Решение по делу № 2а-3395/2020 от 29.04.2020

56RS0018-01-2020-003225-65

2а-3395/20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июня 2020 года г.Оренбург

Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Пименовой О.А.,

при секретаре Сотникове Н.Ю.,

с участием:

представителя административного ответчика Кургановой О.Н.,

представителя заинтересованного лица Урясовой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сорокиной Т.Н. к администрации города Оренбурга о признании незаконным постановления,

установил:

Сорокина Т.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации города Оренбурга о признании незаконным и отмене постановления №... от 19.05.2017 года «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером ... и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд».

В обоснование требований указано, что Сорокина Т.Н. является собственником нежилого помещения №..., расположенного по адресу: г.Оренбург, ... Заключением межведомственной комиссии №... от 30.09.2011 года указанный жилой дом признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. 19.05.2017 года администрацией г.Оренбурга принято постановление №... от 19.05.2017 года «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером ... и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд». Полагает, что постановление вынесено без учета того, что решение межведомственной комиссии принято без привлечения специалистов, которые необходимо привлекать для определения процента износа технического состояния строений. 01.10.2017 года сделано заключение специализированной организацией ООО «...», по заключению которого строительные конструкции жилого дома не угрожают жизни и здоровью граждан. Просит проверить оспариваемое постановление на соответствие положениям Жилищного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, ... (р) «Правила оценки физического износа жилых зданий», утвержденные Приказом Госстроя СССР от 24.12.1986 №446, признать незаконным и отменить постановление администрации г.Оренбурга №... от 19.05.2017 года «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером ... и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд».

Определением суда от 08.06.2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по управлению имуществом г.Оренбурга.

В судебное заседание административный истец Сорокина Т.Н. не явилась, о месте, времени судебного заседания извещалась надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Курганова О.Н. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного искового заявления по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель заинтересованного лица Урясова Т.Н. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований Сорокиной Т.Н., поскольку срок для оспаривания постановления истек. Кроме того, постановление утратило силу. В адрес Сорокиной Т.Н. направлено соглашение об изъятии недвижимого имущества, которое Сорокиной Т.Н. до настоящего времени не подписано.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявших оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2 ЖК РФ); жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10 ЖК РФ).

В соответствии с ч.4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение указанных положений Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 1 Положения).

Положением установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с ч.3 ст.56.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

В силу п. 4 ч. 2 ст. 56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

В соответствии с ч.2 ст.56.6 ЗК РФ решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.

В силу ч.ч.13,14 ст.56.6 ЗК РФ решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия. Решение об изъятии может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии.

Согласно п. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Сорокина Т.Н. является собственником нежилого помещения №..., расположенного по адресу: г.Оренбург, ул...

Заключением межведомственной комиссии №... от 30.09.2011 года указанный жилой дом признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации г.Оренбурга от 8 февраля 2011 г. №... «Об утверждении Положения «О порядке предоставления жилых помещений гражданам в связи с их выселением из непригодных для проживания жилых помещений и многоквартирных аварийных домов жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования «город Оренбург» утвержден список непригодных для проживания граждан жилых помещений и многоквартирных аварийных домов жилищного фонда, находящегося на территории муниципального образования «город Оренбург».

Согласно приложению № ... указанного постановления жилой многоквартирный дом ... по ул.... г.Оренбурга включен в список непригодных для проживания граждан.

Постановлением администрации г.Оренбурга от 15 апреля 2013 г. №... «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013 - 2017 годы» утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013 - 2017 годы», согласно приложению дом ... включен в программу.

19.05.2017 года администрацией г.Оренбурга принято постановление №... от 19.05.2017 года «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером ... и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд».

Согласно названному постановлению на Комитет по управлению имуществом г.Оренбурга возложена обязанность осуществить юридические действия, связанные с изъятием нежилых помещений.

Срок действия постановления составляет три года со дня его принятия.

15.05.2020 года в адрес Сорокиной Т.Н. направлен для подписания проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд.

Заявляя требование о признании незаконным постановления №... от 19.05.2017 года «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером ... и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд», административный истец Сорокина Т.Н. пропустила срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, предусмотренный ч.1 ст.219 КАС РФ, в силу которой если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В административном исковом заявлении Сорокина Т.Н. не указала, когда ей стало известно об оспариваемом постановлении.

Согласно п.8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

С учетом того, что оспариваемое постановление принято органом местного самоуправления 19.05.2017 года, доказательств получения Сорокиной Т.Н. постановления в более поздние сроки материалы дела не содержат, суд считает, что Сорокиной Т.Н. пропущен срок обращения в суд с требованием об оспаривании указанного постановления при отсутствии ходатайства о его восстановлении, а также указания уважительных причин пропуска вышеуказанного срока.

Пропуск срока на обращение в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Вопреки положениям ч.11 ст.226 КАС РФ Сорокиной Т.Н. не представлены доказательства соблюдения срока обращения в суд.

Кроме того, Сорокиной Т.Н. в административном исковом заявлении не указано, в чем заключается нарушение ее прав и законных интересов оспариваемыми решением.

Проверяя законность оспариваемого постановления, суд приходит к выводу о том, что оно принято уполномоченным органом и в пределах его полномочий, порядок принятия оспариваемого постановления соблюден, его содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Поскольку у суда отсутствуют доказательства признания недействительными заключения межведомственной комиссии и постановления о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, отсутствуют основания для признания оспариваемого постановления об изъятии земельного участка незаконным.

Наличие экспертного заключения, ссылка на которое имеется в административном исковом заявлении, юридического значения для рассмотрения вопроса о законности постановления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд не имеет.

Таким образом, оспариваемое постановление является законным и обоснованным и прав административного истца не нарушает.

Руководствуясь ст.ст.175-180,227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Сорокиной Т.Н. к администрации города Оренбурга о признании незаконным постановления – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца, со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: подпись О.А.Пименова

решение в окончательной форме принято 23 июня 2020 года

Судья: подпись О.А.Пименова

Копия верна. Судья:

Секретарь:

2а-3395/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сорокина Татьяна Николаевна
Ответчики
Комитет по управлению имуществом города Оренбурга
Администрация г. Оренбурга
Другие
Терновская Гульназ Маратовна
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбург
Судья
Пименова Оксана Александровна
Дело на сайте суда
leninsky.orb.sudrf.ru
08.05.2020Регистрация административного искового заявления
07.05.2020Передача материалов судье
13.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.05.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2020Подготовка дела (собеседование)
19.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.06.2020Судебное заседание
03.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее