Судья Уськова А.Н. Дело № 33-4557/2020
(№ 2-894/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Дубровиной И.Л.,
судей Костицыной О.М., Маркина В.А.,
при секретаре Петрове Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове 22 декабря 2020 года дело по апелляционной жалобе администрации города Кирова и апелляционной жалобе Кротова <данные изъяты>, Алалыкиной <данные изъяты>, Елезева <данные изъяты>, Кымпу <данные изъяты>, Вохмяниной <данные изъяты> на решение Октябрьского районного суда города Кирова от 28 августа 2020 г., с учетом определения того же суда об исправлении описки от 23 ноября 2020 г., которым постановлено:
исковые требования Кротова <данные изъяты>, Алалыкиной <данные изъяты>, Елезева <данные изъяты>, Кымпу <данные изъяты>, Вохмяниной <данные изъяты> к АО «Куприт», администрации города Кирова о признании действий (бездействия) незаконным, взыскании денежных средств - удовлетворить в части. Обязать администрацию города Кирова оборудовать и обустроить на расстоянии не менее 20 м и не более 100 м от мест расположения жилых домов № по <адрес> специальную контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов с твердым (бетонным или асфальтовым) покрытием и ограждением в соответствии с требованиями п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2646-10 от 10.06.2010 и п.п. 2.1.3 и 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88; в удовлетворении остальной части исковых требований Кротова <данные изъяты>, Алалыкиной <данные изъяты>, Елезева <данные изъяты>, Кымпу <данные изъяты>, Вохмяниной <данные изъяты> к АО «Куприт», администрации города Кирова – отказать;
заслушав доклад судьи Дубровиной И.Л.,
У С Т А Н О В И Л А:
Кротов Е.А., Алалыкина Ж.Ю., Елезев С.Г., Кымпу С.И., Вохмянина А.А. обратились в суд с иском к АО «Куприт», администрации города Кирова и просили суд обязать администрацию города Кирова: оборудовать и обустроить на расстоянии не менее 20 м и не более 100 м от мест расположения жилых домов № по <адрес> специальную контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов с твердым (бетонным или асфальтовым) покрытием и ограждением в соответствии с требованиями п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 от 10 июня 2010 г. и п.п. 2.1.3 и 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, а также просили признать действия АО «Куприт» по начислению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за июнь-декабрь 2019 года истцам незаконными и освободить от оплаты, в связи с не оказанием услуги за период с 1 июня 2019 г. по 31 декабря 2019 г. в общей сумме 13201 руб.30 коп.
Октябрьским районным судом города Кирова 28 августа 2020г. поставлено решение, резолютивная часть которого приведена выше. Отказывая в удовлетворении заявленных требований к АО «Куприт» об освобождении в полном объеме от оплаты услуг по обращению с ТКО, суд исходил из того, что отсутствие оборудованной контейнерной площадки на расстоянии не более 100 метров от жилых домов истцов не является доказательством невозможности использования иных контейнерных площадок, расположенных поблизости, либо в иных частях города.
В апелляционной жалобе администрация города Кирова просит решение суда отменить полностью, как незаконное, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что судом не были определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права. Считает, что на администрацию не может быть возложена обязанность по проведению работ своими силами, указанных в обжалуемом решении. Кроме того, в материалах дела имеется фотография, свидетельствующая о выполненной работе по установке контейнерной площадки в согласованном комиссией месте.
В апелляционной жалобе Кротов Е.А., Алалыкина Ж.Ю., Елезев С.Г., Кымпу С.И., Вохмянина А.А. просят отменить решение суда в части отказа в удовлетворении иска к АО «Куприт», и принять в этой части новое решение об удовлетворении исковых требований об освобождении их от оплаты в полном объеме за спорный период времени.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы представитель АО «Куприт» по доверенности Чучалина Т.А. просит решение суда оставить без изменения.
На заседании суда апелляционной инстанции истцы Кротов Е.А., Вохмянина А.А., Елезев С.Г. и их представитель Коршунова О.С. доводы жалобы поддержали. Представитель администрации г. Кирова по доверенности Аронсон М.И. полагал жалобу истцов не подлежащей удовлетворению, поддержал доводы жалобы администрации.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность постановленного судебного акта, приходит к следующему.
Вопросам охраны окружающей среды и санитарно – эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации уделяется пристальное внимание. В частности, ряд федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и подзаконных нормативных актов регламентируют принципиальные положения, связанные с регулированием деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований.
Так в п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ст. 5 Закона Кировской области от 06.06.2007 № 131-ЗО «Об отходах производства и потребления в Кировской области» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно положениям которой, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1). При этом места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в п. 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3). Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 4).
Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее – Правила обустройства мест накопления ТКО).
В соответствии с п. 3 и 4 Правил обустройства мест накопления ТКО, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что все истцы являются собственниками, либо сособственникам жилых домов, расположенных в <адрес> и проживают в данной деревне. Так, истец Кротов Е.А. является собственником жилого дома № расположенного по <адрес>, зарегистрирован и проживает там же; Вохмянина А.А. также является собственником жилого дома, расположенного по <адрес>, зарегистрирована и проживает там же; истец Алалыкина Ж.Ю. является собственником (общая долевая собственность, доля в праве – 2/3) индивидуального жилого дома по <адрес> Кымпу С.И. зарегистрирован и проживает в доме <адрес>; истец Елезев С.Г. является собственником жилого дома <адрес>, зарегистрирован и проживает там же.
Данный населенный пункт и ряд близлежащих населенных пунктов, включая <адрес>, является составной частью муниципального образования «Город Киров».
Из представленных в материалы дела сведений, следует, что в на момент рассмотрения дела судом первой инстанции ближайшее место накопления ТКО по отношению к жилым домам истцов расположено по адресу: <адрес>, что составляет примерно 700-800 метров от названных жилых домов. Указанное место накопления ТКО является контейнерной площадкой общего пользования, включено в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Киров». Данная площадка является муниципальной и пользоваться ею может неопределенный круг лиц, равно как и иными муниципальными площадками.
Из ответа региональному оператору зам. директора по работе с претензиями в сфере обращения с ТКО от 21.08.2020 года № 1731/5 следует, что 30.12.2018 года в <адрес> был установлен один контейнер объемом 1,1 м.куб., который неоднократно неустановленными лицами перемещался из одной части деревни в другую: с ул. <адрес>, а также до конечной остановки автобусов в <адрес>, где в настоящее время и располагается.
На основании данных спутниковой навигации передвижения мусоровозов с 01.01.2019 по 31.12.2019, судом установлено, что в спорный период транспортировка мусора из <адрес> осуществлялась от места установки контейнеров.
В соответствии с требованиями п. 8.2.5. «СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», на которые ссылаются истцы, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100м.
Приведенная норма, как и аналогичная, действовавшая в СанПиН 42-128-4690-88, допускает в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где отсутствует возможность соблюдения предусмотренных разрывов, устанавливать эти расстояния комиссионно.
В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Кировской области от 24.04.2018 года, заключенным с министерством энергетики и жилищно – коммунального хозяйства, АО «Куприт» является региональным оператором по обращению с ТКО и обеспечивает транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на всей территории Кировской области с 01. 01. 2019 года. Соответственно, <адрес> входит в территориальную схему области обращения с ТКО и АО «Куприт» обязано оказывать услуги по обращению с ТКО потребителям, проживающим в <адрес>, что не свидетельствует об отсутствии публичного договора между оператором и потребителем и не лишает возможности потребителя складировать ТКО в любом месте накопления ТКО.
Согласно ст.8 ранее упомянутого Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области обращения с ТКО отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО и определение схемы размещения мест накопления, а также ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Аналогичные положения содержатся в абз.2 п. 13 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, в соответствии с которым бремя содержания контейнерных площадок несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством РФ.
В силу постановления Правительства РФ от 31.08.2018 года №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления коммунальных отходов и ведения их реестров», уполномоченным органом по созданию мест (площадок) накопления ТКО в границах муниципального образования является администрация данного муниципального образования.
В соответствии со ст.5 Закона Кировской области от 06.06.2007 года № 131-ЗО «Об отходах производства и потребления в Кировской области» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, определение схемы размещения мест накопления и ведение их реестра.
Исходя из сказанного, доводы апелляционной жалобы представителя администрации г. Кирова о неправомерном возложении на администрацию обязанности по оборудованию и обустройству контейнерной площадки в <адрес>, представляются несостоятельными, тем более, что работа по обустройству площадки в настоящее время практически завершается по <адрес>.
Поданная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции в части возложения на администрацию г. Кирова обязанности по организации работы по обустройству и оборудованию контейнерной площадки в соответствии с установленными санитарными правилами и нормами соглашается.
Утверждения истцов Кротова Е.А. и Елезева С.Г., высказанные судебной коллегии о том, что им не нужна контейнерная площадка, поскольку они сами утилизируют ТКО, судебной коллегией отклоняются, поскольку они противоречат требованиям искового заявления, подписанного истцами, в отсутствие отказа от иска в данной части, противоречат выступлению их представителя и других истцов.
Также, по мнению судебной коллегии, не может быть удовлетворена апелляционная жалоба истцов, оспаривающих решение суда в части отказа в удовлетворении иска к АО «Куприт» об освобождения от оплаты коммунальной услуги в полном объеме за период с июня по декабрь месяцы 2020 года в связи с расположением контейнерной площадки в <адрес>, то есть на расстоянии более 100 метров от жилого дома в нарушение вышеприведенных требований СанПиН 2.1.2.2645-10, и признании незаконными действий ответчика по начислению платы.
Так, пунктами 148 (45,46,47,48) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, урегулирован порядок перерасчета вплоть до полного освобождения потребителя от платы в случае предоставления потребителю в расчетном периоде в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов.
Согласно п.17 Приложения №1 к вышеназванным Правилам № 345, в перечне к качеству коммунальной услуги по обращению с ТКО содержится единственное требование – это требование по обеспечению своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления и порядок снижения платы в случае несвоевременного вывоза.
Названые правила не содержат указаний о возможности снижения платы либо освобождения от неё собственников, в случае отсутствия указания органа местного самоуправления в качестве отходообразователя определенного места (площадки) накопления ТКО в реестре мест накопления.
Согласно п. 9 «Правил обращения с ТКО», утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641», потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (п. 10 Правил № 1156).
Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз (п. 13 Правил № 1156).
Указанная норма права определяет ответственность регионального оператора АО «Куприт» за обращение с ТКО лишь с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом, вопреки доводам истца, в соответствии с данным постановлением, организация и содержание мест (площадок) накопления ТКО, включая их обслуживание и облагораживание, законодателем на регионального оператора не возложена. Выполнение указанных работ как до, так и после изменения нормативно-правового регулирования в области обращения с ТКО, возложено на органы местного самоуправления, о чем подробно изложено выше.
В силу п. 108-110 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов» допустимым доказательством оказания услуги по транспортировке ненадлежащего качества могут являться лишь акты потребителя с участием представителя регионального оператора, а основанием для перерасчета заявление потребителя с приложением указанного акта, однако таких доказательств материалы дела не содержат.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доводы истов о том, что они контейнерами не пользуются вообще и не пользовались данной коммунальной услугой с июня по декабрь 2019 года ни в одном из мест складирования г. Кирова, хотя имели право пользоваться любой муниципальной площадкой, не подтверждены надлежащими доказательствами.
Доводы истцов о том, что ряд бытовых отходов в отсутствие близлежащего контейнера им приходилось сдавать в пункты приема вторсырья, свидетельствуют лишь о заинтересованности истцов в получении дохода от сдачи вторсырья. При этом судебная коллегия отмечает, что согласно представленным приемо – сдаточным актам, пункты приема вторсырья расположены в <адрес> и иных местах <адрес>, (то есть гораздо дальше, чем контейнер в <адрес>) куда истцам приходилось добираться на транспорте. Названные действия истцов не исключают как факт пользования коммунальной услугой, так и факт оказания такой услуги региональным оператором.
Материалы дела не содержат доказательств неосуществления сбора и вывоза ТКО от потребителя. Доказательств нарушений периодичности вывоза ТКО не имеется.
При этом судебная коллегия, ни в коем случае не отрицая необходимости оказания потребителям качественных коммунальных услуг, отмечает, что ни в исковом заявлении, ни в одном из выступлений, истцы не ставили вопрос о снижении платы за вывоз ТКО за спорный период. Речь велась исключительно об освобождении от оплаты в полном объеме и признании незаконными действий регионального оператора АО «Куприт» в начислении оплаты за услугу в период с июня по декабрь 2019 года. С заявлениями о снижении платы в АО «Куприт» истцы также не обращались.
Представленные истцом Вохмяниной А.А. документы о том, что она является владельцем садового участка и круглогодично с семьёй проживает в садоводческом товариществе (т.1 л.д. 189, 190), что по её мнению является основанием для освобождения от оплаты коммунальной услуги по вывозу ТКО по адресу: <адрес> не могут однозначно свидетельствовать о том, что Вохмянина А.А. и члены её семьи не проживают по спорному адресу в д<адрес> и не пользуются коммунальной услугой. В частности, на декабрь 2019 года у Вохмяниной А.А. имеется задолженность по электроснабжению в размере 10028 руб.71 коп., причем за ноябрь 2019 года к оплате за потребленную электроэнергию начислено 1865 руб.62 коп. (т.1 л.д.23).
В любом случае, порядок перерасчета платы за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием регламентирован п. 91 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354, согласно которому перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
Суду не представлено доказательств подачи такого заявления истцами, в связи с чем, руководствуясь вышеприведенными положениями законов и подзаконных нормативных актов, судебная коллегия находит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований к АО «Куприт» верным, обоснованным и не усматривает оснований для его отмены либо изменения по доводам жалобы истцов.
Обобщая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта по доводам апелляционных жалоб.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Октябрьского районного суда города Кирова от 28 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи