Решение по делу № 2а-1321/2018 от 26.06.2018

г.Луга 20 сентября 2018 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по делу № 2а-1321/2018

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Михайлова В.В.

при секретаре Дубининой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Никитиной Галины Алексеевны к администрации Тесовского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным акта и заключения межведомственной комиссии в отношении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Никитина Г.А. обратилась в Лужский городской суд с административным исковым заявлением к администрации Тесовского сельского поселения Лужского муниципального района о признании незаконным акта межведомственной комиссии и заключения об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и подлежащим сносу от 20.12.2016 г. в отношении жилого дома по <адрес>.

В обоснование заявленных требований указала, что указанный жилой дом 1965 года постройки.

Истец неоднократно обращалась в администрации Тесовского сельского поселения Лужского муниципального района о признании квартиры по адресу <адрес> не пригодной для постоянного проживания. После обращения в Лужскую прокуратуры проведено обследование данного дома.

С заключением межведомственной комиссии ознакомлена не была, указанное заключение было ей прислано в письме прокуратуры от 3.11.2017 г. Как следует из указанного заключения, целесообразно производить восстановительные работы по капитальному ремонту. Дом не был признан аварийным и не пригодным для проживания.

Считает в нарушение пунктов 33, 34, 42,43 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания, межведомственной комиссией не произведена оценка дома установленным требованиям. Полагает вывод комиссии не подтвержден техническим заключением или иными документами. Комиссия ограничилась только визуальным осмотром, инструментальный осмотр или лабораторные исследования не производись.

Полученным заключением ООО «Стройтехэкспертиза», квартира истца признанна непригодной для постоянного проживания, износ помещения составляет 47 процентов.

В судебном заседании Никитина Г.А. поддерживает заявленные требования, поясняет, что поскольку за ней числится данное жилое помещение, которое фактически не пригодно для проживания, она не может воспользоваться правом на улучшение жилищных условий в г.С-Петербурге.

Администрация Тесовского сельского поселения Лужского муниципального района явку в судебное заседание представителя не обеспечила. В письменном отзыве на иск указала, что администрацией поселения на основании договора, заключенного с ООО «Профсервис ТЭК» произведено обследование указанного дома. По результатам обследования указано, что восстановительные работы целесообразно проводить только в виде работ по капитальному ремонту, о чем указано в заключении межведомственной комиссии. Указанный дом включен в программу капитального ремонта, в настоящее время закончены работы по ремонту фундамента и фасада дома.

Суд, выслушав административного истца, исследовав материалы дела, находит административное исковое заявление Никитиной Г.А. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ст.15 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования) (ч.2).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.3).

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (ч.4).

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 установлено:

Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям (п.7).

Разделом II Положения установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение: несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования; основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом (пункт 10); жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств (пункт 16); жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение), в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных (пункт 12).

Согласно пункту 33 названного выше Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, а также вследствие изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

В силу пункта 34 Положения, жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции

В соответствии с пунктом 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принимает одно из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения, перечень которых является исчерпывающим.

Так, по результатам работы комиссии может быть принято решение:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 49 Положения предусмотрено, что на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, с указанием его дальнейшего использования и проведения ремонтно-восстановительных работ многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции включает в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения.

По смыслу приведенных выше норм права, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания, а также вопросы дальнейшего использования таких помещений отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, и органа исполнительной власти.

Пункт 47 Положения содержит варианты формулировок заключений, выдаваемых межведомственной комиссией и не предусматривает возможности произвольного принятия решения комиссией.

Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

В ходе рассмотрения дела установлено:

Никитиной Г.А. на праве собственности принадлежат квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>.

Как следует из акта обследования межведомственной комиссии Тесовского сельского поселения от 20.12.2016 г., составленного по результатам обследования многоквартирного жилого дома 1965 года постройки, по обращению Никитиной Г.А., по адресу: <адрес>, в доме выявлены следующие дефекты и повреждения:

1.Отсутствует горизонтальная гидроизоляция фундамента, нарушен штукатурный слой цоколя, отпадает штукатурка от стен цоколя;

2.Наружные стены имеют отдельные волостные трещин, выбоины в кладке стен;

3. Внутренние стены: имеют трещины в штукатурном слое, местами отпадение штукатурки, трещины в местах сопряжения со смежными конструкциями;

4.Перегородки имеют глубокие трещины и зазоры в местах сопряжения со смежными конструкциями, диагональные трещины в штукатурном слое, выпирание досок и поражение гнилью;

5.Перекрытия имеют трещины и выпадение раствора в швах между плитами, незначительное смещение плит относительно друг друга по высоте, отслоение выравнивающего слоя штукатурки;

6.Повреждены детали слуховых окон, покрытия из асбесто-цементных листов имеют просветы, отколы, трещины, заплаты, следы протечек на потолках. Дымовые трубы имеют значительные повреждения, колпаки отсутствуют, кирпичная кладка разрушена;

7.Лестницы имеют трещины вдоль волокон в досках на лестничных площадках и ступенях, перила расшатаны, доски ступеней и площадок стерты, недостаточная прочность крепления тетив к подкосоурным балкам, поражение гнилью и разрушение опорных балок площадок;

8. Балконы: на верхней поверхности плиты балкона поперечные трещины, разрушения бетона по краю плиты, разрушение защитного слоя бетона на нижней поверхности плиты; следы коррозии арматуры на оголившейся нижней поверхности плиты, следы коррозии на ограждении балконов;

9. Полы имеют прогибы и просадки, стирание досок в ходовых местах, щели между досками, поражение гнилью досок;

10.Оконнные переплеты, коробка и подоконная доска полностью поражены гнилью, створки не открываются или выпадают, все сопряжения нарушены, местами нарушено остекление, часть приборов повреждена;

11. Некоторые дверные коробки в нижней части поражены гнилью, дверные коробки перекошены, дверные полотна имеют неплотный притвор по периметру коробки, приборы частично не исправны, обвязка некоторых полотен в нижней части повреждена;

12. На стенах и потолках глубокие трещины, выпучивание и выпадание штукатурки, отставание и разрывы обоев, следы протечек, отслоение окрасочного состава со шпаклевкой;

13. На верхней поверхности козырька трещины, разрушение бетона по краю плиты, разрушение защитного слоя бетона на нижней поверхности плиты; следы коррозии арматуры на оголившейся нижней поверхности плиты, разрушение покрытия козырька из рубероида;

14. Массовое разрушение покрытия и основания отмостки;

15. При обследовании печей обнаружены завалы в каналах, выпучивание стенок местами, отклонение стенок от вертикали, наружная кладка имеет глубокие трещины, выпадение кирпичей, прогар, деформация стальных футляров,

16. В отдельных местах обнаружено повреждение магистральных и внутриквартирных сетей электроснабжения, следы ремонта с частичной заменой сетей и приборов, открытые проводки покрыты слоем краски, имеются скрутки, отсутствует часть приборов.

Рекомендации и предлагаемые меры для обеспечения безопасности или создания нормальных условий проживания:

1.Фундаменты: восстановление гидроизоляции, отмостки, защитного штукатурного слоя;

2.Стены наружные: заделка трещин и выбоин,

3. Стены внутренние: расшивка трещин, восстановление защитного слоя штукатурки,;

4.Перегородки: полная замена конструкций перегородок;

5.Перекрытие, покрытие: расшивка швов между плитами, выравнивание поверхности плит, замена утеплителя;

6.Кровля: замена непригодных для дальнейшего использования деревянных конструкций крыши, полная замена кровельного покрытия, ремонт кирпичных дымовых труб;

7.Лестницы: замена деревянных конструкций лестниц не пригодных для дальнейшей эксплуатации, замена опорных балок и настила площадок, замена настила ступеней, замена перил, ремонт полов входа;

8.Балконы: замена гидроизоляции, устройство цементного пола, ремонт металлических обделок и перил, восстановление защитного слоя бетона на нижней поверхности плиты;

9.Полы: замена лаг, не пригодных для дальнейшего использования, замена полов с частичным использованием старого материала;

10.Окна: полная замена оконных блоков;

11. Двери: ремонт и замена дверных заполнений,

12.Внутренняя отделка: расшивка трещин и ремонт штукатурки;

13.Козырьки: замена покрытия козырька, восстановление защитного слоя бетона на нижней поверхности плиты;

14.Отмостка: полное восстановление отмостки;

15. Отопление(печи): полная перекладка печей и кухонных плит, с добавлением кирпича;

16. Электроснабжение: замена проводки и приборов.

В заключении по результатам обследования указано: восстановительные работы целесообразно проводить только в виде работ по капитальному ремонту, без улучшения условий для проживания, с учетом санитарно-гигиенических требований.

