Решение по делу № 33а-2308/2020 от 23.12.2019


Судья Гумеров Ш.А. УИД 16RS0046-01-2019-010291 -95

№2а-7169/2019 №33a-2308/2020 Учет 012а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 февраля 2020 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Горшунова Д.Н., судей Сибгатуллиной Л.И., Моисеевой Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мухамедзяновой В.Р.,

с участием прокурора Карпова К.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сибгатуллиной Л.И. административное дело по апелляционной жалобе Фахрутдинова Мурата Робертовича на решение Вахитовского районного суда города Казани от 12 ноября 2019 года, которым постановлено:

административное исковое заявление Фахрутдинова М.Р. к исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании постановления исполнительного комитета муниципального образования г.Казани об утверждении проекта планировки территории «Аметьево» от 31 декабря 2015 года недействующим со дня принятия в части положений, устанавливающих красные линии, проходящие по земельным участкам с кадастровыми номерами: .... и по жилым домам с кадастровыми номерами ...., расположенным по адресу: <адрес> оставить без удовлетворения.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Фахрутдинова М.Р., Нестерова В.О., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Карпова К.В., полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения, судебная коллегия,

установила:

Фахрутдинов Р.М. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 31 декабря 2015 года №4666 «Об утверждении проекта планировки территории «Аметьево».

В обоснование заявленных требований указано, что он является собственником объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома) площадью 123,8 кв.м с кадастровым номером ...., расположенного по <адрес> а также собственником земельного участка

площадью 255кв.м с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>

16 июля 2019 года он обратился в муниципальное казенное учреждение (далее - МКУ) «Управление архитектуры и

градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани» с заявлениями №7209/УАиГ/ОГ и №7211/УАиГ/ОГ о корректировке красных линий на земельных участках по улице Кривая, д.24, д.26 г.Казани соответственно.

Письмом МКУ «Управление архитектуры и «градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани» от 19 июля 2019 год №15/02-исх-ог/10234 от 19 июля 2019 года в изменении красных линий отказано на том основании, что земельные участки расположены в границах территории, на которую разработан проект планировки территории «Аметьево». Проект планировки утвержден постановлением исполнительного комитета г. Казани от 31 декабря 2015 года №4666.

Фахрутдинов М.Р. просил признать указанное постановление исполнительного комитета муниципального образования г.Казани об утверждении проекта планировки территории «Аметьево» от 31 декабря 2015 года недействующим со дня его принятия в части положений, устанавливающих красные линии, проходящие по земельным участкам с кадастровыми номерами: 16.... и по жилым домам с кадастровыми номерами .... расположенном по адресу: г.<адрес>

Рґ. 26.

Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе Фахрутдинова М.Р. ставит вопрос об отмене решения суда от 12 ноября 2019 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Он считает, что суд неправильно применил нормы материального права, настаивает на наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Указывается, что земельные


участки расположены в зоне Ж2, для которой Градостроительным Уставом г.Казани установлены показатели предельных значений параметров земельных участков и разрешенного строительства, в частности минимальный отступ строений от передней границы участка (в случаях, если иной показатель не установлен линей регулирования застройки) - 3 м (для строительства новых объектов), 5 м (для встроенно-пристроенных или отдельно стоящих гаражей). Поскольку красные линии проходят по земельным участкам Фахрутдинова М.Р., пользовании своими земельными участками он должен учитывать законодательные ограничения, которые установлены для территорий, ограниченных красными линиями. При этом оспариваемые положения нормативного акта нарушают право административного истца владение, пользование и распоряжение принадлежащими ему на праве собственности земельными участками и противоречат положениям статьи 35 Конституции Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.

Фахрутдинов М.Р. в суд не явился, обеспечили участие в судебном заседании своего представителя.

Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани, МКУ «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан» (Управление Росреестра по Республик е Татарстан) своих представителей в суд не направили.

В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов

Р·



субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Подготовка проекта планировки территории линейного объекта осуществляется, исходя из положений части 4 статьи 41 и части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании документов территориального планирования в соответствии с

программами комплексного развития систем коммунальной

инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования,

требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с положениями статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального

планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;

осуществления градостроительной деятельности с соблюдением

требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и

благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной


инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов публичной власти при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.

Согласно частям 1, 2 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с названным Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу положений статьи 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физичесжие и юридические лица.

При этом право граждан на участие в данных правоотношениях непосредственно реализуется через предусмотренную градостроительным законодательством процедуру проведения публичных слушаний при принятии государственными органами и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права граждан, в том числе при осуществлении ими мероприятий по планировке территорий.

В силу части 17 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".

Согласно частям 5 и 6 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта), проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

На основании частей 12, 13 и 14 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний.

Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального

опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красными линиями являются линии, которые обозначают, в том числе, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.

Красные линии включаются в состав проекта планировки территории, ввиду чего их разработка, утверждение и изменение осуществляется путем разработки проектов планировки соответствующих территорий.

Согласно пунктам 3.3 - 3.6. Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации № РДС 30-201-98 (утверждена постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 6 апреля 1998 года № 18-30), красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях.

Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.

Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.

Осуществление проектирования зданий и сооружений и строительство на территориях поселений, не имеющих утвержденных в установленном порядке красных линий, не допускается.

Красные линии являются основой для разбивки и установления на местности других линий градостроительного регулирования, в том числе и границ землепользований.

В соответствии с пунктом 4.6 указанной выше Инструкции корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.

На основании статьи 41 Градостроительного устава города Казани (утвержден Решением Казанского совета народных депутатов от 22 апреля 2004 года № 51-19, в редакции решения Казанской городской Думы от 8 октября 2010 года № 5-54, действующий на момент возникновения рассматриваемых правоотношений) МКУ «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани», будучи уполномоченным исполнительным комитетом муниципального образования города Казани субъектом, осуществляет ведение дежурного плана красных линий, в котором отображаются все красные линии, существующие в городе Казани, как утвержденные в установленном порядке (в составе проектов планировки территории), так и проектные (вошедшие в какие-либо проектные материалы, но не получившие статус утвержденных).

В муниципальном образовании город Казань порядок проведения публичных слушаний (в редакции, действовавшей на момент подготовки проекта планировки территории), определялась решением Казанской городской Думы от 8 июня 2006 года №7-9 «О порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Казани».

Из материалов дела видно, что постановлением мэра города Казани от 27 августа 2015 года №117 назначены публичные слушания по проекту планировки территории, ограниченной улицами Новая, Калинина,

Пехотная, Ремесленная и переулком Горный. Постановление опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани от 3 сентября 2015 года №34.

18 сентября 2015 года состоялись публичные слушания по проекту планировки территории, ограниченной улицами Новая, Калинина,

Тихомирнова, Пехотная, Ремесленная и переулком Горный (проект планировки территории Аметьево»), по результатам слушаний составлен протокол. В то же время на слушаниях 18 сентября 2015 года обсуждалось также внесение изменения в ранее утвержденный проект планировки.

Постановлением от 31 декабря 2015 года № 4666 утвержден проект планировки территории «Аметьево». Постановление опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани №1 от 21 января 2016 года, также оно опубликовано на официальном портале органов местного самоуправления города Казани (www.kzn.ru).

Ранее постановлением Мэра города Казани от 17 ноября 2011 года №440 назначены публичные слушания по проекту планировки территории района «Аметьево». Постановление опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани №46 (124) от 24 ноября 2011 года.

16 декабря 2011 года состоялись публичные слушания по проекту планировки территории, ограниченной улицами Новая, Калинина, Пехотная, Ремесленная и переулком Горный, по результатам слушаний составлен протокол.

Постановлением исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 9 июля 2012 года № 4533 утвержден проект планировки территории «Аметьево». Постановление опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани №31(161) от 16 августа 2012 года, также оно опубликовано на официальном портале органов местного самоуправления города Казани (www.kzn.ru).

Как следует из материалов дела, проект планировки территории, ограниченной улицами Новая, Калинина, Тихомирнова, Пехотная, Ремесленная и переулком Горный, был разработан в границах ранее утвержденного проекта планировки территории района «Аметьево» с целью корректировки границ территории общего пользования.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из положений вышеприведенных нормативных правовых актов и установленных по делу обстоятельств. При этом суд на основании исследованных материалов административного дела пришел к выводу о том, что процедура принятия и опубликования нормативно-правового акта, установленная Градостроительным кодексом Российской Федерации, была соблюдена, публичные слушания в оспариваемой части постановления были проведены ранее - 16 декабря 2011 года, информация о слушаниях и постановление от 9 июля 2012 года об утверждении проекта планировки опубликована. Суд также указал, что оспариваемое постановление положений, ограничивающих право собственности административного истца на принадлежащий ему земельный участок, не содержит, и с учетом изложенного пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска.

С такими выводами суда судебная коллегия в целом соглашается, поскольку они основаны на приведенных положениях законодательства и подтверждаются материалами дела.

Довод апелляционной жалобы о нарушении существующим положением конституционного права административного истца на частную собственность, носит характер общего суждения, не связан с какими-либо конкретными последствиями, вытекающими из правомочия пользования принадлежащими ему объектами недвижимости, и отмену решения суда не влечет.

Иные доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают и в связи с этим отмену решения суда также повлечь не могут.

С учетом изложенного в силу части 5 статьи 310 КАС РФ решение суда не подлежит отмене, поскольку является правильным по существу.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Вахитовского районного суда города Казани от 12 ноября 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Фахрутдинова Мурата Робертовича - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

РЎСѓРґСЊРё

33а-2308/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Другие
Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани
Управление Росреестра по РТ
Нестеров В.О.
прокуратура г. Казани
Фахрутдинов М.Р.
Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани
Комитет Земельных и Имущественных отношений РТ
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Сибгатуллина Л. И.
Дело на сайте суда
vs.tat.sudrf.ru
21.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее