Дело № 2-234/2022
УИД 37RS0015-01-2022-000333-95
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Приволжский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Виноградовой Е.В.,
при секретаре Смирновой Е.Ф.,
с участием старших помощников прокурора Приволжского района Ивановской области Пуркина И.Н. и Павловой М.А.,
истца Зарипова Ю.В.,
представителя ответчика Администрации Приволжского муниципального района ивановской области Скачковой Н.Н., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Приволжске 2 августа 2022 года гражданское дело по иску Зарипова Ю.В. к Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Зарипов Ю.В., с учетом уточнения в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в Приволжский районный суд Ивановской области с иском к Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области (далее Администрация Приволжского муниципального района) о понуждении предоставить по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям и степени благоустройства в пределах Приволжского района Ивановской области (л.д. 4-6, 54-55).
Определением Приволжского районного суда Ивановской области от 8 июня 2022 года (л.д. 2-3) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Новского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановской области (далее Администрация Новского сельского поселения).
Заявленные требования мотивированы тем, что истец зарегистрирован и проживал в квартире, расположенной в трехквартирном жилом доме по адресу: <адрес> (далее спорное жилое помещение), предоставленной для проживания его матери Зариповой Н.Х.. После смерти последней, в период с 2017 года по 2020 год истец отбывал наказание в местах лишения свободы. В этот период ему стало известно, что дом, в котором он проживал, признан аварийным и подлежит сносу, а ему будет предоставлено другое жилье. В связи с чем по отбытии срока неоднократно обращался в Администрацию Приволжского муниципального района с просьбой о заключении договора социального найма и предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен аварийного. Однако, ответчик не усмотрел правовых оснований для удовлетворения заявлений истца, поскольку указанный жилой дом в реестре муниципального имущества Приволжского муниципального района не состоит, Администрация Приволжского муниципального района не признавала его аварийным и подлежащим сносу, снос не производила. В связи с чем с 2020 года истец не имеет жилья, фактически является бомжом. На основании изложенного у Зарипова Ю.В. и возникла необходимость обращения в суд с настоящим исковым заявлением (л.д. 4-6, 54-55).
В ходе судебного заседания истец Зарипов Ю.В. поддержал заявленные исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении. Пояснил, что желает получения жилья на льготных условиях, в связи с невозможностью проживания в спорном жилом помещении.
Представитель ответчика Администрации Приволжского муниципального района по доверенности Скачкова Н.Н. (л.д. 52) возражает против заявленных исковых требований. Пояснила, что с 2017 года в полномочия Приволжского муниципального района Ивановской области (далее Приволжский муниципальный район) входит распоряжение муниципальными жилыми помещениями, расположенными на территории сельских поселений последнего. Однако, спорное жилое помещение Администрацией Новского сельского поселения в казну Приволжского муниципального района не передавалось. В случае необходимости получения жилого помещения по договору социального найма взамен аварийного, истцу следует воспользоваться нормами Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47. До настоящего времени заявлений от истца о предоставлении жилого помещения ни в порядке очередности, в связи с нуждаемостью, ни во внеочередном порядке, в связи с непригодностью для проживания имеющегося жилого помещения, с предоставлением необходимых пакетов документов, не поступало.
Третье лицо Администрация Новского сельского поселения в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом (л.д. 93), обратилась с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (л.д. 91).
В ходе судебного заседания от 6 июля 2022 года представитель третьего лица Администрация Новского сельского поселения Ястребов А.А. (л.д. 53) возражал против заявленных требований. Пояснил, что на территории Новского сельского поселения имеется трехквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (далее спорный жилой дом). В настоящее время последний находится в полуразрушенном состоянии. Администрацией Новского сельского поселения данный дом аварийным не признавался, не был он также и передан в 2017 года по неизвестной причине в Приволжский муниципальный район. В настоящее время Администрация Новского сельского поселения не обладает полномочиями по распоряжения муниципальным жильем.
Выслушав истца, представителя ответчика, мнение прокурора, полагающего иск, не подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд считает заявленные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1). Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2).
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п.п. 1-3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч. 1). Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В силу ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции предусмотрены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее Положение).
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (п. 7 Положения).
Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N 1082 "Об утверждении Правил проведения экспертизы жилого помещения, которому причинен ущерб, подлежащий возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, методики определения размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования за счет страхового возмещения и помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и о внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", либо на основании сформированного и утвержденного субъектом Российской Федерации на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации (далее - сводный перечень объектов (жилых помещений), проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (п. 42 Положения).
Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя (п. 45 Положения).
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 47).
В силу ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что на территории Новского сельского поселения Приволжского муниципального района Ивановкой области (далее Новское сельское поселение) расположен трехквартирный жилой дом, имеющий адресную часть: <адрес>.
Квартира № спорного жилого дома в январе 1992 года предоставлена по Договору социального найма Зариповой Н.Х. и члену ее семьи сыну Зарипову Ю.В (свидетельство о рождении от ДАТА л.д. 11). Указанные граждане зарегистрированы в данном жилом помещении, Зарипова Н.Х. с ДАТА по ДАТА, снята с регистрации, в связи со смертью (свидетельство о смерти от ДАТА л.д. 10), Зарипов Ю.В. - с ДАТА по ДАТА и ДАТА по настоящее время (справки Муниципального казенного учреждения Приволжского муниципального района Ивановской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Управление делами» от ДАТА и ДАТА л.д. 8, 9, поквартирные карточки от ДАТА, ДАТА и ДАТА л.д. 37, 73, 102). Договор социального найма в отношении спорного жилого помещения с Зариповым Ю.В. не заключался.
Данные обстоятельства также подтверждаются Распоряжением Администрации Новского сельского округа Приволжского района Ивановской области от 10 декабря 2004 года № 8-р «Об организационно-технических мероприятиях по выполнению распоряжения Главы администрации Приволжского района от 11 ноября 2004 года № 417-р» (л.д. 12) с приложением Наименование улиц и нумерация домов и населённых пунктов Новского сельского округа (л.д. 13), сообщением Приуральского филиала Акционерного общества «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации» от 21 июля 2022 года № 01-09/6042 (л.д. 79).
При этом ни спорный жилой дом, ни спорное жилое помещение на кадастровом учете не состоят (Уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 14 и 15 июня 2022 года Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии л.д. 30, 31).
В соответствии с Законом Ивановской области от 22 июня 2007 года № 90-ОЗ «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Приволжским муниципальным районом и поселениями, находящимися на его территории» (л.д. 119-125), в целях разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием «Приволжский муниципальный район» и образованным муниципальным образованием «Новское сельское поселение», последнему имела место передача имущества муниципального образования «Приволжский муниципальный район», в том числе, муниципальных жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
С учетом изложенного в период с 2007 года спорное жилое помещение состояло на балансе Новского сельского поселения (справки Администрации Новского сельского поселения от ДАТА №, ДАТА № л.д. 101, 107).
В соответствии с Распоряжением Правительства Ивановской области от 13 апреля 2017 года № 57-рп «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Приволжским муниципальным районом и сельскими поселениями, входящими в его состав, в связи с изменением перечня вопросов местного значения сельского поселения» (л.д. 33), на основании ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (л.д. 108), в муниципальную собственность Приволжского муниципального района передан жилой фонд, находящийся в муниципальной собственности Новского сельского поселения (л.д. 109).
Однако, спорное жилое помещение, в соответствии с указанным Распоряжением Правительства Ивановской области от 13 апреля 2017 года № 57-рп не передавалось в муниципальную собственность Приволжского муниципального района (Акт приема-передачи от 5 июня 2017 года с Приложением № 1 л.д. 45, 46-51, Перечень имущества, подлежащего передаче из муниципальной собственности Новского сельского поселения в муниципальную собственность Приволжского муниципального района л.д. 85-90).
В подтверждение состояния жилого <адрес> на июнь 2022 года суду представлен фотоматериал (л.д. 38-39).
Суду не представлены документы, подтверждающие обращение в Межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийным и подлежащими сносу или реконструкции на территории Приволжского городского поселения, Ингарского, Новского, Рождественского сельских поселений с заявлениями о признание спорного жилого дома аварийным или спорной квартиры непригодной для проживания, признание спорного жилого дома аварийным или спорной квартиры непригодной для проживания, включение спорного жилого дома в региональную (муниципальную) адресную программу по переселению граждан на территории Новского сельского поселения. Администрация Новского сельского поселения, Администрация Приволжского муниципального района, наниматели квартир спорного жилого дома, в том числе истец Зарипов Ю.В., действий по признанию спорного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, спорной квартиры непригодной для проживания не предприняли. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Согласно пояснениям истца, Зарипов Ю.В. последний раз посещал спорное жилое помещение в 2010 году, более в <адрес> до настоящего времени не ездил, спорное жилое помещение не видел, не смотря на то, что с указанного времени не находился постоянно в местах лишения свободы (сведения о судимости от 16 июня 2022 года Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации л.д. 41).
Таким образом, судом установлено, что на данный момент спорное жилое помещение продолжает находиться на балансе Новского сельского поселения. При этом данное муниципальное образование не обладает полномочиями по распоряжению муниципальным жилым фондом, находящимся на своей территории. Муниципальное образование Приволжский муниципальный район, в чьи полномочия входит распоряжение муниципальным жилым фондом сельских поселений, входящих в его состав, не имеет на своем балансе спорного жилого помещения. Действий по признанию спорного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, спорного жилого помещения непригодным для проживания не совершалось.
Истец Зарипов Ю.В. в Администрацию Приволжского района по вопросу внеочередного предоставления жилья, в связи с непригодностью для проживания спорного жилого помещения, а также с заявлением о признании его малоимущим в целях постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с предоставлением необходимых наборов документов, не обращался. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
С учетом изложенного, в отсутствие предусмотренных законом оснований предоставления истцу жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, при несоблюдении истцом, предусмотренного законом порядка предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, у суда отсутствуют законные основания для возложения на Администрация Приволжского муниципального района обязанности по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарно-техническим требованиям и степени благоустройства в пределах Приволжского района Ивановской области, как во внеочередном порядке, так и в порядке очередности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Зарипова Ю.В. к Администрации Приволжского муниципального района Ивановской области об обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям и степени благоустройства в пределах Приволжского района Ивановской области - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Приволжский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Виноградова Е.В.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 9 августа 2022 года.