При этом у межведомственной комиссии имелось заключение ООО «Профсервис ТЭК» от 2015 года, в котором указано о недопустимом состоянии деревянных перегородок, покрытия из асбестно-цементных листов, деревянных лестниц, балконов, оконных заполнений, внутренней отделки, козырьков, отопления, электроснабжения, аварийном состояния отмостки, общем износе дома - 56 процентов.

Как следует из заключения специалиста ООО «Стройтехэкспертиза» от 14.03.2016 г., также имевшего у межведомственной комиссии, техническое состояние рассматриваемого дома определено как неудовлетворительное. Эксплуатация конструктивных элементов возможна лишь при условии значительного капитального ремонта. Физический износ дома определен в размере 47 процентов. Квартира , расположенная в данном доме, не пригодна для проживания.

Указано о нахождении в недопустимом состоянии несущих кирпичных стен, крыши, кровли, системы водоснабжения, печных и отопительных труб, аварийном состоянии деревянной лестницы парадной , санузла на дворовой территории, поступлении атмосферных осадков в жилые помещения через множественные повреждения кровли, поврежденные окна и двери.

Исходя из анализа полученных доказательств, суд находит в оспариваемом заключении межведомственной комиссии не обоснована техническая возможность приведения помещений жилого дома в пригодное состояние, не исследованы выявленные специалистами дефекты обследуемого жилого дома на предмет их влияния на возможность дальнейшей безопасной эксплуатации строительных конструкций здания и как следствие, пригодность (непригодность) помещения для проживания. Кроме того, данное заключение не содержит выводов в соответствии с п.47 Положения.

В случае признания помещения подлежащим капитальному ремонту, технико-экономическое обоснование такого решения.

В связи с изложенным, оспариваемое заключение межведомственной комиссии принято в нарушение указанных норм права.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока для обжалования заключения межведомственной комиссии.

Согласно ст.219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1).

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.7).

Как установлено в ходе рассмотрения дела, административным ответчиком не было предоставлено Никитиной Г.А. оспариваемое заключение межведомственной комиссии.

Копия данного заключения была приложена к ответу Лужской городской прокуратуры от 10.08.2017 г. административному истцу.

Как следует из материалов дела, после получения указанного заключения, Никитина Г.А. обращалась в прокуратуру Ленинградской области, указывая, о несогласии с данным заключением, что подтверждается ответом Лужской городской прокуратуры от 3.11.2017 г. В дальнейшем обращалась в порядке гражданского судопроизводства в Лужский городской суд. Определениями суда от 27.02.2017 г. и от 8.05.2018 г. ей отказано в принятии искового заявления.

В связи с изложенным, суд находит подлежащим удовлетворению ходатайство Никитиной Г.А. о восстановлении срока для обжалования указанного заключения.

Исходя из изложенного, административное исковое заявление Никитиной Г.А. в части требований о признании незаконным оспариваемого заключения межведомственной комиссии подлежит удовлетворению.

Требования о признании незаконным акта межведомственной комиссии, суд полагает, удовлетворению не подлежат, поскольку акт обследования жилого помещения межведомственной комиссией является документом фиксирующим состояние помещения, который сам по себе не влечет возникновения каких-либо прав или обязанностей.

В связи с признанием незаконным заключения межведомственной комиссии, суд находит необходимым возложить на администрацию Тесовского сельского поселения Лужского муниципального района обязанность провести повторное обследование межведомственной комиссией указного жилого дома в течении 30-дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180,227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В административное исковое заявления Никитиной Галины Алексеевны удовлетворить частично.

Признать незаконным заключение межведомственной комиссии администрации Тесовского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области от 20.12.2016 г. в отношении жилого дома по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию Тесовского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области провести повторное обследование межведомственной комиссией указанного жилого дома в течении 30-дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.

Решение суда может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий:

решение суда в окончательной форме изготовлено 25.09.2018 г.

2а-1321/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Никитина Г. А.
Никитина Галина Алексеевна
Ответчики
Администрация Тесовского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области
Другие
ООО "Районная управляющая компания"
Суд
Лужский городской суд Ленинградской области
Судья
Михайлов Вячеслав Владимирович
Дело на странице суда
lugasud.lo.sudrf.ru
26.06.2018Регистрация административного искового заявления
26.06.2018Передача материалов судье
29.06.2018Решение вопроса о принятии к производству
29.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2018Подготовка дела (собеседование)
23.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2018Судебное заседание
04.09.2018Судебное заседание
20.09.2018Судебное заседание
25.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее