РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть
07 сентября 2020 года город Иркутск
Куйбышевский районный суд г. Иркутска
в составе: председательствующего судьи Глуховой Т.Н.
при секретаре Бакшеевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области к Безрукову Олегу Вячеславовичу о взыскании задолженности по обязательным платежам,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 16 по Иркутской области обратилась в суд с административным иском, в обоснование которого указано, что Безруков О.В. имеет в собственности автомобиль <данные изъяты>, дата регистрации права 01.04.2012. В связи с образованием задолженности по транспортному налогу, не оплаченной в добровольном порядке, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. 16.09.2019 мировым судьей судебного участка № 55 Иркутского района Иркутской области судебный приказ от 29.07.2019 о взыскании с Безрукова О.В. задолженности по транспортному налогу был отменён по заявлению должника.
На основании изложенного, просит суд взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 10948 рублей, по пени по транспортному налогу в размере 188,30 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Старцева Т.А., действующая по доверенности, административный иск поддержала в полном объёме по изложенным в нём основанием, просила заявленные требования удовлетворить, взыскать с Безрукова О.В. задолженность по транспортному налогу в размере 10948 рублей, по пени в размере 188,30 рублей. Дополнительно суду пояснила, что в тексте иска допущена опечатка в части налогового периода, а именно вместо 2017 года следовало указать 2015 год.
Административный ответчик Безруков О.В. в судебном заседании против заявленных требований возражал, пояснив, что задолженность за 2017 год по транспортному налогу у него погашена вовремя и в полном объёме, а за вынесением судебного приказа о взыскании задолженности за 2015 год налоговый орган не обращался. Кроме того, считает, что налоговым органом пропущен срок для обращения в суд с такими требованиями.
Представитель административного ответчика Сорокина Я.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку обязанность по уплате транспортного налога за 2017 год её доверителем была исполнена своевременно- 03.12.2018, задолженность за 2015 год по транспортному налогу административным ответчиком также погашена, при этом, налоговый орган не обращался к мировому судье за вынесением судебного приказа за налоговый период 2015 года.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства в их совокупности, изучив материалы административного дела № 2а-2569/2019 о вынесении судебного приказа, определив какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, определив какой закон должен быть применен по данному делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме по следующим основаниям.
Статьей 3 Налогового кодекса РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно пункту 8 статьи 69 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов.
В силу пунктов 1, 2 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика - индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика - индивидуального предпринимателя.
На основании пункта 3 указанной статьи решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Судом установлено, что административный ответчик в силу ст.357 НК РФ в 2015, 2017 годах являлся налогоплательщиком транспортного налога на автомобиль <данные изъяты>
Данное обстоятельство административным ответчиком не оспаривалось.
В соответствии со ст.356 НК РФ, транспортный налог является региональным налогом, который устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории Иркутской области таким законом является Закон Иркутской области от 4 июля 2007 г. № 53-ОЗ «О транспортном налоге».
Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ. В соответствии с указанной статьёй объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, иные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст.359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, по каждому транспортному средству отдельно. Согласно статье 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.Пункт 1 статьи 361 НК предусматривает, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В соответствии со ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона Закон Иркутской области от 04.07.2007 N 53-оз (ред. от 28.11.2014) "О транспортном налоге" (принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 20.06.2007 N 33/2/1-СЗ) (в редакции от 28.11.2014 года № 93-оз), сумма налога, подлежащая уплате по истечении налогового периода, уплачивается налогоплательщиками-организациями не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Статьей 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней, с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Судом установлено, что налоговым органом в адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление №6598709 от 24.06.2018, в котором указано на необходимость в срок не позднее 03.12.2018 уплатить задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 10948 рублей и по транспортному налогу за 2017 год в размере 10948 рублей.
Впоследствии налоговым органом в адрес Безрукова О.В. также было направлено требование №11615 по состоянию на 09.02.2019, в котором указано на необходимость в срок до 19.03.2019 уплатить задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 10948 рублей, по пени в размере 188,30 рублей.
В материалах дела суду также представлен расчет задолженности по транспортному налогу за 2017 год с начислением пени, начиная с 04.12.2018.
Однако административным ответчиком суду представлена выписка из платежного поручения ПАО Сбербанк №1540723 от 04.12.2018, из которой установлено, что 03.12.2018 Безруковым О.В. в счет погашения задолженности по транспортному налогу за 2017 год (как указано в назначении платежа) на расчетный счет УФК по Иркутской области (МИФНС России № 12 по Иркутской области) были перечислены денежные средства в сумме 10948 рублей.
Установлено также, что 24.07.2019 МИФНС России № 12 по Иркутской области обратилась к мировому судье судебного участка №55 Иркутского района Иркутской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Безрукова О.В. задолженности по транспортному налогу в размере 10948 рублей, по пени в размере 188,30 рублей. При этом, мировому судье были представлены те же требование №11615 от 09.02.2019, налоговое уведомление №6598709 от 24.06.2018.
Вынесенный 29.07.2019 судебный приказ был отменен 16.09.2019 по заявлению административного ответчика. С настоящим административным иском в суд налоговый орган обратился 14.03.2020, то есть в пределах установленного законом шестимесячного срока.
С учетом изложенного, исследования всех представленных материалов, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме в связи с добровольной и своевременной уплатой административным ответчиком Безруковым О.В. задолженности по транспортному налогу за 2017 год.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 293-294 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Иркутской области к Безрукову Олегу Вячеславовичу о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 10948 рублей, по пени по транспортному налогу в размере 188,30 рублей, отказать в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в месячный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен судом 16 октября 2020 года.
Председательствующий: Т.Н. Глухова