Решение по делу № 2-90/2024 (2-3164/2023;) от 07.09.2023

29RS0018-01-2023-004086-48

Дело № 2-90/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 января 2024 года г. Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Романовой Е.В., при секретаре Поповой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петровского Ю. А. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области о признании отказа незаконным, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о возложении обязанности заключить договор на предоставление стоматологических услуг, возложении обязанности выдать направление и оплатить оказание <данные изъяты>,

установил:

Петровский Ю.А. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области о признании отказа в предоставлении медицинской услуги незаконным, возложении обязанности заключить контракт, выдать направление и оплатить оказание <данные изъяты>.

    В обоснование исковых требований указал, что является сотрудником федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы. В период прохождения службы он неоднократно обращался к ответчику с рапортами об оказании <данные изъяты>. Каких-либо мер по представленным рапортам принято не было. Просил признать отказ ГУ МЧС России по Архангельской области от 14 августа 2023 года о выдаче направления для получения бесплатной <данные изъяты> незаконным; обязать ответчика заключить с организацией государственной или муниципальной системы здравоохранения г. Архангельска договор на предоставление ему <данные изъяты>; обязать ответчика выдать ему направление и оплатить оказание <данные изъяты> в организации государственной или муниципальной системы здравоохранения. г. Архангельска, с которой заключен соответствующий договор; в случае невозможности обеспечить оказание <данные изъяты> в г. Архангельске обязать ответчика выдать ему направление на оказание <данные изъяты> в ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова» МЧС России; просил взыскать государственную пошлину в возврат в размере 300 руб.

    В ходе рассмотрения дела по ходатайству ответчика с согласия истца к участию в деле в качестве ответчика привлечено УМВД России по Архангельской области по всем требованиям, за исключением требования о признании отказа ГУ МЧС России по Архангельской области от 14 августа 2023 года о выдаче направления для получения бесплатной <данные изъяты> незаконным.

    Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М.Никифорова» МСЧ России, ФКУЗ «МСЧ МВД России по Архангельской области».

    Истец Петровский Ю.А. исковые требования поддержал. Пояснил, что надлежащим ответчиком является ГУ МЧС России по Архангельской области, поскольку именно указанным ответчиком были нарушены его права. Он понимает, что вправе получить медицинское обслуживание как пенсионер по линии МВД, между тем, желает, чтобы его права на <данные изъяты> были восстановлены именно ответчиком ГУ МЧС России по Архангельской области.

    Представитель ответчика ГУ МЧС России по Архангельской области Стащенко Т.В. с иском не согласилась. Пояснила, что в силу имеющихся нормативных правовых актов в системе МЧС России отсутствует возможность реализации права служащими на <данные изъяты>. Указала, что истец ДД.ММ.ГГГГ уволен по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, в этой связи обязанность по его медицинскому обслуживанию возложена в настоящее время на УМВД России по Архангельской области.

    Представитель ответчика УМВД России по Архангельской области Лучников А.А. с иском не согласился по основаниям, изложенным в отзыве. Указал на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска к ответчику УМВД России по Архангельской области.

    Представители третьего лица ФКУЗ «МСЧ МВД России по Архангельской области» Бескровная О.В., Тетеревлева М.А. с иском не согласились.

    Третье лицо ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М.Никифорова» МСЧ России, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направило. В отзыве указало на то, что государственным заданием на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов оказание медицинской помощи по профилю медицинской помощи – <данные изъяты> не предусмотрено.

    По определению суда дело расмотрено при данной явке.

    Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 11 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник федеральной противопожарной службы имеет право на медицинское обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Статьей 68 названного Федерального закона установлено, что обеспечение сотрудника федеральной противопожарной службы и членов его семьи жилым помещением, медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудника и членов его семьи осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

    Отношения, связанные с медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Частью 1 статьи 10 названного Федерального закона установлено, что сотрудник имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом (фельдшером), медицинскими изделиями в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

    Частью 2 статьи 10 указанного Федерального закона предусмотрено, что при отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций уполномоченного федерального органа исполнительной власти либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, необходимых специалистов или специального медицинского оборудования медицинское обеспечение сотрудника, в том числе прохождение сотрудником диспансеризации или профилактического медицинского осмотра, осуществляется в иных медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения. Порядок медицинского обеспечения сотрудника и возмещения расходов указанным организациям, в том числе за прохождение сотрудником диспансеризации или профилактического медицинского осмотра, устанавливается Правительством Российской Федерации. Расходы, связанные с медицинским обеспечением сотрудника, в том числе при прохождении сотрудником диспансеризации или профилактического медицинского осмотра, возмещаются медицинским организациям государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

    Правила медицинского обеспечения сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации и федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в указанных учреждениях и органах, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, федеральной таможенной службы, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или Министерства внутренних дел Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 24.04.2019 № 491 (далее – Правила).

    В соответствии с пунктом 1 Правил бесплатная медицинская помощь, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), оказывается и бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом (фельдшером), и медицинскими изделиями осуществляется:

    а) в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - медицинские организации федеральных органов исполнительной власти) в отношении соответственно следующих лиц: сотрудники, имеющие специальные звания (далее - сотрудники), проходящие службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации и федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы;

    б) в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении прикрепленных для медицинского обеспечения к медицинским организациям Министерства внутренних дел Российской Федерации (в случае отсутствия медицинских организаций уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий либо отсутствия в таких медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования) следующих лиц: сотрудники, проходящие службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы.

    Пунктом 5 Правил установлено, что при отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудников медицинских организаций федеральных органов исполнительной власти или медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования медицинское обеспечение сотрудников осуществляется в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением в соответствии с законодательством Российской Федерации расходов на оказание медицинской помощи этим медицинским организациям соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в которых сотрудники проходят службу.    Из материалов дела следует, что Петровский Ю.А. проходил федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы в должности <данные изъяты>

    Приказом от ДД.ММ.ГГГГ он уволен со службы ДД.ММ.ГГГГ по пункту 4 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

    Ранее, в период несения службы, ДД.ММ.ГГГГ ФКУЗ «МСЧ МВД России по Архангельской области» истцу выдана справка о том, что ему рекомендовано <данные изъяты> по месту службы.

    В ходе рассмотрения дела представители ФКУЗ «МСЧ МВД России по Архангельской области» пояснили, что учреждение услуги по <данные изъяты> не осуществляет.

    19 апреля 2023 года Петровский Ю.А. обратился с рапортом на имя начальника ГУ МЧС России по Архангельской области с просьбой обеспечить ему <данные изъяты>.

    14 августа 2023 года истцу ГУ МЧС России по Архангельской области направлен ответ с указанием на то, что заключение договоров (государственных контрактов) с медицинскими учреждениями на оказание услуг по <данные изъяты> сотрудникам ФПС ГПС не представляется возможным.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 911 утверждены Правила возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на проведение медицинских осмотров, диспансеризации военнослужащих, оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, и лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы.

    Данные Правила определяют порядок возмещения медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения (расходов на проведение медицинских осмотров, диспансеризации военнослужащих, оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, и лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи (далее - сотрудники), на договорной основе за счет средств, выделяемых из федерального бюджета соответствующим федеральным органам исполнительной власти (федеральным государственным органам) на эти цели.

    В соответствии с пунктом 2 Правил расходы организаций здравоохранения на проведение медицинских осмотров, диспансеризации военнослужащих, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, возмещаются военным округом (флотом), военно-медицинской организацией (в том числе лицам, находящимся на лечении либо обследовании (освидетельствовании), оперативно-территориальным объединением, соединением, воинской частью, организацией войск национальной гвардии Российской Федерации, органами военной прокуратуры, военными следственными органами Следственного комитета Российской Федерации, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (военные сборы, службу) военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и сотрудники, на территории которого проживают граждане, уволенные с военной службы (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), по тарифам на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в период проведения медицинских осмотров, диспансеризации военнослужащих, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, оказания медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и сотрудникам, а также гражданам, уволенным с военной службы, а в случае отсутствия медицинских услуг, предоставленных при проведении медицинских осмотров, диспансеризации и оказании медицинской помощи, в структуре тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренной в программах обязательного медицинского страхования, - по ценам (тарифам) на медицинские услуги, определенным в порядке, установленном органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей организаций здравоохранения, в соответствии с договором о проведении медицинских осмотров, диспансеризации военнослужащих, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, об оказании медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и сотрудникам, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы, организациями здравоохранения (далее - договор), заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа) (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей (за исключением оперативно-территориальных объединений, соединений, воинских частей, организаций войск национальной гвардии Российской Федерации), учреждений и организаций (за исключением военно-медицинских организаций), органов безопасности и других) и организацией здравоохранения, по форме согласно приложению.

    С учетом изложенных положений то обстоятельство, что услуга по <данные изъяты> не тарифицируется в системе обязательного медицинского страхования, не может служить отказом в реализации права истца на бесплатную <данные изъяты>, установленного Федеральным законом «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В этой связи, поскольку истец в период несения службы обратился к ответчику ГУ МЧС России по Архангельской области за реализацией права на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на <данные изъяты>, в реализации такого права ответчиком истцу было отказано, требование истца о признании незаконным отказа ГУ МЧС России по Архангельской области в обеспечении истца бесплатной <данные изъяты> является обоснованным и подлежит удовлетворению.

С учетом изложенных выше обстоятельств дела и правовых норм, заявленных требований на ГУ МЧС России по Архангельской области следует возложить обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать в медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения Петровскому Ю.А. бесплатное оказание <данные изъяты>

    Поскольку права истца были нарушены ГУ МЧС России по Архангельской области в период несения им службы, именно ГУ МЧС России по Архангельской области является надлежащим ответчиком по делу. То обстоятельство, что истец уволен со службы, правового значения для разрешения данного дела не имеет. Истец пояснил в ходе рассмотрения дела, что желает восстановить свои права, нарушенные ответчиком ГУ МЧС России по Архангельской области в период несения им службы.

    В иной части исковые требования не подлежат удовлетворению.

    Поскольку при подаче иска истец от уплаты государственной пошлины был освобожден, основания для взыскания с ответчика в пользу истца уплаченной им государственной пошлины в возврат отсутствуют.

    От уплаты государственной пошлины ответчик освобожден.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

                    решил:

исковые требования Петровского Ю. А. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области о признании отказа незаконным, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о возложении обязанности заключить договор на предоставление стоматологических услуг, возложении обязанности выдать направление и оплатить оказание <данные изъяты> удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области в обеспечении истца бесплатной <данные изъяты>.

    Возложить на Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать в медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения Петровскому Ю. А. бесплатное оказание медицинской помощи <данные изъяты>

В удовлетворении остальной части требований Петровского Ю. А. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области, а также требований к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Архангельска.

Мотивированное решение суда изготовлено 23 января 2024 года.

Судья     Е.В. Романова

2-90/2024 (2-3164/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Петровский Юрий Александрович
Ответчики
УМВД России по Архангельской области
Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области
Другие
ФКУЗ "МСЧ МВД России по Архангельской области"
ФГБУ "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М.Никифорова" МСЧ России
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Судья
Романова Е.В.
Дело на странице суда
oktsud.arh.sudrf.ru
07.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.09.2023Передача материалов судье
08.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.09.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.10.2023Предварительное судебное заседание
02.11.2023Судебное заседание
07.12.2023Судебное заседание
07.12.2023Судебное заседание
16.01.2024Судебное заседание
23.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее