Решение по делу № 2-86/2023 (2-735/2022;) от 10.08.2022

УИД 91RS0023-01-2022-001060-20

Дело № 2-86/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2023 года.

Мотивированное решение изготовлено 30 января 2023 года.

25 января 2023 года                        пгт. Черноморское

Черноморский районный суд Республики Крым

в составе: председательствующего судьи -             Кутепова Т.В.

при секретаре -                             Олевской А.Н.

с участием представителя прокуратуры -             Жаплова Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Черноморского района Республики Крым в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Межводненского сельского поселения <адрес> Республики Крым, третьи лица: ОНД по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес>, администрация <адрес> Республики Крым, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым о понуждении совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

прокурор <адрес> Республики Крым обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Межводненского сельского поселения <адрес> Республики Крым о понуждении совершить определенные действия.

В обоснование поданного искового заявления указал, что постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень населенных пунктов, некоммерческих садоводческих и огороднических организаций, организаций отдыха детей и их оздоровления, подверженных угрозе лесных и ландшафтных (природных) пожаров. Межводненское сельское поселение состоит в указанном перечне. Проверкой соблюдения требований в части полноты принятых администрацией Межводненского сельского поселения мер, направленных на профилактику природных пожаров на территории поселения, проведенной ОНД по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес>, установлено, что в нарушение требований законодательства администрацией поселения не обеспечено нормативное наличие необходимого количества источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов) на территории населенных пунктов муниципального образования Межводненское сельское поселение: в <адрес> требуется 74 штуки, в <адрес> – 12 штук, в <адрес> – 8 штук, в <адрес> – 14 штук, в <адрес> – 16 штук. Кроме того, указанные населенные пункты не обеспечены звуковой системой оповещения населения о чрезвычайной ситуации. Предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени, не исполнено. В связи с изложенным, уточнив исковые требования, прокурор просит суд обязать администрацию Межводненского сельского поселения <адрес> Республики Крым в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на цели обеспечения пожарной безопасности муниципального образования Межводненское сельское поселение; обязать администрацию Межводненского сельского поселения <адрес> Республики устранить выявленные нарушения путем обеспечения нормативного наличия необходимого количества источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов) на территории населенных пунктов муниципального образования Межводненское сельское поселение <адрес> Республики Крым: <адрес> - 74, <адрес> – 12, <адрес> – 8, <адрес> – 14, <адрес> – 16; обеспечить населенные пункты муниципального образования: <адрес>, звуковой системой оповещения населения в соответствии с требованиями Федерального Закона «О пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ.

Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация <адрес> Республики Крым, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении заявленных требований, просил обязать администрацию Межводненского сельского поселения <адрес> Республики в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на цели обеспечения пожарной безопасности, обеспечить нормативное наличие необходимого количества источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов), которое в <адрес> составляет 74 штуки, в <адрес> – 12 штук, в <адрес> – 8 штук, в <адрес> – 14 штук и в <адрес> – 16 штук, а также, ссылаясь на положения Федерального закона «О пожарной безопасности», обеспечить данные населенные пункты звуковой системой оповещения населения о пожаре.

В судебное заседание ответчик, администрация Межводненского сельского поселения <адрес> Республики Крым, явку представителя не обеспечила, о времени рассмотрения дела извещена надлежаще. Подано возражения, в котором указано на отсутствие достаточного объема денежных средств, заложенных в бюджет муниципального образования Межводненское сельское поселение, который позволит в установленные истцом сроки выполнить заявленные требования. Кроме того указал, что в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос местного значения, касающийся организации и осуществления мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не относится к вопросам местного значения сельских поселений. Просил в удовлетворении иска отказать (л.д.22-23).

В судебное заседание представитель третьего лица - ОНД по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес>, не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил.

От администрации <адрес> Республики Крым ранее поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие в соответствии с действующим законодательством.

В судебное заседание представитель третьего лица - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, не явился, извещен надлежаще, подал в суд пояснения, в которых поддержал исковые требования.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, поскольку они самостоятельно распорядились своими процессуальными правами на личное участие в рассмотрении настоящего дела.

Суд, выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - № 69-ФЗ) пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; первичные меры пожарной безопасности – реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Согласно ст. 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях безопасности» (далее - № 123-ФЗ) первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

В соответствии с положениями ст. 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ на территориях поселения и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.

К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: водопроводные сети с пожарными гидрантами.

Пунктом 63 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее – Правила ), установлено, что для профилактики природных пожаров и предотвращения перехода огня на населенные пункты к началу пожароопасного периода проводятся противопожарные мероприятия (обустройство минерализованных полос, уборка сухой растительности, отходов производства и потребления и другие мероприятия).

Согласно п. 75 Правил органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».

Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень населенных пунктов, некоммерческих садоводческих и огороднических организаций, организаций отдыха детей и их оздоровления, подверженных угрозе лесных и ландшафтных (природных) пожаров, принято решение об установлении с ДД.ММ.ГГГГ пожароопасного сезона.

Судом установлено, что Межводненское сельское поселение состоит в указанном выше перечне (Пункт 1.1).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании решения и.о. начальника отделения надзорной деятельности по <адрес> УНД И ПР ГУ МЧС России по <адрес> и.о. главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору подполковника внутренней службы ФИО3 -ПБ от ДД.ММ.ГГГГ проведено контрольное (надзорное) мероприятие в форме выездной проверки. Проверка проведена государственным инспектором по пожарной безопасности отделения надзорной деятельности по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> лейтенантом внутренней службы - ФИО4 совместно с главой администрации Межводненского сельского поселения <адрес> Республики Крым – ФИО5 Проверкой соблюдения требований в части полноты принятых администрацией Межводненского сельского поселения мер, направленных на профилактику природных пожаров на территории поселения, установлено, что в нарушение требований законодательства администрацией поселения не обеспечено нормативное наличие необходимого количества источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов) на территории населенных пунктов муниципального образования Межводненское сельское поселение <адрес> Республики Крым: в <адрес> требуется 74, в <адрес> – 12, в <адрес> – 8, в <адрес> – 14, в <адрес> - 16. Также установлено, что населенные пункты муниципального образования, а именно: <адрес> и <адрес> не оборудованы звуковой системой оповещения населения о чрезвычайной ситуации в соответствии с п. 7 ст. 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности утв. Федеральным законом ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 19 Федерального закона ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности», установлены сроки – до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-10).

Вынесенное предписание ответчиком не обжаловано.

Указанные нарушения в области пожарной безопасности, в случае возникновения пожара ставят под угрозу жизнь и здоровье людей проживающих, и находящихся на территории данного населенного пункта, в том числе могут явиться препятствием для своевременного информирования и надлежащей организации тушения пожара.

Наличие вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности свидетельствует об отсутствии необходимых условий для тушения пожаров, что является непосредственной угрозой жизни и здоровью людей, проживающих и находящихся на территории муниципального образования - «Межводненское сельское поселение», а также может привести к увеличению негативных последствий, в том числе к увеличению числа жертв и повреждений имущества при возникновении пожаров.

Суд полагает, что ответчиком нарушены приведенные выше положения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, что влечет нарушение права на пожарную безопасность неопределенного круга лиц. Установить данный круг лиц не представляется возможным.

Пунктом 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности (ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ).

В материалах дела отсутствуют сведения, достоверно свидетельствующие о соблюдении администрацией Межводненского сельского поселения указанных положений технического регламента, а также о совершении каких-либо конкретных мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности.

Исследовав и оценив все представленные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по совершению конкретных мер для устранения нарушений требований пожарной безопасности, предусмотренных федеральным законодательством.

Обращение прокурора в суд с заявлением не является преждевременным, т.к. законодательство не содержит положений о том, что предписание контролирующих органов препятствует обращению прокурора в суд за восстановлением нарушенных прав граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Полномочия прокурора на подачу иска в суд следует из ст. 45 ГПК РФ.

Суд отмечает, что ссылка представителя ответчика на нормы действующего законодательства с трактовкой полномочий муниципального района в организации и осуществления мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района, по данным исковым требования некорректна, так как согласно п. 9 и п. 32 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; исковые требования основаны на нормах пожарной безопасности.

Срок исполнения обязанности по устранению выявленных нарушений определен, исходя из характера выявленных нарушений и комплекса мероприятий, необходимых для их устранения.

Отсутствие требуемого финансирования для завершения работ по установке гидрантов и звуковой системы оповещения населения не освобождает органы местного самоуправления поселения от исполнения возложенных на них действующим законодательством обязанностей.

Оценивая из изложенной в совокупности, учитывая, что ответчиком нарушены требования пожарной безопасности не исполнена обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельского поселения, в результате чего создана угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд -

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора <адрес> Республики Крым в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать администрацию Межводненского сельского поселения <адрес> Республики Крым в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на цели обеспечения пожарной безопасности муниципального образования Межводненское сельское поселение.

Обязать администрацию Межводненского сельского поселения <адрес> Республики Крым устранить выявленные нарушения путем обеспечения нормативного наличия необходимого количества источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов) на территории населенных пунктов муниципального образования Межводненское сельское поселение <адрес> Республики Крым: в <адрес> - 74, в <адрес> – 12, в <адрес> – 8, в <адрес> – 14 и в <адрес> - 16.

Обязать администрацию Межводненского сельского поселения <адрес> Республики Крым обеспечить населенные пункты муниципального образования Межводненское сельское поселение <адрес> Республики Крым: <адрес> и <адрес>, звуковой системой оповещения населения, согласно Федерального закона ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым, через Черноморский районный суд, в течение одного месяца, со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья                                     Т.В. Кутепов

2-86/2023 (2-735/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокуратура Черноморского района
Ответчики
Администрация Межводненского сельского поселения Черноморского района РК
Другие
Администрация Черноморского района Республики Крым
Министерство жилищно-коммунального хозяйства РК
ОНД по Черноморскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крысм
Суд
Черноморский районный суд Республики Крым
Судья
Кутепов Тимур Владимирович
Дело на странице суда
chernomorskiy.krm.sudrf.ru
10.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.08.2022Передача материалов судье
12.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.09.2022Подготовка дела (собеседование)
09.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2022Судебное заседание
23.11.2022Судебное заседание
19.12.2022Судебное заседание
25.01.2023Судебное заседание
30.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее