11RS0020-01-2020-000924-33 |
2-457/2020 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Айкино |
22 сентября 2020 года |
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Ермакова А.Е., при секретаре Злобине Р.Е., с участием представителя истца Микличева А.А., представителя ответчика Козлова И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми к администрации муниципального района "Усть-Вымский", администрации сельского поселения "Гам", обществу с ограниченной ответственностью "Ухтажилфонд" об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов,
установил:
Минприроды обратилось в суд с иском к администрации МР "Усть-Вымский" об обязании принять организационные меры по сбору и транспортированию отходов производства и потребления с несанкционированного места размещения отходов, расположенного на территории СП "Гам" в точках с координатами N 62°06’55,9” и Е 49°38’54,2”, N62°06’56,4” и Е 49°38’54,3”, N 62°06’57,4” и Е 49°38’54,5”, N 62°06’57,7” и Е 49°38’54,1”, N62°06’57,8” и Е 49°38’55,0”, N 62°06’55,7” и Е 49°38’54.6”.
В обоснование указало, что выявленные в результате проверки нарушения требований к содержанию территорий сельского поселения в части несанкционированного складирования отходов производства и потребления создают потенциальную угрозу причинения вреда здоровью населения, ухудшению экологической обстановки и требуют устранения в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация СП "Гам" и ООО "Ухтажилфонд".
Возражая против удовлетворения иска, администрация МР "Усть-Вымский" в письменном отзыве указал, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку обязанность по ликвидации несанкционированных свалок лежит на региональном операторе ООО "Ухтажилфонд".
В письменном отзыве ответчик ООО "Ухтажилфонд" указал, что является ненадлежащим ответчиком, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки лежит на собственнике земельного участка, а в случае его отсутствия на органе местного самоуправления.
В судебном заседании представитель истца предъявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель администрации МР "Усть-Вымский" в судебном заседании, возражал против удовлетворения требований, по доводам, изложенным в письменном возражении.
Ответчики администрация СП "Гам" и ООО "Ухтажилфонд" в судебное заседание представителей не направили, извещены надлежаще, причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, на основании ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Объекты размещения отходов должны быть внесены в государственный реестр объектов размещения отходов, при этом размещение отходов на объектах, не внесенных в данный реестр, запрещается (ч.6, ч.7 ст.12 Закона "Об отходах производства и потребления").
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 №607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с абз.8 ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подп.2 п.2 ст.13 ЗК РФ).
Согласно п.18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Установлено, что на земельном участке с географическими координатами: N62°06’55,9” и Е49°38’54,2”, N62°06’56,4” и Е49°38’54,3”, N62°06’57,4” и Е49°38’54,5”, N62°06’57,7” и Е49°38’54,1”, N62°06’57,8” и Е49°38’55,0”, N62°06’55,7” и Е49°38’54.6”, расположенном в кадастровом квартале 11:08:2401001 в 150 метрах с юго-восточной стороны от дома <Адрес> размещена несанкционированная свалка отходов на площади 558,61 кв.м.
Наличие указанной несанкционированной свалки отходов подтверждается актами обследования территории от 22.10.2018 и от 03.07.2020
Установить собственника отходов, расположенных на указанном выше земельном участке, в ходе проведенных розыскных мероприятий, не представилось возможным, в связи с чем, было принято решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 04.12.2018 №42-уст-эк
Согласно примечанию к п.7.8 ГОСТ30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Зарегистрированные права на указанный земельный участок отсутствуют, земельный участок не поставлен на кадастровый учет в государственном кадастре недвижимости, что подтверждается письмом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми и уведомлением об отсутствии ЕГРН запрашиваемых сведений
В силу положений абз.3 п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельные участки государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территориях входящих в муниципальный район сельских поселений, либо на межселенных территориях данного муниципального района, находятся в ведении органа местного самоуправления муниципального района.
Таким образом, администрация МР "Усть-Вымский" является собственником отходов, находящихся на несанкционированной свалке, а также собственником земельного участка, на котором расположена данная свалка.
Следовательно, именно администрация МР "Усть-Вымский" является надлежащим ответчиком по настоящему спору, так как несет обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов.
В силу абз.2 ч.4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Решением Совета МР "Усть-Вымский" от 05.08.2020 <Номер> полномочия по ликвидации спорной несанкционированной свалки отходов были переданы от администрации МР "Усть-Вымский" к администрации СП "Гам".
Вместе с тем выбранный органами местного самоуправления района способ осуществления полномочий, возложенных на них законом, путем их делегирования органу местного самоуправления сельского поселения не может являться основанием для освобождения администрации МР "Усть-Вымский" от ответственности за неисполнение этих обязанностей, прямо предусмотренных законодательством об обращения с отходами.
Принимая во внимание особенности принятия указанных мер, суд в соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ считает возможным установить срок 1 месяц с момента вступления решения в законную силу, в течение которого оно должно быть исполнено.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального района "Усть-Вымский" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять организационные меры по сбору и транспортированию отходов производства и потребления с несанкционированного места размещения отходов площадью 558,61 кв.м., расположенного в 150 метрах с юго-восточной стороны от дома <Адрес>, в точках с координатами N62°06’55,9” и Е49°38’54,2”, N62°06’56,4” и Е49°38’54,3”, N62°06’57,4” и Е49°38’54,5”, N62°06’57,7” и Е49°38’54,1”, N62°06’57,8” и Е49°38’55,0”, N62°06’55,7” и Е49°38’54.6” к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации.
Исковые требования Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения "Гам", обществу с ограниченной ответственностью "Ухтажилфонд" об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
подпись |
|
|
|
|
|
|
|