Судья Пуцыкина Н.Ю. |
№33а-4008/2021 10RS0018-01-2021-000268-14 2а-242/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 декабря 2021 года |
город Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Соляникова Р.В.
судей Коваленко В.В., Кудряшовой Е.П.
при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Питкярантского городского суда Республики Карелия от 09.09.2021 по административному исковому заявлению Адиевой Н.А. к администрации муниципального образования «Суоярвский район» о признании недействующим постановления от 12.03.2021 № 170 «Об утверждении документации по планировке территории в виде проекта межевания территории на часть жилой застройки».
Заслушав доклад судьи Коваленко В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный истец является собственником доли жилого помещения – квартиры № (...) многоквартирного жилого дома № (...) по ул. (...) в г.(...) Республики Карелия.Адиева Н.А. обратилась к административному ответчику с заявлением об образовании земельного участка для обслуживания многоквартирного жилого дома, на основании которого постановлением администрации муниципального образования «Суоярвский район» от 12.03.2021 № 170 утверждена документация по планировке территории в виде проекта межевания земельного участка территории на часть жилой застройки вышеуказанного жилого дома № (...).
Истец, полагая оспариваемое постановление не соответствующим требованиям градостроительного и земельного законодательства, нарушающим права владения общей долевой собственностью – земельным участком, на котором расположен жилой дом, просит признать оспариваемое постановление недействительным.
Решением Питкярантского городского суда Республики Карелия от 09.09.2021 административный искАдиевой Н.А. удовлетворен.
Суд признал незаконным со дня принятия постановление№170 от 12.03.2021 «Об утверждении документации по планировке территории в виде проекта межевания территории на часть жилой застройки» и возложил на административного ответчика обязанность опубликовать сообщение о настоящем решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Суоярвский вестник».
С указанным решением административный ответчик не согласен, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что законом предусмотрена возможность разработки документации по планировке территории в виде проекта межевания территории без проекта планировки территории в целях определения местоположения границ образуемых земельных участков, если такое образование выполняется не в целях размещения линейного объекта и на образуемых участках не предусматривается осуществление комплексного развития территории. Заявитель в апелляционной жалобе указывает на то, что постановление от 16.09.2020 № 814 «О подготовке документации по планировке территории в виде проекта межевания территории на часть жилой застройки», а также оспариваемое постановление от 12.03.2021 № 170 были опубликованы на официальном сайте Суоярвского городского поселения.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец Адиева Н.А., еёпредставитель – (...).,а также прокуратура Питкярантского района выражают согласие с решением суда.
Участвующий в заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца (...). возражал против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, прокурора (...)., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (часть 1). Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (часть 6).
Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу (пункт 2); соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3).
Из дела усматривается, чтоАдиева Н.А. является собственником (...) доли жилого помещения – квартиры №(...) дома №(...) по ул(...) в г. (...) Республики Карелия.
22.05.2020 административный истец обратилась к административному ответчику с письменным заявлением об образовании земельного участка для обслуживания вышеуказанного многоквартирного жилого дома.
16.09.2020 администрацией муниципального образования «Суоярвский район» вынесено постановление № 814 о подготовке документации по планировке территории в виде проекта межевания территории на часть жилой застройки по адресу: Республика Карелия, г. (...), ул. (...), д. (...).
Постановлением Главы Суоярвского городского поселения от 27.10.2020 № 12 были назначены публичные слушания по вопросу утверждения документации по планировке территории в виде проекта межевания территории.
30.11.2020 в адрес администрации Суоярвского городского поселения поступили предложения и замечания к указанному выше проекту межевания территории, в связи с чем административным ответчиком 01.12.2020 было принято решение о направлении документации на доработку кадастровому инженеру.
Постановлением Главы Суоярвского городского поселения от 25.01.2021 № 1 были вновь назначены публичные слушания по вопросу утверждения документации по планировке территории в виде проекта межевания территории.
По результатам публичных слушаний Главой Администрации 10.03.2021 было принято заключение о признании публичных слушаний состоявшимися, проект постановления администрации муниципального образования «Суоярвский район»«Об утверждении документации по планировке территории в виде проекта межевания территории на часть жилой застройки» был одобрен.
Административным истцом 09.03.2021 в адрес административного ответчика также были направлены предложения и замечания к проекту межевания территории от 27.10.2020.
12.03.2021 постановлением Главы администрации муниципального образования «Суоярвский район» № 170 утверждена документация по планировке территории в виде проекта межевания территории на часть жилой застройки по адресу: Республика Карелия, ул. (...), д. 28.
Согласно вышеуказанному проекту межевания многоквартирный жилой дом № (...) по ул. (...) в г. (...) с кадастровым номером (...) частично расположен в границах уже сформированного земельного участка, то есть сформирован под частью многоквартирного дома.
Не согласившись с решением административного ответчика обутверждении документация по планировке территории в виде проекта межевания территории на часть жилой застройки, административный истец 23.03.2021 обратился в суд с административным исковым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что процедура проведения публичных слушаний и принятия оспариваемого постановления была нарушена, проект планировки территории не утверждался и не публиковался в официальном источнике – газете «Суоярвский вестник», а также при проведении публичных слушаний 10.03.2021 административным ответчиком не были приняты во внимание направленные Адиевой Н.А. 09.03.2021 предложения и замечания к проекту межевания.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного Кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также – ГрК РФ) деятельность по планировке территории является одним из видов градостроительной деятельности по развитию территорий. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (ст. 41ГрК РФ).
Документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений и (или) межселенной территории в границах муниципального района, за исключением случаев, указанных в ч.ч. 2 - 3.2, 4.1, 4.2 ст. 45ГрК РФ утверждают уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района (ч. 4 ст. 45ГрКРФ).
Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа (глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа) утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в ч.ч. 2 - 4.2, 5.2 ст. 45ГрК РФ, с учетом особенностей, указанных в ч. 5.1 ст. 45ГрК РФ (ч. 5 ст. 45, ч. 13 ст. 46ГрК РФ).
Проект планировки территории и проект межевания территории подлежат обязательному опубликованию, что предусмотрено частью 16 статьи 45ГрК РФ.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (ч. 1 ст.41ГрК РФ). Под устойчивым развитием территорий понимается обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (п. 3 ст.1ГрК РФ).
Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (ч.1 ст.42 ГрК РФ).
Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (ч.ч. 1, 2 ст. 43ГрК РФ).
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что отношения, возникающие при подготовке и принятии проекта межевания территории и проекта планировки территории, направлены на регулирование общественных отношений, так как градостроительная деятельность имеет целью обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения, устойчивое развитие территорий и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области, что отражено в положенияхстатей 42 - 46ГрК РФ, регламентирующих вопросы подготовки и утверждения документации по планировке территории.
Из названных норм также следует вывод, что проект планировки и проект межевания территории затрагивают интересы неопределенного круга лиц, поскольку распространяют свое действие не на индивидуально-определенные субъекты, а на круг лиц, объединенных общим признаком (в частности, граждан, проживающих на определенной территории), касаются соответствующего круга государственных органов, организаций, учреждений, должностных лиц.
О направленности документации по планировке территории на регулирование общественных отношений с участием неопределенного круга лиц свидетельствует и то обстоятельство, что проект планировки территории и проект межевания территории подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (ст. 5.1, ч.ч. 4, 5, 6 ст. 46ГрК РФ).
При определении документации по планировке территории как нормативного правового акта следует также учесть, что она рассчитана на неоднократное применение, так как не носит разовый характер, не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда возникают обстоятельства, предусмотренные данной документацией, не содержит указания на конкретное событие, с наступлением которого связано издание правового акта.
Поскольку административным ответчиком проект планировки территории не утверждался, на публичные слушания не выносился, направленные Адиевой Н.А. в адрес административного ответчика предложения и замечания к проекту межевания при проведении публичных слушаний 10.03.2021 во внимание не принимались, установленная законодательством Российской Федерации процедурапроведения публичных слушаний и принятия оспариваемого постановления административным ответчиком была нарушена.
Согласно п. 4 Порядка опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов Суоярвского городского поселения от 16.12.2020 № 210 официальное опубликование осуществляется путем публикации их текстов в районной газете «Суоярвский вестник» не позднее чем через десять дней со дня их принятия, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, доказательств опубликования оспариваемого постановления в официальном источнике – газете «Суоярвский вестник» административным ответчиком представлено не было.
Довод апелляционной жалобы о размещении оспариваемого постановления на официальном сайте Суорявского городского поселения, не может быть принят во внимание, поскольку размещение постановления на интернет – сайте не освобождает административного ответчика от обязанности обеспечить опубликование нормативного правового акта в предусмотренном порядке в районной газете «Суоярвский вестник».
Довод апелляционной жалобы о неправильном направлении административным истцом замечаний к проекту межевания, не может быть принят, поскольку материалами дела подтверждается поступление в адрес административного ответчика замечаний административного истца к проекту межевания территории 09.03.2021, то есть до назначенной даты проведения публичных слушаний (10.03.2021).
Таким образом, оспариваемое постановление администрации муниципального образования «Суоярвский район» «Об утверждении документации по планировке территории в виде проекта межевания территории на часть жилой застройки» от 12.03.2021 № 170 нельзя признать законным, поскольку административным ответчиком была нарушена процедура проведения публичных слушаний и порядок принятия оспариваемого постановления.
С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Питкярантского городского суда Республики Карелия от 09.09.2021 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи