Решение по делу № 2-46/2021 от 30.12.2020

                                                                                                      Дело № 2 – 46/2021

                                                                                       25RS0014-01-2020-000538-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Анучино                                               25 января 2021 года

Анучинский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Сортова В.А.

с участием старшего помощника прокурора Анучинского района Приморского края Вилюмс М.А.,

представителя ответчика – администрации Анучинского муниципального округа Приморского края Примачева А.А. по доверенности,

при секретаре судебного заседания Матузко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Анучинского района Приморского края в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации Анучинского муниципального округа Приморского края о возложении обязанности устранить нарушения требований земельного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Анучинского района Приморского края обратилась в суд с вышеназванным иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, в обоснование которого указал, что прокуратурой Анучинского района по поручению прокуратуры Приморского края проведена проверка на предмет исполнения требований законодательства о формировании и предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, а также обеспечении данных земельных участков инженерной инфраструктурой. В ходе проверки соблюдения требований земельного законодательства в деятельности администрации Анучинского муниципального округа выявлены нарушения, допущенные при реализации Закона Приморского края от 08.11.2011 №837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае». В частности, в настоящее время на территории Анучинского муниципального округа 70 семьям, имеющим трех и более детей, предоставлены земельные участки, 53 из которых не обеспечены подъездными путями, сетями электроснабжения, водоснабжения, водоотведения. С момента предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям по настоящее время меры, направленные на организацию и проведение работ по возведению дорожной и иной инфраструктуры администрацией округа не принимались, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения. В 2019 году ответчиком объявлено два аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство подъездных автомобильных дорог, проездов к земельным участкам, предоставляемым на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, и гражданам, имеющим двух детей, а также молодым семьям по ул. Деменка с. Анучино, которые не состоялись ввиду отсутствия участников аукциона. Кроме того, в период с 2017 года по настоящее время муниципальные контракты по созданию инженерной инфраструктуры на водоснабжение и водоотведение путем технологического присоединения для земельных участков, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства не заключались. Указанные обстоятельства послужили основанием для внесения 23.11.2020 г. представления об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако ввиду отсутствия в бюджете округа денежных средств аукционы на проектирование и строительство подъездных автомобильных дорог не проводились, меры по организации инженерной инфраструктуры не принимались. Неисполнение обязательств администрацией округа повлекло нарушение прав граждан из числа многодетных семей, которым ранее предоставлены земельные участки, в том числе по возможности их использования по целевому назначению, обеспечению возможности транспортной доступности к ним скорой медицинской помощи, пожарных расчетов, социальным и иным службам; повлекло нарушение интересов государственной семейной политики в Российской Федерации, основными задачами которой является обеспечение многодетных семей земельными участками и возможностью их использования, а также нарушение прав неопределенного круга лиц, поскольку конкретный перечень граждан, которые будут проживать на данной территории после возведения дорог, неизвестен.

С учетом изложенного прокурор Л. просила суд обязать администрацию Анучинского муниципального округа Приморского края разработать техническое задание на проектирование подъездных дорог; выполнить проектные работы на строительство подъездных дорог; организовать и выполнить работы по строительству подъездных дорог; организовать возможность технологического подключения к сетям электроснабжения; организовать возможность технологического подключения к сетям водоснабжения и водоотведения земельных участков, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства дома в с.Анучино Анучинского муниципального округа Приморского края с кадастровыми номерами: 25:01:000000:633, 25:01:000000:635, 25:01:000000:636, 25:01:000000:637, 25:01:000000:638, 25:01:000000:639, 25:01:000000:640, 25:01:000000:641, 25:01:000000:642, 25:01:000000:643, 25:01:000000:644, 25:01:000000:645, 25:01:000000:646, 25:01:000000:647, 25:01:000000:648, 25:01:000000:649, 25:01:000000:650, 25:01:000000:651, 25:01:000000:652, 25:01:000000:653, 25:01:000000:654, 25:01:000000:655, 25:01:000000:656, 25:01:020301:194, 25:01:020301:242, 25:01:020301:243, 25:01:020301:244, 25:01:020301:245, 25:01:020301:261, 25:01:020301:262, 25:01:020301:263, 25:01:020301:264, 25:01:020301:265, 25:01:020301:266, 25:01:020301:267, 25:01:020301:269, 25:01:020301:270, 25:01:020301:271, 25:01:020301:272, 25:01:020301:273, 25:01:020301:274, 25:01:020301:275, 25:01:020301:276, 25:01:020301:277, 25:01:020301:278, 25:01:020301:279, 25:01:020301:280, 25:01:020301:281, 25:01:020301:282, 25:01:020301:294, 25:01:020301:295, установив срок для исполнения – по 31 декабря 2021 года.

В судебном заседании старший помощник прокурора Анучинского района Вилюмс М.А. уточнила требование в части срока исполнения: до 31.12.2021 года, по существу поддержала заявление в полном объеме, просила его удовлетворить. Дополнительно пояснила, что в 2020 году на реализацию муниципальной программы было запланировано 4400000 рублей, однако программа не исполняется; до муниципальной программы действовала подпрограмма «Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставленных бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, на территории Анучинского муниципального района на 2015-2020 г.г., которая не исполнена абсолютно никаким образом. ООО «Центр развития территорий» не вышло на контракт в связи с тем, что была заложена маленькая сумма. После этого администрацией района принимается программа, которая предусматривает объем средств бюджетных ассигнований на реализацию программы 22 млн. рублей, каждый год по 4,4 млн. рублей. 30.12.2020 года, заведомо зная о том, что на те средства, на которые выставлялся аукцион, никто не выйдет на заключение контракта, администрация округа вносит изменения в программу, из 22 млн. рублей оставляет на 2022 года 1275518 рублей, делая полностью программу 2020-2024 г.г. заведомо неисполнимой. На всем протяжении действия программы предоставляемые администрацией района цифры не изменились. В 2020 году хватило бы 4,4 млн. рублей на дороги и водоснабжение. Ни одна из программ не исполнена и ни один контракт не заключен. Единственная мера со стороны администрации по реализации программы – это объявление аукциона в 2019 году. Часть земельных участков с инфраструктурой – это не заслуга администрации, те земельные участки уже изначально были образованы с инфраструктурой.

Представитель ответчика Примачев А.А. согласился с иском, просил срок исполнения решения суда установить до 31.12.2022 года. Дополнительно пояснил, что администрацией округа принимаются достаточные меры: в 2019 году была принята муниципальная программа по благоустройству, в которую внесены изменения 20.12.2020 г. Денежные средства запланированы на 2022 год. Срок проведения всех мероприятий составит полтора года: это комплекс инженерных изысканий (геодезические, геологические, гидрологические, экологические), которая составит первый этап; подготовка проектно-сметной документации по строительству автомобильных дорог и проектно-сметной документации по строительству дорожных инженерных сетей водоснабжения и водоотведения – второй и третий этапы. Таким образом, все это можно сделать одним договором с тремя этапами. В бюджете округа средств на реализацию этих мероприятий предусмотрено не было. Даже, если они на сегодняшний день заключат этот контракт, то реализация этого проекта возможна только в июле-августе 2022 года, а с учетом последующих доработок – 31.12.2022 года. В рамках программы делаются запросы, в том числе в край на оказание софинансирования на 6 млн. рублей. Обращений от граждан, получивших земельные участки, которые желают начать строительство, но не могут подъехать к участку, или по проблемам с освещением и водоотведением в администрацию не поступало. Даже те граждане, которые получили земельные участки, обеспеченные инфраструктурой (20 участков), не берут разрешение на строительство, земельные участки стоят невостребованные. Может, связано с удаленностью, может, с отсутствием средств. По реестру выделено всего 70 земельных участков. Объявлялись два предыдущих аукциона на разработку проектно-сметной документации, однако ООО «Центр развития территорий» не вышло на контракт из-за его низкой цены. Потенциально администрация округа готова выйти на проведение таких мероприятий. На программу 2025-2020 г.г. деньги тоже были заложены, но перераспределены на более важные мероприятия.

Заслушав старшего помощника прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 года № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» основными задачами является предоставление земельных участков многодетным семьям.

В соответствии с ч.6 ст.39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законом Приморского края от 08.11.2011 № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае» определены случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства. Обязанность по формированию земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в целях их бесплатного предоставления в собственность граждан возложена на орган местного самоуправления.

В соответствии с ч.4 ст.4 Закона Приморского края от 27.09.2013 № 250-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края» формирование земельных участков осуществляется в соответствии с действующим законодательством с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, комплексного освоения территории и выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры.

Кроме того, строительство объектов инженерной инфраструктуры к земельным участкам, предоставляемым многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, напрямую предусмотрено федеральным законодательством.

Так, в соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.

Организация электро- и водоснабжения населения, водоотведения в границах округа, а также создание условий для жилищного строительства относится к вопросам местного значения муниципального округа в пределах полномочий на основании п.п.4, 6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Осуществление дорожной деятельности, включающей в себя на основании ч.6 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…» проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в отношении автомобильных дорог местного значения, обеспечивается на основании ч.3 ст.15 названного закона уполномоченными органами местного самоуправления.

Кроме того, в соответствии с п.п.4, 5, 6 ч.1 ст.5 Устава Анучинского муниципального округа к вопросам местного значения относятся организация в границах муниципального округа электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. К компетенции администрации Анучинского муниципального округа в силу п.1 ч.1 ст.35 Устава относится организация решения вопросов местного значения муниципального округа.

Обязанностью администрации Анучинского муниципального округа является принятие мер по организации инженерной инфраструктуры земельных участков еще на стадии их предоставления. Данная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда РФ от 09.11.2017 №2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

На основании ст.39 Приказа Минрегиона России от 09.09.2013 № 372 «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» при планировании расходов на строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов рекомендуется принимать во внимание, что строительство таких объектов следует осуществлять синхронизированно, с предоставлением гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства и с освоением таких земельных участков. До предоставления земельных участков рекомендуется утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Приморского края проведен анализ состояния законности и практики прокурорского надзора при обеспечении земельных участков, предоставленных в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, необходимой инфраструктурой. Проблематика с обеспечением земельных участков необходимой инфраструктурой остаётся во многих муниципальных образованиях, в том числе на территории Анучинского района, обусловлена бездействием органа местного самоуправления. С целью устранения нарушений закона и восстановления прав граждан в августе и ноябре 2020 года главам соответствующих муниципальных образований внесены представления, часть из которых уже рассмотрена. Однако органами местного самоуправления мер, направленных на строительство объектов соответствующей инфраструктуры, фактически не принято. В связи с чем прокурору Анучинского района необходимо рассмотреть вопрос о принятии мер с целью возложения в судебном порядке на орган местного самоуправления соответствующей обязанности.

В ходе проведенной прокуратурой Анучинского района проверки выявлено, что по состоянию на 01.11.2020 г. семьям, имеющим трех и более детей, предоставлено в собственность 63 земельных участка, но только 15 из них обеспечены подъездными путями и сетями электроснабжения; на протяжении длительного времени органом местного самоуправления не принимаются действенные меры по обеспечению земельных участков подъездными путями и сетями электроснабжения.

По факту выявленных нарушений прокуратурой района 23.11.2020 года внесено представление в администрацию Анучинского муниципального округа об их устранении, которое рассмотрено ответчиком и удовлетворено.

Из сообщений ответчика прокурору Анучинского района от 14.12.2020 г. и от 22.12.2020 г. следует, что 70 семей, имеющих трех и более детей, получили земельные участки; из них подъездными путями и сетями электроснабжения обеспечены 4 участка в с.Таежка, 2 участка в с.Новогордеевка и 1 участок в с.Тихоречное; 2 участка в с.Анучино обеспечены электроснабжением, но отсутствует дорожная сеть, водоснабжение, водоотведение; 61 земельный участок не обеспечен подъездными путями, сетями электроснабжения, водоснабжения и водоотведения. В 2019 году администрацией Анучинского муниципального округа проводилось два электронных аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство подъездных автомобильных дорог и проездов к земельным участкам, выделенным на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, и гражданам, имеющим двух детей, а также молодым семьям в с.Анучино по ул.Деменка на сумму 1597970 рублей. Данные аукционы не состоялись ввиду отсутствия заявок и участников. В 2020 году аукционы не проводились из-за отсутствия в бюджете денежных средств. На 2021 год в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края администрацией района направлена предварительная заявка о потребности субсидии из краевого бюджета на проектирование, строительство, капитальный ремонт и ремонт подъездных автомобильных дорог к земельным участкам, предоставленным на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, в сумме 6 млн. рублей. Министерством транспорта и дорожного хозяйства Приморского края предварительно заложены финансовые средства для субсидирования данных видов работ на 2022 год в сумме 272518,07 руб.

Таким образом, нарушения ответчиком не устранены, что послужило основанием для направления прокуратурой Анучинского района в Анучинский районный суд Приморского края искового заявления о возложении обязанности по устранению нарушений.

Доводы в судебном заседании представителя ответчика Примачева А.А. о проведении ряда мероприятий по реализации муниципальной программы об обеспечении инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, на территории Анучинского муниципального округа подтверждаются представленными документами; не оспаривается, что это является обязанностью органа местного самоуправления и должно быть приведено в соответствие с нормами действующего законодательства, администрация не бездействует и проводит определенную работу в данном направлении.

Вместе с тем, результаты проводимой администрацией Анучинского муниципального округа работы по обустройству земельных участков объектами инженерной инфраструктуры: коммунальной, транспортной отсутствуют в полном объеме, что препятствует возможности граждан, уже приобретших земельные участки в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, использовать их по целевому назначению.

Бездействие администрации Анучинского муниципального округа повлекло нарушение прав граждан из числа многодетных семей, которым ранее предоставлены земельные участки, в том числе возможности их использования по целевому назначению, обеспечению транспортной доступности к ним скорой медицинской помощи, пожарных расчетов, социальным и иным службам; повлекло нарушение интересов государственной семейной политики в Российской Федерации, а также нарушение прав неопределенного круга лиц, поскольку конкретный перечень граждан, которые будут проживать на данной территории после возведения дорог, неизвестен.

В течение месяца после внесения и.о.прокурора Анучинского района Коваля Р.Ю. представления об устранении нарушений закона допущенные нарушения ответчиком не устранены, что является основанием для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Анучинского района Приморского края в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации Анучинского муниципального округа Приморского края о возложении обязанности устранить нарушения требований земельного законодательства удовлетворить.

Обязать администрацию Анучинского муниципального округа Приморского края разработать техническое задание на проектирование подъездных дорог; выполнить проектные работы на строительство подъездных дорог; организовать и выполнить работы по строительству подъездных дорог; организовать возможность технологического подключения к сетям электроснабжения; организовать возможность технологического подключения к сетям водоснабжения и водоотведения земельных участков, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства дома в с.Анучино Анучинского муниципального округа Приморского края с кадастровыми номерами: 25:01:000000:633, 25:01:000000:635, 25:01:000000:636, 25:01:000000:637, 25:01:000000:638, 25:01:000000:639, 25:01:000000:640, 25:01:000000:641, 25:01:000000:642, 25:01:000000:643, 25:01:000000:644, 25:01:000000:645, 25:01:000000:646, 25:01:000000:647, 25:01:000000:648, 25:01:000000:649, 25:01:000000:650, 25:01:000000:651, 25:01:000000:652, 25:01:000000:653, 25:01:000000:654, 25:01:000000:655, 25:01:000000:656, 25:01:020301:194, 25:01:020301:242, 25:01:020301:243, 25:01:020301:244, 25:01:020301:245, 25:01:020301:261, 25:01:020301:262, 25:01:020301:263, 25:01:020301:264, 25:01:020301:265, 25:01:020301:266, 25:01:020301:267, 25:01:020301:269, 25:01:020301:270, 25:01:020301:271, 25:01:020301:272, 25:01:020301:273, 25:01:020301:274, 25:01:020301:275, 25:01:020301:276, 25:01:020301:277, 25:01:020301:278, 25:01:020301:279, 25:01:020301:280, 25:01:020301:281, 25:01:020301:282, 25:01:020301:294,     25:01:020301:295, установив срок для исполнения – по 31 декабря 2021 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда через Анучинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 29 января 2021 года.

Судья                                       Сортов В.А.

2-46/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Анучинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц РФ (Вилюмс М.А.)
Ответчики
Администрация Анучинского муниципального района
Другие
Примачев Александр Александрович
Суд
Анучинский районный суд Приморского края
Судья
Сортов Валерий Анатольевич
Дело на странице суда
anuchinsky.prm.sudrf.ru
30.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.12.2020Передача материалов судье
30.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2021Подготовка дела (собеседование)
15.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2021Судебное заседание
29.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее