Дело№ 5-470/2024
УИД: 16RS0040-01-2024-004311-03
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 июня 2024 года г. Зеленодольск РТ
Судья Зеленодольского городского суда Республики Татарстан Ахметгараев А.А., в порядке подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Додаева Г.,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в Зеленодольский городской суд Республики Татарстан поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Туркменистана Додаева Г.
В соответствии со статьей 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья в числе иных вопросов выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, при подготовке к рассмотрению дела выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
В ходе подготовки к рассмотрению данного дела при проверке правильности составления протокола об административном правонарушении, а также правильности оформления иных материалов дела, выявлены существенные недостатки, препятствующие рассмотрению дела и вынесению законного и обоснованного постановления.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адрес места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии со статьей 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении суд выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.). Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными. В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
По смыслу приведенного законодательства судья, придя к выводу о невозможности принятия дела об административном правонарушении к своему производству и назначения места и времени рассмотрения дела в связи с наличием неустранимых в ходе судебного рассмотрения дела недостатков протокола и иных материалов дела, должен вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении органу, должностному лицу, его составившему.
Из материалов дела усматривается, что протокол составлен с явными нарушениями.
Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному по части 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в 07 часов 20 минут в здании логистической компании «Распределительный центр Казань федеральной торговой сети Пятерочка (общество с ограниченной ответственностью «Агроторг»), расположенного по адресу: <адрес>, выявлен гражданин Республики Туркменистан Додаев Г., в нарушении требования Федерального закона № 115 от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» с 05 апреля 2024 года в вышеуказанном парке осуществляет трудовую деятельность в качестве разнорабочего без патента, дающего право на осуществление трудовой деятельности на территории Республики Татарстан.
В данном случае в протоколе по делу об административном правонарушении неверно указана дата составления протокола 24 апреля 2024 года, ранее события, описанного в нем.
Указанный недостаток является существенным, поскольку не может быть восполнен при рассмотрении дела.
Кроме того, выдвигая мигранту обвинение уполномоченное должностное лицо в должной мере не проверил, нуждался ли мигрант в услугах переводчика при возбуждении административного преследования и составлении протокола об административном правонарушении.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 24.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Часть 1 статьи 25.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гласит, что в качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (осуществляющее сурдоперевод или тифлосурдоперевод), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.
Согласно части 4 статьи 25.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода.
Исходя из положений части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении является ключевым и основополагающим процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Из составленного протокола об административном правонарушении не усматривается, что он был составлен в присутствии переводчика, представленные в деле письменные объяснения Додаева Г. исполнены печатным способом, что также не позволяет удостовериться в том, что Додаев Г. в полной мере понимал суть и правовые последствия совершаемых в отношении него действий.
При этом из определения врио заместителя начальника полиции по охране общественного порядка отдела МВД России по Зеленодольскому району усматривается, что ходатайство Додаева Г. о допуске в качестве переводчика с туркменского языка на русский язык гражданина Республики Узбекистан Давлатерова М.С. было удовлетворено. Однако установить, на какой стадии производства по делу переводчик оказывал услуги по переводу, не представляется возможным.
В связи с чем имеются сомнения в том, располагал ли Додаев Г. возможностью квалифицированной и полноценной реализации права на защиту.
В то же время в пункте 4 постановления от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Пункт 18 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Лишение иностранного гражданина, не владеющего языком, на котором ведется производство по делу, права на привлечение к участию в деле переводчика относится к числу фундаментальных нарушений и влияет на допустимость доказательств, полученных в отсутствие указанного лица (пункт 4 того же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
Принимая во внимание, обстоятельства дела, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Додаева Г. подлежат возврату в орган, составивший протокол об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
определил:
протокол об административном правонарушении и другие материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Додаева Г. возвратить в ОМВД России по Зеленодольскому району для устранения недостатков.
Судья А.А. Ахметгараев