Судья Одинцов В.В. К делу № 33-878/2021
(№ дела в суде I инстанции 2-399/2021)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
30 апреля 2021 года город Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего Боджокова Н.К.,
судей Козырь Е.Н. и Шишева Б.А.,
при секретаре судебного заседания Сканчибасовой М.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ФИО3 М.В., Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея и администрации МО «Тахтамукайский район» на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 25.01.2021 года, которым постановлено:
исковые требования ФИО1 к администрации МО «Тахтамукайский район», Управлению Федерального казначейства по Республике Адыгея о взыскании убытков, удовлетворить частично.
Взыскать с администрации МО «Тахтамукайский район» за счет средств Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея убытки в размере 181 793 рубля и расходы по оплате государственной пошлины в размере 4836 рублей.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 в оставшейся части отказать.
Заслушав доклад судьи Боджокова Н.К., объяснения представителя истца - Ленц А.С., представителя Управления Федерального Казначейства - Маможенко Т.В. и представителя администрации МО «Тахтамукайский район»: Сообцоковой С.А., поддержавших доводы своих жалоб, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО3 М.В. обратилась в суд с иском к администрации МО «Тахтамукайский район», Управлению Федерального казначейства по Республике Адыгея о взыскании с администрации МО «Тахтамукайский район» за счет средств Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея убытков. В обосновании иска указала, что 28 января 2019 года между ФИО3 М.В. и администрацией муниципального образования «Тахтамукайский район» был заключен договор аренды земельною участка №5.
Названный договор аренды заключен между сторонами с учетом постановления главы администрации МО «Тахтамукайский район» от 21.11.2018 г. № 1606 «О проведении аукциона, состоящего из четырех лотов, на право заключения договоров аренды сроком на двадцать лег земельных участков, (государственная собственность на которые не разграничена)...»
Согласно п. 1.2. договора аренды №5 от 28.01.2019 года, ответчик передал, а истец приняла в аренду земельный участок общей площадью 400 кв.м. из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
За период действия заключённого между истом и ответчиком договора аренды, истец осуществила возведение капитальной постройки на арендуемом земельном участке. О факте возведения объекта недвижимости на арендуемом земельном участке свидетельствует выписка. Исходя из изложенного в указанной выписке на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> находится зарегистрированный в установленном законом порядке объект недвижимости - садовый дом, площадью 22,8 кв.м. (кадастровый №), правообладателем которого является истец.
Постановлением главы администрации МО «Тахтамукайский район» от 24.04.2019 № 193 садовому дому общей площадью 22,8 кв.м. (кадастровый №) присвоен административный адрес: РФ, <адрес>.
Имея намерения осуществить выкуп вышеуказанного земельного участка, истец в письменной форме обратилась с соответствующим заявлением к ответчику. Факт обращения подтверждён заявлением о выкупе земельного участка от 10.04.2019 года.
По результатам рассмотрения заявления истца о выкупе земельного участка, администрацией муниципального образования «Тахтамукайский район» 21.05.2019 года принято решение об оставлении заявления о выкупе без удовлетворения.
Не согласившись с принятым ответчиком решением, истец обжаловала его в установленном законом порядке.
Решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 25.06.2019 года по делу 2а-1390/2019 административное исковое заявление ФИО1 к администрации МО «Тахтамукайский район» удовлетворено. Указанным судебным актом признано незаконным решение администрации МО «Тахтамукайский район» №01-5-2720 от 21.05.2019 года об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 о выкупе земельного участка.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республика Адыгея от 3 марта 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции вынесла кассационное определение от 18.08.2020 года, которым апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 3 марта 2020 года отменено, решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 25 июня 2019 года оставлено в силе.
Таким образом, решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 25.06.2019 года по делу 2а-1390/2019 на текущий момент вступило в законную силу.
Имея в распоряжении промежуток времени, за который была переплачена арендная плата (с связи с незаконным отказом в выкупе) истец считает, что ей причинены убытки в размере 639 422,7 рублей.
457 629 рублей - стоимость арендной платы за один календарный год.
457 629 / 365 = 1253,77 - стоимость арендной платы за один календарный день.
С 10.05.2019 года по 01.10.2020 года - 510 календарных дней.
510 * 1253,77 = 639 422,7 рублей - сумма убытков.
Истец просила взыскать с администрации МО «Тахтамукайский район» и Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея убытки в размере 639 422,70 рублей и расходов по оплате государственной пошлины в размере 9594 рубля.
Суд постановил обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе Управление Федерального казначейства по Республике Адыгея выражает несогласие с решением суда первой инстанции, просит его изменить, в части взыскания убытков и расходов по уплате государственной пошлины за счет средств Управление Федерального казначейства по Республике Адыгея.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ФИО3 М.В. выражает несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе администрация МО «Тахтамукайский район» выражает несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исследовав обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п/п. 1 – 3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении» решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 – 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме.
Фактические обстоятельства по делу, изложенные в исковом заявлении и установленные судом первой инстанции, с достаточной полнотой отраженные в описательной части обжалуемого решения, сторонами по делу не оспариваются.
Согласно ч. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Исходя из положений п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу положений ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон.
Частью 4 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
В соответствии с п. 5 ст. 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, если основанием для расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора.
Из анализа указанных правовых норм следует, что сторона договора имеет право требовать возмещения того, что было исполнено, только в случае существенного нарушения другой стороной условий договора.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что размер убытков причинных истцу составляет 639 422 рубля, а стоимость арендной платы за один год составляет 457 629 рублей, соответственно размер убытков подлежащих взысканию составляет 181 793 рубля (639 422 - 457 629 = 181 793).
Что касается доводов Чернявской М.В. в части взыскания убытков в полном объеме судебная коллегия поясняет, что согласно п. 3.1 размер ежегодной арендной платы за Участок устанавливается в соответствии с итоговым Протоколом торгов в форме аукциона от 16.01.2019 и составляет 457 629 (четыреста пятьдесят семь тысяч шестьсот двадцать девять) руб. 24 коп.). Сумма внесенного задатка Арендатором в размере 18 023 (восемнадцать тысяч двадцать три) руб. 8 коп., учитывается за первый год аренды.
Согласно п.3.7 договора аренды земельного участка, в случае предоставления в собственность земельного участка в течение первого года аренды, размер уплаченной арендной платы за первой год аренды не подлежит возврату.
Таким образом, руководствуясь принципом свободы договора (п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации), стороны согласовали условия договора, в том числе размер и порядок арендной платы.
Судебная коллегия не соглашается с доводами ФИО3 М.В. о том, что указанные условия противоречат действующему законодательству, поскольку в соответствии со ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации размер и порядок внесения арендной платы устанавливается сторонами по своему усмотрению. Кроме того, судебная коллегия отмечает, что указанный договор был подписан сторонами без каких-либо разногласий, стороной истца не оспаривался.
Заключая договор аренды, ФИО3 М.В. была ознакомлена со всеми условиями договора, о чем свидетельствует её подпись.
С доводами апелляционной жалобы администрации МО «Тахтамукайский район» судебная коллегия не может согласиться, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о взыскании убытков и расходов по уплате государственной пошлины за счет средств Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея и считает заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея по следующим основаниям.
На основании Положения об управлении Федерального казначейства по Республике Адыгея (Адыгея) (далее УФК по Республике Адыгея), (утв. приказом Федерального казначейства от 27 декабря 2013 г. № 316), УФК по Республике Адыгея является территориальным органом Федерального казначейства, основными задачами которого являются, кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
УФК по Республике Адыгея не является финансовым органом. Не имеет полномочий представлять интересы казны РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, не является главным распорядителем бюджетных средств.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ), финансовыми органами, главными распорядителями бюджета муниципального образования, имеющими полномочия представлять интересы казны муниципального образования, являются органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
В силу пункта 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования, выступает в суде от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию по искам о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
В соответствии со ст. 6 БК РФ, главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим кодексом.
В связи с вышеуказанными нормами БК РФ, главным распорядителем, представителем казны муниципального образования в данных правоотношениях является финансовый орган администрации муниципального образования «Тахтамукайский район».
Таким образом, решение суда первой инстанции в части взыскания убытков и расходов по уплате государственной пошлины за счет средств Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 25.01.2021 в части взыскания убытков и расходов по уплате государственной пошлины за счет средств Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея отменить.
В удовлетворении исковых требований Чернявской Марии Валентиновны к администрации МО «Тахтамукайский район» в части взыскания убытков и расходов по уплате государственной пошлины за счет средств Управлению Федерального казначейства по Республике Адыгея отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Адыгея может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения, путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.04.2021 года.
Председательствующий - Н.К. Боджоков
Судьи: Е.Н. Козырь, Б.А. Шишев
Копия верна:
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Н.К. Боджоков