78RS0020-01-2019-001658-20
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
88-6297/2023
2-143/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Санкт-Петербург 5 апреля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Какурина А.Н.,
судей Кузнецова С.Л. и Чекрий Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-143/2020 по иску Воробья Олега Федоровича к Санкт-Петербургскому ГКУ «Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела», Комитету по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, Комитету финансов Санкт-Петербурга о возмещении убытков
по кассационной жалобе Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 10 ноября 2022 г., с учётом определения судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 24 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Какурина А.Н., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
у с т а н о в и л а :
Воробей О.Ф. обратился в суд с иском к Санкт-Петербургскому ГКУ «Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела», Комитету по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, Комитету имущественных отношений Санкт- Петербурга, Комитету финансов Санкт-Петербурга о взыскании с ответчиков солидарно в счет возмещения ущерба суммы 5 010 000 рублей (рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №), расходов по оплате государственной пошлины в сумме 33 250 рублей.
В обоснование требований истец ссылается на то, что 14 мая 2013 г. он по договору купли-продажи земельного участка № 541/13 приобрел земельный участок, кадастровый номер: №, площадью 19 732 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: <адрес>. В последующем данный земельный участок был разделен на несколько земельных участков. Истцом 6 сентября 2014 г. получено свидетельство о государственной регистрации права № на земельный участок №, площадью 3 657 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: <адрес>. В феврале 2016 г. истец получил письмо администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось, что согласно материалам Генерального плана Санкт-Петербурга, утвержденного Законом Санкт-Петербурга от 24 июня 2015 г. № 421-81 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга», на территории Пушкинского района определены границы функциональной зоны К - зона кладбищ, в том числе кладбища в пос. Шушары. Комитет по градостроительству и архитектуре письмом от 29 декабря 2015 г. № 202-5-15150/15 подтвердил возможность увеличения границ территории кладбища в пос. Шушары в соответствии с материалами Генерального плана Санкт-Петербурга в границах функциональной зоны К. В границах территории зоны К расположены земельные участки с кадастровыми номерами № (<адрес>) и № (<адрес>). С 2015 года начались захоронения на Участке 1, территория Участка 1 на 80% занята захоронениями.
Учитывая возрастающую численность населения Пушкинского района, а также отсутствие в исторических границах кладбищ Пушкинского района свободных территорий для захоронений, администрация Пушкинского района в письме № 36-161 от 25 января 2016 г. просила истца согласовать следующее: изъятие Участка 1 и Участка 2 для государственных и муниципальных нужд на безвозмездной основе в целях размещения кладбища пос. Шушары; проведение работ по размежеванию Участка 2 за счет собственных средств, согласно действующему земельному законодательству при изъятии земельных участков, находящихся в частной собственности, для государственных и муниципальных нужд, работы по межеванию земельных участков проводятся собственниками земельных участков. В своем ответе на данное письмо истец указал, что готов к обсуждению вопроса при получении Соглашения об изъятии земельного участка в соответствии с главой VII.I Земельного кодекса РФ. Просил подготовить данное Соглашение в срок до 15 марта 2016 г. В марте 2016 г. истец получил очередное письмо из администрации Пушкинского района №382/16-1 от 9 марта 2016 г., в котором сообщалось о необходимости согласовать следующее: изъятие Участка 1 и Участка 2 для государственных и муниципальных нужд на безвозмездной основе в целях размещения кладбища пос. Шушары; проведение работ по размежеванию Участка 2 за счет собственных средств. В ответ на данное письмо истец сообщил, что принял решение принять указанное предложение, считает возможным изъятие данных участков для государственных нужд в соответствии с действующим законодательством. При этом истец за свой счет провел межевание Участка 2. В результате чего получил земельный участок №. Данные сведения и документы истец предоставил в администрацию Пушкинского района. В сентябре 2017 г. администрацией Пушкинского района было направлено в адрес вице-губернатора Санкт-Петербурга письмо о том, что Генеральным планом Санкт-Петербурга определены границы возможного расширения границ исторически сложившегося кладбища пос. Шушары; в границах возможного расширения расположены земельные участки с кадастровыми номерами № (предыдущие кадастровые номера № и №), которые находятся в собственности Воробея О.Ф.; для проведения процедуры изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и подготовки соответствующего соглашения согласно действующему законодательству администрация района направляет согласие Воробья О.Ф. об изъятии земельных участков для государственных нужд под расширение городского кладбища пос. Шушары.
С сентября 2017 г. никто больше с истцом не общался по вопросу выкупа земельных участков для государственных нужд.
На момент обращения истца в суд земельный участок № на 100% занят захоронениями. В период 2014-2016 гг. по периметру участка установлена ограда, земельный участок полностью огорожен за счет бюджета.
Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 марта 2020 г. исковые требования Воробея О.Ф. удовлетворены частично: с Санкт-Петербургского ГКУ «Специализированная служба СПБ по вопросам похоронного дела» в пользу Воробея О.Ф. взыскан ущерб в размере 5 010 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 33 250 руб. Решением также постановлено в случае недостаточности средств Санкт-Петербургского ГКУ «Специализированная служба СПБ по вопросам похоронного дела» взыскание денежных средств в сумме 5 043 250 руб. произвести субсидиарно с исполнительного органа Санкт-Петербурга - главного распорядителя бюджетных средств по ведомственной принадлежности - Комитета но промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга. В удовлетворении исковых требований Воробья О.Ф. в остальной части отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 февраля 2021 г. решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 марта 2020 г. оставлено без изменения.
Определением Третьего кассационного суда обшей юрисдикции от 2 июня 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 февраля 2021 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 10 ноября 2022 г., с учётом определения судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 24 января 2023 г., решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 марта 2020 г. отменено, по делу принято новое решение, которым с Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга за счет средств казны Санкт-Петербурга в пользу Воробея О.Ф. взысканы убытки связи с использованием для государственных нужд земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в размере 5 010 000 рублей, в остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга просил об отмене апелляционного определения как незаконного.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явились представители истца Воробея О.Ф. по доверенностям Воробей К.О. и Смирнов К.А., представители ответчиков Санкт-Петербургского государственного казённого учреждения «Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела» по доверенностям Калинина А.П. и Добровольская С.И., Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга по доверенности Силантьев К.Ю., представитель Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга по доверенности Проволоцкий В.В., представитель Комитета финансов Санкт-Петербурга по доверенности Григорьева Е.К.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, сведения о движении жалобы размещены на сайте суда в сети «Интернет», в связи с чем на основании пункта 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга по доверенности Проволоцкого В.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей ответчиков Санкт-Петербургского государственного казённого учреждения «Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела» по доверенностям Калинину А.П. и Добровольскую С.И., Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга по доверенности Силантьева К.Ю., представитель Комитета финансов Санкт-Петербурга по доверенности Григорьеву Е.К., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей истца Воробея О.Ф. по доверенностям Воробей К.О. и Смирнова К.А., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, и возражения на неё, судебная коллегия находит её не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений права в пределах доводов кассационной жалобы не имеется.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Воробей О.Ф. на праве собственности владеет земельным участком площадью 3657 кв. метров, с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения кладбищ.
Указанный земельный участок образован в результате раздела земельного участка площадью 19 732 кв.м., с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования, приобретенного истцом на основании договора купли-продажи земельного участка от 14 мая 2013 г. № 541/13, заключенного между производственным кооперативом «Шушары» и Воробеем О.Ф. Государственная регистрация права собственности произведена 11 июня 2013 г.
По информации, представленной Санкт-Петербургским ГКУ «Специализированная служба по вопросам похоронного дела», захоронения на спорном земельном участке произведены в период, начиная с 2010 года.
Согласно пункту 1.4 договора купли-продажи земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ данный договор одновременно является актом приема-передачи земельного участка.
Впоследствии из земельного участка № порядке раздела образовалось пять новых земельных участков: земельный участок №, площадью 3 657 кв.м., с кадастровым номером №, земельный участок №, площадью 5 000 кв.м., с кадастровым номером №, земельный участок №, площадью 9 960 кв.м., с кадастровым номером №, земельный участок №, площадью 850 кв.м., с кадастровым номером №, земельный участок №, площадью 265 кв.м., с кадастровым номером №.
Все вышеуказанные земельные участки образованы в результате раздела земельного участка площадью 19 732 кв.м., с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования образуемых земельных участков: для сельскохозяйственного использования, что подтверждается Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 7 июля 2014 г. № 3662-рк «Об утверждении границ земельного участка» и прилагаемыми к нему схемами расположения земельных участков.
Схема раздела земельного участка № 541, утвержденная Председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт- Петербурга и Начальником Управления землеустройства Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, определяет расположение образованных земельных участков.
6 сентября 2014 г. Воробей О.Ф. получил свидетельство о государственной регистрации права собственности № на земельный участок № с кадастровым номером №. В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ № разрешенное использование земельного участка: для сельскохозяйственного использования.
25 января 2016 г. Воробей О.Ф. получил письмо от администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, в котором администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга указала, что согласно материалам Генерального плана Санкт-Петербурга, утвержденного Законом Санкт-Петербурга от 24 июня 2015 г. № 421-81 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» на территории Пушкинского района определены границы функциональной зоны К - зоны кладбищ, в том числе кладбища пос. Шушары. Поскольку Комитетом по градостроительству и архитектуре письмом от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждена возможность увеличения границ территории кладбища в пос. Шушары в соответствии с материалами Генерального плана Санкт-Петербурга в границах функциональной зоны К, администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга в данном письме просила согласовать Воробея О.Ф. изъятие принадлежащих ему на праве собственности земельных участков № и № для государственных и муниципальных нужд на безвозмездной основе в целях размещения кладбища пос. Шушары ввиду того, что его земельные участки расположены в границах территории зоны К. Кроме того, администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга в данном письме указала, что один из участков, а именно, участок №, с кадастровым номером №, уже занят захоронениями на 80%.
Воробей О.Ф. возражал против безвозмездного изъятия, ссылаясь на незаконность занятия принадлежащих ему земельных участков захоронениями в отсутствие согласия собственника.
Письмом администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга от 9 марта 2016 г., со ссылкой на Закон Санкт-Петербурга от 24 июня 2015 г. № 421-81 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга», устанавливающий границы функциональной зоны К - зоны кладбищ, Воробею О.Ф. было предложено согласовать изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В последующем Воробей О.Ф. изменил вид разрешенного использования земельного участка № с кадастровым номером № на вид разрешенного использования: ритуальная деятельность, согласно выписке из ЕГРН от 4 декабря 2017 г.
Из материалов дела следует, что захоронения производились на участке истца, начиная с 2010 г., так как он вошел зону К в соответствии законом Санкт-Петербурга от 24 июня 2015 г. № 421-82 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О генеральном плане Санкт-Петербурга».
В статье 2 Положения о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 7 марта 2006 г. № 210 «Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге», содержится положение о том, что решение о создании мест погребения в Санкт- Петербурге принимается Правительством Санкт-Петербурга (пункт 2.1); выбор и отвод земельного участка для размещения места погребения и создания кладбища осуществляется в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим законодательством, требованиями санитарных норм и правил, а также Положением (пункт 2.3).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 3 апреля 2008 г. № 377 «Об утверждении перечней кладбищ Санкт-Петербурга, на которых предоставляются участки земли для погребения» утвержден перечень общественных кладбищ Санкт-Петербурга, в частности, в Приложении 2 указано кладбище «Шушарское», расположенное в <адрес>. В пункте 2 указанного постановления Правительства Санкт- Петербурга об утвержденном перечне кладбищ Санкт-Петербурга содержится положение о том, что перечисленные в пункте 1 кладбища находятся в ведении Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле.
Шушарское кладбище расположено по адресу: <адрес> и состоит из земельных участков, переданных на праве постоянного (бессрочного) пользования:
- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 21 166 кв.м., кадастровый номер № (Участок 1), на основании распоряжения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 8 июня 2016 г. № 140-рзу;
- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, площадью 4 537 кв.м. (Участок 2), на основании распоряжения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 8 ноября 2016 г. № 284-рзу.
Из указанных положений следует, что основные полномочия по организации кладбища «Шушарское» переданы Комитету по промышленной политике, инновациям и торговле. Эксплуатацию и содержание осуществляет находящееся в ведении названного Комитета СПБ ГКУ «Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела».
Правительство Санкт-Петербурга принимает решения о создании кладбищ и осуществляет выбор земельных участков. Комитет имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга принимает решение о предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, находящихся в государственной собственности, за исключением земельных участков, отнесенных Федеральным законом к собственности РФ, и прошедших государственный кадастровый учет (Положение о Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга, утвержденное Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 февраля 2015 г. № 98).
Как следует из пояснений истца Воробея О.Ф., до совершения договора купли-продажи земельный участок им не осматривался, расположение границ на местности не проверялось.
Обращаясь в суд с настоящим иском о возмещении ущерба, истец Воробей О.Ф. полагал, что вред причинен в результате бездействия органов государственной власти, выраженного в неизъятии земельного участка для государственных нужд, указывая при этом на фактическое изъятие земельного участка без заключения с ним какого-либо соглашения с возмещением рыночной стоимости земельного участка.
Разрешая по существу заявленный спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из доказанности бездействия органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, выразившегося в ненадлежащей организации похоронного дела, неисполнением обязанности по содержанию мест захоронения, наличии причинно-следственной связи между указанным бездействием и несанкционированным фактическим расширением Шушарского кладбища, в результате чего осуществлены захоронения на земельном участке, принадлежащем истцу, и последний лишен возможности использовать его по назначению.
При новом апелляционном рассмотрении дела суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, при этом исходил из того, что с 1 апреля 2015 г. подробно регламентирован порядок выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, и уведомления таких лиц о планируемом изъятии (статья 56.5 ЗК РФ), а также о принятом решении об изъятии земельного участка (статья 56.6 ЗК РФ), к которым также применяются правила о юридически значимом сообщении (статья 165.1 ГК РФ). При рассмотрении дел по спорам, возникающим в связи с принятием таких решений об изъятии, необходимо учитывать, что бремя доказывания факта соблюдения соответствующих требований земельного законодательства, направления соответствующих сообщений и их поставки адресату лежит на лице, направившем сообщение
С 1 апреля 2015 г. установлена обязанность не только уведомить правообладателя земельного участка о принятом решении об изъятии (пункт 5 статьи 279 ГК РФ, подпункт 3 пункта 10 статьи 56.6 ЗК РФ), но и направить ему проект соглашения об изъятии недвижимости с приложением кадастровых паспортов, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, а в установленных законом случаях - и отчета об оценке стоимости объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемого (пункты 2, 4 статьи 56.10 ЗК РФ).
В нарушение приведенных норм права установленный порядок изъятия земельного участка у истца для размещения общественного кладбища не соблюден.
Факт расположения кладбища на принадлежащем истцу спорном земельном участке № № кадастровый номер № подтверждается материалами дела и никем из сторон не оспаривается.
Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для веления сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Как следует из пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», решение о создании мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территории которых они создаются. По принадлежности моста погребения могут быть государственными и муниципальными.
Таким образом, земельный участок с размещенным на нем кладбищем не может находиться в частной собственности, что вытекает из положений данной кормы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
Использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается (пункт 6 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ).
С учетом нахождения кладбища на спорном земельном участке, а также, исходя из вышеприведенных требований закона, истец фактически лишен права пользования принадлежащим ему земельным участком по его целевому назначению как в настоящее время, так и в будущем.
Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Пунктом 3 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, предусмотренным федеральными законами.
В силу пункта 3 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения осуществляется на основании решений органов местного самоуправления.
Подпунктом 2 пункта 4 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд, с момента прекращения права частной собственности на них право собственности на объекты недвижимости возникает у муниципального образования.
В силу пунктов 1, 2, 4 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения. При определении размера такого возмещения в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка.
Таким образом, отсутствие решения органов местного самоуправления об изъятии земельного участка и несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для муниципальных нужд само по себе не лишает правообладателя такого участка права на возмещение убытков, причиненных фактическим лишением имущества, что не было учтено судом апелляционной инстанции при принятии решения об отказе в иске.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение убытков является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
Пунктом 1 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 3 апреля 2008 г. № 377 «Об утверждении перечней кладбищ Санкт-Петербурга, на которых предоставляются участки земли для погребения» включено в перечень общественных кладбищ Санкт-Петербурга, в связи с чем решение об изъятии земельного участка должны были принять уполномоченные органы исполнительной власти Санкт-Петербурга.
В соответствии с Положением о Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 февраля 2015 г. № 98, Комитет проводит государственную политику в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга, а также в сфере земельных отношений (за исключением инвентаризации земель и территорий зеленых насаждений в Санкт-Петербурге, а также муниципального земельного контроля на территории Санкт-Петербурга).
Основными задачами Комитета являются: осуществление юридических действий, связанных с разграничением государственной собственности; учет государственного имущества в реестре государственной собственности Санкт-Петербурга; реализация государственной политики в сфере земельных отношений на территории Санкт-Петербурга (за исключением инвентаризации земель и территорий зеленых насаждений г. Санкт-Петербурге, а также муниципального земельного контроля на территории Санкт-Петербурга), а также в сфере осуществления государственной кадастровой оценки объектов недвижимости; координация деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также обеспечение взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с территориальными органами, федеральных органов государственной власти, в целях реализации возложенных на Комитет задач.
Таким образом, Комитет имущественных отношений Санкт- Петербурга является тем органом исполнительной власти, который от имени Санкт-Петербурга был обязан принять решение об изъятии земельного участка и решить вопрос о размере его выкупной стоимости, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что данный орган является субъектом ответственности за причинение убытков истцу, возникших вследствие фактического лишения имущества.
Разрешая вопрос о стоимости земельного участка, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии оснований положить в основу решения заключение эксперта ООО «ПроКа» от 14 сентября 2022 г., мотивированно отклонив другие заключения об определении стоимости земельного участка, в связи с чем пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания в возмещение убытков 5 010 000 руб., при этом суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции в полной мере соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права к спорным правоотношениям, оснований не согласиться с ними не имеется.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, ненадлежащем способе защиты истцом нарушенного права, неправильном определении истцом надлежащего ответчика были предметом проверки и оценки суда апелляционной инстанции и не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, фактически сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции об установленных обстоятельствах, основаны на субъективном толковании норм материального права и направлены на иную оценку доказательств по делу.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами первой и апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка ими фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебного акта кассационным судом общей юрисдикции.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку нарушений судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 390 и 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
о п р е д е л и л а :
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 10 ноября 2022 г., с учётом определения судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 24 января 2023 г., оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи