Дело № 2-1224/2021
32RS0004-01-2021-001666-86
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 октября 2021 года г. Брянск
Володарский районный суд г. Брянска в составе:
председательствующего судьи Рубцовой С.И.,
при секретаре Антоновой А.С.,
с участием прокурора Ващенко И.А.,
представителя ответчиков Кривенченко Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Брянского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Брянской области к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области, Управлению ФСИН России по Брянской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Брянский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Брянской области обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области, указывая, что прокуратурой с привлечением специалистов ГУ МЧС России по Брянской области была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере пожарной безопасности, в ходе которой ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения требования Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и изданных в его развитие правовых актов, а именно: в учреждении в общежитии участка колонии поселения помещения кухни, коридора перед кухней, помещения для занятий спортом и сушилки не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; в комнате ожидания помещение коридора не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией; в здании ШИЗО не обеспечено исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; в помещении авторемонтных мастерских не обеспечено исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; в здании ПТО, ПТУ не обеспечено исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; на участке изготовления продукции из пластмассы не обеспечено исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; в цеху №2 резинотехнических изделий не обеспечено исправное состояние автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; в здании вахты не обеспечено исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на втором этаже; в общежитии отряда №.... не обеспечено исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; в общежитии отряда №.... не обеспечено исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; в отряде СУОН не обеспечено исправное состояние автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; в общежитии отрядов №№.... не обеспечено исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; в здании столовой не обеспечено исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией людей три пожаре; в общежитии отрядов №№...., №№.... не обеспечено исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; помещения КДС для приготовления пищи и комната №.... не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; второй эвакуационный выход из спального помещения отсутствует; здание банно-прачечного комплекса: здание бани не оборудовано стоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; подсобные помещения: помещения строительной бригады, сантехника, электрика, мастерской по ремонту обуви, вещевой кладовой не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; дверь запасного эвакуационного выхода из отрядов №№.... заблокирована; в промышленной зоне противопожарные расстояния между зданиями используются для складирования материалов; в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.2 и Ф4.1 (общежития, школа, училище, КДС) не обеспечено дублирование сигналов системы пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Должных мер, направленных на устранение выявленных нарушений, исправительным учреждением принято не было.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены Управление ФСИН России по Брянской области, Федеральная службы исполнения наказаний России.
С учетом уточнения исковых требований, прокурор просил обязать ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области произвести работы по устранению нарушений требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической сигнализацией, утвержденного приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ №.... и ППБ ФСИН, а именно: оборудовать автоматической пожарной сигнализацией: в комнате ожидания – помещение коридора; в помещении КДС – комнату для приготовления пищи и комнату №..... Обеспечить исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре: в здании ШИЗО; в помещении авторемонтных мастерских; в здании ПТО, ПТУ; в здании вахты; общежитиях отрядов №№...., №....; в отряде СУОН; здании столовой; в цеху №.... резинотехнических изделии. В зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.2 и Ф4.1 (общежития, школа, училище, КДС) обеспечить дублирование сигналов системы пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
С учетом отказа прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Брянской области от исковых требований в части признания незаконным бездействия ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической сигнализацией, утвержденного приказом ФСИН России от 31.03.2005 №.... и ППБ ФСИН, определением Володарского районного суда г.Брянска от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам гражданского судопроизводства.
В судебном заседании прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Брянской области Ващенко И.А. поддержал уточненные исковые требования и доводы в их обоснование.
Представитель ответчиков Кривенченко Ю.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, указав, что поскольку денежные средства не выделены, устранить выявленные нарушения не представляется возможным.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно с ч. 2 ст.1 УИК РФ, задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Статьей 10 УИК РФ установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 3 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №...., одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Согласно пп.6 п.3 вышеуказанного Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
На основании ст.13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст.ст. 34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», соблюдение требований пожарной безопасности является обязательным для граждан и юридических лиц.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководили организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности, к которым относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Брянской области с привлечением специалистов ГУ МЧС России по Брянской области была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере пожарной безопасности.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- в нарушение п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 486.1311500.2020 п.п. 4.4, 4.8, таблицы 1, 3, в учреждении в общежитии участка колонии поселения помещения кухни, коридора перед кухней, помещения для занятий спортом и сушилки не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; в комнате ожидания помещение коридора не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией;
- в нарушение п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, в здании ШИЗО не обеспечено исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; в помещении авторемонтных мастерских не обеспечено исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; в здании ПТО, ПТУ не обеспечено исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; на участке изготовления продукции из пластмассы не обеспечено исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; в цеху №.... резинотехнических изделий не обеспечено исправное состояние автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; в здании вахты не обеспечено исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на втором этаже; в общежитии отряда №.... не обеспечено исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; в общежитии отряда №.... не обеспечено исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; в отряде СУОН не обеспечено исправное состояние автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; в общежитии отрядов №№.... не обеспечено исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; в здании столовой не обеспечено исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией людей три пожаре; в общежитии отрядов №№...., №№.... не обеспечено исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- в нарушение п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещения КДС для приготовления пищи и комната №.... не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией;
- в нарушение п. 4.1.1 приказа ФСИН России от 30.03.2005 №.... «Об утверждении правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний» второй эвакуационный выход из спального помещения отсутствует;
- в нарушение п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ст. 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №....-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 486.1311500.2020 п.п. 4.4, 4.8, таблицы 1, 3, СП 3.13130.2009 п. 7, табл. 2 здание банно-прачечного комплекса: здание бани не оборудовано стоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; подсобные помещения: помещения строительной бригады, сантехника, электрика, мастерской по ремонту обуви, вещевой кладовой не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией;
- в нарушение пп. «б» п. 27 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1479, дверь запасного эвакуационного выхода из отрядов №№.... заблокирована;
- в нарушение п. 65 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1479, в промышленной зоне противопожарные расстояния между зданиями используются для складирования материалов;
- в нарушение п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ч. 7 ст. 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №....-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.2 и Ф4.1 (общежития, школа, училище, КДС) не обеспечено дублирование сигналов системы пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Факт выявленных нарушений стороной ответчика не оспривался.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Брянской области в адрес начальника УФСИН России по Брянской области направлено представление об устранении выявленных нарушений.
Как следует из представленных стороной ответчика доказательств, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области были предприняты следующие меры для устранения выявленных нарушений:
- помещения кухни, коридора перед кухней, помещения для занятия спортом и сушилки в общежитии участка колонии поселения, помещения строительной бригады, сантехника, электрика, мастерской по ремонту обуви, вещевой кладовой в здании банно-прачечного комплекса оборудованы автоматической пожарной сигнализацией;
- оборудован второй эвакуационный выход из спального помещения отряда СУОН.
Доказательств устранения иных выявленных нарушений стороной ответчика не представлено.
Довод представителя ответчиков Кривенченко Ю.В. об отсутствии возможности устранить выявленные нарушения в сфере пожарной безопасности ввиду отсутствия достаточного финансирования, не может являться основанием для освобождения от устранения выявленных нарушений.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения уточненных исковых требований прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Брянской области.
Согласно п. 5.12 Устава ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области, утвержденного приказом ФСИН России №.... от ДД.ММ.ГГГГ при недостаточности у Учреждения денежных средств, ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Брянской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, с учетом представленных ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области сведений о недостаточности финансирования для устранения выявленных нарушений, исковые требования в отношении ответчиков Управления ФСИН России по Брянской области, Федеральной службе исполнения наказаний России также подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Брянского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Брянской области к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области, Управлению ФСИН России по Брянской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Обязать ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области произвести работы по устранению нарушений требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической сигнализацией, утвержденного приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ №.... и ППБ ФСИН, а именно:
- оборудовать автоматической пожарной сигнализацией: в комнате ожидания – помещение коридора; в помещении КДС – комнату для приготовления пищи и комнату №....;
- обеспечить исправное состояние системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре: в здании ШИЗО; в помещении авторемонтных мастерских; в здании ПТО, ПТУ; в здании вахты; общежитиях отрядов №№...., №....; отряде СУОН; здании столовой; в цеху №.... резинотехнических изделии;
- в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.2 и Ф4.1 (общежития, школа, училище, КДС) обеспечить дублирование сигналов системы пожарной сигнализации о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Володарский районный суд г.Брянска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья С.И. Рубцова