Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 февраля 2019 года Видновский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кравченко С.О.,
при секретаре Кулачкине А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-333/19 по административному исковому заявлению Кузнецова Владислава Владимировича к Администрации Ленинского муниципального района <адрес> о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 В.В. обратился в суд с иском к администрации Ленинского муниципального района об обязании восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий его и членов его семьи.
В обоснование требований истец указал, что он является участником ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС. Постановлением Администрации Ленинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ истец, как лицо, подвергшегося радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Постановлениями руководителя Администрации Ленинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ истец и члены его семьи в составе: ФИО2 Е.Н. жена и двое несовершеннолетних детей ФИО2 Н.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО2 М.В., 2014 года рождения внесены в список граждан, проживающих в городском поселении Видное, признаны малоимущими и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Однако, постановлением Администрации Ленинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ истец и члены его семьи были сняты с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с предоставлением в аренду земельного участка для строительства жилого дома.
Истец считает, что снятие его и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий нарушает его права и права членов его семьи.
В судебном заседании истец ФИО2 В.В. поддержал исковые требования.
Представитель ответчика Администрации Ленинского муниципального района требования не признала, просила в иске отказать.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО5 пояснил, что является помощником депутата Государственной Думы и по роду своей деятельности занимается вопросов истца. Свидетелю неоднократно приходилось готовить обращения в администрацию для устранения их бездействий. Истец был поставлен на учет, однако в ДД.ММ.ГГГГ году его не включили в список на получение сертификата, поскольку местной администрацией не было надлежащим образом оформлено учетное дело. После того, как все документы были оформлены, дважды местной администрацией нарушались сроки представления учетного дела в <адрес>. Последний раз истец подал заявку на получение сертификата на ДД.ММ.ГГГГ год, однако учетное дело до сих пор в администрации и по неизвестным причинам не направляется в область. Снимать с учета нуждающихся местная администрация не имела права, поскольку по федеральному законодательству предоставление земельного участка не лишает права на получение жилья. Сняв с учета истца лишили гарантированного законом права на получение государственной субсидии.
Суд, выслушав стороны, свидетеля, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.3 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15.05.1992г. № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Статьей 17 Закона РФ от 15.05.1991г. № предусмотрены меры социальной поддержки гражданам, указанным в п. 11 ч.1 ст.13 указанного Закона, в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Истец относится к категории граждан, имеющих право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон РФ от 15.05.1992г. №), что подтверждается удостоверением серия АИ № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, <адрес> относится к зоне проживания с правом на отселение.
Постановлением Администрации Ленинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ истец, как лицо, подвергшегося радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Постановлениями руководителя Администрации Ленинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ истец и члены его семьи в составе: ФИО2 Е.Н. жена и двое несовершеннолетних детей ФИО2 Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2 М.В., 2014 года рождения внесены в список граждан, проживающих в городском поселении Видное, признаны малоимущими и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В соответствии с протоколом Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-З между ответчиком Администрации Ленинского муниципального района и истцом ФИО2 В.В. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды земельного участка №/Ф, согласно которому Арендодатель обязуется предоставить Арендатору за плату во временное владение и пользование земельный участок площадью 1134 кв.м, с кадастровым номером № категория земель – земли населенных пунктов с видом разрешенного использования – для размещения односемейного отдельно стоящего жилого дома усадебного типа по адресу: <адрес>
Постановлением Администрации Ленинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ истец и члены его семьи были сняты с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с предоставлением в аренду земельного участка для строительства жилого дома.
С доводом представителя административного ответчика о том, что в связи предоставлением земельного участка отпала нуждаемость ФИО2 В.В. и членов его семьи в улучшении жилищных условий, суд согласится, не может.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991г. № истец имеет право на внеочередное получение земельных участков и приобретение строительных материалов для строительства индивидуальных жилых домов.
Как указано выше, постановлением Администрации Ленинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО2 В.В. и члены его семьи признаны малоимущими.
При указанных обстоятельствах, на административного ответчика возлагается не только обязанность по предоставлению земельного участка для строительства жилого дома, но также и оказание других мер социальной поддержки истца и членов его семьи, в частности, внеочередное обеспечение необходимым строительными материалами для индивидуального жилищного строительства, заключение с подрядными организациями договоров на строительство жилого дома с надворными постройками, предоставление беспроцентной ссуды.
Как пояснил в судебном заседании ФИО2 В.В. он и члены его семьи не располагают необходимыми средствами для строительства жилого дома на предоставленном земельном участке.
Административный ответчик не предоставил суду доказательства оказания истцу мер социальной поддержки, направленных на строительство жилого дома.
Более того, как следует из пункта 4.1 договора аренды земельного участка №/Ф от ДД.ММ.ГГГГ, Арендодатель административный ответчик имеет право на досрочное расторжение договора аренды, в том числе, и в случае неиспользования/не освоения земельного участка Арендатором ФИО2 В.В. в течении 1 года.
Как указано выше, ФИО2 В.В. и члены его семьи признаны административным ответчиком малоимущими. При указанных обстоятельствах и в отсутствии социальной поддержки строительство жилого дома в указанных срок не представляется возможным.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 84-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Президента Российской Федерации в части, касающейся отдельных положений статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" из которой следует: действующее законодательство (жилищное, земельное, Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О статусе военнослужащих" с изменениями и дополнениями) предусматривает возможность выделения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство не только в порядке очередности, но и в первоочередном или внеочередном порядке из имеющегося фонда земель, предназначенных на эти цели, в соответствующем поселке, районе, городе, области. При этом льготный порядок предоставления земельных участков отдельным категориям граждан в законодательстве обычно предопределен нуждаемостью в улучшении жилищных условий. Внеочередное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, также является адресной льготой, направленной на то, чтобы эти лица могли получить жилье в местности, не подверженной радиационному загрязнению. Необходимо иметь в виду также, что если до внесения изменений в указанную норму нуждаемость в улучшении жилищных условий была подразумеваемым основанием для предоставления данной льготы, то теперь это основание закреплено в законе. Существование данной льготы социально оправдано только в том случае, если она адресована нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В силу положений ст. 17 ФЗ №, гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения - предусмотренные пунктами 3 - 12 части первой статьи 14 и пунктами 2 и 3 части первой статьи 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные пунктами 4, 5, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой и пунктом 2 части третьей статьи 15 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются:
7) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз;
9) внеочередное получение земельных участков и приобретение строительных материалов для строительства индивидуальных жилых домов;
Соответственно, данные категории граждан имеют право и на обеспечение жилой площадью и на внеочередное получение земельных участков.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что постановление администрации Ленинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях ФИО2 и членов его семьи принято без учета требований Закона РФ от 15.05.1991г. № и нарушает право истца состоять на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жилой площадью и соответственно, реализовать данное право в рамках федерального законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 В.В. – удовлетворить.
Обязать Администрацию Ленинского муниципального района <адрес> восстановить Кузнецова Владислава Владимировича с учетом интересов членов его семьи на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий во исполнение ФЗ « 1244-1 от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд через Видновский городской суд в течение месяца.
Судья С.О.Кравченко