.08.2022.
Председательствующий Я.Н. Морковкин
Судьи Е.П. Астровко
А.В. Семенов