Решение по делу № 33а-8908/2018 от 03.07.2018

Судья: Сафонова Н.А.          адм. дело N 33а–8908/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ        

        

24 июля 2018 года                            г.Самара

    Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

    председательствующего Вачковой И.Г.,

    судей     Сивохина Д.А. и Шилова А.Е.,

    при секретаре Абориной О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ГУ МВД России по Самарской области на решение Жигулевского городского суда Самарской области от 9 апреля 2018 г. по делу по административному исковому заявлению Арзикулова Б.Т.У. об оспаривании решения ГУ МВД России по Самарской области о снятии с рассмотрения заявления о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке, понуждении рассмотреть заявление.

    Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя ГУ МВД России по Самарской области Боброва С.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Арзикулова Б.Т.У. – адвоката Деренской Е.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Арзикулов Б.Т.У. обратился в суд в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором просит признать решение ГУ МВД России по Самарской области от 21 июля 2017 г. о снятии с рассмотрения заявления о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке незаконным, понудить ГУ МВД России по Самарской области рассмотреть заявление по существу.

В обоснование заявленных требований Арзикулов Б.Т.У. указал, что является гражданином республики Узбекистан, участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. 21 апреля 2017 г. он обратился в ОВМ У МВД России по г.Тольятти с заявлением о приобретении гражданства России в упрощенном порядке по основаниям, предусмотренным ч. 7 ст. 14 Закона РФ "О гражданстве РФ", однако 20 января 2018 г. получил уведомление о том, что его заявление о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке снято с рассмотрения в связи с установлением отсутствующего условия. С таким решением Арзикулов Б.Т.У. не согласен, полагает, что заявление о приеме в гражданство в упрощенном порядке снято с рассмотрения незаконно и необоснованно, оспариваемое решение нарушает его права.

Решением Жигулевского городского суда Самарской области от 9 апреля 2018 г. требования административного истца удовлетворены.

     В апелляционной жалобе ГУ МВД России по Самарской области просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и представления прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно ст. 13.1 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (далее – Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом") органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию.

В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом Президента РФ от 22 июня 2006 года N 637 была утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа).

Указом Президента РФ от 14 сентября 2012 года N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" Государственная программа была изложена в новой редакции.

Одной из льгот, предоставляемых участникам Государственной программы, является, установленный п. 7 ст. 14 Федерального закона N 62-ФЗ от 31.05.2002 года "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О гражданстве РФ"), прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

Согласно п. 7 ст. 14 Федерального закона "О гражданстве РФ" в случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой, они могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

Судом установлено, материалами дела подтверждается и не оспаривается лицами участвующими в деле, что 21 апреля 2017 г. Арзикулов Б.Т.У. обратился в ОВМ У МВД России по г.Тольятти с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке на основании п. 7 ст. 14 Федерального закона "О гражданстве РФ". Указанное заявление с пакетом документов, среди которых было выданное в апреле 2017 г. Арзикулову Б.Т.У. свидетельство участника в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, серия СС 00440340 от 30 января 2017 г., было принято сотрудниками ОВМ У МВД России по г.Тольятти на основании ст. 41.3 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и по нему началась проверка.

В силу статьи 41.3 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" лица, указанные в части 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, принимаются в гражданство Российской Федерации без учета требования о соблюдении ими условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, без представления разрешения на временное проживание и вида на жительство при отсутствии оснований отклонения заявлений, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона.

21 апреля 2017 г. заявление Арзикулова Б.Т.У. о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке было снято с рассмотрения в связи с установлением отсутствия оснований для приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке (в выдаче свидетельства участника Государственной программы Арзикулову Б.Т.У. отказано решением УВМ ГУ МВД России по Самарской области от 28 декабря 2016 г.).

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования административного истца, пришел к выводу о том, отказ в рассмотрении по существу заявления о приеме в гражданство в упрощенном порядке Арзикулова Б.Т.У., оформленный в виде заключения ГУ МВД России по Самарской области от 21 июля 2017 г. противоречит положениям Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и утвержденному Приказом ФМС РФ от 19 марта 2008 г. N 64 Административному регламенту исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации и создает административному истцу препятствия в реализации права на своевременное рассмотрения его заявления о приеме в гражданство.

При этом суд исходил из того, что возможность оставления принятого заявления без рассмотрения по существу не предусмотрена законодательством, устанавливающим порядок рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Решением Жигулевского городского суда Самарской области, вступившим в законную силу 24 июля 2018 г. признаны незаконными:

действия ГУ МВД России по Самарской области по предоставлению в Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области неполных данных об образовании Арзикулова Б.Т.У. по заявлению от 29 ноября 2016 г.:

решение Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области об отказе Арзикулову Б.Т.У. в участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом от 28 декабря 2016 г.;

решение ГУ МВД России по Самарской области от 28 декабря 2016 г. об отказе в выдаче Арзикулову Б.Т.У. свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

На ГУ МВД России по Самарской области возложена обязанность предоставить Министерству труда, занятости и миграционной политики Самарской области для рассмотрения и принятия решения заявление, поданное Арзикуловым Б.Т.У. 29 ноября 2016 г. в ОВМ У МВД России по г.Тольятти ГУ МВД России по Самарской области об оформлении его участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, с указанием полных данных об образовании. Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области обязано к повторному рассмотрению заявления Арзикулова Б.Т.У. от 29 ноября 2016 г. и принятию решения с учетом критериев отбора, установленных на дату подачи заявления с учетом изменения паспортных данных Арзикулова Б.Т.У.

При этом судом было установлено, что 29 ноября 2016 г. Арзикуловым Б.Т.У. в ОВМ У МВД России по г.Тольятти было подано заявление об оформлении участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637.

В пункте 12 указанного заявления содержатся сведения об образовании Арзикулова Б.Т.У. а также о наличии документов, подтверждающих образование и указано: «образование среднее, в 2016 году окончил учебный центр «ТЕХНОСЕРВИС» автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования г.Тольятти Самарской области, по специальности - электрогазосварщик, присвоена квалификация электрогазосварщик пятого разряда, удостоверение 761/16-004 выдано 2 августа 2016 г. АНО ДПО учебный центр «ТЕХНОСЕРВИС» г.Тольятти Самаркой области.

Суд пришел к выводу, что в заявлении, поданным Арзикуловым Б.Т.У. 29 ноября 2016 г. в компетентный орган, в соответствии с требованиями действующего законодательства, указаны наименование и реквизиты документа об образовании и (или) о квалификации, наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность и выдавшей соответствующий документ, ее местонахождение (населенный пункт).

Приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 02.08.2007 № 164 утвержден Порядок направления информации при реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что территориальный орган ФМС России направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников электронный вариант заявления соотечественника.

В свою очередь уполномоченным органом субъекта Российской Федерации принимается и направляется в территориальный орган ФМС России решение об участии (отказе в участии) соотечественника в программе субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, с указанием конкретной вакансии и срока ее бронирования за потенциальным участником Государственной программы, размера заработной платы и вариантами первоначального жилищного обустройства (пункт 10 Порядка).

8 декабря 2016 г. в министерства поступило письмо ГУ МВД России по Самарской области о предоставлении информации с приложением электронных вариантов заявлений потенциальных участников Государственной программы, в том числе заявление Арзикулова Б.Т.у. об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом от 29 ноября 2016 г.

В электронном варианте заявления представленном суду указаны иные сведения об образовании административного истца, нежели в заявлении поданном им 29 ноября 2016 г., а именно не указаны сведения о наличии документов подтверждающих профессиональное образование и квалификацию административного истца, реквизиты документов.

Учитывая, что ГУ МВД России по Самарской области в Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области предоставлен электронный вариант заявления Арзикулова Б.Т.У., содержащий не все сведения, которые были указаны в первоначально поданном последним рукописном заявлении, суд пришел к выводам о том, что действия ГУ МВД России по Самарской области по предоставлению в Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области неполных данных об образовании Арзикулова Б.Т.У. по заявлению от 29 ноября 2016 г. являются незаконными, повлекшими за собой принятие Министерством труда, занятости и миграционной политики Самарской области решения об отказе Арзикулову Б.Т.У. в участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом от 28 декабря 2016 г. и принятие ГУ МВД России по Самарской области 28 декабря 2016 г. решения об отказе в выдаче Арзикулову Б.Т.У. свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Решения, оспариваемые Арзинкуловым Б.Т.У., приняты на основании недостоверной (не полной) информации, предоставленной ГУ ВМД России по Самарской области в Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области являются незаконными, нарушающими право Арзикулова Б.Т.У. на участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих рубежом.

При таких обстоятельствах вывод суда об обоснованности требований административного истца по настоящему административному делу признается судебной коллегией правильным.

Вместе с тем, суждение суда о том, что после принятия заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке на основании п. 7 ст. 14 Федерального закона "О гражданстве РФ" компетентный орган не вправе принимать решение о снятии заявления с рассмотрения является ошибочным в силу того, что статья 16 вышеназванного закона содержит исчерпывающий перечень оснований для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и отсутствие в названном перечне оснований для отклонения заявления о приеме в гражданство неправильного оформления документов, приложенных к такому заявлению, как раз свидетельствует о том, что приняв такие документы, компетентный орган будет лишен возможности отказать заявителю в принятии в гражданство Российской Федерации, вопреки тому, что основания для такого принятия будут отсутствовать.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что препятствием для принятия решения по заявлению административного истца от 21 апреля 2017 г. является решение УВМ ГУ МВД России по Самарской области от 28 декабря 2016 г. об отказе в выдаче Арзинкулову Б.Т.У. свидетельства участника Государственной программы является несостоятельной в силу того, что вступившим в законную силу решением Жигулевского городского суда Самарской области от 3 мая 2018 г. признано незаконным.

В связи с тем, что заявление Арзинкулова Б.Т.У. и все необходимые документы для принятия гражданства Российской Федерации были приняты уполномоченным лицом, в соответствии с требованием закона, свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, на настоящее время является действующим, ГУ МВД России по Самарской области по результатам проверки, которая подлежит проведению с учетом решения Жигулевского городского суда Самарской области от 3 мая 2018 г., согласований и изучения обстоятельств, с которыми Федеральный закон связывает прием в упрощенном порядке в гражданство Российской Федерации, вправе будет вновь снять заявление Арзинкулова Б.Т.У. с рассмотрения. В случае, если после исполнения ГУ МВД России по Самарской области и Министерством труда, занятости и миграционной политики Самарской области обязанностей, возложенных на них судом в решении от 3 мая 2018 г., документы будут оформлены правильно, в т.ч. в наличии будет действующее свидетельство, подтверждающее участие Арзинкулова Б.Т.У. в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, ГУ МВД России по Самарской области должно будет принять решение установленного образца, либо о приеме в гражданство, либо (при наличии оснований отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со статьей 16) об отклонении заявления.

Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 310 КАС РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судебной коллегией не установлено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения, постановленного судом в соответствии с требованиями закона.

    На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

    Решение Жигулевского городского суда Самарской области от 9 апреля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ МВД России по Самарской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-8908/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Арзикулов Бекзод Тохир угли
Ответчики
ГУ МВД РФ по Самарской области правовой отдел
Другие
Деренская Е.С.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
24.07.2018[Адм.] Судебное заседание
08.08.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее