Решение по делу № 5-470/2024 от 14.06.2024

Дело№ 5-470/2024

УИД: 16RS0040-01-2024-004311-03

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 июня 2024 года                                                         г. Зеленодольск РТ

Судья Зеленодольского городского суда Республики Татарстан Ахметгараев А.А., в порядке подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Додаева Г.,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ в Зеленодольский городской суд Республики Татарстан поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Туркменистана Додаева Г.

В соответствии со статьей 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья в числе иных вопросов выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, при подготовке к рассмотрению дела выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.

В ходе подготовки к рассмотрению данного дела при проверке правильности составления протокола об административном правонарушении, а также правильности оформления иных материалов дела, выявлены существенные недостатки, препятствующие рассмотрению дела и вынесению законного и обоснованного постановления.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

В силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адрес места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В соответствии со статьей 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении суд выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.). Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными. В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.

По смыслу приведенного законодательства судья, придя к выводу о невозможности принятия дела об административном правонарушении к своему производству и назначения места и времени рассмотрения дела в связи с наличием неустранимых в ходе судебного рассмотрения дела недостатков протокола и иных материалов дела, должен вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении органу, должностному лицу, его составившему.

Из материалов дела усматривается, что протокол составлен с явными нарушениями.

Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному по части 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в 07 часов 20 минут в здании логистической компании «Распределительный центр Казань федеральной торговой сети Пятерочка (общество с ограниченной ответственностью «Агроторг»), расположенного по адресу: <адрес>, выявлен гражданин Республики Туркменистан Додаев Г., в нарушении требования Федерального закона № 115 от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» с 05 апреля 2024 года в вышеуказанном парке осуществляет трудовую деятельность в качестве разнорабочего без патента, дающего право на осуществление трудовой деятельности на территории Республики Татарстан.

В данном случае в протоколе по делу об административном правонарушении неверно указана дата составления протокола 24 апреля 2024 года, ранее события, описанного в нем.

Указанный недостаток является существенным, поскольку не может быть восполнен при рассмотрении дела.

Кроме того, выдвигая мигранту обвинение уполномоченное должностное лицо в должной мере не проверил, нуждался ли мигрант в услугах переводчика при возбуждении административного преследования и составлении протокола об административном правонарушении.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 24.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Часть 1 статьи 25.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гласит, что в качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (осуществляющее сурдоперевод или тифлосурдоперевод), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

Согласно части 4 статьи 25.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода.

Исходя из положений части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении является ключевым и основополагающим процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

Из составленного протокола об административном правонарушении не усматривается, что он был составлен в присутствии переводчика, представленные в деле письменные объяснения Додаева Г. исполнены печатным способом, что также не позволяет удостовериться в том, что Додаев Г. в полной мере понимал суть и правовые последствия совершаемых в отношении него действий.

При этом из определения врио заместителя начальника полиции по охране общественного порядка отдела МВД России по Зеленодольскому району усматривается, что ходатайство Додаева Г. о допуске в качестве переводчика с туркменского языка на русский язык гражданина Республики Узбекистан Давлатерова М.С. было удовлетворено. Однако установить, на какой стадии производства по делу переводчик оказывал услуги по переводу, не представляется возможным.

В связи с чем имеются сомнения в том, располагал ли Додаев Г. возможностью квалифицированной и полноценной реализации права на защиту.

В то же время в пункте 4 постановления от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Пункт 18 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Лишение иностранного гражданина, не владеющего языком, на котором ведется производство по делу, права на привлечение к участию в деле переводчика относится к числу фундаментальных нарушений и влияет на допустимость доказательств, полученных в отсутствие указанного лица (пункт 4 того же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

Принимая во внимание, обстоятельства дела, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Додаева Г. подлежат возврату в орган, составивший протокол об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

определил:

протокол об административном правонарушении и другие материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Додаева Г. возвратить в ОМВД России по Зеленодольскому району для устранения недостатков.

Судья                                        А.А. Ахметгараев

5-470/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено определение о возвращении протокола об АП и др. материалов дела в орган, долж. лицу ... в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, ...
Ответчики
Додаев Гайгысыз
Суд
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан
Судья
Ахметгараев Алмаз Анасович
Статьи

18.10

Дело на странице суда
zelenodolsky.tat.sudrf.ru
14.06.2024Передача дела судье
14.06.2024Подготовка дела к рассмотрению
18.06.2024Протокол (материалы дела) НЕ БЫЛИ возвращены в ТРЕХДНЕВНЫЙ срок
14.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее