Судья Буровникова О.Н. 46RS0030-01-2021-012389-42
№ 2-434/39-2022 (№2-6312/39-2021)
№ 33-2277-2022
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Курск 20 июля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Лобковой Е.А.,
судей Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.,
при секретаре Крюковой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции гражданское дело по иску Воробьевой И.Е. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области о признании права на досрочное назначение государственной пенсии по старости, возложении обязанности назначить и производить выплату государственной пенсии по старости, поступившее по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Курской области на решение Ленинского районного суда г. Курска от 22 апреля 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования Воробьевой И.Е. к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии, удовлетворить.
Признать за Воробьевой И.Е. право на досрочное назначение государственной пенсии по старости в соответствии с п.8 ч.1 ст.10 Федерального закона №166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» со снижением возраста выхода на пенсию в соответствии с нормами Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области назначить Воробьевой И.Е. государственную пенсию по старости в соответствии с п.8 ч.1 ст.10 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» со снижением возраста выхода на пенсию в соответствии с нормами Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области в пользу Воробьевой И.Е. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей».
Заслушав доклад судьи Леонтьевой И.В., судебная коллегия
установила:
Истец Воробьева И.Е. обратилась в суд с вышеназванным иском к ГУ - ОПФ РФ по Курской области, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ в г. Железногорске Курской области (межрайонное) за назначением государственной пенсии по старости в соответствии со ст.28.1 и ст.35 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ от 15.05.1991 №1244-1) с применением пп.8 п.1 ст.10 Федерального закона РФ от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ). Решением ГУ - УПФР в <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении государственной пенсии по старости в соответствии со ст.28.1, 35 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 с применением пп.8 п.1 ст.10 Федерального закона РФ от 15.12.2001г. №166-ФЗ Воробьевой И.Е. отказано в связи с отсутствием права на пенсию. При расчете возраста для назначения государственной пенсии по старости пенсионным органом не были учтены периоды ее проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>, который, согласно Постановлению Правительства РФ «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от ДД.ММ.ГГГГ № был отнесен к зоне отселения с ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом уточненных в судебном заседании исковых требований Воробьева И.Е. просила суд: признать за ней право на досрочное назначение государственной пенсии по старости в соответствии с п.8 ч.1 ст.10 Федерального закона №166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» со снижением возраста выхода на пенсию в соответствии со ст.28.1, 35 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика назначить и производить выплату ей государственной пенсии по старости, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ - ОПФ РФ по Курской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе Воробьевой И.Е. в удовлетворении исковых требований, указывает на то, что правило о суммировании дополнительных величин на истца не распространяется, поскольку истец добровольно сменила место жительства, проживала в разных зонах радиоактивного загрязнения, тогда как, по мнению ответчика такое суммирование дополнительных величин допускается только в случаях, когда границы зоны радиоактивного загрязнения изменялись на основании постановления Правительства РФ.
Истец Воробьева И.Е. апелляционную жалобу на решение суда не подавала. В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчика представитель истца Воробьевой И.Е. по доверенности Кардаш К.Е. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В заседание судебной коллегиине явились истец Воробьева И.Е., представитель ответчика ГУ - ОПФ РФ по Курской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. В соответствии со ст.167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика и возражений на нее истца, выслушав объяснения представителя истца Воробьевой И.Е. по доверенности Кардаш К.Е., участвовавшего в судебном заседании с использованием системы веб-конференции, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п.п. 2,3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №23 от 19.12.2003 «О судебном решении»).
При принятии решения суд оценивает доказательства. Определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли удовлетворению иск (п.1 ст.196 ГПК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела: недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленные в ее ст.7 (ч.1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ч.2 ст.39 Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельным категориям граждан.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч.1). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч.2). Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч.3).
Согласно ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют, в том числе: граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом (подп.7 п.1); граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы (подп.8 п.1).
Гражданам, указанным в подпунктах 3,5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (абз.2 подп.2 п.2 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 №216-ФЗ, от 03.10.2018 №350-ФЗ).
Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются Федеральным законом от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними (ст.2 Федерального закона от 15.05.1991 г. №1244-1).
Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 (ст.1 Федерального закона от 15.05.1991 г. №1244-1).
В соответствии со ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе: граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п.8 ч.1); граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы (п.9 ч.1).
Статьей 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 предусмотрено, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами (ч.1).
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет (ч.2 ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ).
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет) (ч.3 ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1).
Гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 № 112-ФЗ, от 21.07.2014 № 216-ФЗ, от 03.10.2018 № 350-ФЗ).
Гражданам, указанным в пункте 9 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности (ст. 35 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 №112-ФЗ, от 21.07.2014 №216 - ФЗ, от 03.10.2018 № 350-ФЗ).
Согласно примечанию к ст.35 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 №179-ФЗ).
Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (п.5 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ).
Границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (ст. 7 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Воробьева И.Е. обратилась в ГУ УПФ РФ в <данные изъяты> (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению.
Решением ГУ УПФ РФ в <данные изъяты> (межрайонного) № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со ст. 28.1, 34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с применением норм пп.8 п.1 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» Воробьевой И.Е. отказано в связи с отсутствием права на пенсию.
Согласно решению пенсионного органа на момент обращения Воробьевой И.Е. за назначением государственной пенсии по старости, ее возраст составил <данные изъяты>, документально подтвержденный стаж - <данные изъяты>. При этом, пенсионным органом не оспаривается, что общий период проживания Воробьевой И.Е. в зоне с льготным социально - экономическим статусом составляет <данные изъяты>.
Пенсионным органом не оспаривается, что документально подтвержденный период проживания Воробьевой И.Е. в зоне отселения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ дает Воробьевой И.Е. право на снижение общеустановленного возраста при назначении пенсии на 3 года за проживание в вышеуказанной территории, период проживания в этой же зоне с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - еще на 2 года (всего 5 лет). Проживание Воробьевой И.Е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в зоне с льготным социально - экономическим статусом в соответствии со ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 дает право на снижение общеустановленного возраста при назначении пенсии на 1 год за проживание или работу в зоне с льготным социально - экономическим статусом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дополнительно на 1 год за каждые 4 года за проживание или работу в зоне с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Поскольку истец проживала в разных зонах радиоактивного загрязнения (зона отселения и зона с льготным социально - экономическим статусом), изменение зоны связано не с изменением статуса зоны радиоактивного загрязнения, а с переездом лица в другой населенный пункт (т.е. в зависимости от воли человека), поэтому, Пенсионный фонд полагает, что суммирование дополнительных величин по двум основаниям (зонам) не производится. По мнению пенсионного органа Воробьева И.Е. имеет право на назначение пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 28.1, 35 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 с применением подп.8 п.1 ст.10 Федерального закона РФ от 15.12.2001 №166-ФЗ только по достижению возраста <данные изъяты> (с ДД.ММ.ГГГГ).
Разрешая спор, суммируя льготы, предусмотренные ст.ст. 34 и 35 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 с учетом проживания истца в спорные периоды в зоне отселения и в зоне с льготным социально-экономическим статусом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у истца Воробьевой И.Е. права на снижение возраста на пенсию в общей сложности на 7 лет и ее праве на досрочное назначение государственной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит обоснованными и с ними соглашается.
Как следует из материалов дела и не опровергнуто ответчиком, территория <адрес> постановлением Правительства РФ № 1582 от 18.12.1997 г. «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» была отнесена к зоне отселения, а с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 года № 1074 - к зоне проживания с правом на отселение.
Согласно постановлению Правительства РФ №1074 от 08.10.2015 г. Железногорск относится к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается ответчиком, что истец Воробьева И.Е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>, имеет удостоверение серии АЕ №, которое выдано истцу как лицу, подвергшемуся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, она имеет право на льготы, предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1.
Проживание истца в вышеназванный период в зоне отселения в соответствии с примечанием к ст.35 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 дает истцу право на снижение общеустановленного возраста при назначении пенсии на 3 года за проживание на вышеуказанной территории; проживание в <адрес> в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ дает право на снижение общеустановленного возраста при назначении пенсии дополнительно на <данные изъяты>).
Проживание истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, т.е. в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом в соответствии со ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 дает право на снижение общеустановленного возраста при назначении пенсии на 1 год за проживание или работу в зоне с льготным социально - экономическим статусом, дополнительно на 1 год за каждые 4 года за проживание или работу в зоне с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что истцу может быть предоставлена мера социальной поддержки только по одному основанию, по выбору истца, что правило о сложении величин на Воробьеву И.Е. не распространяется, поскольку она добровольно выехала из зоны отселения в зону проживания с льготным социально - экономическим статусом, основаны на ошибочном толковании ответчиком норм материального права, поэтому, как не опровергающие выводы суда первой инстанции основанием к отмене решения суда не являются.
Российским законодательством не установлен запрет суммирования дополнительных величин снижения пенсионного возраста за проживание (работу) в разных зонах радиоактивного загрязнения.
По смыслу Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 №403-О положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно - правовому смыслу в системе действующего нормативно - правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания (работы) в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.
Принимая во внимание, что в общей сложности период проживания Воробьевой И.Е. в зоне с льготным социальным социально - экономическим статусом составляет <данные изъяты>, что пенсионным органом не оспаривается, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что с учетом положений ст.ст. 34, 35 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 при суммировании величин снижения пенсионного возраста истца общая их величина составляет 8 лет.
В силу норм ст.ст. 34,35 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 с учетом периодов проживания и работы истца в различных зонах радиоактивного загрязнения, законодательно установлено, что максимальное снижение пенсионного возраста не может превышать 7 лет, в связи с чем суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что Воробьева И.Е. имеет право на снижение общеустановленного возраста при назначении пенсии в общей сложности на 7 лет.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 г. №166-ФЗ установление пенсии производится по заявлению гражданина. Обращение за установлением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на ее установление без ограничения каким-либо сроком.
В силу п.1 ст.23 Федерального закона от 15.12.2001 г. №166-ФЗ пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-нр числа месяца, в котором гражданин обратился за не, но не ранее чем со дня возникновения права.
Из материалов дела следует, что Воробьева И.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пенсионный орган обратилась с заявление ДД.ММ.ГГГГ, в котором просила досрочно назначить государственную пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №166 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» с применением положений Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а не пенсию по старости, предусмотренную Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1. Возраста <данные изъяты> Воробьева И.Е. достигла ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, суд первой инстанции правомерно обязал ответчика назначить Воробьевой И.Е. государственную пенсию по старости в соответствии с п.8 ч.1 ст.10 Федерального закона №166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» со снижением возраста выхода на пенсию в соответствии с нормами Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с ДД.ММ.ГГГГ.
Судебные расходы взысканы с ответчика в пользу истца в соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ правомерно.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене судебного решения, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, в постановленном решении всем им дано мотивированное обоснование.
Установив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, правильно определив материальный закон, подлежащий применению, дав надлежащую правовую оценку собранный по делу доказательствам в точном соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение в пределах заявленных исковых требований, оснований для отмены которого судебная коллегия не усматривает, поэтому апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 22 апреля 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия на него может быть подана кассационная жалоба в Первый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Председательствующий
Судьи
№ 2-434/39-2022 (№2-6312/39-2021)
№ 33-2277-2022
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Курск 20 июля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Лобковой Е.А.,
судей Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.,
при секретаре Крюковой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции гражданское дело по иску Воробьевой И.Е. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области о признании права на досрочное назначение государственной пенсии по старости, возложении обязанности назначить и производить выплату государственной пенсии по старости, поступившее по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Курской области на решение Ленинского районного суда г. Курска от 22 апреля 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования Воробьевой И.Е. к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии, удовлетворить.
Признать за Воробьевой И.Е. право на досрочное назначение государственной пенсии по старости в соответствии с п.8 ч.1 ст.10 Федерального закона №166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» со снижением возраста выхода на пенсию в соответствии с нормами Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области назначить Воробьевой И.Е. государственную пенсию по старости в соответствии с п.8 ч.1 ст.10 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» со снижением возраста выхода на пенсию в соответствии с нормами Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Курской области в пользу Воробьевой И.Е. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей».
Заслушав доклад судьи Леонтьевой И.В., судебная коллегия
установила:
Истец Воробьева И.Е. обратилась в суд с вышеназванным иском к ГУ - ОПФ РФ по Курской области, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ в г. Железногорске Курской области (межрайонное) за назначением государственной пенсии по старости в соответствии со ст.28.1 и ст.35 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ от 15.05.1991 №1244-1) с применением пп.8 п.1 ст.10 Федерального закона РФ от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ). Решением ГУ - УПФР в <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении государственной пенсии по старости в соответствии со ст.28.1, 35 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 с применением пп.8 п.1 ст.10 Федерального закона РФ от 15.12.2001г. №166-ФЗ Воробьевой И.Е. отказано в связи с отсутствием права на пенсию. При расчете возраста для назначения государственной пенсии по старости пенсионным органом не были учтены периоды ее проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>, который, согласно Постановлению Правительства РФ «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от ДД.ММ.ГГГГ № был отнесен к зоне отселения с ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом уточненных в судебном заседании исковых требований Воробьева И.Е. просила суд: признать за ней право на досрочное назначение государственной пенсии по старости в соответствии с п.8 ч.1 ст.10 Федерального закона №166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» со снижением возраста выхода на пенсию в соответствии со ст.28.1, 35 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика назначить и производить выплату ей государственной пенсии по старости, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ - ОПФ РФ по Курской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе Воробьевой И.Е. в удовлетворении исковых требований, указывает на то, что правило о суммировании дополнительных величин на истца не распространяется, поскольку истец добровольно сменила место жительства, проживала в разных зонах радиоактивного загрязнения, тогда как, по мнению ответчика такое суммирование дополнительных величин допускается только в случаях, когда границы зоны радиоактивного загрязнения изменялись на основании постановления Правительства РФ.
Истец Воробьева И.Е. апелляционную жалобу на решение суда не подавала. В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчика представитель истца Воробьевой И.Е. по доверенности Кардаш К.Е. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В заседание судебной коллегиине явились истец Воробьева И.Е., представитель ответчика ГУ - ОПФ РФ по Курской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. В соответствии со ст.167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика и возражений на нее истца, выслушав объяснения представителя истца Воробьевой И.Е. по доверенности Кардаш К.Е., участвовавшего в судебном заседании с использованием системы веб-конференции, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п.п. 2,3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №23 от 19.12.2003 «О судебном решении»).
При принятии решения суд оценивает доказательства. Определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли удовлетворению иск (п.1 ст.196 ГПК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела: недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленные в ее ст.7 (ч.1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ч.2 ст.39 Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельным категориям граждан.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч.1). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч.2). Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч.3).
Согласно ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют, в том числе: граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом (подп.7 п.1); граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы (подп.8 п.1).
Гражданам, указанным в подпунктах 3,5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (абз.2 подп.2 п.2 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 №216-ФЗ, от 03.10.2018 №350-ФЗ).
Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются Федеральным законом от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними (ст.2 Федерального закона от 15.05.1991 г. №1244-1).
Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 (ст.1 Федерального закона от 15.05.1991 г. №1244-1).
В соответствии со ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе: граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п.8 ч.1); граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы (п.9 ч.1).
Статьей 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 предусмотрено, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами (ч.1).
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет (ч.2 ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ).
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет) (ч.3 ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1).
Гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 № 112-ФЗ, от 21.07.2014 № 216-ФЗ, от 03.10.2018 № 350-ФЗ).
Гражданам, указанным в пункте 9 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности (ст. 35 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 №112-ФЗ, от 21.07.2014 №216 - ФЗ, от 03.10.2018 № 350-ФЗ).
Согласно примечанию к ст.35 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 №179-ФЗ).
Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (п.5 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ).
Границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (ст. 7 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Воробьева И.Е. обратилась в ГУ УПФ РФ в <данные изъяты> (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению.
Решением ГУ УПФ РФ в <данные изъяты> (межрайонного) № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со ст. 28.1, 34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с применением норм пп.8 п.1 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» Воробьевой И.Е. отказано в связи с отсутствием права на пенсию.
Согласно решению пенсионного органа на момент обращения Воробьевой И.Е. за назначением государственной пенсии по старости, ее возраст составил <данные изъяты>, документально подтвержденный стаж - <данные изъяты>. При этом, пенсионным органом не оспаривается, что общий период проживания Воробьевой И.Е. в зоне с льготным социально - экономическим статусом составляет <данные изъяты>.
Пенсионным органом не оспаривается, что документально подтвержденный период проживания Воробьевой И.Е. в зоне отселения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ дает Воробьевой И.Е. право на снижение общеустановленного возраста при назначении пенсии на 3 года за проживание в вышеуказанной территории, период проживания в этой же зоне с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - еще на 2 года (всего 5 лет). Проживание Воробьевой И.Е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в зоне с льготным социально - экономическим статусом в соответствии со ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 дает право на снижение общеустановленного возраста при назначении пенсии на 1 год за проживание или работу в зоне с льготным социально - экономическим статусом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дополнительно на 1 год за каждые 4 года за проживание или работу в зоне с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности. Поскольку истец проживала в разных зонах радиоактивного загрязнения (зона отселения и зона с льготным социально - экономическим статусом), изменение зоны связано не с изменением статуса зоны радиоактивного загрязнения, а с переездом лица в другой населенный пункт (т.е. в зависимости от воли человека), поэтому, Пенсионный фонд полагает, что суммирование дополнительных величин по двум основаниям (зонам) не производится. По мнению пенсионного органа Воробьева И.Е. имеет право на назначение пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 28.1, 35 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 с применением подп.8 п.1 ст.10 Федерального закона РФ от 15.12.2001 №166-ФЗ только по достижению возраста <данные изъяты> (с ДД.ММ.ГГГГ).
Разрешая спор, суммируя льготы, предусмотренные ст.ст. 34 и 35 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 с учетом проживания истца в спорные периоды в зоне отселения и в зоне с льготным социально-экономическим статусом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у истца Воробьевой И.Е. права на снижение возраста на пенсию в общей сложности на 7 лет и ее праве на досрочное назначение государственной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит обоснованными и с ними соглашается.
Как следует из материалов дела и не опровергнуто ответчиком, территория <адрес> постановлением Правительства РФ № 1582 от 18.12.1997 г. «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» была отнесена к зоне отселения, а с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 года № 1074 - к зоне проживания с правом на отселение.
Согласно постановлению Правительства РФ №1074 от 08.10.2015 г. Железногорск относится к зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается ответчиком, что истец Воробьева И.Е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>, имеет удостоверение серии АЕ №, которое выдано истцу как лицу, подвергшемуся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, она имеет право на льготы, предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1.
Проживание истца в вышеназванный период в зоне отселения в соответствии с примечанием к ст.35 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 дает истцу право на снижение общеустановленного возраста при назначении пенсии на 3 года за проживание на вышеуказанной территории; проживание в <адрес> в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ дает право на снижение общеустановленного возраста при назначении пенсии дополнительно на <данные изъяты>).
Проживание истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, т.е. в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом в соответствии со ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 дает право на снижение общеустановленного возраста при назначении пенсии на 1 год за проживание или работу в зоне с льготным социально - экономическим статусом, дополнительно на 1 год за каждые 4 года за проживание или работу в зоне с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что истцу может быть предоставлена мера социальной поддержки только по одному основанию, по выбору истца, что правило о сложении величин на Воробьеву И.Е. не распространяется, поскольку она добровольно выехала из зоны отселения в зону проживания с льготным социально - экономическим статусом, основаны на ошибочном толковании ответчиком норм материального права, поэтому, как не опровергающие выводы суда первой инстанции основанием к отмене решения суда не являются.
Российским законодательством не установлен запрет суммирования дополнительных величин снижения пенсионного возраста за проживание (работу) в разных зонах радиоактивного загрязнения.
По смыслу Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 №403-О положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 З░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░ 10 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░.░░. 34, 35 ░░░░░░ ░░ ░░ 15.05.1991 № 1244-1 ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 8 ░░░.
░ ░░░░ ░░░░ ░░.░░. 34,35 ░░░░░░ ░░ ░░ 15.05.1991 № 1244-1 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ 7 ░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 7 ░░░.
░░░░░░░░ ░░. 22 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 15.12.2001 ░. №166-░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░ ░.1 ░░.23 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 15.12.2001 ░. №166-░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ 1-░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░, ░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 15.12.2001 №166 «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ 15.05.1991 №1244-1 «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░», ░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ 15.05.1991 №1244-1. ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.8 ░.1 ░░.10 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №166-░░ ░░ 15.12.2001 «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ 15.05.1991 №1244-1 «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░», ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.1 ░░. 98 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░. 67 ░░░ ░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.199, 328, 329 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░